Игровая зона для девочек. В свободное время дети могут здесь поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «День рождения», «Гости». А также можно использовать в процессе организованной деятельности, например, когда знакомим детей с предметами посуды, предметами быта; когда знакомим с правилами этикета, чайными традициями.
Сюжетно-ролевая игра «Гости, день рождения».
Программное содержание: Закрепление культурных навыков, сообщение ребятам некоторых знаний по домоводству (уборка комнаты, сервировка стола). Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
Оборудование: куклы, детская мебель, угощение для кукол, чайные приборы, вазы, чай, пирожные, подарки.
Ход игры: Ребята могут играть в своей группе в воображаемой ситуации, а гостями могут быть куклы.
Перед игрой можно провести беседу, в которой сообщается, что правила игры требуют, чтобы хозяева были вежливы по отношению к гостям, предупредительны, употребляли вежливые слова: «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо», «кушайте на здоровье» и, т. д. После этого все игровые действия развертываются вокруг подготовки к приему гостей и заботы о них. Воспитатель сообщает ребятам, что перед приходом гостей хозяева должны убрать квартиру, украсить ее цветами, накрыть на стол, правильно расставить приборы. Затем взрослый предлагает ребятам договориться, как они встретят гостей, чем их займут.
Также можно разучить с детьми куплет известной песенки с хлопками:
К нам гости пришли,
Дорогие пришли,
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли.
И с капустой пирог,
И с картошкой пирог.
А который без начинки -
Самый вкусный пирог!
Затем предложить детям самостоятельно составить план игры, что, как и зачем будет происходить в ней. Педагог может подать некоторые идеи более интересного развития сюжета, но основное содержание должны придумать сами ребята.
Вариант игры: когда «гости» пришли на день рождения, то «хозяева» встречают их, правильно рассаживают, предлагают самые удобные места. Во время чаепития гостей занимают интересной беседой, их приветливо угощают: «Кушайте, пожалуйста», «Попробуйте это пирожное», «Не хотите ли еще чаю или сока?, «угощайтесь тортом» и т.д.
После чаепития «хозяева» развлекают гостей коллективными песнями, загадками, подвижными или словесными играми. Все это «хозяева» заранее обсуждают и готовят, распределяя, кто какие развлечения будет проводить.
Можно провести следующие игры, хороводы: «Каравай», «Фанты», «Волшебный стул», «Музыкальный стул».
Когда день рождения заканчивается, гостей вежливо провожают, помогают им одеться.
Стихотворение:
День рожденья — самый лучший,
Самый радостный денёк,
Для проказ счастливый случай
И для шалостей предлог.
Фрукты, сладости, варенье,
Весь в свечах огромный торт!
В этот день без угощенья
Не останется никто!
Принимаю поздравленья
От друзей и от родных,
И к себе на день рожденья
Приглашаю в гости их.
Игровая зона «Салон красоты». В этом игровом уголке дети могут поиграть в разные сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Ателье мод», «Салон красоты», «Показ модной одежды». Можно провести конкурсы на лучшую причёску, на лучший наряд.
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты».
Программное содержание: закреплять и расширять знания о работе мастеров салона красоты; развивать умение самостоятельно распределять роли и развивать сюжет игры, выполнять ролевые действия; создавать условия для творческого самовыражения; воспитывать навыки культурного поведения в общественных местах, уважительного отношения к работникам салона.
Возраст детей — от 5 до 7 лет.
Оборудование: набор инструментов для парикмахера (ножницы, расчески, фен, лак, шампунь, заколки, резинки и т.д.), альбом с образцами причесок, фартуки, накидки, набор инструментов для мастера маникюра (лаки, кисточки, пилочки, крема), касса, деньги, чеки, аксессуары для нарядов (бусы, серьги, шляпки, сумочки).
Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Ребята, приближается праздник Новый год. Все хотят в этот день быть самыми красивыми, сделать себе новую прическу, маникюр, макияж. И мальчики тоже должны выглядеть хорошо. А где все это можно сделать? Правильно, все эти услуги оказывают в салоне красоты.
Все вместе вспоминают, какие профессии есть в салоне. Распределяются роли по желанию. Выбираются парикмахеры, мастер маникюра, макияжа, кассир, администратор.
— Ребята, а как же нам побыстрее добраться до салона красоты? Дети предлагают разные варианты. Решают вызвать такси. Имитируется звонок по телефону. Выбирается водитель такси, который с помощью детей строит машину из стульчиков. Все едут в салон. В салоне сотрудники готовят свои рабочие места, а остальные дети на такси едут кататься по городу. Через некоторое время клиенты приезжают и идут делать прическу, маникюр, макияж. Воспитатель также проходит все процедуры, участвуя в ролевых диалогах и привлекая малоактивных детей:
— Дима, у нас в салоне красоты замечательный мужской мастер. Ты должен обязательно у него подстричься! Мама тебя не узнает!
— Ира, у нас в салоне есть мастер по маникюру. Ты должна себе сделать красивый маникюр к празднику.
Игра продолжается, пока не угаснет интерес детей.
Стихи:
Салон красоты
Нравится работать Соне
Парикмахером в салоне –
Причесать, постричь, завить,
Лаком для волос облить.
Косметологу же Асе
Нравится ресницы красить,
Пудрить лоб и пудрить нос,
Красить губы ярче роз,
Щечки бледные румянить,
Веки обводить тенями,
И на пальчиках руки –
Красить лаком ноготки.
ПАРИКМАХЕР
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
Игровая зона «Торговля». В свободное время дети играют в следующие сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Хлебный магазин», «Супермаркет», «Магазин». Эти же материалы можно использовать и на занятиях: «Знакомство с хлебобулочными изделиями», «Знакомство с профессией продавца», «Здоровая пища» и др.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Программное содержание: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения. Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина.
Возраст детей — от 5 до 7 лет.
Оборудование: Табличка «Магазин», прилавки, касса, бумага, карандаши, несколько игрушечных весов, счеты, предметы-заместители продуктов, одежда для продавцов, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам.
Ход игры: Перед началом игры воспитатель напоминает, как должен покупатель разговаривать с продавцом, а продавец - с покупателем, и предлагает одно из главных условий игры: без слов «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо» товары отпускаться не будут. Затем распределяются роли по желанию детей.
Дальше начинается игра. Директор объявляет об открытии нового магазина и приветливо встречает покупателей. После этого покупатели расходятся по отделам магазина: одни покупают одежду, другие — продукты, третьи - канцелярские товары. Идет оживленная торговля. Все товары имеют цены, но округленные, чтобы дошкольникам было легче считать, в рамках изучаемого в детском саду программного материала. Неплохо в игру ввести маленькие весы для взвешивания продуктов (песок, мелкие камешки, другой природный материал). Желательно продавать молоко, чтобы дети знакомились с емкостями — 0,5 л, 1 л, 2 л. Примерно через полчаса педагог может предложить ребятам поменяться ролями.
Игру в «Магазин» можно соединять с другими играми, такими как «Семья», «Ферма», «Шоферы», и др.
Стихи:
Продавец Продавец
Мы приходим в магазин. Целый день он слышит:
В нём обилие витрин. «Дайте,
Выбрать нужную покупку Заверните и продайте!»
Продавец поможет чуткий. И хоть очень устает,
Но дает и продает!
(О. Повещенко) (Е. Санин)
Игровая зона «Книжный уголок» . В этом уголке дети могут читать книги, рассматривать иллюстрации, поиграть в лото «Сказки» и в настольный театр, порисовать по прочитанному произведению, могут поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин».
В процессе организованной деятельности можно провести литературные викторины, КВН по сказкам, знакомство с писателями и поэтами, с иллюстраторами детских книг.
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Программное содержание: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой. Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного к ним отношения.
Возраст детей — от 5 до 7 лет.
Оборудование: книги, формуляры, альбомы, журналы, книжки-малышки и самодельные книжки.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «В нашей группе открылась библиотека, и в библиотеку можно записаться всем. Давайте сначала вспомним, как работает библиотекарь».
Дети рассказывают, что библиотекарь заводит абонемент на каждого читателя, в который он вкладывает формуляр из книги, прежде чем выдать ее читателю. Принимая книгу от читателя, библиотекарь внимательно смотрит, не повреждена ли она, не испачкана и не измята ли. При беседе с читателем библиотекарь спрашивает, о чем он хочет почитать, советует взять ту или иную книгу. При библиотеке имеется и читальный зал, где читают детские журналы, рассматривают картинки. Библиотекарь предупреждает каждого читателя, чтобы он не измял книгу, когда будет ехать из библиотеки домой на транспорте, посоветовать ему прочитать эту книгу дома дочке или сыну, а по дороге домой в автобусе только посмотреть картинки и т. д.
Затем выбирается ребёнок на роль библиотекаря. Можно также предложить ребятам объединять игру с другими сюжетами (например, с играми в «семью», в «путешествие», в «детский сад», в «школу» и т. д.).
Стихи:
Библиотекарь
1.Это – дом для разных книжек,
Ждут тебя давно они.
Подойди скорей поближе,
В гости к книжкам загляни.
Здесь порядок, как в аптеке.
Полки выстроились в ряд.
Возле них – библиотекарь,
Он всегда нас видеть рад.
2.Мы идём в библиотеку,
Настоящим человеком
Помогает книга стать!
Новых книг живые строки
Открывают путь далёкий.
Жить без книг мы не могли бы.
Дорог нам их вечный свет.
Книгам добрым, интересным
Всем – наш пламенный привет!
Загадки:
1.Хоть я не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговариваю с вами
Всем понятным языком (книга).
2. Не в лесу, не в саду,
Корешки на виду,
Веток нет — одни листы,
Что за странные кусты? (книга).
3. Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь в 10 раз умней (книга).
Пословицы:
1.Кто много читает, тот много знает.
2. Книга – твой лучший друг, без неё, как без рук.
3. Книга поможет в труде, выручит и в беде.
4. Книга – мост в мир знаний.
5.Книга – зеркало жизни.
6. Прочёл новую книгу — встретился с другом.
7. Хорошая книга — лучший друг.
Игровая зона «Транспорт». Во время свободных игр дети могут поиграть в следующие сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Улица», «Транспорт», «Машины на нашей улице», «Светофор», «Можно – нельзя, правильно – неправильно» (о правилах поведения на улице), «Угадай вид транспорта по описанию» и др. Материал этой игровой зоны можно использовать и на занятиях: «На чем люди ездят», «Культура пешехода», «Транспорт», «Путешествие по городу».
Сюжетно-ролевая игра «Улица».
Программное содержание: Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепить названия машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте. Продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Возраст детей — от 5 до 7 лет.
Оборудование: модульные автомобили, дорожные знаки, светофор, костюмы водителей, регулировщика.
Ход игры: Перед началом игры воспитатель с детьми должен закрепить те впечатления и знания, которые дети получили во время прогулок, бесед, экскурсий; повторить правила, которые нужно соблюдать на улице: на улице нельзя бегать, играть, ходить надо спокойно, не толкая прохожих, только по тротуару, по дороге ходить нельзя - там едут машины, автобусы.
Педагог может посоветовать детям построить из строительного материала несколько домов (улицу) и поиграть с ними и машинами: возле больницы дежурит «Скорая помощь», грузовик возит в магазин вылепленные из пластилина овощи и фрукты, в продуктовый магазин на специальной машине из пекарни привозят хлеб, бублики, печенье, булки, по улице едет маршрутное такси.
Когда все готово, воспитатель говорит, что улица не бывает пустой: по тротуарам идут люди (куклы), а по мостовой едут машины. Он предлагает детям сделать на улице тротуары, людей. Воспитатель рассказывает о «жизни» улицы и предлагает детям по ходу повествования совершать те или иные действия. Утро. Шоферы едут на машинах, на улицах много машин. (Дети вывозят на улицу машины.). Вот идут в детский сад дети. Давайте поможем им дойти быстро. (Куклы проходят к детскому саду, и их ставят за зданием, как будто они вошли внутрь.). На улице появляется много людей: они идут в магазин, к доктору, на работу. (Ребята играют с куклами - двигают их вдоль улицы, пешеходы заходят в дома и т. д.). Воспитатель во время игры не должен показывать детям игровые действия. Его задача — объединить все игровые действия детей общим замыслом и помочь им реализовать его, развить сюжет игры.
Можно в игре применить загадки и стихи.
Загадки:
1.По асфальтовой дороге
Мчится конь четвероногий,
Светят фары, шуршат шины.
Дети, что это? (Машина)
2.Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автобус)
3.Спозаранку за окошком-
Стук, и звон, и кутерьма:
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай)
4.Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками! (Троллейбус)
Стихотворение Я. Пишумова:
На улице нашей
Машины, машины,
Машины-малютки,
Машины большие.
Эй, машины, полный ход!
Я примерный пешеход!
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
Спешат грузовые,
Фырчат легковые,
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы.
Машины выходят
С утра на работу.
Авторы: Иванова Ольга Владимировна, воспитатель;
Истомина Светлана Витальевна, воспитатель;
МКДОУ ХМР «Детский сад «Машенька» с. Цингалы», Ханты-Мансийский район, Тюменская область, Россия.
Предметно-развивающая среда в детском саду в рамках ФГОС
МДОБУ «Детский сад № 12 ЛГО»
воспитатель старшей группы
Банина Е.Р.
Предметно-развивающая среда в ДОУ
- Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
- Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Что такое предметно - развивающая среда? ( Терминология )
Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ .
Требования ФГОС к предметно - развивающей среде:
1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Факторы, которые следует учитывать при организации ПРС
- Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
- Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС
Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:
1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Предметно – пространственная развивающая среда должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная, 2) познавательная, 3) речевая, 4) художественно-эстетическая, 5) физическая .
Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС
Социально-коммуника
тивное развитие:
Познаватель
ное развитие:
- Центр ПДД
- Центр пожарной безопасности
- Центр труда, уголок дежурств
- Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)
- Центр «Уголок Природы»
- Центр сенсорного развития
- Центр конструктивной деятельности
- Центр матема-тического развития
Речевое развитие:
Художествен-но-эстетическое развитие:
- Центр экспериментиро-вания
- Центр речевого развития или уголок речи и грамотности
Физическое развитие:
- Центр ИЗО или уголок творчества
- Центр физического развития
- Центр «Здравствуй, книжка!»
-Центр музыкально-театрализован-ной деятельности
Направление: Художественно - эстетическое развитие . В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Направление: Речевое развитие Центр «Мир книги» играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Что за чудо эти книжки!
Очень любят их детишки!
Регулярно все читают,
Много знаний получают!
Направление: Познавательное развитие. Центр опытно-экспериментальной деятельности. В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: микроскоп, мерные стаканчики, грунт, камни, семена, крупы и т.д. Наши маленькие «почемучки» проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов.
Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке содержатся различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены макеты (сельский дворик, аквариум, кормушка с птичками и т.д).
У нас почти, что зимний сад
В природном уголке.
Здесь потрудиться каждый рад,
Помочь рука к руке!
«Строительный» (конструктивный) центр , хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность.
Раз, два, три - сложу детали, Чтоб они машиной стали. Из конструктора такого Что ни сделай - все толково
Центр «Дидактических игр» (игротека) Центр решает следующие задачи : целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Направление: Социально-личностное развитие Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр:
«Больница»
«Парикмахерская»
Хороши у нас игрушки-
Куклы, мишки, погремушки.
Поиграем и потом,
Все на место уберем.
«Магазин»
Уголок безопасности
О безопасности в пути,
На улице и дома
Мы будем, знаю, говорить
Сегодня в группе снова.
Спортивный уголок
Если день начать с зарядки, Значит, будет всё в порядке. Нам пилюли и микстуру Заменяют физкультура!
Музыкально-театральный центр
В нашей группе все актеры, Кукловоды и танцоры. Каждый день и каждый час Мы хотим играть для Вас!!!
Уголок дежурства
Все хотят дежурным быть
Чтобы всем руководить.
Ведь дежурить каждый день,
Малышам совсем не лень!
Учебная зона
Мы с фигурами знакомы,
Про цифры много узнаём.
И математики законы
Постигать не устаём!
А вот любимое местечко,
Здесь время мчится, словно речка,
Тут быстро взрослым можно стать,
И профессии менять!
Уголок ряженья – необходимый атрибут группы. Ребята наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр. Желательно, что бы этот уголок помогали пополнять родители, тем материалом, который находится у них дома и им уже не нужен.
Уголок природы – знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты.
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег, солнце, ветер), то в старшем, происходит его усложнение.
В уголке по художественной деятельности – книжный уголок — книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки.
Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию, портреты писателей и поэтов. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.
Место для уединения
В группе организовано место для уединения – где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.
Раздевальная комната
Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Здесь есть панно «Наша группа», где размещены фото детей, посещающих группу.
Здесь оформлен уголок для родителей, уголок-выставка детских работ по изо и уголок по лепке, где так же выставляются детские работы
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.
Игровой центр «Жилая комната»
Основной вид деятельности детей - игровой. В нашем центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.
В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.
В группе имеются специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: «Больница», «Кухня», «Столовая», «Парикмахерская». В отдельных нижних ящиках находится строительный материал, которым дети с удовольствием пользуются во время игры.
В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры:
в «Больницу» в наличии имеются халаты и медицинские приборы (инструменты), всевоз-можные пузыречки и коробочки от таблеток;
для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки,
для игры в «Парикмахерскую» – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность. Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью), реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем, а также предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.
Надежда Бригадирова
Представление группы на конкурсе развивающей предметно-пространственной среды
В нашем детском саду состоялся конкурс «Организация развивающей предметно-пространственной среды ».
Наше представление РППС .
Воспитатели : Бригадирова Н. А., Левус А. С.
Проходите, проходите, очень рады видеть вас! Ну, а мы тянуть не будем, начинаем свой рассказ.
Очень правильный вопрос задаёт сегодня ФГОС : Где она заветная, среда наша предметная ?
Чтобы знать, к чему стремиться и чего нам достигать! Мы решили, что с Великих надо тему начинать!
Понятие предметно- развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития ».
С. А. Новосёлова.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить-развиваться собственной жизнью , его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
У. И. Тихеева.
И не деться от этого никуда и это вовсе не ерунда. 9 критериев – они уже есть, в своей работе должны мы учесть.
Наша группа младшая вторая по размеру небольшая, но количество детей 26 не лишает нас идей.
Цели есть, задачи тоже, размещаем всё как можем. Сил своих не пожалеем и расскажем, что имеем.
Сейчас по группе мы пройдём и всё что надо там найдём! А начнём с приёмной нашей, вам сейчас о ней расскажем.
Здесь имеется шкафчик для каждого ребёнка, а в нём одежда, обувь и даже гребёнка. Спортивная форма в отдельном пакете, про это знают все наши дети! Здесь две выставочные витрины и под лепку и под картины, информация для родителей, для дедушек, бабушек и прочих зрителей.
Здесь закончим и теперь, взглянем мы на эту дверь. Всем понятно это выход на прогулку и домой, а у нас стоит там шкафчик, где храним мы выносной. Есть материал выносной, для сложной прогулки и простой :
султаны - ветер наблюдать;
лопатки – чтобы копать;
мел – на асфальте рисовать;
игрушки – чтобы всем играть.
А сейчас всем тихо – тихо. … В эти двери входит Тихон. Не аукать, не кричать, а баюкать и качать. Тихон песенку поёт, сны ребятам раздаёт. Чтобы полный был релакс, музыка звучит у нас. На кроватках детки спят, тихо носики сопят. Ну, а это няня Женя контролирует процесс, мы сейчас закроем двери, перекинем интерес. После сна их ждёт зарядка, а потом всё по порядку, снимем пижаму и сложим, кому – то мы сами поможем, но многие детки сейчас всё делают сами, чем радуют нас.
Закончив в спальне все дела, мы идём скорей сюда. Эта комната гениальная, туалетно – умывальная. Навыки гигиены очень нужны! Навыки гигиены очень важны! Положим, мыло мы в мешочек, здесь у каждого ребёнка есть горшочек, а поскольку деток 26, писсуар повесили мы здесь. Полотенце каждому, чтоб вытереть руки, ну а картинки, чтоб не было скуки. Для лепки храним мы здесь глину, ведь лепим мы не только из пластилина.
1. здесь учим общаться;
2. и мир познавать;
3. физически крепнуть;
4. и речь развивать ;
5. всё делать красиво, с искусством дружить – и скажем вам прямо – эстетами быть.
Посмотрите :
Этот уголок «Три в одном» мы называем, потому что сразу три центра он объединяет, чтоб не мучить долго вас, перечислим их сейчас. Театральный, музыкальный, физкультурный уголки – очень мы старались, уместили, как могли. Здесь и зеркало, костюмы – всё доступно для детей и для прочих там идей :
Хотите вы потанцевать, можем коврик мы достать;
Если кукольный театр – надо ширму доставать;
Есть театр матрёшки, пальчиковый тоже, а ещё магнитная доска, в занятиях поможет.
Доставать мы всё не будем, но про это не забудем. Что в коробочках у нас? О том позже наш рассказ.
А следующее свидание назначает нам познание. Всё что связано с природой, дни недели, время года и, конечно же, погода, не надо далеко идти – здесь можно будет всё найти. Уголок природный – нынче очень модный. Лейки - чтобы поливать. Лопатки – чтоб рыхлить, копать. Ну, а рукавички – листья протирать. Учим проявлять заботу и любить нашу природу. Чтобы радовали глаз, чтобы сочинить рассказ. Есть картинки у нас, на любую тему найдём мы перемену!
Рядом уголок для книг, он не мал и не велик. Чтобы научить листать, надо книги почитать, а потом, ну как, тут быть? – аккуратно всё сложить.
Чтобы знать, что изучаем, в этот день и этот час, вот на этой полке остановим глаз! Всем известная тема народная – весёлая и хороводная.
Музыкальная пауза – играет музыкальная игрушка.
Вот комодик для науки, с ним мы все не знаем скуки! Чтоб всё к опытам найти, не надо далеко идти. Чтоб не подвела сноровка, существует маркировка. Маркировку берём и что надо нам найдём!
А сейчас прошу внимание, нетрадиционное рисование! Это манка и поднос, для чего они вопрос? А ответ простой – делай как я и не стой (демонстрация рисования манкой) . Этот процесс не зевает, ориентировку, координацию, ловкость, глазомер развивает .
А для развития сенсорики и мелкой моторики, у нас пособия есть и их, увы, не перечесть : пазлы, втулки и мозаики, пирамидки, кубики, вкладыши и развивайки . Все на полочках лежат в ожидании ребят. Легко можно подойти и взять, сесть за стол и поиграть, родители нам помогли, очень многое принесли.
И вот в этом месте хотелось бы нам спеть целую ОДУ этим столам. За ними мы и питаемся и очень много занимаемся, рисуем, лепим, клеем, строим – это очень дорогого стоит.
Посмотрите вот отсюда, ставим мы на стол посуду, здесь берём краски, пластилин и карандаши и рисуем от души.
А здесь сердце предметной среды и от него идёт движение, угадали? Что же это? А это наши приложения! На каждый вид деятельности есть приложение, а в нём готовое решение : иль на эту иль на ту на предметную среду . Отсюда новые задачи, а как же может быть иначе и одна из тех затей - это наш Мини – музей. Мини – музей для мини – игрушек, для мини - машинок, мультяшек и мини – зверушек.
Центр игры иль игровая – здесь есть комната жилая, кухня есть и центр моды, много там всегда народа, есть гараж и есть больница, дети любят полечиться, а если чего-то вдруг не хватает, то эти модули нас выручают, и построим и сломаем, вообщем здорово играем. Конструктор есть ещё другой, посмотрите-ка, какай. Всё легко собирается, переносится, передвигается. Как вы поняли сейчас, был о мобильности рассказ.
Есть любимый магазин и конечно не один. Есть ещё игрушек много, вот железная дорога. Два больших грузовика, их убрали мы пока. Кто-то скачет на коне, на горячем скакуне. Кто-то ходит в магазин. Кто-то хочет быть один, ищет он спасенье в уголке уединения, он на стульчике сидит, сам с собою говорит, книжки он читает и о чём-то мечтает.
А в основном – чего скрывать, дети любят поиграть!
Кто-то по морю плывёт, лодку по морю ведёт, а вот этот самосвал, он на стройке побывал. Кукла – хорошая игрушка, каждой девочке подружка. Есть корзинка пелёнок, а для пелёнок пупсёнок. Ну а там игры настольные, они очень прикольные.
Есть картинки для декора, их увидите вы скоро.
Вообщем, многое и многое уже есть и это в работе надо учесть.
Достаём когда нам надо, когда требует среда , ну на этом мы закончим, всем спасибо и пока. Может что-то мы забыли, что-то мы не охватили, на вопросы ваши эти, мы сейчас скорей ответим.
Публикации по теме:
Курзова Ольга Михайловна, воспитатель; Виноградова Елена Брониславовна, учитель-дефектолог. Требования к среде развития – важный компонент.
Образовательную среду группы, я, педагог строю исходя из необходимости удовлетворения потребности дошкольника в движении, в общении, в познании.
Использование предметно-пространственной развивающей среды группы для активизации речевой деятельности детей-логопатов Наш детский сад не первый год работает над проблемой обновления предметно – пространственной развивающей среды. Развитие ребенка во многом.
Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС является одним из самых важных пунктов, потому что всё, что окружает человека, оказывает на него непосредственное влияние. Это особенно актуально на этапе развития и формирования личности, в дошкольном возрасте.
Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.
Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов. Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует.
Из чего состоит развивающая среда?
Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:
- большой игровой площадки;
- разнообразного игрового оборудования;
- набора игрушек;
- игровой атрибутики;
- различных игровых материалов.
В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.
Компоненты развивающей среды
Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.
- Социальный.
Основными критериями этого компонента являются:
- хорошее, весёлое настроение;
- уважение к воспитателю как руководителю процесса;
- дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
- задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
- Пространственно-предметный.
- среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
- у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
- среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
- Психодидактический.
Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей.
Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде
ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка.
ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка.
Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда.
Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:
- развивающие игры;
- простые технические устройства и модели;
- лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
- природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты.
Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды
Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство.
Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно.
Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт. Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.
Как создать развивающую среду в ДОУ?
При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей.
Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.
Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.
- Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
- Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
- Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
- Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки - о женственности.
- Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.