В любой семье рано или поздно приходит время отдать ребёнка в детское учреждение. Причины бывают самыми разными. Чаще всего маме просто пора выходить на работу, так как подходит к концу отпуск по уходу за ребёнком. Темперамент и привычка к дому у всех деток разные, поэтому переносят они новое для себя окружение так же по-разному: кто-то легко привыкает и идет на контакт с воспитателями и другими детьми, а для других этот процесс проходит болезненно.
Вопросу о том, как адаптировать ребенка к детскому саду,будет посвящена эта статья.
Почему родители отдают маленьких детей в садик
В некоторых семьях ребёнка отдают в детский садик раньше трёхлетнего возраста. Это может быть сделано по нескольким причинам:
- ребёнок сам так рвётся в сад, что буквально заставляет родителей его туда отвести;
- маме проще справиться с адаптационным периодом и помочь в этом ребёнку, ведь ей ещё несколько месяцев не придётся выходить на службу, а значит, она сможет забирать своего кроху пораньше;
- семья стеснена в средствах, и еда в детском саду намного разнообразнее и калорийнее домашней, и многое другое.
Какой бы ни была причина отдать своего ребёнка в данное государственное учреждение в каждом конкретном случае, родители должны учитывать особенности адаптации ребенка к детскому саду, к новым для малыша условиям. У одних детей это получается лучше, у других - хуже, но в конечном итоге 99% малышей успешно проходят адаптацию к переменам в жизни.
Чем полезен детский сад для малышей
До того момента, как начнется школьный возраст, родители являются фактически единственным авторитетом для ребенка. Но важно помнить, что с трехлетнего возраста ребенок должен начать общаться со сверстниками, развивать общительность и коммуникабельность. Детский сад в полном объеме справляется с этой задачей, предоставляя массу возможностей. Главной проблемой становится вопрос о том, как лучше адаптировать ребенка к детскому саду.
Плюсы детского сообщества:
- В коллективе сверстников малышу гораздо проще освоить и понять навыки самообслуживания: самостоятельно научиться надевать одежду, производить за собой уборку вещей и игрушек, освоить соблюдение правил личной гигиены.
- Благодаря пребыванию в детском саду у детей формируются навыки общения, малыши приучаются считаться с общими интересами и работать во взаимодействии с другими детками. Успешная адаптация ребенка в детском саду особенно важна для развития этих навыков у детей, единственных в семье.
- Установка из младенчества «я - мое» переходит в понимание «наше — общее». Дети начинают охотно помогать другим, делиться игрушками.
- Дети получают различную информацию и опыт, что способствует быстрому развитию речи, логического мышления, музыкальных способностей и художественных наклонностей.
Каждая мама, которая намерена в скором времени отвести своего ребёнка в детский садик, должна заблаговременно продумать процесс помощи ребёнку в адаптационный период. Есть несколько советов психологов и педагогов по данному поводу:
- Не стоит устраивать из посещения детского сада. Нужно постараться заранее объяснить малышу, куда он идёт, зачем, что он будет там делать и так далее.
- Желательно узнать примерную программу развития детей, принятую в саду, и начать знакомить ребёнка с её ключевыми моментами. Это важно для решения проблемы того, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду.
- Все объяснения должны быть максимально простыми, с позитивным настроем, чтобы заинтересовать ребёнка садом.
- Если жилье находится рядом с детским садом, нужно чаще гулять на его территории.
- Неплохо заблаговременно познакомиться с воспитателями, набирающими группу, и познакомить с ними кроху. Причём чем лучше ребёнок узнает воспитателя до того, как он останется с ним без мамы, тем ему будет проще в дальнейшем.
По поводу укрепления здоровья малыша перед началом посещения сада следует обратить внимание на такие советы по адаптации ребенка к детскому саду:
- Прежде всего следует подготовить иммунную систему ребёнка к скорой встрече с новыми вирусами. Скорее всего, кроха всё равно будет какое-то время болеть.
- Когда семья поедет отдыхать летом, лучше отдать предпочтение той климатической зоне, которая имеется на территории постоянного проживания, чтобы не переживать акклиматизацию. Если же запланирована поездка на море, отпуск должен быть рассчитан таким образом, чтобы ребёнок находился на побережье целый месяц (а не семь дней, как чаще всего происходит). Важно знать, как адаптировать ребенка к детскому саду по здоровью, так как иммунная система крохи работает на полную мощность, приспосабливаясь к изменениям, и вместо оздоровления в первые пять дней происходит ухудшение состояния. Поэтому, если по финансовым или каким-либо другим причинам нет возможности обеспечить ребёнку тридцать дней пребывания на море, лучше отказаться от его посещения совсем (по крайней мере, в тот год, когда малыш начнёт посещать детский сад).
Как облегчить задачу воспитателям
Не нужно думать, что только для родителей является большой проблемой адаптация детей к детскому саду. Для воспитателей это также является сложным процессом, а родители могут помочь им и своим детям. Нужно помнить о следующем:
- Не стоит думать, что воспитатели обязаны научить ребёнка всем необходимым ему навыкам сами. Это ребёнок своих родителей, и чем больше самостоятельных навыков ему будут ими привиты дома, тем легче и быстрее пройдёт приспособление к новой среде.
- Следует начать соблюдать дома режим дня, принятый в детском саду, хотя бы за два месяца до начала его посещения, чтобы малыш успел привыкнуть к определённой упорядоченной системе действий, а также к тому, в каком порядке эти действия должны выполняться. Это легко поможет решить проблему того, как адаптировать ребенка к детскому саду.
- Нужно стараться как можно раньше начать развивать своего ребёнка в социальном плане: прививать ему навыки говорить правильно, уметь задавать вопросы и отвечать на них. Для этого полезно посещать клубы раннего развития детей.
Длительность периода адаптации
Многих родителей интересует вопрос, сколько длится адаптация ребенка к детскому саду. Однозначного ответа на него нет, так как многое зависит не только от взрослых, но и от характера малыша, а также его окружения и периода подготовки к первому дню похода в детское учреждение. Так, например, существуют специальные клубы адаптации, куда можно отдать малыша, прежде чем отправляться с ним в детский сад.
Может так сложиться, что клуб раннего развития детей, расположенный ближе всего к дому, посещает только один ребёнок похожего возраста. Для начала он подходит, но по истечении месяца заведение придётся сменить.
Идеально подойдёт группа со средней посещаемостью 5-7 детей возраста ребёнка, где родителей допускают только на первые 1-3 занятия, а дальше занимаются с детьми самостоятельно. Неплохо будет, если ведётся видеонаблюдение, и родители, находясь в комнате ожидания, контролируют процесс обучения своего чада. Это привьёт ребёнку навык слушаться новых взрослых, общаться со сверстниками и мягко подготовит иммунитет к встрече с новой микрофлорой.
В лучшем случае адаптация детей раннего возраста к детскому саду происходит на протяжении месяца, иногда срок достигает трех-четырех месяцев, а некоторым деткам хватает и пары недель.
Изменения в поведении
Для каждой мамы её ребёнок является самым хорошим, самым любимым и самым послушным. Он не кричит и не капризничает дома, выполняет все просьбы и помогает маме, ложится спать вовремя и играет самостоятельно. Но вот ребёнок пошёл в детский садик, и всё изменилось до неузнаваемости: малыш стал кричать, или, наоборот, затих совсем, перестал помогать, самостоятельно одеваться или раздеваться, забыл навык пользования горшком, возможно, он даже стал бить маму, кусаться и бить посуду…
Список возможных изменений можно продолжать до бесконечности. Это всё является признаком происходящей адаптации ребёнка к новой среде. Бить тревогу не стоит, всё это естественно и прогнозируемо.
Что делать, если поведение изменилось
Вне зависимости от того, сколько длится саду, родители в скором времени начинают замечать изменения в поведении малыша. И здесь могут пригодиться следующие советы:
- Первое, что советуют психологи - набраться терпения. Первое время (от двух недель до трёх месяцев) дети плачут, меняют манеру поведения, становятся агрессивными. Они протестуют против слома привычной комфортной безопасной среды обитания.
- Не оставлять ребёнка в детском саду одного внезапно. Маленького человечка легко увлечь чем-то новым, и он охотно пойдёт в группу без слёз и криков, заинтересовавшись новой игрушкой. Но если мама на радостях от такого поведения уйдёт, не попрощавшись, малыш может на следующий день закатить истерику при одном упоминании о садике. Он не понимает, куда исчезла мама в предыдущий день, проблема адаптации ребенка к детскому саду в этом случае может усугубиться.
- Возможно, кроха прилипнет к родителям и морально, и физически, а отпускать будет только с рёвом. Это нормальная реакция на слишком резкую перемену жизни. Не стоит сразу же оставлять ребёнка на целый день. Лучше сначала - на час-два, затем до обеда. Со второй недели уже можно оставить его на весь день.
Подготовительные игры
В трёхлетнем возрасте чаще всего дети ещё не понимают объяснений, нотаций и окриков. У них всё обучение происходит через игру, и эту особенность можно использовать себе на благо и подумать, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.
С определённой регулярностью с ребёнком стоит проводить ролевую игру «мышка-малышка посещает детский сад» (вместо мышки может быть взята любая игрушка, которую кроха любит больше всего). Цель данной игры - вызвать у малыша ощущение безопасности, комфорта и интереса к саду. Самое главное - если нет времени играть, лучше не начинать это сегодня, ведь каждая новая игра в мышку-малышку обязательно должна заканчиваться приходом мамы, объятием, поцелуем и уходом домой. Это важно помнить и понимать, как правильно адаптировать ребенка к детскому саду.
Лучше пропустить какие-то (мытьё рук, прогулку), чем остановить игру до вечернего прихода мамы. Можно предложить своему ребёнку самому рассказать мышке-малышке, как хорошо в садике, почему он туда ходит. Пускай малыш станет для мышонка старшим братом/сестрой и будет защищать его. Родителям в это время нужно очень внимательно слушать, что ребенок станет говорить. Чаще всего, уговаривая игрушку, дети описывают свои проблемы и переживания, а поняв своего ребёнка, можно лучше ему помочь пережить трудности адаптации.
Как легче адаптировать ребенка к детскому саду
Помочь проблеме адаптации можно следующим образом:
- Разрешать ребёнку забирать домашнюю игрушку с собой на следующий день (если это не запрещено в саду), он покажет ей свой шкафчик, кроватку, стульчик. Пусть сажает любимца рядом с собой на занятиях, ведь в данном случае это не просто игрушка, а частичка дома, заменитель мамы.
- Посещение детского дошкольного учреждения - огромный стресс для крохи, даже если он не показывает этого внешне. Он не может расслабиться при воспитателях, боится сделать что-то не так. По этой причине, придя домой, ребёнок может капризничать - он «скидывает» накопившееся за день напряжение. Справиться с этим можно при помощи повышения физической активности малыша, игр.
- Идя забирать ребёнка, можно взять с собой футбольный мяч или попросить друзей, у которых есть собака, пойти вместе с вами. Ребёнок будет просто счастлив поиграть в подвижные игры с родителями или побегать собачкой на свежем воздухе. Тем самым он сбросит стресс, устанет и легко ляжет спать.
Зачем нужен сон
Чтобы ответить на вопрос, как адаптировать ребенка к детскому саду, следует знать о важности достаточного времени для сна. Чем больше ребёнок спит, тем лучше. Первое время он может просыпаться среди ночи, плакать, вскрикивать, кидаться к маме в страхе, что она его в следующий раз не заберёт. В первые две недели детям часто это снится, особенно если не найден контакт с воспитателями. Следует набраться терпения - это пройдёт.
Во время сна организм отдыхает и восстанавливает эмоциональные и физические силы, поэтому это время очень важно.
Поведение родителей
Так как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду должны в первую очередь сами родители, то от их поведения и зависит очень многое в этот сложный период. Зачастую они сами виноваты в затянувшейся адаптации ребёнка.
Если они ругают садик или воспитателя при малыше, пугают его садом, если плохое поведение обсуждают со всеми родственниками, а хорошее не показывают никому, то ребёнку будет вдвойне тяжело. Он нуждается в поддержке, а не в порицании, и считает такое поведение мамы предательством.
О слезах лучше забыть совсем и просто не обращать на них внимания, отвлекая игрой. В присутствии крохи необходимо хвалить садик, воспитателей, других работников. Делать акцент на том, как хорошо малыш приспосабливается, какие (пускай небольшие) успехи он имеет на сегодняшний день, чего сможет добиться через месяц, неделю, к концу года. Это поможет решить проблему, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.
Нужно придумать свой особенный ритуал прощания и встречи с малышом, обсудить с ним детали и приучать их соблюдать. Тогда у ребёнка выработается привычка прощаться без слёз, ложиться спать самостоятельно, отпрашиваться у воспитателя, когда за ним пришли.
Заключение
Залог успешной адаптации ребёнка - спокойствие и уверенность родителей в положительном конечном результате. Ребёнок «считывает» информацию и сам становится спокойнее. Поэтому если мама не может смотреть на детские слёзы, более того, всё время их подсознательно ожидает, пускай первый месяц-два ребёнка отводит папа или другой, более спокойно настроенный член семьи.
Одним из первых испытаний, с которым придется столкнуться ребенку в жизни, станет адаптация к детскому садику. Утренний плач, крики и протесты многие родители считают практически нормой и стараются не обращать на них внимания. Но это неправильная позиция, малышу и так сложно, его необходимо поддержать и помочь ему. Поэтому каждая мама должна знать, как приучить ребенка к садику, чтобы оградить его от сильного стресса.
Подготовка
Многие мамы делают большую ошибку, когда начинают знакомить малыша с садиком накануне первого дня. Задумываясь, как приучить ребенка к садику, разговоры нужно вести еще с того момента, как малыш начал говорить. Конечно, сын или дочка вряд ли поймут весь смысл сказанного, но такие беседы станут фундаментом. Нужно рассказать ребенку об окружающих людях, о целях, задачах и обязанностях.
Малыш должен хорошо усвоить то, что мама не пропадает навсегда, она обязательно вернется и заберет его домой. К тому же адаптация может проходить постепенно, нет необходимости отдавать ребенка сразу на целый день.
Мамам будет полезно заранее познакомиться и наладить контакт с будущим воспитателем. Вместе нужно выработать конкретную стратегию и понять, как адаптировать ребенка к садику. Мама должна сама доверять воспитателю и внушить это доверие малышу. Он должен четко знать, что пока мамы нет, по всем вопросам необходимо обращаться к воспитателю.
Примерно за три месяца до того момента, как малышу нужно будет идти в детский сад, мама должна подготовиться к этому действительно важному событию в жизни маленького человечка.
В каком возрасте идти в сад?
Раньше психологи настаивали, что ребенка лучше отдавать в садик после трех лет, когда он физически и морально окреп, а также готов «отпустить» от себя маму. Но в последние годы все большую популярность приобретает убеждение, что малыша нужно вести в сад до трех лет. В каком-то плане это удобно: он легко адаптируется к новой обстановке и нередко называет воспитательницу мамой. Но в этом случае есть определенная проблема: у ребенка нарушается развитие естественной привязанности к дому и родителям. В дальнейшем это может негативно сказаться на восприятии малышом взрослого мира.
Ребенку тяжело приспособиться к новым условиям и чувствовать себя уверенно без маминой поддержки, поэтому часто адаптация ребенка в садике проходит очень тяжело.
Если есть возможность, лучше побыть с ребенком дома до трех лет. Появление младшего - не повод вести старшего в садик. Нужно научить его быть помощником и опорой, подружить его с грудничком. Установленные с детства крепкие взаимоотношения между детьми станут хорошей базой для дальнейшей жизни.
Распорядок дня
Особое внимание нужно уделить режиму дня ребенка. Его необходимо выстроить таким образом, чтобы распорядок был максимально приближен к тому, который будет в саду. Если малыш уже не спит днем, стоит научить его хотя бы тихонько лежать в своей постельке в положенное время. Полезно будет рассказать ему о пальчиковых играх, объяснить, как сочинять стихи или сказки. Утренний подъем должен быть за час до предполагаемого выхода из дома.
Походы в туалет
Чтобы облегчить привыкание ребенка к садику, нужно научить его ходить в туалет на горшок или на унитаз. Такой навык поможет малышу увереннее чувствовать себя в незнакомой обстановке. Будет хорошо, если ребенок привыкнет ходить в туалет «по-большому» в определенное время.
Меню
Часто родители сталкиваются с такой проблемой, когда детки не хотят кушать в детском саду. Непривычная еда отталкивает малышей и не вызывает аппетита. Чтобы избежать подобной ситуации, нужно заранее приучать ребенка к вкусу детсадовской пищи.
Родителям необходимо исключить все перекусы и немного снизить калорийность ежедневного рациона. Это будет способствовать пробуждению чувства голода. Ребенок должен учиться кушать быстро и самостоятельно. Если это ему не под силу, стоит задуматься - возможно, малыш еще слишком мал для посещения детского сада.
Зная особенности своего ребенка, нужно поговорить с воспитательницей и попросить ее быть внимательнее и терпеливее с малышом, давая ему возможность закончить трапезу. Многие работники детского сада с пониманием относятся к просьбам родителей и стараются облегчить адаптацию малышу.
Закаливание и оздоровление
Каждый родитель должен закаливать своих детей, но в большей мере это касается тех, которые задумываются, как приучить ребенка к садику. Частые болезни неизбежны, так как малыш будет общаться с большим количеством деток в непривычной для него среде. Укрепление иммунной системы поможет избежать различных осложнений.
Полезны прогулки на природе в любую погоду, водные процедуры всех видов и прохладное питье. Так организм ребенка будет более устойчив к инфекциям и простудам, и малыш не будет страдать от постоянного насморка и кашля.
Расставание с мамой
Зачастую ребенок, расставаясь с мамой, начинает плакать. Если после долгих уговоров малыш все-таки остается с родственниками и хорошо себя чувствует, нужно менять «традицию» расставания. Можно привлекать ребенка к процессу ухода: просить его принести сумочку, помахать маме в окошко или провести до лифта. Такие «обязанности» помогут ребенку почувствовать себя взрослым.
Если малыш сильно нервничает без мамы, не хочет играть и кушать, стоит обратиться за помощью к психологу. Часто такое поведение является следствием ошибок родителей. Повышенная тревожность мамы перед расставанием и излишняя опека на подсознательном уровне беспокоят ребенка и мешают ему чувствовать себя комфортно.
В этом случае лучше всего создавать такие ситуации, когда малыш сам попросит маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для родителей подарок, или он заигрался с друзьями в гостях и не хочет уходить. Необходимо чаще просить малыша лично следить за порядком в отсутствие мамы, помнить о режиме дня. При встрече родители должны расспросить сыночка или доченьку об успехах и узнать, как они провели день. Похвала и одобрение станут для ребенка лучшим стимулом повторить такой подвиг еще раз.
Отношения со сверстниками
Перед тем как адаптировать ребенка к садику, нужно понаблюдать за тем, как он общается с другими детками. Научите его сотрудничать с людьми, предлагать сверстникам свои игрушки и правильно реагировать на нежелание общаться с ним. Можно водить его в детские комнаты, чтобы он умел занимать себя в течение оговоренного времени и не просился домой сразу же, как ему надоест.
Не волноваться!
Отводя в первые дни ребенка в детский сад, родители всегда нервничают. Но мамочка должна понять, что волнения и переживания - это естественно. Проецировать их на ребенка не стоит, так как он тонко чувствует настроение матери. Не нужно обсуждать при малыше возможные трудности, но и «рисовать» идеальные картинки тоже стоит. Оптимальная позиция - это осознание необходимости посещения детского сада.
Первый день в саду
Родители должны знать, что если ребенок пошел в садик, адаптация может начаться не с первого дня. Это связано с тем, что малыш просто не понял, что ему придется делать это каждый день и к тому же оставаться надолго. Поэтому мамам рано радоваться. Зачастую такая проблема возникает в том случае, когда затягивается процесс привыкания. В первые дни воспитатели разрешают мамам находиться в саду с ребенком, и он воспринимает это как должное. Лучше оставлять его на пару часов одного в группе и ждать в раздевалке, если ребенок не отпускает маму.
Сбежать или отпроситься?
Первый вопрос, интересующий всех мам, которые переживают привыкание ребенка к садику - это процесс ухода. Как лучше уйти: тайно сбежать или получить разрешение у малыша? Из-за этого ведутся постоянные споры и дискуссии, но самое умное - это изучить особенности характера ребенка и выбрать собственную стратегию. Можно попросить воспитателя помочь и отвлечь малыша.
Освободите утро!
Утро должно быть временем мамы и ребенка. Никакие проблемы и заботы не должны мешать им наслаждаться обществом друг друга. Все вопросы и дела лучше оставить на вечер. С утра мама должна быть решительной и нежной, чтобы передать малышу соответствующий настрой.
Каждый вечер, переступая порог детского сада, необходимо оставлять позади все хлопоты и уделять время исключительно ребенку. Всем видом мама должна показывать, как она рада встрече и как ждала этого момента воссоединения.
Ни в коем случае нельзя жалеть ребенка из-за того, что он целый день в саду. Лучше подчеркивать, как ему там весело, сколько у него друзей и какая вкусная еда. Весь негатив, даже если он есть, и собственные переживания не стоит передавать малышу. Покажите ему пример собственным отношением к жизни - это будет лучший вклад в его взрослую жизнь.
Работа - это не навсегда!
Разрабатывая план того, как приучить ребенка к садику, нужно сформировать положительное отношение к работе и обязанностям. Необходимо объяснить малышу, что все и всегда возвращаются с работы, а также то, что в садике не живут. Каждый раз нужно подчеркивать это на примерах: папа ушел на работу, он поможет другим людям и вечером обязательно придет домой. Со временем ребенок привыкнет к этому и будет уверен, что и мама всегда вернется и заберет его из сада.
Только позитив!
Все жалобы и недовольства ребенка необходимо обыгрывать и представлять в выгодном свете. Мама должна помочь малышу посмотреть на ситуацию под другим углом и с позитивом. Нужно чаще восторгаться детским садом и убеждать ребенка, что ему очень повезло, что он может туда ходить. По дороге в сад нужно в красках описывать все прелести общения с детками и концентрировать его внимание на приятных мелочах: интересных игрушках, увлекательных занятиях и любимых блюдах.
В какое время года лучше идти в сад?
Мамы часто задумываются о том, сколько ребенок привыкает к садику и когда лучше начинать его водить. Психологи и педиатры уверяют, что лучшее время - это конец лета и начало весны, а худшее - конец осени и зима. Это связано с тем, что ребенок должен привыкнуть к садику до начала учебного года. К тому же пик заболеваний приходится на осенне-весеннее время.
Если ребенок плачет…
Все дети адаптируются по-разному: один привыкает быстро, а другой ребенок плачет в садике и зовет маму. Слезы в раздевалке - дело обычное, и родители не должны по этому поводу сильно переживать. Важно обратить внимание на то, как ведет себя малыш после того, как заходит в группу. Если он отвлекается и начинает играть, значит, адаптация проходит нормально.
Но если ребенок плачет в садике целый день, отказывается играть и кушать, то ему нужна помощь. Тяжелая адаптация может сопровождаться регрессом: малыш мочится в штаны, плохо спит по ночам и не отпускает маму ни на шаг. В этом случае все нагрузки на нервную систему крохи необходимо свести к минимуму, окружить его заботой и теплом. Ребенок должен иметь четкую уверенность, что он любим, и мама никогда его не бросит.
Приучить ребенка к садику быстро и безболезненно вряд ли получится, потому что дети тяжело воспринимают новую обстановку без мамы. Родителям стоит запастись терпением, и тогда малыш обязательно будет их радовать своими успехами.
Братья и сестры.
В 5-6 лет обостряются конфликты с братьями и сестрами. Это случается не столько из-за ревности как таковой, сколько из-за неумения ребенка направить свои чувства в позитивное русло - сделать маме подарок и услышать похвалу. Покажите ему, как можно себя вести.
В суматохе перед 1 сентября не многие родители успевают задуматься о таком явлении, как психологическая адаптация ребенка к школе. Между тем, в один день для первоклассника меняется весь уклад жизни. Игры уходят на второй план, а главная деятельность теперь – это учеба в совершенно новом месте и в непривычном коллективе.
Что такое адаптационный период?
Адаптацию можно охарактеризовать как привыкание к новым условиям жизни. Для первоклассника это практически шоковый период, поскольку школа меняет режим дня, обязанности и круг общения ребенка. Он попадает в новую среду, где нужно оперативно выстроить хорошие отношения со сверстниками и с учителями. К тому же, с первого учебного дня детям приходится соблюдать массу незнакомых правил, многие из которых оказываются довольно тяжелыми.Очень важно, чтобы родители понимали, как нелегко приходится их малышу в этот момент, и всячески его поддерживали. Адаптация - многоплановый процесс, охватывающий несколько сторон жизни, так что члены семьи должны помогать комплексно, а не только в выполнении домашних заданий.
Сколько длится период адаптации?
Адаптационный период к школе может длиться от пары недель до полугода и даже больше. Конкретное время зависит от характера ребенка и условий, в которых он жил последние 2-3 года. Очевидно, что детсадовские малыши осваиваются в школе легче домашних детей просто потому, что не понаслышке знакомы с жестким режимом дня и большим коллективом сверстников. Немаловажным факторам оказывается самооценка ребенка и родительский настрой.Также не секрет, что коммуникабельные дети-экстраверты быстрее приспосабливаются к школьной действительности, тогда как интроверты зачастую держат все страхи и переживания в себе, что несколько затормаживает адаптацию.
Признаки успешной и затруднительной адаптации
Ребенка можно поздравить с успешной адаптацией к школе, если ему нравится процесс обучения и он не испытывает излишней неуверенности в себе. Показателем служит и тот факт, как он справляется с учебной программой, если она не предполагает повышенной сложности. Но главный признак хорошо пройденной адаптации - это степень самостоятельности ученика. Если он сам понимает, что по приходу домой ему нужно сделать домашнее задание, и зовет вас на помощь лишь тогда, когда у него что-то не получается - значит, ваш малыш прекрасно справляется с этим трудным этапом в жизни. Играют роль и отношения с одноклассниками. Появление приятелей в школе является необходимым условием для комфортного самочувствия ребенка.О тяжело протекающей адаптации говорит повышенная утомляемость малыша и расстройства сна. Также для нее характерно неверие в свои силы и нежелание учиться: «я боюсь», «у меня не получится», «я не хочу идти завтра в школу» и т. д. Имеет значение и количество дружественных контактов ребенка в классе.
Отсутствие хотя бы двух хороших приятелей за 2-3 месяца в школе - это тревожный звоночек. Возможно, при перечисленных случаях стоит прийти на прием к неврологу, который может назначить курс успокаивающих препаратов с ноотропным действием. К таким средствам относится Тенотен детский - он повышает концентрацию внимания и память ребенка, успокаивая и помогая адаптироваться к школьным условиям.
Прежде всего, важна психологическая установка ребенка, которую во многом формируют родители. Постоянно давайте малышу понять, что учеба - это серьезный процесс, требующий усилий. Все не может получаться идеально, и небольшие неудачи неизбежны. При этом не забывайте подчеркивать плюсы школы: общение с новыми ребятами, всевозможные внеклассные занятия и поездки, радость от учебных побед. В целом, говорите о школе в позитивном ключе, вспоминая любопытные истории из своей школьной жизни.Если ваш ребенок пока плохо справляется с такими рутинными задачами, как уборка на столе и переодевание после прогулки, посвятите время исправлению этой ситуации. Самостоятельность ребенка в таких мелочах значительно облегчает школьные будни и не дает ребенку почувствовать себя отстающим от остальных.
Обратите особое внимание на выполнение домашних заданий. Вариант, когда родители сами усаживают ребенка за стол в удобное для них время, совершенно не пригоден. В домашнем расписании должно быть определенное время для учебного процесса. Идеальное время - с четырех до шести часов дня, когда малыш успевает отдохнуть после школы, но еще не чувствует вечерней усталости.
Запись в кружки и секции желательно отложить на вторую четверть или хотя бы на октябрь, чтобы нагрузка на ребенка не превысила свой критический максимум. При этом дополнительные занятия должны нравиться ребенку и выполнять функцию переключения на новый вид деятельности. Иными словами, кружку английского языка, если он уже преподается в школе, на первых порах лучше предпочесть спортивную секцию.
Родителям также не стоит строить наполеоновские планы и заранее видеть своего ребенка круглым отличником. Первокласснику больше нужна помощь и понимание, чем суровые требования. Вы можете спрашивать с малыша «по всей строгости» только в тот момент, когда он начнет демонстрировать стабильное эмоциональное состояние и хорошую работоспособность. Пока же, до полного завершения адаптационного периода, относитесь с понимаем к промахам и недочетам.
Малышу пора в детский сад… Какой возраст подходит для посещения дошкольного учреждения? Родителей беспокоит вопрос о том, насколько безболезненно пройдет адаптация ребенка к детскому саду. Консультация психолога по этой проблеме поможет подготовиться к важному нелегкому периоду в жизни всей семьи и успешно его преодолеть.
Родители стремятся защитить малыша от психологической травмы, связанной с ранним расставанием с мамой, желают, чтоб он с радостью и интересом увлекся процессом обучения, легко преодолев трудный этап адаптации.
Процесс адаптации условно можно рассматривать в 2-х аспектах: психологическом и физическом.
Физическая адаптация подразумевает:
- привыкание к незнакомому режиму дня;
- расширение уровня контактов со сверстниками;
- иной режим питания.
Намного сложнее психологическая адаптация, которая предполагает расставание с мамой. В новых условиях степень внимания от взрослых уменьшается. У малыша это может вызвать нервное напряжение.
Сколько длится адаптация?
Часто именно полноценная консультация специалиста по работе с детьми способствует гармонизации адаптации ребенка к детскому саду. Привыкание у малышей происходит по-разному. Пара недель или долгие шесть месяцев — зависит от психотипа ребенка, его воспитания, грамотного и профессионального подхода воспитателей и заботливого отношения родителей.
Степени адаптации
Быстрая адаптация в детском саду
Период быстрой адаптации длится около 1 месяца:
- ребенок спокойно приходит в садик, без плача и истерик отпускает маму;
- находит контакт с детьми и воспитателем, легко вовлекается в игру;
- после детсада с интересом делится впечатлениями с родителями;
- настроение стабильное, без резких перепадов.
Средняя адаптация
Этап средней адаптации длится около двух месяцев.
В течение этого времени дети могут болеть. В эмоциональном плане ребенок спокоен, трудностей в общении не наблюдается.
Как этот этап отображается на поведенческих факторах:
- при расставании с мамой слезы неизбежны, но ребенок быстро успокаивается;
- преодолев некоторую настороженность, начинает играть с детьми;
- проявляет заинтересованность, когда педагог предлагает игрушку;
- придерживается общего режима, спокойно реагирует на замечания;
- не всегда готов к общению с воспитателем.
Медленная адаптация
Малышу достаточно трудно стать частью коллектива. Дети с такой степенью адаптации часто болеют, находятся в постоянном унынии. К ним нужны особое внимание и поддержка, возможно даже помощь психолога.
Проявления поведения:
- придя в детсад, не отпускает маму. Весь день проводит в ожидании, когда за ним придут родители;
- не хочет общаться;
- не отвлекается на игру;
- проявляет замкнутость и агрессию;
- замечания вызывают плач или испуг.
Важные составляющие, которые влияют на адаптацию ребенка
Какие факторы влияют на адаптацию ребенка к детскому саду. Консультации специалиста способствуют стабилизации характера и длительности адаптационного периода. Возраст, уровень развития психических процессов, состояние здоровья, коммуникативные способности существенно влияют на вовлечение в незнакомый коллектив.
Возраст ребенка
Важной составляющей данного этапа является возраст малыша.
Стремительный темп физического и психического формирования в возрасте от 10 месяцев до двух лет усложняет процесс адаптации. После двухлетнего возраста дети легче приспосабливаются к условиям детсада.
Состояние здоровья
Функциональная незрелость организма дошкольника является причиной сложной приспособляемости к изменениям среды. Частые простудные заболевания, вследствие которых ребенок становится пассивным, слабым, вялым, приводит к возникновению безразличия к окружению. Плохое самочувствие задерживает стремление к движениям, действиям, в результате чего страдает процесс общего развития.
Степень психологического развития
Успешность адаптационного периода тесно связана с индивидуальными особенностями ребенка, развитием психических функций, качеств характера и темперамента.
Дети разных возрастных категорий, придя впервые в дошкольное учреждение, ведут себя по-разному. Некоторые вначале спокойно относятся к требованиям воспитателя, к условиям, но затем, по приходу в садик начинают протестовать, плакать, не спят, отказываются от еды и т.д.
Другие в первые дни при расставании с родителями плачут, возражают против режима дня, но постепенно начинают привыкать, у них восстанавливается аппетит, сон, увлеченность игрой с товарищами.
Уровень социализации
Увеличение контактов с детьми и взрослыми — важный фактор адаптации ребенка к детскому саду. Консультации детского психолога оказывают эффективную помощь тем малышам, общение которых до детсада ограничивалось узким кругом семьи.
Такие дети с трудом социализируются в новом обществе. Отсутствие коммуникативных навыков и неспособность разрешать конфликты повышает детскую тревожность и формирует нежелание посещения детского садика.
Насколько быстро социализируется дошкольник, во многом зависит от воспитателя, его профессионализма и умения найти индивидуальный подход к каждому новичку.
Адаптация через болезни: медицинский аспект
Родителям важно знать о медицинском аспекте процесса адаптации ребенка к детскому саду. Консультация специалиста поможет раскрыть суть этапов адаптации: острого, подострого и периода компенсации. В острый период все системы организма находятся в напряжении. Поведение малыша неустойчивое, он легко возбудим, капризничает.
Повышается частота сокращений сердечной мышцы, колеблется давление, увеличивается содержание микробов и подверженность болезням, меняется кровяной состав, нередко малыши худеют. Период длится от десяти дней до трех месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Для подострого периода характерны постепенная нормализация поведения и физиологических показателей. За 2 недели восстанавливается аппетит, нормализуется речь, сон и гармонизируется эмоциональный фон. Период компенсации знаменует возвращение физиологических и психологических показателей на исходный уровень и указывает на адаптированность ребенка.
Рекомендации родителям: как подготовить ребенка к детскому саду
Роль родителей огромна в безболезненной адаптации ребенка к детскому саду. Консультация психолога по подготовке к посещению дошкольного учреждения основана на рекомендациях родителям о том, как решить нелегкую адаптационную задачу.
Каким образом можно помочь малышу, чтобы посещение садика было комфортным:
- В процесс подготовки к посещению детсада включать постепенный переход от домашней еды к детсадовскому режиму питания.
- Сформировать навыки коммуникации. Для этого организовывать с малышом прогулки к участку детского учреждения, знакомить с детьми, вовлекать в совместную деятельность. Возможно, поможет также предварительное знакомство с будущим воспитателем.
- Прививать навыки доступного самообслуживания.
- Подготовить малыша рассказами о детсаде, пояснить, почему вы хотите, чтоб он посещал садик.
- Повышать «статус» детсада, рассказывая в присутствии малыша о том, как вы гордитесь тем, что он осенью пойдет в детский сад.
- Поведать ребенку о режиме в детском учреждении, о том, какие его ожидают занятия и игры. Чем подробнее будет этот рассказ, тем увереннее будет пребывание крохи в садике.
- Развивать предметно-игровую деятельность. Дети, привыкшие играть с игрушками, быстро вовлекаются в новые условия именно посредством игры, с интересом исследуя игрушки в детском саду.
- Следует разработать систему «знаков прощания с малышом», чтобы расставание с родителями было безболезненным.
- Ответьте на вопрос: «Нужен ли детсад вашему ребенку именно сейчас?» Если вы не уверены в этом, и ребенок чувствует, что посещению садика есть альтернатива, он непременно воспротивится.
- Не следует критически отзываться о детском учреждении и его работниках в присутствии малыша, тем более пугать его посещением детского сада.
- Предупредите малыша о точной дате посещения детсада за неделю, чтобы он мог психологически спокойно подготовиться к этому событию.
Каких ошибок следует избегать родителям в период адаптации ребенка к детскому саду
- Недооценка важности этого этапа. Недопустимо приводить ребенка в садик и отлучаться на весь день. Родителям надо быть готовыми в любой момент вернуться в садик, в случае непрекращающегося плача малыша. повышения температуры и т.д;
- Несоблюдение последовательности и систематичности посещений . Такое непостоянство создает дополнительные сложности при адаптации;
- Резкий уход при прощании. Правильнее придумать индивидуальный «ритуал» прощания, который облегчит расставание с мамой;
- Отсутствие социализации. До посещения детсада у ребенка должен быть некоторый опыт общения с другими детьми и привычка иногда разлучаться с родителями с объяснением, что они уходят по делам, но через определенное время непременно вернутся.
Как развить в ребенке самостоятельность
Каждому родителю хочется видеть своего ребенка уверенным в себе и самостоятельным, чтобы в дальнейшем он мог строить свою взрослую жизнь в соответствии со своими решениями и добился бы хороших результатов.
Важная роль в воспитании детей принадлежит педагогам. В сложном многогранном вопросе формирования личности ребенка необходима слаженность действий и общность воспитательных методов воспитателей и родителей.
- Во-первых, надо быть терпеливыми. Дети всегда стремятся к самостоятельности, но взрослые, проявляя заботу, пытаются брать на себя даже самые элементарные обязанности, лишь бы не утруждать малыша;
- Необходимо ребенку давать возможность выбора из нескольких вариантов: это касается и еды, и одежды, и выбора игрушек и т.д.;
- Пусть ребенок сам ищет вопросы на свои ответы. Взрослым надо лишь помогать ему в этом;
- В отношениях с малышом следует исключить чрезмерную опеку , навязчивые объяснения о том, что вредно и что полезно. По возможности, надо заменить слово «нет», которое порождает агрессию, на альтернативу компромиссного варианта решения проблемы;
- Важно верить в ребенка, всегда помогать и поддерживать его. И тогда он вырастет самостоятельным и уверенным в себе человеком.
Как сформировать положительное отношение к детскому саду
Задолго до посещения садика малыша необходимо подготовить к этому важному событию, чтобы у него сложилось положительное впечатление.
Рассказы о том, как весело проходят занятия в детсаду, как там много детей, с которыми предстоит играть на интересных занятиях, какие веселые праздники организуются в детском саду — все это находит в душе малыша позитивный отклик. Можно провести экскурсию в детский сад, в который пойдет ребенок. Пусть он познакомится с обстановкой и условиями.
Как облегчить расставание с малышом
Утреннее расставание — самый сложный момент для крохи. Он чувствует переживания мамы, которой также нелегко впервые отпускать от себя своего ребенка на продолжительное время. Поэтому, в первую очередь, не следует переживать маме и необходимо вести себя спокойно и уверенно.
Этот нелегкий момент можно облегчить, придумав какой-нибудь ритуал — объятие или ласковое слово на ушко, повторяя то же самое каждый день.
Обычно даже самые капризные дети без труда включаются в игру и отпускают маму. Если ребенок эмоционально больше привязан к матери, что бывает в большинстве случаев, то пусть его на первых порах приводят в садик другие члены семьи.
Как развивать общительность
Как известно, коммуникабельные малыши легче приспосабливаются к условиям садика. Поэтому необходимо у ребенка развивать навыки общения.
На консультации у психологов, практически каждый специалист для лучшей адаптации ребенка к детскому садику рекомендует уделять большое внимание играм между людьми. Это улучшает способность к быстрой социализации
В этом вопросе родителям поможет:
- Выработка минимальных навыков коммуникабельности, обучение правилам вежливого обращения: здороваться, прощаться, узнавать имя собеседника, просить, благодарить, делиться игрушками и тд;
- Игры, основанные на вопросах-ответах. Предлагая малышу игру, полезно задавать вопросы по сюжету, поощрять его к рассказыванию игровой ситуации;
- Коллективные игры на прогулках. Можно устраивать игры с другими малышами, вовлекая ребенка в общение с другими детьми посредством игры;
- Важное правило: не принуждать к общению. Некоторые малыши не любят веселые компании и предпочитают быть сторонними наблюдателями. Возможно, пройдет какое-то время, и ребенок сам захочет выстроить отношения с другими детьми.
Что должны делать родители, если ребенок плачет по дороге в садик?
Важно учесть то обстоятельство, что психологически подготовленный ребенок не станет плакать по дороге в детский сад.
Тем не менее, чувствительные и впечатлительные дети могут выразить некоторое беспокойство в виде плача или капризов. Мамы не должны чрезмерно сострадать и сочувствовать малышу, поскольку, почувствовав беспокойство матери, малыш еще больше углубляется в свои переживания, что нередко приводит к заболеваниям в виде простуды, рвоты, слабости, плохого аппетита и т.д.
Но бывают случаи, когда ребенок плачет по дороге в детский сад, потому что ему там неуютно. Родители должны выяснить это, поговорив с воспитателем, чтобы поддержать своего малыша. Причины могут быть разные. Возможно, у него не сложились отношения с кем-нибудь из сверстников, например.
Не стоит бежать в садик и устраивать выяснение отношений. Здесь помогут воспитатель или психолог. Изучив проблему, они постараются в игровой деятельности с помощью психолого-педагогических методик разрешить возникшую ситуацию.
Что должен делать воспитатель, если ребенок плачет в саду?
Плач ребенка в детском саду в период адаптации — нормальное явление. В преодолении малышом проблем адаптации огромную роль играет воспитатель. Очень важно на этом этапе поддерживать тесный контакт с родителями, интересоваться о характере и увлечениях малыша, о том, какие он любит игры и игрушки, какими видами деятельности он занимается с особым интересом.
Воспитателю необходимо проявить терпение и педагогический такт, ни в коем случае не давить на личность ребенка, стать ему другом и помощником.
Возможно, потребуется продолжительное время для адаптации ребенка к детскому саду. Консультации с родителями, собственные наблюдения помогут раскрыть особенности личности ребенка, его способности и увлечения. На этом этапе нужно постепенно вовлекать малыша в игру и общение, давать задания, выполнение которых доставляет малышу радость.
Только грамотное отношение педагога может создать в душе ребенка тот позитивный эмоциональный фон, который поможет ему безболезненно пройти сложный адаптационный период.
Формирование доверия к новым незнакомым взрослым и детям, создание эмоционального контакта, основанного на доброте, проявлении внимания, заботы, поддержка в нелегкий для малыша период, особый индивидуальный подход, основанный на уважении личности маленького человека, общение, сопровождающееся улыбкой и ласковой интонацией.
Вот принципы, на которых основана успешность адаптационного периода, те факторы, соблюдение которых поможет облегчить тяжелое испытание для детской психики и создаст необходимые условия для успешного вовлечения малыша в дружный детский коллектив.
Видео о адаптации ребенка к детскому садику
Комплексное решение проблемы адаптации ребенка к детскому садику:
Консультация с детским психологом на тему адаптации детей в садике:
Любой вид адаптации является приспособлением, в данном случае, ребенок приспосабливается к совершенно новой и во многом непонятной для него обстановке. Детский сад — это новое неизвестное пространство, новые отношения, знакомства. В адаптацию включается широкий диапазон индивидуальных реакций, и их характер обусловлен личностными и психическими возможностями ребенка. Также имеют значение сложившиеся в семье отношения, условия нахождения в данном дошкольном учреждении. Каждый малыш по-своему привыкает к детскому саду, но все-таки имеются некоторые закономерности, на которые следует обратить внимание.
Всегда следует учитывать, что до двухлетнего и трехлетнего возраста у ребенка нет потребности в общении со сверстниками. Взрослый человек является для ребенка образцом для подражания, партнером по играм. Тем более, что ребенок постоянно находится в доброжелательном окружении. Сверстники не могут обеспечить его подобным отношением, так как они и сами в этом нуждаются. В связи с этим, адаптация обычного ребенка к яслям не может происходить быстро, ведь он очень привязан к матери. Если она исчезает, то это вызывает бурный протест. Особенно это касается эмоционально чувствительных и чрезмерно впечатлительных детей. Маленькие дети, не достигшие трех лет, боятся незнакомых людей, трудно принимают новые ситуации общения.
Все эти факторы полностью проявляются, когда ребенок приходит в детский сад. Такие страхи являются главной причиной, мешающей ребенку адаптироваться в новых условиях детского учреждения. Нередко малыш становится плаксивым без причин, он постоянно обижается, и к тому же начинает чаще болеть. Все это объясняется частыми стрессовыми ситуациями, истощающими организм и подрывающими его защитные силы. Известно, что мальчики в этом возрасте сложнее адаптируются, чем девочки. В этот возрастной период они имеют максимальную привязанность к матери, и разлука является очень болезненной. Психологи утверждают, что целесообразнее отдавать детей в детское учреждение как можно раньше, в этом случае в дальнейшем дети лучше привыкают к коллективу.<
При раннем посещении ребенком детского сада со сверстниками быстро устанавливается эмоциональный первичный контакт. Но в данном случае, нужно учитывать, что это особым образом влияет на его эмоциональную сферу. Не исключено, что в дальнейшем такие дети могут быть лишены глубокой привязанности и сострадания к окружающим. Чем сильнее имеется эмоциональная связь с матерью, тем сложнее происходит адаптация, но проблема в том, что не каждый малыш может преодолеть сложную ситуацию, и у ребенка возникает невроз. В том случае, если адаптация к дошкольному учреждению не состоялась, хотя ребенок уже несколько месяцев посещает сад, то родители должны знать, что требуется помощь специалиста.
На основании исследований психологов адаптационный срок является нормальным, когда он занимает в яслях до десяти дней, а детском саду для трехлетних детей длится до трех недель. Нормальная адаптация для детей старшего дошкольного возраста составляет один месяц. Разумеется, это лишь общие показатели, и не все дети имеют одинаковую реакцию на новую обстановку, хотя существую и одинаковые черты. Труднее всего приходится тем детям, которые крайне зависимы от матери, которые являются в семье единственными, и привыкли к исключительному и постоянному вниманию. Также, хуже, чем другие, чувствуют себя в саду малыши с флегматичным темпераментом. Темп детского сада кажется им слишком быстрым. Они опаздывают с одеванием, медленно едят, последними выходят на прогулку.
Случается, что воспитатель не замечает таких проблем, и постоянно подгоняет ребенка. Но в результате происходит еще большее затормаживание, и малыш становится безучастным к происходящему, вялым, ему ничего не интересно. Если вы замечаете, что ребенок трудно адаптируется, то побеседуйте с воспитателем. В данном случае, ребенку требуется повышенное внимание, воспитатель должен поощрять и поддерживать малыша. Известно, что другие дети нередко дразнят более зависимых и слабых. Поэтому принципиальность воспитателя и его требовательность будет оказывать положительное влияние, тормозя агрессивное поведение некоторых детей.
Дети – это маленькие независимые во многих суждениях личности, и с ними необходимо считаться. Поэтому возраст, когда ребенка можно будет определить в дошкольное учреждение, рассматривается индивидуально. В любом случае, требуется обратить внимание на возможные осложняющие факторы, являющиеся серьезным препятствием для нормальной адаптации. К примеру, играет роль необщительное поведение родителей, различные семейные конфликты. Дети очень быстро усваивают любые негативные черты, замеченные ими в поведении родителей. В детской группе такие дети отличаются нерешительностью и неуверенностью, и это очень осложняет отношения в детском коллективе. Поэтому, таких детей в сверстники в группе не принимают.
Специалисты склоняются к мнению, что малыш с нервным нарушением должен быть отдан в детский сад не раннее, чем достигнет трехлетнего возраста. Что касается мальчиков, то их лучше отправлять в детский сад не в три года, а в три с половиной. Бывает, что ребенок в семье единственный, и при этом нередко болеет, склонен всего бояться. Вхождение в дошкольное учреждение в этом случае тоже возможно, но оно должно быть постепенным. Начните с того, что приведите его в группу, познакомьте с другими детьми, воспитателем. Потом можно вместе рассмотреть игрушки. В такой ситуации нужно вызвать интерес ребенка к данному окружению. Потом нужно вместе уйти домой. Потом несколько дней приводите малыша на несколько часов, и забирайте до того, как детей укладывают спать. Таким образом, ребенок привыкает быстрее, и возможно он сам не захочет возвращаться домой в обед, когда все дети остаются в саду.