В мире царствования смартфонов фуд-фотография твердо укрепилась на позициях любимого хобби каждого, у кого есть профиль в инстаграме. Это неслучайно, ведь еда – невероятно фотогеничный объект! Собранные здесь советы помогут вам делать кадры такими же вкусными, как и еда, которую вы снимаете.
Скорее всего, если кто-то из ваших знакомых упомянет термин «фуд фотография», вашей первой ассоциацией будет отнюдь не художественный сет в студии. Да и имя Франческо Тонелли вряд ли покажется вам знакомым. Зато вспомнится та фотография кофе с круассаном (тоста с авокадо, гранолы с ягодами), которую вы лайкнули сегодня утром, пока листали инстаграм по дороге на работу. Возможно, на ум даже придет несколько конкретных аккаунтов, например gkstories , local_milk , linda_lomеlino .
В общем, берите на вооружение наши советы, и, возможно, именно ваш инстаграм будет ассоциироваться у людей с термином «фуд фотография».
1. Выбирайте естественное освещение
Хороший свет – ваш главный инструмент в получении идеальной картинки, поэтому, где бы вы ни снимали, дома или в кафе, лучшим вариантом будет выбрать место у окна. Избегайте желтого света ламп в ресторанах, особенно если они расположены прямо над вами, а при съемке на улице в яркий солнечный день ищите место в тени.
2. Помните про композицию
Не перегружайте ваш кадр множеством деталей. Даже если вы любите художественно разбрасывать по столу специи (и другие «элементы декора»), не забывайте, что главным в кадре все же должно оставаться блюдо.
3. Экспериментируйте с фонами и текстурами
Мода на деревенские фоны, в прошлом популярные среди фуд-блоггеров, постепенно сменяется на более чистые и тихие фактуры. Простой белый или черный фон не хуже состаренного дерева сможет оттенить пестроту тарелки со свежим салатом, а горячая выпечка будет аппетитно смотреться в обрамлении того же противня, с которым вы достали ее из печки.
4. Фотографируйте свежую еду!
Ни одно приложение не сможет магическим образом превратить увядший базилик в свежесорванный, поэтому, если вы готовите дома и знаете заранее, что хотите запечатлеть на айфон результаты ваших трудов, не скупитесь на качественные ингредиенты!
То же правило касается приготовленной еды, которая не выглядит аппетитно. В этом случае совет один: не снимайте. Или не ждите, что получившийся кадр будет привлекательным. Да, мы верим, что овощное рагу вашей бабушки, возможно, один из вкуснейших в мире гарниров, но нужно понимать, что, скорее всего, оранжево-зеленая масса не будет выглядеть столь заманчиво на фотографии.
5. Приложения для обработки фотографий
Тут вы наверное первыми скажете: VSCO! И будете правы в своем выборе. Талантливые калифорнийские ребята позаботились о том, чтобы превратить даже самые «сухие» кадры в настоящие произведения искусства, стилизованные под пленку. Кроме разнообразных фильтров, в приложении есть удобная функция изменения тона цвета кожи. Так что если ваша рука «случайно» попала в кадр с бокалом смузи, а при обработке приобрела не по-человечески яркий оттенок, VSCO поможет вам это исправить.
Тем, кому важны даже самые мелкие детали в кадре, стоит обратить особое внимание на редактор Snapseed. В приложении есть опция выборочной коррекции – «healing», позволяющая убирать мелкие недочеты на фотографии. Так, уронив на белую скатерть каплю соуса, ее легко можно «залечить» в Snapseed.
Начнем с того, что я очень советую перед тем, как сделать любой кадр, протереть камеру телефона, и желательно сделать это хлопчатобумажной тканью (например, футболкой или салфеткой), чтобы уж наверняка без разводов и «пальцев». Это золотое правило, о котором всё ещё знают почему-то не все, однако столь простое действие избавит вас от большого количества дальнейших манипуляций в процессе обработки.
Но, если вы всё-таки упустили этот момент, и вам теперь очень грустно, ведь круассаны надкусаны, а рисунок сердечка на капучино непоправимо нарушен, не расстраивайтесь! С вашей бедой вам поможет инструмент «контрастность» в любом приложении, будь то VSCO Cam, Snapseed или старый добрый Instagram.
Какие нюансы нужно учитывать, если вы хотите, чтобы снимок получился вкусным?
Освещение. Вещь очевидная, но всё-таки. Снимать лучше (хотя и не обязательно) при дневном свете, то есть нужно расположиться где-то недалеко от окна. В остальных случаях есть вероятность, что вы намучаетесь с цветом от искусственного света, с лишними тенями, и вообще всё скорее всего получится не так классно, как рисовало воображение.
Фон , на котором всё расположено. Пусть лучше он будет однотонным, а в идеале — просто светлым, например, мрамор, доска или белая скатерть. Если на вашей скатерти наблюдается психоделический рисунок из розочек и бабочек, то да — это плохой вариант.
То, что именно вы фотографируете. Тут уж, конечно, на любителя, но уверяю вас, что солянка или бефстроганов проиграют в этом неравном бою не только десертам, но и стейку, и пасте с морепродуктами. В кадре всегда выигрышно смотрятся: стаканы с водой, бокалы с вином, фрукты, сыр, оливки и картошка фри. Список неполный, как вы понимаете.
Цвет. Чтобы снимок получился приятным и гармоничным, я советую "не пестрить", а оставить в кадре два, максимум три оттенка, которые сочетаются друг с другом, и плясать уже от этого. Скажем, белый-бежевый или белый-зеленый-желтый. Это смотрится естественно, натурально и приятно.
Ракурс. Высокие предметы в кадре всегда искажены, особенно если они расположены не ровно по центру композиции. Если вы снимаете сверху и в кадр попадают бутылки, вазы, бокалы или высокие стаканы, то имейте в виду, что лимонад в высоком графине обязательно «поползет» немного в бок. В некоторых случаях это смотрится вполне себе уместно. Но если вас это смущает, то можно выбрать ракурс под углом 30-40 градусов. И не забывайте оставлять в кадре «воздух» (пространство вокруг) - не снимайте предметы слишком близко.
Акценты. Не стоит в правый верхний угол ставить сразу все яркие соки, оставляя «блеклым» и нагруженным только большими тарелками нижний левый. Постарайтесь максимально сбалансировано и естественно выстроить все предметы в кадре. Мелкое разбавляйте громоздким, темное — светлым. А яркие детали расположите подальше друг от друга.
В последнее время для постоянных пользователей Instagram завтраки, обеды и ужины перестали быть простыми приемами пищи и стали больше походить на профессиональные фотосессии. Но почему одним удается делать аппетитные снимки, а другим лучше не показывать то, что они запечатлели?
1. Подготовьте съемочное место
Фон – одна из основных составляющих композиции. Если вы в кафе, тогда выбора особого у вас нет – используйте то, что дают. Однако, если вы дома, необходимо заранее подготовить стол. Лучше всего еда будет смотреться на однотонных или деревянных фонах. Если ваш стол не приспособлен для того, чтобы делать красивые фотографии, не беда – купите скатерть, но не в цветочек. Откроем секрет: многие блогеры специально покупают фон для фотографий.
2. Позаботьтесь об освещении
Еду лучше снимать при естественном освещении. Поэтому идеальное время для съемки – первая половина дня, а подходящее место – возле окна. Избегайте теней на переднем плане и постарайтесь не допускать попадание прямых солнечных лучей.
3. Подберите цвета
Цветовая гамма крайне важна. Лучше всего, чтобы цвета и блюда, и фона, и дополнительных мелочей идеально сочетались. Если это завтрак, то лучше подобрать нежные тона: розовые, голубые, лиловые. Для сочности добавляйте яркие цвета. Так еда будет казаться аппетитнее.
4. Продумайте несъедобные мелочи в кадре
Если ваша цель заключается в том, чтобы создать качественную фотографию вашего завтрака или обеда (на зависть всем), тогда идею надо продумать перед тем, как вы собрались в кафе. Поскольку тут важны мелочи, которых может просто не оказаться под рукой. Мы говорим о таких вещах, придающих настроение фотографии. Это могут быть очки, газета или книга, планшет или ноутбук, фотоаппарат, блокнот с ручкой, элементы косметики, сумка и так далее. Всегда уместными будут цветы в кадре. Главное (возвращаемся к третьему пункту) – это, чтобы композиция сочеталась по цвету.
5. Придерживайтесь идеи минимализма
Несмотря на наличие дополнительных мелочей в кадре, помимо самой еды, важно не переборщить. Минимализм всегда притягивает глаз. Выстройте композицию так, чтобы она содержала единую историю, а не сборник рассказов. Помните, что главный герой этой фотографии – еда. Поэтому допускайте не больше трех второстепенных вещей на столе.
6. Выстройте композицию.
В центре снимка должна быть тарелка с основным блюдом. Чашка и тарелки с другими обеденными радостями необходимо поставить рядом, но не вплотную, разумеется, а по краям. Мелочи разбросайте где-то между главными героями кадра. Создание легкой хаотичности оживит снимок. Например, можно начать есть блюдо, но не так, чтобы вы спохватились, доедая торт, а лишь слегка приступив к трапезе. Но это не относится к напиткам. К ним до завершения съемок лучше не притрагиваться.
Иногда у меня спрашивают о том, как научиться красиво фотографировать еду на телефон или простой фотоаппарат. Не так важно, снимаете ли вы еду для инстаграма, блога или просто фотографируете свои хенд-мейд изделия, главное — это постоянная тренировка и тщательная подготовка. За любой красивой картинкой стоит работа фотографа. Да, иногда все спонтанно складывается само собой и получается отличный кадр, но на начальном этапе очень важна подготовка. Сегодня я расскажу мой алгоритм подготовки к съемке фотографий для блога и instagram. Скажу честно, что чем больше я снимаю, тем больше пунктов подготовки могу себе позволить пропустить.
Но если до этого вы почти не фотографировали или результат ваших фотографий вас не устраивал — то лучше первое время придерживаться определенного алгоритма. Я тоже не всегда довольна своими кадрами, и это абсолютно нормально. Как говорится: нет предела совершенству. Сегодня я расскажу о своей схеме подготовки к фуд и предметной съемке, получится такой небольшой урок по фуд-фотографии.
Первым делом при подготовке к съемке определенного блюда я просматриваю вдохновляющие фотографии. Про вдохновение ранее. Я просматриваю интересные картинки в пинтерест или инстаграм, зачастую они не связаны с темой моей съемки, но наталкивают на интересные мысли по построению композиции, использованию света или определенного реквизита.
После этого этапа у меня понемногу в голове складывается образ той фотографии, которую я хочу снять. Чтобы это образ мигом не улетучился, лучше сделать несколько вариантов скетчей , т.е. набросков или зарисовок того, как вы видите свои будущие фотографии. Я не очень хорошо рисую, поэтому просто схематически размещаю предметы на листе бумаги, этого мне вполне достаточно для дальнейшей съемки.
После этого я подбираю необходимый реквизит для съемки : это могут быть мисочки и тарелочки, столовые приборы, салфетки и элементы декора, которые будут гармонично смотреться на снимке. Также я выбираю необходимый мне фон из имеющихся. Если вы снимаете не еду, а, к примеру, украшения или другие изделия ручной работы, то стоит подумать, что подходящее по теме вы можете добавить на снимок, чтобы улучшить его, подчеркнуть достоинства ваших произведений.
Следующим этапом идет подготовка места к съемке. Чаще всего я использую боковой свет от окна, т.е. размещаю фон так, чтобы окошко и свет из него были справа от моих досок для фуд фотографии. С правой стороны потому, что в моем случае слева я не смогу подойти к столу и снимать из-за особенностей того места, где размещается мой фон. Я обращаю ваше внимание на то, что очень важно качество света . И не получится снять красивые фотографии при свете тусклой лампочки, одиноко висящей под потолком. Поэтому начинайте снимать днем со светом из окна. После размещения фона я раскладываю реквизит, стараюсь выверить композицию. Еду я накладываю в тарелки в самый последний момент непосредственно перед съемкой, чтобы она не успела остыть и потерять свой аппетитный внешний вид.
При съемке я сначала выложила салфетку, согласно моему наброску, далее выставила тарелки. Так как в рецепте используется зелень, оливковое масло, черный перец и тыквенные семечки, то я решила, что ими можно дополнить композицию снимка, чтобы создать более уютную картинку. Выставила все это на стол. Сделала контрольный снимок сверху на телефон, чтобы понять, все ли меня устраивает в будущем снимке. Мне показалось, что салфетка лежит не очень красиво, поэтому я поправила ее и сделала еще один контрольный снимок.
Когда композиция была готова , я разлила суп по мисочком, украсила его зеленью, горошком и тыквенными семечками. После того как еда поставлена на стол для съемки остается чаще всего 10-15 минут, иначе еда потеряет свой «товарный вид» и не будет выглядеть аппетитно, да и мне после съемки не очень хочется кушать остывший суп;)
Теперь дело за малым — сделать красивые фотографии , так как мы тщательно подошли к подготовке съемки, то сам процесс намного упрощается. Я делаю общий кадр, снимая сверху, как показано на фото ниже.
Для съемки использую или камеру или телефон. Далее, делаю несколько более крупных планов также снимая сверху. Если снимаю для блога на фотоаппарат, то дальше делаю несколько кадров под углом 45 градусов, постоянно изменяя крупность плана. Самые крупные планы лучше сделать вначале, пока еда еще свежая и аппетитная. Когда я сделала несколько кадров, которые меня удовлетворили, то могу потратить пару минут на то чтобы поэкспериментировать со светом.
К примеру, я сдвигаю жалюзи и оставляю узкий пучок света, который направлен на еду, а не заливает все пространство стола. В таком случае картинка становится более темная и немного драматичная. Также могу поменять свое положение относительно источника света, чтобы свет падал не просто сбоку, а немного сзади, интересно подсвечивая рельеф моего супа.
Все! Сняв 40-50 картинок готового блюда (если снимаю на открытой диафрагме, то дублирую некоторые кадры на всякий случай, чтобы точно попасть в резкость), я впоследствии выберу 3-5 самых удачных кадров, которые вы можете наблюдать в блоге.
Когда я снимаю еду для инстаграма на телефон, то всегда снимаю сверху, чтобы избежать искажения пропорций предметов на фотографии. Я также делаю более общие и крупные планы, регулируя расстояние от телефона до предмета съемки. И также делаю несколько дублей, чтобы точно попасть в резкость в нужном мне кадре.
Как вы заметили, часть фотографий здесь снята на телефон, а часть на камеру. Надеюсь, что этот пост был вам полезен. Если есть вопросы — задавайте их в комментариях. Также если вы хотите почитать еще подобные посты про съемку еды, то пишите, я с радостью поделюсь с вами своими знаниями.
Возбуждающей съемкой еды сегодня озадачены и рестораторы, и домохозяйки. «Большая Деревня» задала тольяттинскому фуд-фотографу Александру Хитько восемь вопросов о том, как делать умопомрачительные снимки для меню кафе или частного аккаунта в соцсетях: с какой техникой работать, можно ли заменить Red Label чаем со слоном, что делать со столовскими пирожками и где искать вдохновение.
На какую технику снимать?
Выигрышный кадр может получиться при съемке и на профессиональную технику, и на телефон - все зависит от цели, которую вы ставите перед собой. Концептуально снять еду для меню на айфон будет крайне сложно - там вы вряд ли добьетесь качественной картинки без фудфонов и отражателей. А вот в соцсетях наоборот могут зайти живые кадры с телефона: качество здесь на втором плане, ведь никто не листает инстаграм на больших экранах.
Какой свет лучше?
Всегда классно смотрятся естественное освещение и дневной свет: лучшие кадры получаются в ясную погоду. Съемка в заведениях с панорамными окнами и плавным солнечным светом за стеклом - тот исключительный случай, когда может снять еду идеально даже на телефон. Главное правило: свет либо должен ложиться сбоку, либо подсвечивать блюдо сзади - то есть, быть контровым. Так фото выглядят объемнее, а еда - сочнее. Если же свет будет ложиться спереди, блюдо в кадре будет плоским.
Какие тренды учесть?
Зачастую в паре с фуд-фотографом работает стилист - отдельный человек, который подбирает салфетки, приборы и следит, чтобы все аксессуары сочетались между собой. Я же считаю, что невозможно сделать хороший снимок, если сам не разбираешься ни в стилистике, ни в кулинарии.
Фуд-мода - это не итальянские подиумы, где тренды меняются по два раза в сезон. Деревянные фоны, винтажная посуда - все, что было в ходу несколько лет назад, по-прежнему актуально: так, вы не будете выглядеть глупо, если снимете блюдо на классической разделочной доске. С другой стороны, фотографировать абсолютно все в деревянной эстетике невозможно. Если у всех блюд в заведении примерно одинаковая подача, можно разнообразить снимки собственными столовыми приборами: я часто ношу с собой вилки и ложки для перестраховки. В целом, сейчас фуд-фотографы делают упор на интересную посуду. Например, не так давно я снимал меню для ресторана грузинской кухни, полностью на их «базе» - блюда и напитки в заведении подают в оригинальных тарелках и бокалах, сочетающихся с общей концепцией и цветовой гаммой интерьера.
Мне очень нравится фотографировать блюдо в интерьере. Если само заведение стильное, в нем всегда интересно делать снимки, используя его собственную обстановку. Многие говорят, что устали от «бабушкиных» клетчатых салфеток, но если в ресторане шторы по «шотландку» - то почему нет?
Постарайтесь отразить в снимке не только облик одного блюда, но и атмосферу всего места в целом. Это правило стопроцентно работает в случае съемок для меню: не раскрою секрет, если скажу, что работу сильно упростит разговор с дизайнером, дающим четкое ТЗ.
Как сделать блюдо на снимке аппетитнее?
Я не практикую уловки вроде обмазывания курицы гуталином ради красивого кадра. Такие съемки - удел фотостоков. Ну где вы видели слишком идеальную птицу?
Блюдо просто нужно правильно приготовить. Но не забывайте о нюансах: мясо, например, важно снять сразу после приготовления, пока из него не начал течь сок. Чтобы креветка не утонула в крем-супе, можно подложить под нее картофельную дольку, такие «пьедесталы» - расхожая практика.
Обман с алкоголем всегда заметен. Нельзя заменить виски или коньяк чаем: вы вряд ли сможете самостоятельно воспроизвести правильный цвет чистого напитка. Лучше взять дешевый напиток вместо дорогого.
Проблемный напиток в плане съемки - пиво, пена в нем очень быстро оседает. Чтобы оно пенилось лучше, в него можно добавить соль. Когда я только начал снимать, мне попалось практически негазированное пиво, и я решил исправить это пеной для бритья: мне казалось, это классный выход из положения, но сейчас я бы обплевался от таких кадров.
Как фотографировать некрасивую еду?
Когда подача эффектная, сделать снимок легко, но иногда судьба может подбросить, например, криво нарезанные бананы, которые, к тому же, быстро темнеют. Приходится продумывать концепцию. Так, один из моих любопытных проектов - съемка для столовой. Самые простые блюда нужно было показать красиво. Пришлось выкручиваться: я выбрал съемку полностью на белом фоне с белыми деталями - приборами и тарелками, сметаной в качестве соуса. Цветным был только продукт - рис, пицца, домашние пирожки. При этом я следил, чтобы блюда выкладывали строго геометрично. Такой минимализм позволил еде стать центром снимка, выглядеть более аппетитно.
Еще один челлендж - съемка сырых блюд. Недавно заказчик поставил передо мной цель запечатлеть максимально неэстетичную сырую индейку. Такое мясо может выглядеть привлекательно на домашней кухне. Красивый интерьер, противень, аккуратные занавески станут подходящим подиумом для этой модели.
Но на такие ухищрения стоит идти только в крайних случаях: обычно я рекомендую не переделывать авторскую подачу. Особенно это касается фотографов, которые снимают блюда для меню: когда ожидания гостя встретятся с реальностью, произойдет убийственный диссонанс. Лучше поиграть с ракурсами - если блюдо невыгодно выглядит сверху, снимите его сбоку.
Что можно и нельзя выкладывать в инстаграм?
Главная задача и частного, и ресторанного аккаунта - отражать некую концепцию: именно она будет определять, какие снимки пойдут в сеть, а какие нет.
В кадр могут войти не только блюда, но и часть интерьера: будет видно, какие кресла и диваны стоят в заведении, заметна отделка стен. Иногда интересно показать в кадре руки: это намек на то, что человек сидит и ест в заведении прямо сейчас, что невольно вызывает у зрителя желание сделать так же. Тем не менее, главными все равно должны оставаться тарелка и ее содержимое.
Перебарщивать с «жизнью» на фото я бы не советовал: жующий человек - не самый фотогеничный герой. Фото должно быть аппетитным - но в меру. Те же бургеры можно резать ножом, а не вгрызаться в них зубами. В уже разделанном ножом бургере лучше показать его главные качества - высоту и «нашпигованность».
Как не ошибиться?
Одна из ошибок новичков - желание задействовать как можно больше цветов. Надо стараться, чтобы кадр был выдержан в одной цветовой гамме, без кардинально контрастных тонов - так картинка более удобна для восприятия. Отталкиваться можно от продуктов: если на тарелке свежие помидоры, сделайте акцент на красном цвете. С деталями тоже лучше не борщить: на снимках начинающих фудблогеров блюдо порой теряется за листиками мяты, петрушкой и горошком перца.
Для начинающих блогеров я сделал альбом, где я объясняю, что нужно поправить в их фото. Многие ошибки связаны с обработкой. Мониторы фотографов часто не откалиброваны или вовсе не предназначены для цветокоррекции, люди пытаются «докрутить» тон самостоятельно. На выходе получаются фиолетовые помидоры и ядовито-салатового цвета зелень. Запомните одну заповедь и идите с ней по жизни: еда должна быть натуральной.
Где вдохновляться?
Для любого фуд-фотографа, даже если он снимает обеды на собственной кухне, важна насмотренность. Нужно равняться на профессионалов, аккаунты хороших ресторанов или частных фотографов. Я стараюсь следить за заграничными блогерами. Один из первых в моем списке - аккаунт symmetrybreakfast : парочка готовит завтраки и выкладывает их на столе друг напротив друга. Проще было бы отзеркалить одно блюдо, но интересно именно то, завтраки похожие, но детали разнятся.
В рунете интересен подход ресторана «КоКоКо» в Питере: все кадры их инстаграма порезаны под широкий формат, что визуально выделяет их и не дает затеряться в ленте. Помимо прочего, это динамичный фуд-аккаунт: какие-то кадры сняты сверху, какие-то в перспективе или ровно.
Слежу за инстаграмом Петра Карасева - питерского фуд-фотографа. Его фото всем хороши: правильно выстроены, качественно сделаны - не придерешься. Еще один ориентир - кондитер и фотограф из Хабаровска Андрей Рудьков . В его случае срабатывает главное правило - любить еду. Тогда и фотки будут классными.