Елена Симоненко
Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
Программное содержание :
Связная речь. Учить детей передавать содержание литературного текста связно, последовательно, выразительно, без наводящих вопросов педагога.
Словарь. Развивать умение подбирать определения; активизировать употребление в речи прилагательных .
Грамматика. Закреплять умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных в трудных случаях : ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек; учить детей правильно спрягать глагол хотеть.
Звуковая культура речи . Закреплять умение громко и четко произносить слова.
Предметы кукольной одежды : ботинки, чулки, варежки, тапочки, носки (возможна замена предметов одежды картинками с их изображением) .
Ход занятия.
Дети, какое сейчас время года? (Дети отвечают.)
Правильно у нас сейчас зима?
Послушайте отрывок из стихотворения Ивана Сурикова «Зима» , в котором говорится о главном признаке зимы.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Дети, о каком признаке зимы говорится в этом стихотворении? (О снеге.) Вам понравилось, как поэт написал, какие разные слова подобрал? (Дети отвечают.)
Как сказано про снег, какой он? (Белый, пушистый.) А что делает снег? Какие слова вы запомнили? (Кружится, падает, ложится.)
Вы тоже умеете подбирать разные слова, которые украшают ваш рассказ и делают его интересным. Скажите, какой бывает снег? (Белый, пушистый, серебристый, сверкающий и т. д.)
Вот видите, какие красивые и выразительные слова вы вспомнили про снег. (Повторяет сказанные детьми слова.)
Дети, сейчас я вам расскажу интересную историю , а вы послушайте ее внимательно.
Пошли ребята погулять, поиграли весело, слепили снежную бабу ; погода была солнечная, морозная; дети пришли в детский сад в отличном настроении. А как можно сказать по-другому, какие они были? (Веселые, радостные, довольные, смеющиеся.)
Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись и подошли к окну, то увидели, что погода испортилась. Какое у них стало настроение? (Плохое.) Какие стали дети, как можно сказать по-другому? (Огорченные, растерянные, недовольные, грустные.)
Ребята, послушайте рассказ Натальи Калининой «Про снежный колобок » .
После чтения педагог задает детям вопросы.
О чем говорится в этом рассказе ? Что делали ребята во
дворе? Что случилось со снежным колобком ? Что вам особенно
понравилось в рассказе ? (Дети отвечают.)
Внимательно послушайте рассказ еще раз , потом вы будете его пересказывать .
Для пересказа вызываются трое детей. Они договариваются, кто начнет рассказ , кто продолжит, кто закончит.
Текст пересказывается два раза . После пересказа педагог оценивает , привлекая к обсуждению детей.
А сейчас мы поиграем. Вы хотите поиграть? (Хотим.) И ты, Таня, хочешь? (Хочу.) Ребята, послушайте, какое удивительное слово мы сказали. Это слово хотеть. Оно изменяется по-разному. Все зависит от того, говорим ли мы об одном человеке или о многих. Об одном скажем : я хочу, он хочет, ты хочешь. А о многих скажем : мы хотим, вы хотите, они хотят. (Дети повторяют формы глагола за воспитателем.)
Хотите поиграть в снежки ? Встаньте и представьте себе, что мы с вами находимся в зимнем лесу. Покажите, как вы нагнулись и взяли в руки снег. А теперь слепили комок. Бросили левой рукой. Снова берем снег, лепим комок. Бросаем правой рукой.
А сейчас я вам прочту шутливое стихотворение Самуила Маршака о свинках.
Даю вам честное слово :
Вчера в половине шестого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово.
Понравилось вам стихотворение? Носят ли свинки ботинки? А может быть, свинки носят чулки, носки, тапочки, рукавички? (Дети отвечают.)
Правильно такого на самом деле не может быть – это шутка, которую сочинил Самуил Маршак.
Мы с вами тоже можем сочинить веселые шутки про разных птиц и животных. Я буду начинать, а тот, на кого укажу, будет продолжать. Чтобы помочь вам сочинять, я буду показывать картинки-подсказки.
Даем вам честное слово :
Вчера в половине шестого
Мы увидели сорок
Без. (ботинок) и. (чулок,
И щенков без. (носков,
И синичек без. (тапочек) и. (рукавичек) .
Веселые шутки у нас получились?
- Отгадайте загадку : «Шерстяная, теплая, маленькая - это носок или варежка?» (Варежка.) Шерстяная - варежка, а носок -. (шерстяной) .
На доске развешены предметы кукольной одежды.
Сейчас поиграем в игру «Чего не стало?» . Внимательно посмотрите на эти предметы. Запомните их. (Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает носки, затем дети открывают глаза.) Чего не стало?
Вызываются двое-трое детей. После каждого правильного ответа следует замечание : «Правильно, не стало носков» .
Игра повторяется два-три раза. В конце занятия воспитатель поощряет детей : «Молодцы, запомнили все предметы, правильно их назвали» .
Ребята, давайте вспомним рассказ Натальи Калининой «Про снежный колобок » . О чем говорилось в этом рассказе ? Что обнаружил Алеша возле своего шкафчика, на полу, после сна? Давайте с вами нарисуем мальчика Алешу, который обнаружил на полу лужу и очень расстроился , что его колобок растаял . (Дети рисуют) .
Про снежный колобок . Н. Калинина
Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок . Нашел угольки - сделал глаза; нашел палочки - сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять , взял он его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок . Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок . Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа . Что такое?
Открыли дверку, посмотрели, а из кармана - кап, кап, кап, кап - вода капает.
Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка .
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
А колобок где ? Как вы думаете?
Публикации по теме:
Цель: Учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. Систематизировать знания детей о выращивании и посеве семян в огороде. Активизировать.
Конспект занятия по обучению связной речи в коррекционной (подготовительной) группе ЗПР «Про снежный колобок» Составление рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» по сюжетным картинкам (с элементами моделирования). Программное содержание: Познакомить.
Цель :
1. Учить детей целенаправленно запоминать содержание рассказа, излагать содержание близко к тексту, передавать интонацию;
2. Развивать речевые умения детей, упражнять в правильном подборе антонимов к заданным словам, активизировать словарь детей;
3. Способствовать воспитанию умения сопереживать персонажу, добиваться от детей полных ответов.
Материал: музыкальное сопровождение, снежный колобок, снежинки из бумаги, схемы последовательности (раздаточный), схема последовательности по частям, портрет автора, иллюстрация к рассказу.
План
1. Игровая мотивация
Звучит медленная музыка Чайковский «Времена года».
Какая зима в музыке. Все утопает в снегу. Бело-серое небо, бело-голубые деревья, белая зима. Снег, снег, снег… Сказочное царство снега. Какое раздолье для детей!
Воспитатель смотрит в окно, обращает внимание детей на природу за окном.
Загадка о зиме:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Дети отгадывают и отвечают на вопросы воспитателя
- «Вы любите зиму?»
- «Почему вы ее любите?»
- «Назовите признаки зимы в словах, которых есть звук «С»?»
(Идет снег, снегопад, сугробы, снегурочка, санки, игры в снежки, снеговика лепим и т.д.)
2. Подготовка к восприятию темы
Предлагаю встать на лыжи и отправиться в зимний лес. Но сначала нужно сказать волшебные слова.
«Вокруг себя повернись,
В сказочном лесу окажись!»
Воспитатель обращает внимание на снежинки. Какие они? (Белые, пушистые, легкие, лучистые, сверкающие).
Воспитатель предлагает из снега слепить снежок.
«Раз, два, три, четыре
Мы с тобою снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем несладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем».
У воспитателя появляется в руке снежный комок.
А у меня какой комок? (снежный).
А какой на ощупь (холодный). Почему?
Воспитатель предлагает вновь очутиться в группе, сказав волшебные слова, и присесть на стульчики.
Экспериментальная деятельность.
3. Сообщение темы
Ребята, а я знаю рассказ про снежный колобок, вы хотите послушать?
Рассказ нужно послушать, запомнить, пересказать его и вечером рассказать его дома своим родным.
Рассказ называется «Про снежный колобок». Его написала Наталья Калинина.
Слушайте внимательно, потом будете отвечать на вопросы.
4. Чтение рассказа «Про снежный колобок»
Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза; нашел палочки – сделал рот и нос. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое?
Открыли дверку, посмотрели, а там из кармана – кап-кап-кап – вода капает.
Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
А колобок где?
5. Беседа по содержанию, по схеме
Перед чтением рассказа можно провести вводную беседу, способствующую определенному эмоциональному настрою детей. Вопрос «Что вы лепите из снега?» оживит личный опыт каждого ребенка, вызовет желание высказаться и выслушать товарищей. После этого дети проявят больший интерес к рассказу, внимательно выслушают его.
Вопросы педагога сосредоточивают мысль ребенка на последовательности развития событий, на описаниях, выразительных словосочетаниях и оборотах. В речевой практике – в форме ответов на вопросы – дошкольники лучше освоят языковой материал произведения и, приступив к пересказу, будут свободнее им пользоваться. Отвечая на вопросы, дети должны вспомнить соответствующие места в тексте. «Какой снежный колобок слепил Алеша?» – «...Алеша нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот». – «Как оказался снежный колобок в кармане Алешиного пальто?» – «...Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман». – «Что же увидели ребята с Алешей около шкафчика и в шкафчике?» – «Около шкафчика они увидели лужу, а когда открыли дверцу – увидели: из кармана – кап, кап, кап – вода капает». Так вопросы педагога активизируют процесс освоения детьми литературного материала.
Рассказ имеет очень своеобразную концовку – прямое обращение автора к читателям: «А колобок где? Как вы думаете?» Когда в конце пересказа ребенок воспроизведет этот вопрос, педагог может предложить одному-двум детям ответить на него. Так в силу специфики текста рассказчик и слушатели объединяются совместными речевыми действиями.
Анализируя и оценивая пересказы детей, воспитатель отмечает, насколько выразительно прозвучала в речи рассказчиков вопросительная интонация, помогает логическим ударением, паузой выделить в концевой фразе вопросительные слова и т.п.
Где гуляли дети? (во дворе) Какие они были? (радостные, веселые, довольные, смеющиеся)
Что слепил Алеша? (колобка)
Из чего сделал мальчик глаза, нос, рот? (зачитать)
Куда вернулись ребята? (схема последовательности)
Что сделал Алеша?
Куда положил мальчик снежный колобок?
Что сделал Алеша, когда проснулся?
Что случилось со снежным колобком? Что осталось от снежного колобка? Куда он делся?
Что вам больше всего понравилось в рассказе?
Игра «Скажи наоборот»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края Дошкольное воспитание Тема: «Чтение рассказа Н. Калининой « Про снежный колобок». средняя группа Воспитатель: Поляничко Наталья Николаевна С.Кулунда 2014г. Тема: Чтение рассказа Н. Калининой « Про снежный колобок». Интеграция образовательных областей: « Чтение художественной литературы»; «Физическое воспитание»; «Коммуникация» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательноисследовательская, восприятие художественной литературы Цели: Развивать внимание, мышление, учить составлять рассказ по опорным картинкам Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает литературное произведение Н. Калининой «Про снежный колобок» и выражает свое отношение к персонажам рассказа. Содержание организационной деятельности детей I Организационный момент: повторение стихотворения С. Дрожжина «Улицей гуляет дедушка Мороз» (дети совместно с воспитателем повторяют стихотворение) II Воспитатель: Дети к нам сегодня пожаловал гость, давайте посмотрим, кто это? (воспитатель заносит в группу снежного колобка) Дети наблюдают за снежным колобком трогают его на ощупь(колобок холодный, белый) III Воспитатель: Сегодня у меня для вас и для нашего гостя есть очень интересный рассказ, давайте я его вам прочитаю. Автор сказки: Н. Калинина Про снежный колобок Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман. Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, легли после обеда спать, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап, кап – вода капает. Поглядел Алеша в карман – а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. Смотрит Алеша на всех, спрашивает: - Где мой колобок? А колобок где? Как вы думаете? Вопросы: -Что сделал Алеша на прогулке? -Почему колобок растаял? -Что происходит со снегом и льдом в тепле? - Что происходит с водой на улице? - Зачем Алеша взял колобок в садик? - Куда он положил колобок? - Почему он забыл про колобок? Физминутка: Дружно встали Раз, два, три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек И направо и еще Через левое плечо! V Рефлексия. Воспитатель: А теперь, дети, давайте посмотрим, куда же пропал наш гостьколобок? (он растаял). -А почему он растаял? -Чем мы с вами сегодня занимались? - Что вам больше всего понравилось?
Надежда Дмитриевна Калинина
Про снежный колобок
Как Саша и Алёша пришли в детский сад
Когда Саше и Алёше исполнилось три года, мама первый раз привела их в детский сад.
Алёша боится, за маму прячется, а Саша впереди стоит, на ребят смотрит.
Подошла Вера Ивановна, говорит:
Здравствуйте, Саша и Алёша! Раздевайтесь скорее. Пойдёмте в игрушки играть. Вот, Алёша, твой шкафчик, а это Сашин; сюда будете вешать пальто, на полочку класть шапку, а вниз ставить валенки, как все ребята. Чтобы вы не перепутали шкафчики, мы наклеим на них картинки.
Вера Ивановна приклеила на Сашин шкаф самолёт, а на Алёшин - лошадку.
Теперь пойдёмте к ребятам.
Вы идите, - говорит мама Саше и Алёше. - И я пойду, а то на работу опоздаю. Не шалите, не скучайте, вечером я за вами приду.
Разве так играют?
Пришли Саша с Алешей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть ракета и спутник. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Смотрит Алеша и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все захотел взять.
Подбежал он к кукольному уголку - мишку под мышку, зайчика в кармашек. И ракету берет, и посуду берет, и собачку к себе тянет - все в одну кучу складывает:
Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
Как ребята построили дом
Начали ребята дом из кубиков строить. Алёшу тоже позвали.
Возит Алеша на машине кирпичи - ребятам помогает. А Саша на ковре около игрушек сидит один. На игрушки не смотрит, на ребят глядит. Скучно ему, очень хочется с ними поиграть. Он потихоньку встал, подошел к ним и просит:
Можно я буду с вами играть? Я тоже помогать могу.
Стали играть все вместе. Построили большой дом. Вера Ивановна украсила дом красными флажками.
Посмотрите, как красиво!
Про снежный колобок
Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки - сделал глаза; нашёл палочки - сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.
Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика - лужа. Что такое?
Открыли дверку, посмотрели, а из кармана - кап-кап, кап-кап - вода капает.
Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
А колобок где?
Как ребята встретили Леночку
Леночка была больна и долго не ходила в детский сад.
Наконец пришла. Выбежали ребята в переднюю, обступили Леночку. Все ей помогают раздеваться: шапку сняли, пальто убрали, калоши в шкафчик поставили. Взяли за руки и повели в малышовую группу, прямо в кукольный уголок. А в кукольном уголке на маленьком стульчике сидела незнакомая девочка, похожая на куклу.
Встала она, подошла к Леночке, протянула руку и говорит:
Здравствуй! Меня зовут Светлана.
Леночка взяла Светлану за руку, и они пошли здороваться с игрушками.
Вот так помог!
Сели малыши обедать. Рядом с Сашей села Леночка. Леночка была хорошая девочка, а ела она очень плохо. Ложку супа съест - и на всех смотрит.
А Саша ест хорошо: ложку за ложкой, ложку за ложкой, - самый первый кончил.
Я весь суп съел, моя тарелка пустая!
Стал Саша смотреть на Леночку; смотрел, смотрел, а потом взял ложку и давай есть из Леночкиной тарелки, быстро-быстро.
Леночка закричала, заплакала:
Саша мой суп ест!
Саша обиделся:
Я суп не ем, я Леночке помогаю.
А Леночка говорит:
Не надо мне помогать, я сама есть умею.
Налили ей супу в другую тарелку. Взяла она ложку и так быстро съела, что все удивились.
Кто такой?
Принесла Вера Ивановна в малышовую группу корзинку и говорит:
Острые ушки, на лапках подушки; усы как щетинка, дугою спинка; днем спит, на солнышке лежит; ночью бродит, на охоту ходит. Кто такой?
Ребята молчат, отгадать не могут.
А отгадка вот она - сама из корзинки выглянула.
День кончился
Наступил вечер. Ребята сидели за столом и рассматривали книжки с картинками. Самую интересную дали Саше и Алеше, потому что сегодня они первый день в детском саду.
Нравится мальчикам книга, а смотреть некогда: за Сашей и Алёшей пришла мама.
Мы домой не пойдем, - говорит Алеша. - Мы в детском саду останемся!
Нельзя, - уговаривает их Вера Ивановна, - сейчас все малыши домой пойдут, а завтра опять приходите.
Идут Саша и Алеша по улице. Важно шагают рядом с мамой, и сразу видно, что теперь они большие - ходят в детский сад.