Благодаря и вопреки. О качестве жизни, правах и судьбе человека, родившегося с экстремально низкой массой тела
В соответствии с критериями Всемирной организации здравоохранения Россия с 2012 года перешла на новые стандарты регистрации новорождённых с экстремально низкой массой тела - от 500 г. До настоящего времени в ЗАГСе регистрировали родившихся живыми с массой тела от1000 г. Если вес составлял от 500 до 999 г, то этих детей регистрировали лишь в тех случаях, если они прожили более 168 ч. Приказа №1687 ожидали, однако мнения специалистов относительно его реализации далеко не однозначны.
В журнале StetusPraesens («Акушерство и гинекология» под редакцией проф. В. Радзинского) была опубликована контраверсионная точка зрения одного из самых заслуженных и авторитетных акушеров-гинекологов страны, проф. Г.Н. Ушаковой, имеющей более чем 40-летний опыт практической, организационной и преподавательской деятельности. Статья предлагается без сокращений и адаптации.
Под самый конец 2011 года (27 декабря) министр здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голикова подписала Приказ №1687 «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке её выдачи», который на ближайшие годы будет определять не только здоровье, но и судьбу многих наших юных сограждан, поторопившихся прийти в этот мир намного раньше срока.
Проблема регистрации детей, достигших гестационного возраста 22 нед (вместо положенных 37-40) и массы тела 500 г, возникла в России не сегодня. Ещё 4 декабря 1992 года (в период накопления демократических свобод и, что важнее, интеграции обновлённой России в общеевропейское пространство) вышел Приказ Министерства здравоохранения РФ №318 «О переходе на рекомендованные ВОЗ критерии живорождения и мертворождения».
Делалось это с целью «…перехода РФ на принятую в международной практике систему учёта и статистики в соответствии с развитием рыночной экономики… Международной конвенцией о правах ребёнка, Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
Приказ №318 утвердил новые определения и понятия живорождения, мертворождения, перинатального периода и параметров физического развития новорождённого (плода). Однако более 10 лет этот приказ в России исполнялся, но с искажением статистики. Для этого были и остаются очень веские причины. Приказ №318 на момент его принятия изначально не мог быть внедрён в практическую работу в связи с тем, что российское здравоохранение к этому не было готово ни материально, ни технологически, ни организационно.
Будь готов?
Готово ли сегодня наше здравоохранение и общество выполнить приказ №1687? Чтобы ответить, сначала следует задать множество других вопросов. Чем с биологической точки зрения обусловлено самопроизвольное прерывание беременности раньше срока? Какова распространённость самопроизвольных выкидышей и преждевременных родов в популяции?
Каково состояние здоровья детей и взрослых, родившихся с экстремально низкой массой тела и какова их судьба? И наконец, все ли профильные медицинские учреждения имеют условия для выхаживания таких новорождённых?
Самопроизвольные выкидыши ранних и поздних сроков принято считать одним из механизмов естественного отбора и их распространённость в популяции значительна. По данным, полученным при исследовании девяти когорт конченным репродуктивным периодом и интервалами рождений в 5 лет (год рождения первой когорты 1920-й и ранее, последней - 1956-1960 годы), частота самопроизвольных выкидышей на 100 женщин составила от 19 до 37 случаев. В указанных когортах от 12,8 до 26% женщин имели в анамнезе самопроизвольные выкидыши.
Частота преждевременных родов, по критериям ВОЗ (после 22 нед, плодом более 500 г), в 2005 году достигла в развитых странах мира таких величин: в США - 9,7%, в Великобритании - 7,7%, Франции - 7,5%, Германии - 7,7%.
По критериям, принятым до 2012 года в России (после 27 нед, плодом более 999 г), частота преждевс: родов колебалась в различные годы от 5,4 до 7,7%. Например, по данным Минздравсоцразвития, в 2010 году преждевременные роды в сроке 28-37 нед составили всего 5,9% общего числа родов, ещё около 0,6% - преждевременные роды в сроке 22-27 нед.
Основными причинами экстремально раннего завершения беременности, как правило, выступают неблагополучное ее течение и нездоровье плода: инфекция, экстрагенитальные заболевания матери, плацентарная недостаточность, тромбофилические и другие осложнения.
Другими словами, у здоровой женщины физиологическипротекающая беременность самопроизвольно раньше срока не прервётся.
Прогнозы и угрозы
У преждевременно родившегося плода с экстремально низкой массой тела ни одна система не готова к постнатально самостоятельному существованию. В этом сроке его развитие обеспечивают материнский организм и плацента, в которой есть дублёры всех развивающихся у плода систем. В частности, не готова к постнатальному развитию и репродуктивная девочки и мальчика, а это впоследствии может стать причиной нарушений репродуктивной функции во взрослом возрасте. Однако это не единственные нарушения.
При рождении и в постнатальный период у таких детей выявляют патологические изменения терморегуляции, электролитного баланса, углеводного обмена; новорожденные требуют долгосрочного искусственного питания, у многих развивается гипергликемия сложного генеза, которая ведёт к ядерной желтухе, а в последующем - к расстройству слуха, задержке умственного развития и ДЦП. У новорожденных с экстремально низкой массой тела с высокой частотой возникают респираторный дистресс-синдром, некротизирующий энтероколит, внутрижелудочковые кровоизлияния, паравентрикулярная лейкомаляция, ретинопатия, ведущая к слепоте. Обычное явление - пороки сердца, и в первую очередь незакрытие артериального протока.
А насколько страдает здоровье детей, родившихся с экстремально низкой массой тела, на протяжении всей последующей жизни? Чтобы ответить на данный вопрос, в Финляндии выполнили проспективное исследование здоровья 351 ребёнка, родившегося с экстремально низкой массой тела (от 500 до 1000 г) с 1 января 1996 года по 31 января 1997 года. Из них до 5-летнего возраста дожили 206 детей (59%). 172 ребёнка прошли всестороннее обследование, в результате которого когнитивные нарушения были выявлены у 9% детей, церебральный паралич у 19%; ниже популяционных были и показатели внимания, речи, памяти. Кроме того, у 30% детей диагностировали ретинопатию недоношенных, у 4% - глухоту. Принимая во внимание полные критерии инвалидности, 61% детей не были признаны инвалидами (не считая некоторых офтальмологических, слуховых и неврологических нарушений), 19% имели умеренную инвалидность, 20% - тяжёлую.
А что же у нас? В России ежегодно рождаются более 3000 детей массой тела менее 1000 г. Они всегда появляются на свет в очень тяжёлом состоянии, максимально подвержены осложнениям, связанным с недоношенностью. Выхаживание этих детей требует высочайшей квалификации врачебного и сестринского персонала, огромных материально-технических затрат, поскольку им необходима поддержка всех жизненно важных функций организма. По расчётам в НЦАГиП им. В.И. Кулакова 2006 года, выхаживание ребёнка весом менее 1000 г до его выписки домой стоит от 500 тыс. руб. Сегодня лишь однократное введение сурфактанта недоношенному обходится в сумму от 22 тыс. руб.
Ещё более высокие цифры приводят зарубежные авторы: выхаживание ребёнка массой менее 750 г обходится в США в $274 тыс., массой 750- 999 г - в $138 тыс. В Швеции на выхаживание ребёнка с экстремально низкой массой тела в период ИВЛ тратят €3 тыс. в день, а дальнейшее выхаживание до выписки домой стоит ещё €40 тыс.
Приказы обсуждаются?
Итак, готова ли сегодня Россия к выполнению приказа №1687? А это, если перечислять последовательно, не только первичная реанимационная помощь новорождённым с экстремально низкой массой тела, но и последующая полноценная реабилитация, обеспечение достойного качества жизни этих детей в долгосрочном прогнозе - во взрослом возрасте. Думаю, говорить о готовности нашей страны нести такие расходы в полной мере сегодня не приходится.
Более всего готова к этому неонатология. Её успехи в нашей специальности действительно поражают. Удивительно, как ещё вчера жизнь этого ребёнка, умещающегося на ладони, по всем параметрам поддерживалась искусственно, а сегодня он с огромным усилием, но всё же пытается самостоятельно приподнять веко, чтобы «принять участие в беседе».
Однако одних успехов неонатологии недостаточно. Без правильных организационных усилий решить проблему не получится. Такая помощь может быть оказана в родовспомогательных учреждениях высокого уровня - по типу перинатальных федеральных центров. В России же до сих пор большая часть женщин преждевременно рожает в обычных родильных домах: городских и районных - I, максимум II уровня.
Но даже не это главное. Готова ли страна в целом и российские семьи вкладывать огромные средства в последующую полноценную реабилитацию и обеспечение достойного качества жизни этих детей? Вызывает большое сомнение, что государство пойдёт на такие расходы, а среднестатистическая семья в России просто не имеет нужного уровня дохода. Нерешённые проблемы реабилитации будут лишь увеличивать число детей-инвалидов. А их уже сегодня более полумиллиона (2008 год - 506 636 детей).
На мой взгляд, ещё до принятия приказа следовало бы решить ряд очень серьёзных организационных, научных, практических, морально-этических, юридических проблем.
В заключение я хотела бы остановиться на, может быть, самом главном аспекте этой проблемы. По моему мнению, в наше время произошли глобальные изменения сексуального поведения, репродуктивных установок населения, во всяком случае, российского. Раннее начало половой жизни, преимущественно вне брака, множество половых партнёров, эпидемия ИППП, нежеланные беременности и прерывание их медицинскими и криминальными абортами, поздний возраст первых родов (свыше 26 лет!), потеря нормальной детородной функции - всё это создаёт предпосылки для более широкого распространения ВРТ. Однако природу, которая миллионы лет трудилась над самой главной проблемой человека - воспроизвести здоровое потомство, - заменить и обмануть трудно. За всё нужно платить! Но расплачиваться за это, к сожалению, приходится ни в чём не повинному человеку, явившемуся в этот мир намного раньше срока, - своим здоровьем, качеством своей жизни, наконец, судьбой.
Правда, в нашей стране «виновный», как всегда, найдётся. Скорее всего, это будет врач - женской консультации, родильного дома, детской поликлиники. Отношение к нему иногда настолько предвзято, что возникают сомнения в том, что оценка врачебных действий находится в общей для всей страны системе морально-этических и юридических координат.
Многих мам, чей ребёнок родился раньше срока, интересует процесс выхаживания ребёнка в условиях стационара. Ведь о состоянии крохи они знают только со слов педиатра. Мам не допускают в отделение интенсивной терапии, чтобы быть рядом с малышом круглые сутки. Организм ребёнка очень слаб и восприимчив к разного рода инфекциям, поэтому в детских палатах соблюдается особая стерильность. Как проходит процесс — выхаживание недоношенных детей с экстремально низкой массой тела, рассмотрим в статье.
Степени недоношенности ребенка
Существуют разные степени недоношенности:
- Дети с экстремально низкой массой тела – менее 1 кг, родившиеся на сроке 28 и ранее;
- Дети, родившиеся на сроке от 28 – 32 недель, с массой тела более 1 кг;
- Дети, родившиеся на сроке 32 – 37 недель, с массой тела более 1500 гр.
Дети, с весом менее 1 кг, родившиеся на сроке до 28 недель являются глубоко недоношенными. Но они уже жизнеспособны и при правильном уходе и своевременно проведённых мероприятиях быстро набирают вес. Новейшее оборудование, применяемое в родильных домах, позволяет выхаживать деток весом от 500 грамм.
Первые мероприятия по реанимации недоношенных детей начинаются в родзале. При необходимости неонатологи и реаниматологи проводят профилактику асфиксии. Электроотсосом очищают органы дыхания ребёнка от слизи. При отсутствии признаков жизни и дыхания ребёнка подключают к аппарату искусственной вентиляции лёгких. После стабилизации дыхания и ритма сердечных сокращений малыша помещают в кувез, в палату интенсивной терапии.
Ребенок родился на сроке больше 28 недель
Для таких детей применяют стандартные мероприятия:
- Обтирание и просушивание кожи;
- Обёртывание в стерильную тёплую пелёнку;
У детей с низкой массой тела головку дополнительно защищают от потери тепла. Для этого надевают шапочку или укутывают плёнкой. На пупочный остаток накладывают зажим. Обработка пупочной раны проводится в палате интенсивного наблюдения.
Необходимо постоянно контролировать температуру воздуха в помещении, где находится ребёнок. Она должна быть не менее 25 * C.
Если малыш родился на сроке раньше 28 недель
В таких случаях обязательно используют специальную плёнку. Малыша не обтирают и в первые минуты жизни оборачивают туловище в герметичный пакет. Перед этим вырезают отверстие под голову. До того, как поместить малыша в пакет присоединяют датчики давления, пульса и температуры тела к правому запястью. При проведении катетеризации и прочих манипуляций медики минимально нарушают целостность пакета. В отделение интенсивной терапии ребёнка доставляют в пакете.
Рефлексы недоношенных детей
У глубоко недоношенных детей отсутствуют большинство рефлексов:
- Сосательный;
- Кашлевой;
- Глотательный;
- Чихательный.
Именно поэтому питание недоношенного производят парентерально. После того, как ребёнок окрепнет и сможет самостоятельно кушать, его кормят из бутылочки материнским молоком или адаптированной смесью. Сосать мамину грудь педиатры не разрешают. Сосание отнимает много сил у ребёнка. В результате он голодный и обессиленный засыпает на груди мамы. А силы для него очень важны, ведь он должен набирать вес.
После того, как ребёнок немного окрепнет, и терморегуляция придёт в норму, малыша переводят в детскую больницу в отделение для недоношенных детей. Там кроха может находиться вместе с мамой. Ребёнка осматривают узкие специалисты и осуществляют лечение.
Набор веса у недоношенного ребенка
Педиатр контролирует набор веса. За сутки недоношенный ребёнок набирает около 20 граммов. Каждое утро, перед кормлением ребёнка взвешивают и записывают результат в специальный журнал. Количество питания рассчитывает врач, исходя из массы тела ребёнка.
— выхаживание недоношенных детей с экстремально низкой массой тела. очень долгий. Родители должны проявить терпение и вместе с медиками направить все силы на то, чтобы их малыш скорее окреп. Чем качественнее будут осуществлены все мероприятия, тем меньше вероятности развития отклонений в в дальнейшем.
Не спешите скорее выписаться домой. Поверьте, в домашних условиях с недоношенным ребёнком справиться гораздо сложнее, чем в присутствии специалистов. В больнице можно быть уверенным, что рядом с вами помощь, которая может не подоспеть во время дома.
«Видите этих детишек? Они родились на сроке 24 и 25 недель с массой тела всего 500 и 600 граммов», – показывает на два соседних бокса Олег Ионов, руководитель отделения реанимации новорожденных.
«Представьте – ребенок еще половину срока должен был находиться в утробе матери. После рождения он совершенно не приспособлен к жизни – не может самостоятельно дышать, и все системы организма не готовы воспринимать материнское молоко», – Олег Ионов приподнимает накидку на боксе, показывая крохотное тельце, больше напоминающее реалистичную куклу, нежели живого ребенка.
Директор Центра Геннадий Тихонович Сухих с коллегами
Прозрачные боксы с младенцами Олег Ионов открывает специально для нас. Большую часть времени они накрыты плотными накидками, чтобы в полумраке созревала зрительная система. Обстановка по ту сторону стекла должна максимально напоминать мамину утробу. Внутри бокса должно быть темно, тепло и тихо.
Согласно рекомендациям ВОЗ, граница жизнеспособности младенца начинается с отметки в 500 г. Раньше эта цифра была в два раза больше – плод меньше 1000 г, грубо говоря, считался выкидышем . Тем не менее, сегодня из отделения реанимации новорожденных успешно выписываются дети, которые при рождении даже не дотягивали до заветных 500 граммов.
Палата реанимации новорожденных больше напоминает локацию фантастического фильма. Здесь никто не суетится и не бегает с лекарствами. Почти всю работу выполняют машины. Медсестры заходят в палату записать физиологические показатели и убедиться, что все идет по плану. Сам план разрабатывается бригадой врачей – индивидуальный для каждого пациента. И в зависимости от физиологических изменений он постоянно корректируется.
«Наш центр имеет хорошие результаты не просто потому, что мы используем хорошие медикаменты или хорошую технику, а потому что у нас выработана правильная система – в каком случае применять тот или иной метод, когда переходить с одного на другой, когда использовать это лекарство, а не другое», – перечисляет компоненты успешной работы Олег Ионов.
Нелегкое дыхание
Как только малыш появляется на свет, запускается целая технология выхаживания. С учетом возраста и сопутствующих патологий для крохотного пациента просчитываются возможные риски и ряд соответствующих препаратов, ведь без помощи врачей недоношенные дети не могут сделать даже первый вдох.
«Мы сразу даем ему легочный сурфактант – это природный препарат, который незрелые легкие частично превращает в зрелые. Это сложный механизм, позволяющий раскрыть легкие ребенка, потому что они мало похожи на легкие взрослого человека», – рассказывает Олег Ионов.
Из родильного зала в зал реанимации ребенка привозят на дыхательной поддержке и затем, в зависимости от степени тяжести, его переключают либо на аппарат искусственной вентиляции легких (когда дыхательная трубка находится непосредственно в трахее), либо переводят на неинвазивную дыхательную поддержку.
«Это выглядит так, – показывает на один из боксов Олег Ионов. – Видите, малыш дышит самостоятельно, но у него в носике находятся канюльки, через них тоже осуществляется вдох-выдох, но при этом большую часть работы дыхания ребенок контролирует сам. Более того, сейчас аппараты умные, они с помощью специальных датчиков чувствуют, как ребенок хочет дышать, и подстраиваются под него».
Вместо мамы
Только представьте: ребенок получал в утробе матери все необходимые аминокислоты, жиры, углеводы, микроэлементы – и вдруг эта связь оборвалась. Задача врачей – рассчитать, какие вещества и в каком объеме младенец должен получать сейчас, и как эти данные должны меняться по мере роста (или, наоборот, его отсутствия). В этом кропотливом анализе и заключается искусство неонатологов.
«Мы в отделении в стерильных условиях создаем специальные комбинированные питательные смеси, которые потом подключаются к ребенку. Затем мы обследуем его кровь, смотрим, хорошо ли все ребенок усваивает. После этого делаем коррекцию, и если все идет хорошо, стараемся накормить ребенка через рот, – объясняет Олег Ионов. – Постепенно мы приспосабливаем ребенка к смесям для недоношенных или к грудному молоку, то есть увеличиваем дозу того, что дается через рот, и уменьшаем дозировку того, что дается через вены. Оцениваем, как малыш растет, и сопоставляем с определенными таблицами».«Мы можем корригировать калорийность и даже концентрацию белка в молоке. Существуют специальные технологии и препараты, которые обогащают грудное молоко, потому что в материнском молоке в период недоношенности очень низкое содержание белка, – рассказывает Олег Ионов и показывает на конструкцию, висящую на стене. – Например, сейчас уже закончилось кормление. Вы видите специальные шприцевые насосы, они наклонены, потому что в грудном молоке, это тоже целая технология, жир всплывает вверх. И чтобы ребенок получал все, в том числе и жиры, чтобы они не оставались в переходнике, нужно знать, под каким углом поставить этот шприц».
Задача врачей – постоянно мониторить состояние маленьких пациентов, сверяться с таблицами роста , корректировать соотношение питательных веществ в смесях, следить за развитием всех органов и систем, отслеживать болевые импульсы и много других аспектов, из которых складывается работа неонатолога. Труд – титанический, но результаты с лихвой окупают затраченные усилия, особенно когда из отделения выписывается еще один пациент.
Классификация новорожденных детей по весу проводится согласно установке ВОЗ, новорожденные с весом при рождении 1501 — 2500 г считаются детьми с низким весом, от 1001 до 1500 г считаются детьми с очень низким весом, от 1000 г и ниже считаются детьми с экстремально низким весом.
В отечественной литературе на новорожденных с весом от 1001 до 1300 г распространяется термин «глубоко недоношенные дети», а детей с весом до 1000 г называли «плодами», примем эта трактовка в обиходе сохраняется до сих пор.
Распространение термина дети с «экстремально низким весом» на всех новорожденных с весом до 1000 г нуждается в пересмотре, так как он объединяет в одну группу детей, резко отличающихся друг от друга по весу и сроку гестации. На одном полюсе располагаются дети с весом до 500-600 г и сроком гестации меньше 24-25 недель, на другом - дети с весом 900-1000 г и гестацией 29-30 недель и больше. Если последние несравнимо более жизнеспособны, часть из них вообще могут не нуждаться в ИВЛ и выхаживаться вне реанимационного отделения, то детей с весом до 500-600 г, сроком гестации меньше 24-25 недель отличает очень высокая летальность, сомнительный неврологический прогноз, и для выживания им требуются совсем другие технологии.
Поэтому термин «дети с экстремально низким весом» целесообразно распространить на новорожденных с весом от 750 до 1000 г, а с весом до 750 г обозначать как детей с «ультраэкстремально низким весом».
Сочетание слов «ультра» и «экстремальный» в одно целое более точно характеризует запредельно низкий вес.
Кроме того, понятие «экстремально низкий и ультраэкстремально низкий вес» обязательно рассматривается в связке с их сроком гестации.
В целом эта классификация в российской модификации выглядит следующим образом:
Младенцы с весом при рождении:
- от 1501 до 2500 г считаются детьми с низким весом;
- от 1001 до 1500 г считаются детьми с очень низким весом или глубоко недоношенными;
- от 750 до 1000 г и сроке гестации ниже 29 недель считаются детьми с экстремально низким весом (младенцы с весом при рождении до 1000 г, сроком гестации 29 нед и выше являются детьми с внутриутробной гипотрофией и в этом сочетании не подходят под категорию детей с экстремально низким весом. Они классифицируются как дети с весом до 1000 г и внутриутробной гипотрофией);
- до 750 г и ниже на сроке гестации ниже 26 недель считаются детьми с ультраэкстремально низким весом (дети с весом от 750 г и ниже на сроке гестации выше 26 нед относятся к детям с экстремально низким весом).
В свое время в нашей стране недоношенных детей классифицировали по степеням зависимо от веса при рождении.
Однако сравнительная характеристика недоношенных только по весовому показателю без учета срока беременности не является достаточно объективной, так как в одну весовую категорию могут попадать дети, значительно различающиеся по сроку гестации. Более правильно при сравнении недоношенных в равной степени учитывать как вес при рождении, так и срок гестации. Сопоставление этих показателей с учетом степени недоношенности представлено в таблице.
Классификация недоношенных детей в зависимости от веса при рождении и срока гестации
Вес при рождении, г | Степень недоношенности | Срок гестации, недели |
2001-2500 | I | 35-37 |
1501-2000 | II | 32-34 |
1001-1500 | III | 29-31 |
751-1000 | IV | 26-28 |
До 750 | V | До 26 |
Обновление: Октябрь 2018
Недоношенным считается ребенок, родившийся на 37 неделе беременности и ранее. Чаще всего причиной преждевременных родов бывает инфекция, болезнь матери или патология плаценты. Это также сказывается на здоровье малыша, поэтому к уходу за таким ребенком нужно относиться с особым вниманием. Все дети, родившиеся раньше срока, делятся на группы в зависимости от массы тела:
- Экстремально низкий вес: менее 1000 г
- Очень низкий вес: от 1000г до 1500г
- Низкий вес: от 1500 до 2500г (чаще на 34-37 неделе)
Как оценивать возраст недоношенных малышей?
Возраст преждевременно родившегося малыша оценивается так же, как и у родившегося в срок. То есть от первого дня с рождения. Но для оценки психомоторного развития недоношенного ребенка по месяцам используют так называемые поправки на недоношенность. Например, годовалый малыш, рожденный на 3 месяца раньше срока (в 28 недель), будет оцениваться как 9-месячный ребенок. Требования по психическому и физическому развитию будут предъявляться к нему именно по возрасту 9 месяцев, а не 12. Такую систему используют до достижения ребенком возраста 2 лет.
Возможные проблемы со здоровьем у недоношенных новорожденных
Дыхательные расстройства
- Респираторный дистресс-синдром
- Врожденная пневмония
- Недоразвитие легких
- Периодические остановки дыхания (апноэ)
Незрелость дыхательной системы при недоношенности – частое явление. Отсутствие сурфактанта — специального вещества, выстилающего легкие — приводит к слипанию и невозможности сделать вдох. Дети легче 1000 г в принципе не способны дышать самостоятельно после родов и требуют подключения к ИВЛ. Нередко у малышей случаются эпизоды апноэ – длительные перерывы в дыхании. Проходят они обычно к возрасту, равному 36 неделям беременности, а до этого требуют усиленного контроля.
Изменения крови
- Анемия
- Желтуха
- Кровоизлияния в кожу, печень, надпочечники
- Дефицит витамина К
Обычная желтуха новорожденных, связанная с распадом плодового гемоглобина, протекает у недоношенных чуть дольше. Максимум приходится на 5 сутки, к 10 дню в норме желтушность кожи исчезает. Если это состояние физиологичное, то оно не представляет для малыша опасности. Если уровень вызывающего желтуху билирубина превышает допустимое значение, то возникает риск поражения мозга. В таких случаях врачи используют фототерапию.
Еще одна частая проблема «поторопившихся» малышей – это анемия. Она развивается в возрасте 1-3 месяца. Проявления ее многообразны: бледность, плохая прибавка веса, пониженная активность, нарушение работы сердца. В некоторых тяжелых случаях детям требуется переливание крови. Но большинству новорожденных достаточно давать препараты железа до 1-1,5 лет.
Желудочно-кишечные патологии
- Дискинезии
- Некротический энтероколит
Одно из самых опасных и стремительных состояний маловесных недоношенных детей — некротический энтероколит. В основе его лежит отмирание части кишки с воспаление брюшины. Чаще всего болезнь развивается в первые 2 недели жизни, проявляясь кровью в стуле и общим ухудшением состояния. В зависимости от объема отмершей кишки исход может быть разным. При обширном некрозе требуется удаление этой части кишечника, что сопряжено с высокой смертностью и проблемами со здоровьем в будущем. Легкие случаи не вызывают серьезных осложнений.
Проблемы нервной системы
- Внутрижелудочковые кровоизлияния (в мозг)
- Гипоксически-ишемические поражения мозга
- Судороги
- Патология сетчатки глаз
- Глухота
- Слабость мышц
Незрелость кровеносных сосудов у «ранних» детей приводит к повышенному риску кровоизлияний в мозг. Этот риск тем выше, чем ниже масса тела при рождении. Большая часть таких кровотечений происходит в первые несколько суток жизни. Ребенок становится вялым, как «тряпичная кукла», сонным, возникают остановки дыхания даже коматозные состояния. Для диагностики используют УЗИ мозга, при необходимости – компьютерную томографию. Лечение возможно только симптоматическое. Прогнозы при кровоизлиянии варьируют от летального исхода и тяжелых поражений мозга до легкой задержки развития или полного выздоровления.
Кислородное голодание при недоношенности также оказывает на мозг пагубное влияние. В зависимости от времени и тяжести гипоксии итогом может стать ДЦП, слабоумие, легкая задержка психомоторного развития или полное отсутствие последствий.
Нарушения сердечно-сосудистой системы
- Функционирующий артериальный проток
- Нестабильность артериального давления
Другие проблемы
- Склонность к низкой температуре тела
- Уязвимость перед инфекциями
- Отеки
Поддержание температурного режима
Сразу после рождения для недоношенного малыша с низкой массой тела создают специальные условия. Их помещают в кувезы, где поддерживается оптимальная температура и влажность. Доказано, что выживаемость таких детей повышается, если им не приходится тратить свои силы на согревание. Обычно выписка домой происходит после достижения ребенком определенного веса и, соответственно, способности регулировать температуру. Но все равно в комнате, где будет находиться малыш, должно быть комфортно: не жарко и не холодно, а влажность воздуха должна достигать 60%.
Питание новорожденных
Чем раньше родился малыш, тем больше вероятность, что первое время он не сможет сосать молоко самостоятельно. Если у недоношенных детей с экстремально низкой массой тела случаются операции на кишечнике, инфекция с диареей и рвотой, то единственный выход подержать организм – парентеральное питание. В таких случаях все необходимые вещества вводят ребенку через вену. После улучшения начинают кормление грудным молоком через зонд. Когда ребенок достаточно окрепнет, научиться координировать сосательные движения, наступает черед соски или даже прикладывания к груди. Объемы молока должны контролироваться, чтобы избежать срыгивания излишков и попадания их в легкие. Частота кормлений обычно составляет 8-10 раз в сутки. Если малыш «расходует» за день 6-8 подгузников, значит молока ему хватает.
Грудное вскармливание
Важность грудного вскармливания для детей, родившихся раньше срока, невозможно переоценить. Защитные антитела и легкоусвояемые белки, содержащиеся в молозиве и молоке, помогают детям окрепнуть и противостоять инфекциям. Но так как потребность в некоторых элементах и витаминах у таких малышей больше, чем у здоровых, то приходится добавлять их в рацион ребенка дополнительно.
Молочные смеси
При невозможности грудного вскармливания по разным причинам в связи с незрелостью пищеварительного тракта, частыми срыгиваниями и особыми потребностями недоношенных детей кормят специальными смесями:
- Беллакт ПРЕ
- Нутрилак Пре
- Пре Нан
- Пре-Нутрилон
- Симилак NeoSure
- Симилак SpecialCare
- Фрисопре
- Хумана 0-НА жидкая
Прикорм для недоношенных малышей
Введение прикорма также имеет свои особенности. Если обычным малышам рекомендовано вводить овощи или каши с 6 месяцев, то для детишек от преждевременных родов учитывают поправку на недоношенность. То есть родившемуся на 1,5 месяца раньше срока ребенку вводят прикорм в 7,5 месяцев от рождения. Но нет необходимости соблюдать эти сроки с точностью до недели. Гораздо важнее ориентироваться на готовность и желание малыша пробовать новую еду (см. ).
Признаки готовности к прикорму:
- Стихание рефлекса выталкивания (малыш не выталкивает язычком любой предмет, попавший в рот)
- Утроение веса с момента рождения (тогда как для родившихся в срок достаточно удвоения)
- Недостаточность грудного вскармливания
- Активный интерес к пище взрослых
Остальные правила прикорма аналогичны таковым при рождении в срок. Начинают введение новых продуктов с каш (если вес набирается плохо) или овощей (если с весом все в порядке).
Кальций и витамин D
Малыши, родившиеся с низкой и экстремально низкой массой тела, подвержены и витамин D в крови. Результатом может стать рахит, остеопороз и патологические переломы. Для профилактики таких состояний детям назначают препараты витамин D (Аквадетрим в дозе 300-500 МЕ в день), а зачастую и кальция с фосфором.
Симптомы дефицита витамина D:
- рахитические четки (утолщения на ребрах, похожие на овальные четки)
- маленькие прибавки веса
- снижение кальция в крови
- искривление ног
Препараты железа
Почти всем недоношенным детям рекомендуют давать препараты железа (Актиферрин, Феррум-лек и другие) до достижения ими 1-1,5 лет. Дозировка рассчитывается по формуле: 2мг препарата на каждый килограмм. Количество железа может быть скорректировано врачом в зависимости от состояния малыша.
Вес ребенка
Если малыш не имеет серьезных проблем со здоровьем, то по достижении веса 1800-2000г его могут выписать домой. Лучше всего заранее приобрести весы для новорожденных, чтобы контролировать прибавки массы один раз в 1-2 недели (но не каждый день). В среднем ежедневный прирост веса должен составлять 15-30г на кг в день. Особенно важно это для детей, плохо берущих грудь. В случае нормального питания низкие прибавки могут говорить об анемии или проблемах с пищеварением. По мере взросления малыша еженедельные прибавки снижаются.
График веса, роста и окружности головы
Возраст в графике отсчитывается в неделях от зачатия (до 40 недель), а затем от рождения в месяцах, как и у детей, рожденных в срок. Жирной черной чертой указано среднее значение. Темная область вокруг черты – приближенные к среднему значения. Штрихпунктиром обозначены границы нормы. Но даже при выходе за эти границы нужно учитывать индивидуальные данные ребенка: его состояние здоровья, особенности питания и мнение врача.
Сон младенца
Общая длительность сна недоношенного малыша больше, чем у родившегося в срок. Но при этом «ранний» ребенок более чувствителен к внешним воздействиям, поэтому часто просыпается. Важно, что после ярко освещенной палаты интенсивной терапии и шума медицинских приборов ребенок несколько недель может реагировать на домашнюю темноту и тишину. Поэтому первое время после выписки бывает полезно включать тихую спокойную музыку и оставлять приглушенный свет на ночь, чтобы малыш адаптировался постепенно.
Самой лучшей позицией для сна ребенка является положение на спине. У недоношенных детей риск возникновения апноэ выше, они менее чувствительны к снижению уровня кислорода. Поэтому сон на животе может привести к синдрому внезапной детской смерти. По этой же причине кроватка младенца должна быть в меру жесткой, без объемных одеял и игрушек.
Сейчас в продаже появились специальные люльки и коконы для таких особых новорожденных. Многие родители отмечают, что сон малышей в таких кроватках крепче. Но при этом не проводилось никаких исследований о безопасности подобных коконов, поэтому специалисты редко рекомендуют их покупать.
Когда выписывают из отделения недоношенных?
- Ребенок должен быть приложен к груди/переведен на вскармливание через соску
- Прибавка массы в сутки должна быть не менее 10-30г
- Малыш должен достаточно хорошо удерживать тепло, лежа в кроватке
- Не должно быть эпизодов остановки или резкого замедления дыхания
- Кормление через вену к моменту выписки должно быть прекращено
- Перед выпиской должны состояться проверки зрения и слуха
- Масса малыша должна быть 1800 грамм и выше.
Прогноз для новорожденных
Благодаря современным методам детской интенсивной терапии выживаемость недоношенных детей с массой от 1,5 до 2,5 кг превышает 95%. Если у них не сопутствующих пороков развития и тяжелого поражения мозга, то к 2 годам они по всем параметрам догоняют сверстников, родившихся вовремя. При тяжелой сопутствующей патологии может быть задержка развития различной степени.
Чем раньше родился ребенок, и чем меньше его масса, тем ниже шансы на выживание и выздоровление. Так, рождение в 22 недели беременности приближает шансы выжить к 0. В 23 недели они поднимаются до 15 %. В 24 недели выживает половина новорожденных, в 25 недель – 70%.
Возможные отдаленные последствия экстремально низкой массы при рождении:
- Слабоумие
- Эпилепсия
- Расстройства слуха и (от близорукости до полной слепоты и глухоты)
- Частые пневмонии
- Печеночная и почечная недостаточность
- Анемия, дефицит витаминов, задержка роста
- Низкая успеваемость в школе
- Сниженная социальная адаптация
Все вышеперечисленные отдаленные последствия у недоношенных детей встречаются в основном при крайне низкой массе – менее 800г. Но при грамотной терапии и внимательном уходе родителей есть шансы избежать этих последствий.
Прививки у недоношенных детей
Существует распространенное мнение, что преждевременно родившиеся малыши имеют «медотвод» от прививок в связи со слабым иммунитетом. Но специалисты по всему миру сходятся во мнении, что именно высокая восприимчивость к инфекционным болезням делает таких детей первыми кандидатами на вакцинацию. Потому как риск погибнуть от банальной кори, дифтерии, коклюша и других болезней высок именно при преждевременных родах (см. ).
Первой вакциной, получаемой детьми, является прививка от гепатита B. Е обычно делают в первые сутки после рождения. Ведь таким детям часто требуются операции, переливания крови и другие факторы риска передачи гепатита. У малышей с чрезвычайно низкой массой тела есть смысл выждать до 30 дней, потому как оптимальный ответ на прививку происходит при массе 2 кг и более.
При отсутствии серьезных проблем со здоровьем (врожденный иммунодефицит, прогрессирующее заболевание мозга) остальные прививки также делают по общему графику. Коклюшный компонент желательно выбирать бесклеточный (вакцины Пентаксим, Инфанрикс).
- Маловесные дети, родившиеся преждевременно, быстрее набирают вес и крепнут при контакте с матерью. В отделениях, где лежат такие дети, разрешаются посещения родителей, так как то благотворно сказывается на самочувствии малышей.
- Недоношенные малыши чаще, чем доношенные, становятся левшами или одинаково пользуются обеими руками
- и гипоксия в родах(кислородное голодание) более характерна для родившихся на 34-37 неделе. Рожденные в сроке 25-34 неделе лучше ее переносят, хотя отдаленные последствия у них хуже.
Частые вопросы
Мальчик, 1,5 месяца, вес 1800г, родился на 35 неделе с задержкой роста, весом 1300г. Не получается добиться ежедневного стула, даже со слабительными. Обычно стул бывает раз в 2-3 дня. Что можно сделать?
Частота стула один раз в 2-3 дня совершенно нормальна для любого новорожденного. Главное, чтобы он был мягкой консистенции и не причинял беспокойства ребенку.
6-месячный недоношенный ребенок плохо набирает вес, может вообще не набрать за целую неделю. Как заставить ребенка есть?
В таком возрасте важны не еженедельные прибавки, а тенденция веса. Нужно отметить на графике кривую возраста в месяцах и массы тела, сравнить ее с нормальной (указана в статье). Если график идет по нарастающей, то с прибавками все в порядке. Заставлять есть малыша нельзя ни в коем случае.
Дочка родилась на 33 неделе, весом 1700г. Сейчас ей 2,5 года, догнала ровесников по физическому и психомоторному развитию. Проблемы начались с походом в садик. Практически постоянно болеет, через каждую неделю. Есть ли смысл отложить посещение садика, ведь ребенок родился раньше срока?
Практически все дети начинают активно болеть ОРВИ в первый год в саду. Это никак не связано с недоношенностью. Если ребенок не против посещать дошкольное учреждение, а у родителей есть возможность часто брать больничный, то ходить в садик можно.
Психомоторное развитие ребенка
Чем раньше рождается ребенок, тем выше его риски неврологических осложнений. Поэтому важно найти грамотного специалиста, который будет периодически оценивать развитие малыша и давать правильные рекомендации. Важными этапами являются проверки в 9, 18, 24 и 30 месяцев от рождения.
Многие педиатры пользуются удобным дневником развития от 0 до 3 лет, опубликованном в книге А. М. Казьмина. В этом дневнике указаны критические сроки появления навыков. То есть у большинства детей они появятся раньше, и лишь у 5% позже. Нужно помнить, что сроки для недоношенных детей высчитываются с поправкой (например, малыш, родившийся на месяц раньше срока, должен уметь в полгода то, что умеют 7-месячные дети).
Моторное развитие
Реакция | |
Лежа на спине, беспорядочно сгибает руки и ноги | 1,5 месяца |
Лежа на животе, приподнимает голову | 2 месяца |
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво) | 3 месяца |
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч) | 4 месяца |
Когда тянут за ручки, пытается присесть | 4,5 месяцев |
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо | 5 месяцев |
Лежа на спине, трогает ручками колени | 5,5 месяцев |
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок | 6 месяцев |
Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен) | 6 месяцев |
Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны | 6 месяцев |
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни | 7 месяцев |
Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой | 7 месяцев |
Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие | 7,5 месяцев |
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки ("ласточка") | 8 месяцев |
Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой | 8 месяцев |
Стоит с поддержкой за грудь, пытается "пружинить" на ножках (туловище слегка наклонено вперед) | 8 месяцев |
Переворачивается со спины на живот, вращая туловище | 8,5 месяцев |
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад | 9 месяцев |
С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад | 9,5 месяцев |
Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого) | 9,5 месяцев |
Ползает на животе | 9,5 месяцев |
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад | 10 месяцев |
Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет | 10 месяцев |
Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону | 10 месяцев |
Встает на четвереньки из положения сидя | 10 месяцев |
Встает, держась за опору | 11 месяцев |
Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу | 11 месяцев |
Садится из положения на четвереньках | 11 месяцев |
Присаживается и/или наклоняется, держась за опору | 11 месяцев |
Ползает на четвереньках | 1 год 1 месяц |
Переступает боком вдоль мебели (стены) | 1 год 1 месяц |
Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель | 1 год 1 месяц |
Стоит без опоры несколько секунд | 1 год 1 месяц |
Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги | 1 год 1 месяц |
Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает | 1 год 2 месяца |
Встает с пола без поддержки | 1 год 3 месяца |
Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены | 1 год 3 месяца |
Присаживается на корточки и играет в этой позе | 1 год 6 месяцев |
Залезает на диван, кресло | 1 год 6 месяцев |
Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется | 1 год 6 месяцев |
Встает с маленького стульчика (с опорой) | 1 год 6 месяцев |
Бежит, смотря под ноги | 1 год 6 месяцев |
Ходит, может внезапно остановиться и повернуться | 2 года |
Садится на маленький стульчик | 2 года |
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого | 2 года |
Подталкивает ногой мяч на ходу | 2 года |
Ходит задом наперед | 2 года |
Движения руками
Реакция | Приблизительный возраст появления реакции |
Лежа на спине, подносит ручки ко рту | 3 месяца |
Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев | 3 месяца |
Смотрит на движения своей руки | 3 месяца |
Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты | 3,5 месяцев |
Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими | 3,5 месяцев |
Трясет погремушкой, вложенной в руку | 4 месяца |
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот | 4,5 месяцев |
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его | 4,5 месяцев |
Тянет предмет, находящийся в руке, в рот | 5 месяцев |
Большую часть времени кисти раскрыты | 5 месяцев |
Лежа на животе, одной рукой опирается, другой - тянется за игрушкой | 5 месяцев |
Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета | 6 месяцев |
Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее | 6 месяцев |
Перекладывает предмет из руки в руку | 6 месяцев |
Тянется к удаленному предмету | 7 месяцев |
Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами | 7 месяцев |
Вращает кистью с удерживаемой игрушкой | 7 месяцев |
Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой | 8 месяцев |
Поднимает предмет двумя руками | 8 месяцев |
Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью) | 8 месяцев |
Отталкивает мяч в случайном направлении | 8 месяцев |
Стучит предметом о предмет | 9 месяцев |
Хлопает в ладоши | 9 месяцев |
Ощупывает людей и предметы | 10 месяцев |
Берет мелкий предмет 2 пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный "пинцетный захват") | 10 месяцев |
Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 секунд): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает | 11 месяцев |
Бросает предметы в игре | 11 месяцев |
Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) - точный "пинцетный захват" | 1 год |
Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием - колышек, кольцо - стержень и т.п.) | 1 год 1 мес |
Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.) | 1 год 1 мес |
Пытается рисовать каракули | 1 год 2 месяца |
Ставит кубик на кубик | 1 год 4 месяца |
Соединяет предметы (стержень - кольцо, колпачок - ручка и т.п.) под контролем зрения | 1 год 4 месяца |
Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения | 1 год 4 месяца |
Разворачивает завернутый в бумагу предмет | 1 год 6 месяцев |
Ставит 3 кубика друг на друга | 1 год 8 месяцев |
Переворачивает страницы книги по одной | 1 год 8 месяцев |
Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие | 1 год 9 месяцев |
Схватывает движущийся предмет (например, мяч) | 2 года |
Зрение
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Смотрит на источник света. | 1 мес |
Фиксирует взгляд на лице взрослого. | 1 мес |
Пытается следить за медленно перемещающимся лицом или ярким предметом на расстоянии 20-40 см. | 1 мес |
Фиксирует устойчиво взгляд на глазах взрослого. | 1,5 месяцев |
Предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты. | 2 месяца |
Предпочитает смотреть на новые предметы | 2 месяца |
Рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров. | 2 месяца |
Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. | 2 месяца |
Улыбается, увидев что-то знакомое. | 3 месяца |
Следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см. | 3 месяца |
Рассматривает предметы в комнате. | 3 месяца |
Смотрит на свою руку | 3 месяца |
Смотрит на предмет, который держит в руке. | 3 месяца |
Больше улыбается, когда видит мать, чем других. | 3,5 месяцев |
Предпочитает объемные игрушки | 4 месяца |
Моргает при быстром приближении предмета. | 4 месяца |
Смотрит на свое отражение в зеркале. | 5 месяцев |
Узнает бутылочку (и/или грудь). | 5 месяцев |
Реагирует на маску | 5 месяцев |
Рассматривает окружение на улице | 6 месяцев |
Выбирает взглядом любимую игрушку. | 6 месяцев |
В новом месте - осматривается, может быть испуган. | 6 месяцев |
Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого | 6 месяцев |
Обращает внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, маковые зернышки) на расстоянии 20-40 см | 8 месяцев |
Отличает "своих" от "чужих" по внешнему виду. | 8 месяцев |
Следит за игрой в мяч | 9 месяцев |
Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами | 1 год |
Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. | 1 год |
Понимает 2-3 жеста ("пока", "нельзя" и др.). | 1 год 1 мес |
Обходит высокие препятствия при ходьбе. | 1 год 2 месяца |
Подражает увиденным действиям взрослого | 1 год 3 месяца |
Узнает себя и близких на фотографиях | 1 год 4 месяца |
Показывает несколько названных предметов или картинок. | 1 год 4 месяца |
Узнает несколько предметов по их реалистичному рисунку. | 1 год 4 месяца |
Избегает препятствия на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки...). | 1 год 6 месяцев |
Запоминает, где лежат некоторые предметы или игрушки | 1 год 6 месяцев |
Узнает свои вещи, одежду | 2 года |
Слух
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Прислушивается к звуку погремушки | 2 месяца |
Прислушивается к голосу взрослого | 2 месяца |
Улыбается, когда слышит голос взрослого | 2 месяца |
Замирает при появлении нового звука на фоне других. | 2,5 месяцев |
Прислушивается к музыке. | 3 месяца |
Гулит в ответ на звуковую стимуляцию. | 3 месяца |
Различает голоса близких людей (выделяет голос матери). | 3 месяца |
Выделяет любимую музыку | 4 месяца |
Избирательно внимателен к определенным звукам, что зависит от характера звука, а не от его интенсивности. | 4 месяца |
Иногда поворачивает голову к источнику звука (лежа на спине), если он находится на уровне уха | 4 месяца |
Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет | 4 месяца |
Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора. | 4 месяца |
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого | 5 месяцев |
Смотрит внимательно на объект, издающий звук. | 5 месяцев |
Эмоционально реагирует на знакомые голоса. | 6 месяцев |
Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). | 6 месяцев |
Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам | 6 месяцев |
Смеется в ответ на некоторые звуки | 6 месяцев |
В положении сидя поворачивается к источнику звука. | 7 месяцев |
Пытается воспроизвести "мелодию" услышанной речи | 7 месяцев |
Интересуется предметами, производящими звук. | 8 месяцев |
Пытается воспроизвести услышанные новые звуки | 9 месяцев |
Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой | 10 месяцев |
Замирает, когда ему говорят "нельзя", "подожди" и т.п | 10 месяцев |
Выполняет движения по просьбе (например, на слово "ладушки" начинает хлопать в ладоши) | 11 месяцев |
Поворачиваясь, находит глазами источник звука, если он в ближайшем окружении и даже за его спиной. | 11 месяцев |
Иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов ("мама", "папа", "баба"...). | 1 год |
Начинает "танцевать" при звуках музыки. | 1 год 2 месяца |
Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют. | 1 год 2 месяца |
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых. | 1 год 2 месяца |
Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, "причесывает", "качает" или "кормит" куклу и т.д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят. |
1 год 4 месяца |
Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов). | 1 год 4 месяца |
Из 2-3 знакомых предметов смотрит на тот, который назвали. | 1 год 4 месяца |
Из 2-3 знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали | 1 год 4 месяца |
Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова. | 1 год 6 месяцев |
Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий). | 1 год 6 месяцев |
Любит играть со взрослым в "голоса животных" (например: "Как коровка мычит?" - "My-у-у"). | 1 год 6 месяцев |
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них. | 2 года |
Понимает 100 слов и более. | 2 года 3 месяца |
Повторяет за взрослым предложения из 2-3 слов (или воспроизводит их несколько часов спустя). | 2 года 3 месяца |
Пытается петь | 2 года 6 месяцев |
Повторяет за взрослым двустишия или четверостишия (или воспроизводит их спустя несколько часов) | 3 года |