В этой статье вы узнаете о нормах развития ребенка от 3 до 4 лет. Несмотря на то, что все дети развиваются индивидуально, существует ряд показателей для младшего дошкольного возраста (от трех до четырех лет), определяющих общую картину.
Почему дождь идет? Зачем коровка дает молоко? Когда прилетят птички? Зачем? Когда? Почему? Эти вопросы не дают покоя малышам младшего дошкольного возраста - «почемучкам», для которых так много нового и еще неизведанного вокруг. Данный возрастной период является очень важным в жизни каждого малыша и характеризуется приспособлением к новым условиям жизнедеятельности - к дошкольному учреждению, точнее, к незнакомой обстановке, окружающим взрослым и детям. Длительность протекания адаптационного периода к детскому саду у каждого ребенка индивидуальна и зависит от его готовности выполнять новую социальную роль - роль воспитанника. В этом случае готовность представляет собой адекватный, соответствующий данному возрасту, уровень психического, физического, художественного, речевого развития. Для того, чтобы быть уверенным, что малыш развивается в соответствии с нормой, следует знать основные показатели этого развития.
Физическое развитие ребенка 3-4 лет
- Ребенок ходит на носочках, высоко поднимая колени, мелкими, широкими, приставными шагами;
- ходит и бегает в разном темпе (умеренном, медленном, быстром), в различных направлениях (прямо, по кругу, змейкой, между предметами и т.д.), держась за руки, стоя спиной или лицом друг к другу;
- прыгает на месте, с продвижением вперед и назад, через препятствия;
- бросает мяч в цель, ловит двумя руками;
- принимает активное участие в подвижных мероприятиях (спортивных, игровых, танцевальных);
- выполняет последовательность разнообразных двигательных действий в течение 10 минут;
- управляет своим телом, например, удерживает равновесие при ходьбе по наклонной доске и т.д.
Личная гигиена ребенка 3-4 лет
- Малыш знает и пытается соблюдать основные санитарно-гигиенические требования: правильно пользуется туалетом;
- моет руки после туалета, прогулки, перед едой, по мере их загрязнения; умывается, чистит зубы;
- критически относится к своему внешнему виду (например, может не надеть колготы, которые не поглажены, с пятнышком и т.п.)
Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 3-4 лет
- Ребенок проявляет разные формы выражения симпатии и антипатии; просит прощения, проявляет заботу, ласку;
- замечает настроение родителей или других близких людей;
- знает и называет по имени себя, родителей и иных людей, с которыми часто общается; проявляет интерес к взаимодействию со сверстниками, активно включается в совместные игровые действия;
- знает вежливые слова и основные правила поведения в разных местах и ситуациях;
- знает некоторые праздники, традиции, растительный и животный мир страны, в которой живет;
- знает и может назвать части тела;
- дает положительную оценку своим действиям (даже если в чем-то не прав);
- проявляет стремление к самостоятельности и независимости;
- проявляет повышенный интерес и потребность к познанию окружающего нас мира.
Познавательное развитие ребенка 3-4 лет
- Ребенок знает основные цвета и оттенки;
- сравнивает объекты по длине, ширине и высоте;
- относится к игрушкам как к живым существам (разговаривает с ними, кормит, поит и т.д.);
- устанавливает элементарные причинно-следственные связи (например, листочки опали, потому что холодно);
- классифицирует предметы по одному значимому признаку (например, отделяет кубики красного цвета от кубиков зеленого цвета);
- достаточно долго сосредоточивает внимание на одном объекте;
- в большей мере интересуется процессом выполнения различных заданий и упражнений, а не конечным результатом (например, может старательно что-то рисовать, а потом смять свой рисунок);
- познает объекты с помощью разных органов чувств (трогает, облизывает, нюхает и т.д.);
- знает основные геометрические формы (шар, куб);
- ориентируется в пространстве и на плоскости листа бумаги;
- знает, что происходит в разные части суток; знает, в чем польза домашних птиц и животных и т.п.
Речевое развитие ребенка 3-4 лет
- Ребенок использует различные части речи (кроме деепричастий и причастий);
- правильно называет предметы, их качества, действия с ними;
- знает обобщающие слова (например, овощи, игрушки);
- понимает многозначные слова, типа, ножка, ручка и др.;
- согласовывает существительные, прилагательные и глаголы (мальчик идет - дети идут, сладкий торт - сладкая конфета);
- употребляет предлоги в, на, под, над, за;
- правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения для шипящих, свистящих, [л], [р]);
- пересказывает несложный текст;
- декламирует стихи.
Художественно-творческое развитие ребенка 3-4 лет
- Понимает контрастную музыку (медленную, быструю) и изменяет темп движений под нее;
- проявляет интерес к игре на детских музыкальных инструментах;
- запоминает слова песен и подпевает взрослому;
- понимает, что нарисовано на иллюстрации;
- создает элементарные аппликационные, рисуночные и лепные изображения (дорожки, шарики, бусы);
- конструирует постройки из строительного материла и простых конструкторов.
Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет.
Начиная с трех лет, у ребенка начинается новый период жизни, когда он из несмышленого малыша превращается во взрослого человечка.
Что должен знать и уметь ребенок в 3 года? Он уже может похвастаться хорошей памятью, знанием букв и цифр, умением общаться и помогать, хорошим физическим состоянием. В этот же момент происходит и «отлучение» малыша от мамы. Теперь ребенок всеми своими действиями начинает показывать, что он личность и ему необходимо признание, уважение и соответствующее общение.
Особенности психического развития
Некоторые особенности развития детей 3-4 лет нередко настораживают родителей. Взрослые не могут понять, почему их ребенок кардинально меняется, проявляет какие-то требования и полностью игнорирует родительские наставления.
В свое время знаменитый психолог, специализирующийся на развитии личности, Лидия Ильинична Божович, сказала замечательную фразу: «Ребенок делает все по-своему не из-за того, что он так хочет, а из-за того, что ему это нужно».
Поэтому все происходящее с малышом в этом возрасте не стоит считать проявлением его неуважения к взрослым, его капризами и прихотями. Просто так устроен человек, рано или поздно он переходит определенный жизненный рубеж, меняя характер и потребности, добиваясь своего места в ячейке общества.
Марина, мама Анюты 3,5 года: «Однажды я заметила, что моя малышка, ласковая, внимательная и тихая, в один момент превратилась в какого-то чертенка. Все стала делать по-своему и наперекор. «Одевайся — не хочу! Пойдем гулять — не пойду. Чистить зубы — не буду!». Никакие уговоры, просьбы и угрозы не действуют. Наказания (запрет на телевизор) приводят к истерикам. И если раньше Анюта могла извиниться и обнять, то сейчас она может подойти и ударить. И все это случилось практически сразу после того как ей исполнилось 3 года и 2 месяца. Неужели так бывает, или это родительская ошибка в воспитании?».
Причин такого поведения две:
- глобальный протест против просьб или задач, которые навязывают родители;
- перегрузка ребенка этими самыми просьбами и задачами, из-за чего он теряется.
В случае, когда 3-летние дети не слушаются, все делают наперекор, психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер советует «отпустить вожжи». Это не значит, что от ребенка не нужно требовать выполнения просьб, просто надо дать ему время осмыслить поставленную задачу.
«Надо следить не за ребенком, а за тем, насколько очередное распоряжение выполняется ребенком.Если не выполняется, не повторять его тут же . Иначе последует эскалация» — советует Гиппенрейтер в своей книге «Что делать, чтобы дети...».
Есть замечательна метафора: надо воспитывать ребенка, как тянуть рыбу на спиннинге — то тянуть, то отпускать. Не дергать резко сразу, а проявлять гибкость, иначе он сорвется и наладить отношения будет сложно. Иногда можно немножко уступить, ради сохранения мира:
- Маша, пора спать.
- Я еще поиграю!
- Ты не доиграла и тебе нужно еще время...
- Да!
- Хорошо, еще 5 минут. Я поставлю таймер на телефоне. Но потом сразу спать!
- Ладно!
3-летний ребенок, уже личность, которую надо уважать.
В противном случае ребенок начнет протестовать, а единственный доступный ему в этом возрасте способ забастовки — делать все наперекор.
Характеристика особенностей всестороннего развития малыша от 3 до 4 лет
Наблюдая за тем, как развивается ваш малыш, вы наверняка замечали, что его психологическое, социальное и физическое развитие претерпели некоторые изменения.
Социализация
Появляется тяга к общению и способность самостоятельно придумывать занятия не только для себя, но и для сверстников. Кроха начинает не только лучше взаимодействовать с другими детьми, но и пытается занять лидирующую позицию в компании. У ребенка начинается осознание того, что чувства имеются не только у него, но и у окружающих. Пытается иногда учитывать потребности и пожелания других. В это же время появляется потребность в выборе собственного кумира. Поэтому не стоит огорчаться, если ваш кроха совершенно не слушается вас, а реагирует только на слова папы. Это не разделение родителей на «любит - не любит», это очередной этап взросления и становления личности.
Познание
Он стремится задать окружающим как можно больше вопросов и получить на них исчерпывающие ответы. Теперь малыш может по праву называться «великой почемучкой». В это время большими темпами развивается речь. Малыш может не только повторять слова и соотносить их с предметами и действиями, но и придумывать свой словарный запас из несуществующих слов. Большая часть информации поступает к малышу в процессе игры. Поэтому теперь основной задачей развития и воспитания малыша должна являться игра. Родители на данном этапе могут многому обучить свое чадо именно в игровой форме.
Особенности возрастного развития ребенка с 3 до 4 лет в таблице
Помимо того, что малыш меняется в характере, он в этом возрасте продолжает всесторонне развиваться. Что должен уметь ребенок 3-4 лет? В таблице можно увидеть основные достижения, которые может демонстрировать ребенок в этом возрасте.
Психическое развитие | Ребенок осознает себя как личность. Начинается период «Я сам». Может подолгу наблюдать за предметами или действиями, лучше всего запоминает что-то интересное для него. Развивается воображение и мышление - ребенок умеет играть в ролевые игры, придумывать истории, сказки. |
Физическое развитие | Хорошо развиты предметные действия — может строить из кубиков устойчивые конструкции, собирать крупные пазлы. Умеет держать карандаш. Ловко управляется с мячом, может бросать его через голову. Без поддержки прыгает на одной ноге, лазает по лесенке. |
Эмоциональное развитие | Остро воспринимает все, что происходит вокруг, легко перевоплощаются в любимых героев сказок и мультфильмов. Поэтому некоторые сюжеты могут повергнуть малыша в состояние стресса. Умеет сопереживать, жалеть. |
Сенсорное развитие | Хорошо воспринимает информацию как на тактильном уровне, так и на уровне слуха и зрения. Знает и называет цвета (минимум 5). Умеет различать звуки природы (птицы, насекомые, животные), музыку (веселая - грустная, громкая - тихая). |
Развитие интеллекта (память, логическое мышление, внимание) | Запоминает 2-3 слова из 10 озвученных и до 5 предметов из 10 показанных. Умеет делить предметы по группам: одежда, мебель, животные, насекомые, овощи, фрукты и т.п. Умеет находить и объяснять несоответствия на картинках (задания «найти отличия»). Умеет собирать пазл из 4-6 частей. Должен уметь считать минимум до 5, знать и определять формы предметов (круг, квадрат, овал, треугольник). Понимает значение таких выражений, как большой - маленький, высокий - низкий и т.д. |
Развитие речи | Словарный запас составляет 1200-2500 слов. Может различать и употреблять в речи половую принадлежность (папа - он, мама - она). Правильно употребляет местоимения «я», «ты», правильно строит предложения из 5-6 слов. Описывает предметы, произошедшие события в правильной последовательности. На непонятные события и явления задает вопрос «почему?». |
Социализация | Ощущает потребность в играх со сверстниками. Появляется желание играть не рядом (в одной песочнице), а вместе с другими детьми. Взрослый становится не просто «учителем», а партнером для совместных игр. |
Навыки | Умеет надевать одежду без застежек, обувь на липучках. Самостоятельно ест, вытирается салфеткой, соблюдает правила поведения за столом. Знает и соблюдает правила гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы). Собирает игрушки, поддерживает порядок. Умело пользуется ножницами, рисует геометрические фигуры, обводит и раскрашивает картинки. |
Дети с 3 до 4 лет также отличаются повышенной способностью к обучению. Этот возраст становится идеальным для приобретения новых навыков и информации. Поэтому к 4 годам многие малыши уже знают почти все печатные буквы алфавита и пишут их. Также обстоят дела и с цифрами. Дети, особенно в процессе игры, могут считать до 10, делить предметы на равные части, понимать время на электронных часах. В этот период можно предложить ребенку занятия со счетными палочками или счетами.
Помимо этого, дети данного возраста уже могут проявлять и социальные навыки, общаясь со сверстниками и пытаясь оказывать помощь взрослым. Поэтому вы можете предложить крохе заправить постель, сложить вещи, убрать игрушки, протереть пыль и пр. Конечно, ребенок сделает все не так хорошо, как вы, но с удовольствием.
Что делать, если ребенок отстает в развитии?
Многие родители считают, что если у ребенка отсутствует часть положенных в этом возрасте навыков, то он отстает в развитии. Разрешить все сомнения помогут специалисты (психолог, невролог). Но необходимо учитывать, что все дети разные и условия, в которых они росли до 3-х лет тоже.
Если взрослые никогда не говорили ребенку, что комар, муха и жук — это насекомые, то откуда он может это знать? Поэтому оценивая способности своего ребенка, учитывайте ваш вклад в них.
Но и пускать на самотек развитие ребенка 3-4 лет ни в коем случает нельзя. Это возраст активного накопления знаний об окружающем мире, людях, развитие навыков и интеллектуальных способностей. Поэтому важно направить ребенка, обеспечить ему условия для гармоничного развития.
Как развивать ребенка 3-4 лет
Зная особенности развития детей 3-4 лет, основные задачи развития и воспитания малыша должны строиться по принципу «Не навреди». Чтобы не «сломать» малыша, а помочь ему пережить довольно сложный этап жизни, родители должны прислушаться к нижеприведенным рекомендациям.
Относитесь к ребенку с уважением
Постарайтесь с пониманием и терпением относиться к чувствам крохи и к его новым убеждениям. Если подавлять волю ребенка в этом возрасте, то можно сделать из него инфантильную, зависимую и пассивную личность. Что заметно усложнит дальнейшую жизнь вашего ребенка. Если позволяет ситуация и ребенку ничего не угрожает, лучше уступите малышу. Помните, что вы тоже были маленькими и тоже старались сделать массу нелепых вещей наперекор своим родителям.
Поймите, что упрямство малыша в этом возрасте это — не попытка вас огорчить, а всего лишь призыв к тому, чтобы взрослые начали считаться с его мнением.
Стараться чувствовать своего малыша
Не думайте, что если ребенок сам ходит, ест, пьет и говорит, он и чувствует все как взрослый. Научитесь серьезно относиться к его страхам и разочарованиям. Ведь даже отвалившееся колесо от игрушечной машинки для вашего чада может стать трагедией невероятных масштабов. Не подавляйте эмоции ребенка, а старайтесь их переключать.
Обеспечьте малыша общением с ровесниками
Милые беседы с вами или бабушками - это прекрасно. Но в этом возрасте ребенок больше нуждается в общении с другими детьми. Поэтому если имеется возможность, то отдайте кроху в детский сад. Если же по каким-то причинам это не удается, запишите его в группу активного развития детей или в какой-нибудь кружок по рисованию или лепке.
Показывайте личный пример в общении с другими людьми
Данный совет многим может показаться неважным. Но именно от того, как вы относитесь к окружающим людям и к членам своей семьи, и будет выстраиваться модель поведения с ними у крохи. Когда мама Матвея пожаловалось на то, что сын стал разговаривать с ней высокомерно и даже нагло, выяснилось, что именно так она сама разговаривает со своими подчиненными. А ребенок, часто находящийся у нее на работе, сделал вывод, что это правильно, так и нужно себя вести.
Занимайтесь с ним физическими упражнениями
Все детские забавы (бег с препятствиями, прыжки в длину, игра с мячом и пр.), должны находиться в ежедневном «меню» ребенка. Если позволяют средства, приобретите гимнастический комплекс в детскую комнату. Хвалите ребенка, когда он будет лазить по лесенке, висеть на кольцах и пытаться подняться по канату.
Развивающие занятия обязательны
Развивающие занятия - лепка, рисование, строительство из кубиков обязательны в 3-4 года. Если вы работаете и есть только 1 час в день, чтобы уделить ребенку — выбирайте их.
Общайтесь с ребенком, как можно больше
Чем больше слов будет слышать ваш малыш, тем шире будет его словарный запас. Читайте с ним книги, рассказывайте смешные истории, напевайте песенки. Не забывайте и о том, что ребенок все впитывает как губка, поэтому следите за тем, что произносите вы и все члены вашей семьи. Ведь особенно интересные словечки дети зачастую запоминают гораздо быстрее, и употребляют их не по назначению, а когда им вздумается. И если подобное произошло, не спешите наказывать кроху, начните лучше с себя.
Развитие речи у ребенка 3-4 лет
Особенности физического развития детей 4-5 лет.
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма, под воздействием условий жизни и воспитания.
В узком смысле термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки).
В широком смысле данное понятие включает в себя физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие и др.)
Нормы развития для детей от трех до шести лет
Рост. |
Если в первые три года жизни скорость роста каждый год не равномерна, то после трех лет отмечается тенденция в равномерности увеличения длины, вплоть до первого физиологического вытяжения (до 4-5 лет у мальчиков, до 6 лет у девочек), происходящего за счет эндокринных сдвигов в организме.
В 3-4 года рост остается по-прежнему наиболее стабильным показателем, определяющим уровень физического развития малыша. Чтобы определить, соответствует ли рост вашего ребенка возрастным нормам, нужно учесть влияние наследственности.
Детей по росту делят на 3 типа: большой, средний, маленький. Будущий рост ребенка можно вычислить по формуле:
Рост мужчины = (рост отца рост матери) х 0,54 - 4,5 (см);
Рост женщины = (рост отца рост матери) х 0,51 - 7,5 (см).
В 3 года рост большого ребенка обычно равен 100,54 см 2,8 см. При успешном развитии и сбалансированном питании к 4-м годам такой ребенок вырастает до 113, 3 см 2,2 см. Рост среднего ребенка в 3 года равен 98,7 2,5 см. Этот ребенок к 4-м годам достигает 106,2 см 2,4 см.
У маленьких детей к 3-м годам рост составляет 91,3 см ± 1,9 см, и к 4 годам они вырастают до 98,5 ± 2,1 см.
Если рост отстает от нормы на 10%, необходимо обратить внимание на следующие факторы:
Рационально ли питается ваш ребенок;
Хороший ли психологический климат в семье, в группе детского сада.
При отставании роста на 20% необходима консультация эндокринолога.
Вес (масса тела).
Масса тела ребенка ежегодно увеличивается неравномерно от 1,0-1,3 кг в три года до 2,2-2,5 кг в шесть-семь лет.
Приблизительно массу тела ребенка можно узнать по формуле: 10,5 кг 2 п, где п - возраст малыша, 10,5 кг - примерный вес годовалого ребенка. Исходя из этой формулы, в три года ребенок должен весить около 16,5 кг, в четыре - 18,5 кг, в пять лет - 20,5 кг, в шесть лет - 22,5 кг.
Если масса тела превышает норму на 10% с учетом отклонения, это считается ожирением и требует коррекции у специалистов.
Если же масса тела ниже нормы в этом возрасте, это свидетельствует о неблагополучном физическом развитии и требует консультации с педиатром, рационализации режима питания. Пропорциональность развития и крепость телосложения влияют на индекс Пинье (ИП), где ИП = рост (см) - (вес (кг) окружность грудной клетки (см). Чем меньше ИП, тем крепче телосложение. Средние показатели для девочек и мальчиков окружности грудной клетки и индекса Пинье.
Нормативы грудной клетки отражает формула: 63 см - 1,5 (10 - п), где п - возраст ребенка, а 63 см - средняя окружность груди у ребенка в 10 лет. Исходя из этой формулы, окружность груди у трехлетнего ребенка приблизительно равняется 52,5 см, у четырехлетнего - уже 54 см, в пять лет она составляет 55,5 см, в шесть пет - 57 см.
Окружность головы.
Этот показатель можно определить по формуле: 50 см - 1 (п) для ребенка младше пяти лет и 50 см 0,6 (и) - для ребенка старше пяти лет, где п - возраст ребенка, а 50 см - окружность головы пятилетнего ребенка.
Таким образом, примерная окружность головы у малыша в четыре года составляет в среднем 49 см, в три - лишь 49 см, а в шесть лет - уже 50,6 см.
У детей от трех до шести лет значительно быстрее происходит рост конечностей, чем туловища. Приблизительно к шести-семи годам обычно длина тела малыша увеличивается примерно в 2 раза или чуть-чуть больше, длина рук - почти в 2,5 раза, а длина ног - в 3 раза и более.
Это все приводит к изменению пропорций тела и смещает центр тяжести немного вниз. И ребенок может двигаться теперь увереннее и быстрее, чем мог раньше.
Если ребенок отличается в физическом развитии от сверстников, необходимо обратиться к педиатру.
Центральная нервная система
Это прежде всего головной мозг ребенка, приближающийся по размеру и по массе приблизительно к пяти годам к головному мозгу взрослого (почти на 90%).
После двух лет начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь, и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия.
К трем годам обычно достигается дифференцирование нервных клеток. До пяти лет очень интенсивно развиваются извилины и борозды головного мозга.
Несмотря на то что мозг дошкольника напоминает мозг взрослого, основные нервные процессы у ребенка протекают по-другому: нет уравновешенности их, преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом. Этим можно объяснить непосредственность и искренность ребенка, так же, как и холерическую неуравновешенность детей. Именно поэтому дошкольникам обычно очень трудно сконцентрироваться на решении какой-нибудь задачи.
Из-за незначительной подвижности основных нервных процессов дошкольников гораздо легче научить, чем потом переучить.
Зрение
До пяти-шестилетнего возраста размеры глазного яблока у ребенка и преломляющая сила глаза невелики. Многие дети склонны к дальнозоркости и с трудом сосредоточиваются на близких предметах. После четырех лет достигается максимальная острота зрения, и ребенок практически готов к начальному чтению. В пять лет он уже способен читать крупные буквы, а к шести годам - более мелкие. Малыш пытается рисовать и писать.
После трех лет дети обладают развитым цветовым зрением, и по мере взросления ребенка совершенствуется восприятие не только основных цветов, но и их оттенков.
К концу дошкольного периода окончательно формируется совместное зрение двумя глазами, и ребенок пространственно воспринимает предметы.
Обычно глаза дошкольников очень чувствительны к неблагоприятным факторам внешней среды, приводящим к дефектам зрения.
Слух
В дошкольном возрасте слух ребенка не отличается от слуха взрослого. Однако чувствительность слухового анализатора может быть снижена из-за постоянного шума, поднимаемого детьми, старающимися перекричать друг друга даже при обычных разговорах.
Кроме того, анатомо-физиологические особенности строения уха дошкольника способствуют предрасположению к заболеваниям уха, таким, как отиты, одним из осложнений которых является снижение слуха.
Костная система
К шести-семи годам у ребенка начинают выпадать молочные зубы, помогающие постоянным зубам занять нужное положение и способствующие лучшему пищеварению, а также развитию челюстей. Первые постоянные зубы прорезываются около шести лет. Для ориентировочной оценки постоянных зубов можно использовать формулу: х = 4п - 20, где х - это число постоянных зубов, а п- возраст ребенка.
В скелете дошкольника преобладает хрящевая ткань, в связи с чем ребенок растет. Кости малыша податливы и не могут вынести больших нагрузок, изменяясь пол влиянием их, легко меняй свою форму. А нагрузки для ребенка - это длительная ходьба, переноска тяжестей. Дети в этом возрасте не могут долго без движения стоять, сидеть в одной и той же позе или сгорбившись, склонившись в одну сторону.
Это может привести к различным нарушениям осанки и к другим немаловажным отклонениям (резкому усилению грудного изгиба позвоночника, сутулости, боковому искривлению позвоночника, изменению формы ног, свода стопы), которые с годами могут стать неисправимыми.
Перед школой почти завершается формирование скелета кисти, создавая предпосылки к обучению ребенка.
Мышечная система
В младшем дошкольном возрасте в первую очередь развиваются мышцы плеча, предплечья, и только к шести годам - мышцы рук. В связи с этим тонкая работа пальцами детям не удается, а обучаться письму можно только после шести лет, причем такие занятия должны быть кратковременными для избежания утомления еще не окрепших мышц кистей рук.
Двигательная активность
Совершенствование костно-мышечной системы ребенка отражается на его двигательной активности и ее физических качествах. Вначале развивается грубая моторика (общие навыки двигательной активности - бег, прыжки, метание, лазанье и т. д.), чуть позже - тонкая моторика (специфические навыки двигательной активности - рисование, аппликация, лепка и т.д.), заметно прогрессирующая с четырех лет после улучшения координации «глаз-рука».
Если в три-четыре года у ребенка многие движения резки и угловаты, то к шести годам они уже становятся более ритмичными и плавными. Улучшается их ловкость, но еще низка выносливость мышечной системы. Из-за этого малыш не может сидеть и стоять, не меняя позы.
Ребенок в три года уже способен прыгнуть в длину не больше чем на 0,5 м, в шесть - на 1 м и чуть дальше.
Малыш в три года уже может бросить мяч на 1,3-1,5 м, в шесть - на 2,5-3 м. До пяти лет детям можно бегать лишь на малые, дистанции (10- 30 м), в пять-шесть лет - на средние (100-120м).
Несмотря на то, что дети до шести лет без труда осваивают прыжки, метание и даже кувырки, плаванию и катанию на лыжах их необходимо обучать.
Органы дыхания
У детей в дошкольном возрасте продолжает увеличиваться объем легких (к пяти годам в 5 раз) и одновременно совершенствуются функции органов дыхания.
Частота дыхания начинает уменьшаться. Жизненная емкость легких нарастает, но, однако, все еще низка. Увеличенная глубина дыхания приводит к более высокой насыщаемости крови кислородом. Предпосылок к нарушению дыхания в шесть лет намного меньше, чем их было в три.
С четырех лет у детей уже довольно хорошо развиты миндалины, и они легко гипертрофируются. В этом возрасте обычно учащаются ангины, и в миндалинах нередко формируется очаг хронической инфекции. Малыши страдают аденоидами, и дыхание через нос затруднено. Из-за аденоидов ребенок может иметь и неправильный прикус.
Сердечно-сосудистая система
Рост и развитие мышц сердца дошкольника увеличивается прямо пропорционально изменению длины тела.
К трем годам масса сердца утраивается, а в шесть лет возрастает уже в 11 раз. В этом возрасте урежается частота сердечных сокращений (пульс) от 105 ударов в минуту у ребенка в три года до 100 ударов в минуту у детей пятилетнего возраста.
Артериальное давление у дошкольников ниже, чем в более старшем возрасте. Это объясняется большой шириной сосудистого русла, большой эластичностью сосудов и довольно низкой, по сравнению со взрослыми, нагнетательной способностью сердца.
С возрастом увеличивается преимущественно систолическое (максимальное) артериальное давление. Показатели артериального давления коррелируют с физическим развитием детей.
Приблизительный расчет артериального давления у ребенка может быть произведен по формуле: 90 2л - для систолического (максимального) и 60 п для диастолического (минимального) артериального давления, где п - возраст ребенка.
Как правило, систолическое давление у девочек обычно ниже по сравнению с мальчиками на 5 мм ртутного столба.
Органы пищеварения
В начальном этапе пищеварения - размельчении пищи - участвует зубочелюстная система, которая в дошкольном возрасте претерпевает значительные изменения, связанные с заменой молочных зубов на постоянные. Чтобы ребенок хорошо пережевывал пищу, необходимо следить за правильностью формирования прикуса.
Пищеварение в организме ребенка не может происходить без достаточной секреции слюны и пищеварительных соков. Однако у детей трех-шестилетнего возраста ферментативная активность пищеварительных соков невелика и помимо этого отмечается повышенная всасываемость стенок кишечника на фоне недоразвитого нервного аппарата, что является одной из причин различных заболеваний желудочно-кишечного тракта ребенка.
К четырем-пяти годам масса желудка увеличивается в 6 раз. Физиологическая емкость его у трехлетнего ребенка приблизительно составляет 400-600 мм, у шестилетнего - ненамного больше. Время обновления клеток эпителия слизистой оболочки желудка у детей обычно варьирует от 12 до 24 часов. Считается, что у шестилетнего ребенка имеется уже около 10 млн желудочных желез.
Органы мочеобразования и мочеотделения
К пяти годам строение почки ребенка напоминает собой строение почки взрослого. Масса почки увеличивается в 5 раз. Длина мочеиспускательного канала достигает у мальчиков 5-6 см, у девочек - I-2 см. Емкость мочевого пузыря в возрасте от трех до шести лет варьирует от 150 до 180-200 мл. Приблизительное суточное количество мочи можно рассчитать по формуле: 100 *(п 5), где п - возраст ребенка.
Таким образом, трехлетний ребенок в сутки выделяет до 800 мл мочи, четырехлетний - до 900 мл, пятилетний - до 1000 мл, а шестилетний - до 1100 мл. При высокой температуре воздуха количество мочи уменьшается, при низкой - увеличивается.
Система крови
На протяжении дошкольного возраста количество эритроцитов колеблется от 4,5 до 5,0 до 10-12 л, а количество гемоглобина превышает 120 г/л.
В лейкоцитарной формуле ежегодно меняется соотношение нейтрофилов и лимфоцитов. В четыре-пять лет количество нейтрофилов и лимфоцитов сравнивается и в среднем составляет по 45%. После пяти лет происходит нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов.
Чем старше становится ребенок, тем меньше количество лейкоцитов у него в периферической крови.
Иммунитет
В дошкольном периоде иммунная защита организма достигает уже известной зрелости, но отмечается склонность к аллергическим реакциям. Инфекционные заболевания связаны с широким контактом детей и протекают чаше всего доброкачественно.
Обмен веществ
Обмен веществ у ребенка от трех до шести лет в 2-2,5 раза выше, чем у взрослых. Преобладают процессы ассимиляции (усвоения), обеспечивающие рост и развитие ребенка.
Энергетические расходы детского организма могут быть обеспечены сбалансированным питанием.
Характеризуя особенности развития детей четырех-пяти лет, необходимо обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка:
Сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);
Походка - на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;
Позы - застывшие, скованные и однообразные;
Движения - бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;
Жестикуляция и мимика - вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничанье или неподвижность лица;
Речь - невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания.
Будьте внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина описанных признаков. Побольше играйте с ребенком в подвижные игры, подарите ребенку заботу, внимание и пюбовь - он ждет их от вас, ему трудно. Признаки психомоторного благополучия ребенка:
Он естественен, непринужден;
Осанка прямая, ненапряженная, без резких особенностей. Плечи расправлены, корпус прямой, живот втянут;
Походка упругая, жесты и позы разнообразные; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; выражение лица осмысленное и радостное;
Мимика естественная, живая, выразительная; речь выразительная, певучая и мелодичная.
В представленной таблице "Нормы двигательной активности для детей трех-четырех лет” можно отмечать свои наблюдения об освоении ребенком определенных движений.
Переход от бега к ходьбе по сигналу. |
Умеет держаться прямой линии при ходьбе. Прыгает с места. Встает из положения "лежа" не раскачиваясь. Прыгает с нижней ступеньки (40 см). Хлопает в ладоши и притопывает. Умеет забивать гвозди молотком. Бежит, ускоряя и замедляя темп. Стоит на одной ноге. |
Ходит на цыпочках. Легко поворачивается боком. Делает прыжки на одной ноге. |
Ловит брошенный мяч. |
Легко поднимается с корточек. |
Чередует бег с прыжками. |
Стоит на одной ноге 10 сек. |
Неуклюже подпрыгивает на одной ноге. |
Чувствует ритм и умеет маршировать под счет или в такт музыке. |
Поднимается по висячей лестнице, меняя ноги. |
Перепрыгивает через препятствие (35 см). |
Делает 3 прыжка вперед, удерживая равновесие. |
Делает кувырки вперед. |
Ходит назад с носка на пятку. |
Прыгает вперед 10 раз, не падая. |
Бросает набивной мяч кому-либо на расстояние 1-2 м. |
Ловит теннисный мяч с расстояния 1 м |
Малыши растут, становятся выше и тоньше, у них совершенствуется координация движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Они способны овладеть всем спектром навыков активной деятельности, начиная от самых простых (кувыркание, футбол) и заканчивая такими сложными и изящными, как набор номера телефона и умение держать вилку в руке.
К пяти годам мышцы становятся гораздо сильнее, их работоспособность увеличивается. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети уже могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать, приземляясь на полусогнутые ноги. Они уже могут прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук.
У ребенка четырех-пяти пет уже достаточно хорошо развита координация движений, он умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках и т.д.
Это возраст "граций" - малыши ловкие и гибкие. Движения становятся намного эстетичнее и совершеннее. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка уже можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. Большинство детей в этом возрасте с удовольствием танцуют и тщательно под музыку выделывают "па".
Итак, от трех пет до шести все функции и органы ребенка уже намного отличаются от тех, какими они были при рождении, но тем не менее в шесть пет малыш еще не взрослый. И, предъявляя ему свои требования, прежде всего надо исходить из этого.
Используемая литература:
1. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Москва. Владос 2001, 272 стр. 2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Москва, "Мозаика-синтез", 2014, 352 стр.
Анатомо-физиологические особенности
Три года - это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. Основные показатели физического развития ребенка на этот момент таковы: рост 96±4,3 см, вес 12,5+1 кг, окружность грудной клетки 51,7+1,9 см, окружность головы 48 см, количество молочных зубов 20. Объем черепной коробки трехлетнего ребенка составляет уже 80% от объема черепа взрослого. Особенности опорно-двигательного аппарата. Физиологические изгибы позвоночника ребенка четвертого года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Суставы пальцев могут деформироваться (например, если малыш часто лепит из слишком жесткого пластилина). Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опушенная голова) могут стать привычными, нарушается осанка. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания. В период 3-4 лет диаметр мышц увеличивается в 2-2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Но постепенно в процессе изобразительной деятельности, в строительных и дидактических играх совершенствуются движения кисти и пальцев. Поднимание рук вверх, в стороны, наклоны, покачивания и повороты туловища одновременно способствуют овладению своим телом. Дыхательные пути у детей отличаются от таковых у взрослых. Просветы воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи, носовые ходы) у ребенка значительно уже. Слизистая оболочка, их выстилающая, нежна и ранима. Это создает предрасположенность к воспалительным заболеваниям органов дыхания. Ребенок трех-четырех лет еще не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. Очень полезны для малышей упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями. Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок. Скорость кровотока у детей больше, чем у взрослых. Кровяное давление в среднем составляет 95/58 мм ртутного столба. В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности центральной нервной системы. К трем годам у ребенка бывает обычно достаточно развита способность к анализу и синтезу воздействий окружающей среды. В этих процессах значительная роль принадлежит не только непосредственному восприятию, но и речи, с помощью которой ребенок обобщает и уточняет воспринимаемое. Развивающаяся способность к концентрации возбуждения облегчает сосредоточение детей на учебном материале. Однако оно легко нарушается при изменении обстановки под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса. Если на занятии в момент объяснения с улицы донесся какой-то шум или в комнату вошел посторонний, дети мгновенно отвлекаются. Воспитатели на этот случай должны знать приемы, с помощью которых можно с минимальной затратой времени переключить внимание детей на учебное задание. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей. У ребенка 3-3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы воспитателя. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду движений, и т.д. На этом этапе важно гармонично сочетать непосредственные и словесные воздействия на детей.
Развитие личности
Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая - с формированием его деятельности. С возрастом малыш в числе других знаний приобретает и знания о самом себе (о том, что у него есть имя, и др.). В два с половиной года ребенок узнает себя в зеркале, а несколько позже на фотографии. Период появления в речи ребенка местоимения «я», (в конце раннего возраста) знаменуется переменами в его поведении - возникает стремление действовать самому. Л.И. Божович отмечает, что с возникновением «системы Я» в психике ребенка возникают и другие новообразования. Самым значительным из них является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть хорошим. Наличие одновременно существующих, но противоположно направленных тенденций: сделать согласно собственному желанию и соответственно требованиям взрослых - создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым осложняет его внутреннюю психическую жизнь. Элементы самосознания у ребенка трех-четырех лет проявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения. Вторая особенность состоит в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводить постройки, выполнять определенную роль в игре и т.д. Преднамеренность, произвольность действий, то есть подчинение их определенному образцу, важны для развития ребенка, но на четвертом году его жизни они только формируются. Поэтому деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно, например, при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности. Отвлекаемость детей велика и на занятиях, и в игре, и в быту. Младшие дошкольники отвлекаются в течение одной игры иногда до 12-13 раз. Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. В младшем же возрасте из игрового материала ребенок выбирает 2-3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером. Поэтому, чтобы поддержать игру, нужно все необходимое для ее продолжения расположить в поле зрения детей. На устойчивость деятельности, результативность и качество работы положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры (ленка, рисование, конструирование). Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен, но он охотно трудится для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки и др., для любимой куклы. В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Самой выраженной особенностью детей начала 4-го года жизни является их стремление к самостоятельности. У детей уже есть способность к целеполаганию, умение заранее представить себе некоторый желаемый результат и активно действовать в направлении его достижения. Однако любые усилия по достижению результата должны приносить удовлетворение. И для многих целей, которые ставит перед собой маленький ребенок, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение своей компетентности, представления о себе как о могущем и умеющем. Когда ребенок заявляет: «Я сам», он оказывается в положении, выход из которого возможен по двум направлениям:
Развитие психических процессов
Годы дошкольного детства - это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность - игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой. Восприятие. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи. Восприятие младшего дошкольника 3-4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном. Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7-8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то. Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года - до четырех объектов. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением. Мышление. В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта. Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое). На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отношение общего к частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно. Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении. Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. У детей 3-4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности. Речь. Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью - «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.
Особенности
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА
В возрасте 3-4 лет дети очень подвижные и активные. Идет перестройка организма. Это уже не малыши, но еще и не взрослые. В это время врачи отмечают физическое развитие детей 3 4 лет быстрый рост и потерю жировой массы.
Малыш становится более выносливым. Сейчас можно вводить физкультуру и спортивные занятия – детям это пойдет только на пользу. Дайте им возможность выплеснуть энергию на игровой площадке.
ПРАВИЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Под правильным физическим развитием малыша подразумевается соответствие антропометрических норм возрасту. В возрасте 3-5 лет дети снова вступают в фазу активного роста, прибавляют так же, как в первый год жизни. К 3 годам малыш уже уверенно бегает, может менять направление движения.
Сейчас детям просто необходима физическая активность, и оставлять их без движения вредно. Идет укрепление сосудов всего тела, налаживание работы сердца, развитие дыхательное системы.
К 4 годам это уже «маленький взрослый». Пропадает детская пухлость – малыш выглядит пропорциональным. Сейчас он может потерять несколько килограммов, так как постоянно находится в движении. Если в это время ограничивать его двигательную активность, не давать выхода энергии, то физическое развитие детей 3 4 лет развитие организма не сможет проходить правильно. У детей, ограниченных в двигательной активности, наступают эндокринные проблемы, снижается насыщение крови кислородом.
Пока что рост и вес девочек и мальчиков примерно одинаковый. Их развитие проходит по одному принципу: они активные, жизнерадостные, любят совместные игры. Занятия физической культурой проводятся для девочек и мальчиков совместно, нагрузка одинаковая.
Что умеет ребенок 3-4 лет?
У малышей 3-4 лет внушительный набор возможностей. Конечно, при условии, что они занимаются физической культурой. Без нее физическое развитие может проходить замедленно. Если малыш посещает физическое развитие детей 3 4 летдетский садик, то у него есть простые уроки физкультуры. Кроме того, рекомендовано утром делать небольшую зарядку, это помогает проснуться и быть в форме.
У детей внимание на упражнениях удерживается 10-15 минут, не больше. Потом преподаватель физкультуры делает игровую паузу. Игры выбираются активные, полные движений. Игра привлекает, конечно, больше, чем рутинные упражнения. В этом возрасте для детей игровая физкультура будет лучшим выбором. Итак, что же умеют дети 3-4 лет:
Ходят на носочках и пятках, могут делать большие и маленькие шаги;
Ходят и бегают, но непродолжительное время;
Прыгают на месте, совершают прыжки вперед или назад;
Могут бросить и поймать мяч;
Любят общую физическую активность;
Могут контролировать свое тело, удерживать равновесие.
Это не так мало, если учесть, что правильно ходить ребенок начал всего полтора года назад. К 4 годам появляется полное владение своим телом, малыш становится выносливее.
Занятия физкультурой
Важно правильно организовать физическое развитие детей. Для этого физические нагрузки должны быть регулярными и дозированными. В детском садике будут игры, физкультура, разные веселые соревнования. Затем малыш идет в школу, где занятия продолжатся, но будут уже физкультурасерьезнее. С 4 лет можно отдавать ребенка в спортивную секцию – посещать ее рекомендуется не чаще 2 раз в неделю по 1-1,5 часа. Этой нагрузки вполне достаточно для таких маленьких детей.
В возрасте 4 лет почти все профессиональные спортивные секции начинают набор. У многих детей уже к 3-4 годам отмечают хорошие физические данные для занятия спортом, например гимнастикой. Родителям нужно понимать, что это уже путь в серьезный спорт. Необходимо очень хорошо подумать, ведь теперь жизнь малыша будет постоянно связана с этим.
Физкультура дома
Самые простые уроки физкультуры с ребенком можно проводить дома или на площадке. Заниматься нужно 10-15 минут. Лучше всего делать это зимой в проветренном помещении, а летом – на улице. Схема занятий для детей 3-4 лет будет следующей:
Бег – 200-300 метров. Не стоит задавать малышу быстрый темп. Если нужен отдых, дайте ему передохнуть 2-5 минут.
Ходьба на носочках и пятках – 150 метров.физическое развитие детей 3 4 лет
Прыжки на одной и двух ногах. По 10 повторений.
Приседания – 5 повторений.
На площадке – лазанье по лесенке, висы на вытянутых руках.
Упражнения с обручем. Поднятие обруча на вытянутых руках.
Упражнения дома на коврике: лодочка, перекатывания, растяжка.
Время от времени повышайте нагрузку, но не чаще, чем 1 раз в 2-3 месяца. Добавляйте другие простые упражнения. К 5-6 годам малыш уже может пробежать трусцой около 500 метров без остановки.
Не нужно сильно перенапрягать ребенка. Нельзя заниматься во время болезней, кроме того, необходим перерыв на 1-2 недели после полного выздоровления. В этот период организм усиленно работает над своим восстановлением, и ему не нужна дополнительная нагрузка. После болезни лучше начинать с пеших прогулок на 1-2 километра.