Православный брак
Православное учение о таинстве бракаБрачный союз в Новом Завете возведен на степень великой тайны Божией; именно он есть образ союза Христа с Церковью. Но союз Христа с Церковью исполнен благодати и истины (Ин. 1, 14), т.е. является союзом благодатным, истинным; потому и брачный союз нужно считать исполненным благодати, т.е. союзом, на который ниспосылается от Бога благодать Святого Духа и который поэтому есть истинный союз. На этом основании и заключается брачный союз не по одному только родительскому благословению или желанию брачующихся, но с благословения Церкви, через поставленных в Церкви пастырей, совершается над брачующимися особое священнодействие – таинство брака – для преподания им благодати Святого Духа.
Брак христианский свят и духовен, как свят союз Христа с Церковью. Поэтому апостол Павел и говорит: «Брак у всех да будет честен и ложе нескверно» (Евр. 13, 4), и заповедует христианским супругам: «воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4, 3-5).
Брак должен быть нерасторжимым: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6), разумеется – самовольно. Единственная достаточная причина для развода – прелюбодеяние; но и в этом случае муж и жена разводятся не иначе, как властью самой Церкви через ее законных пастырей, т.е. тою властью, которая их сочетала, ибо только апостолам и их преемникам Спаситель дал власть связывать и разрешать людей (Мф. 18, 18). Всякий иной развод, помимо Церкви, осуждается словами: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
Какова цель Божественного установления брака?
Во-первых, умножение и сохранение христианского рода, как это видно из слов Самого Бога, благословившего первых людей: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю»(Быт. 1, 27-28).
Во-вторых, взаимное воспомоществование супругов в этой жизни: «И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2, 18).
В-третьих, обуздание греховных похотей человека и беспорядочных влечений его чувственности. На эту цель брака указывает апостол, когда говорит: «Хорошо человеку не касаться женщины, но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 1-2).
Последняя и главнейшая обязанность, возлагаемая на христианских супругов таинством брака, есть приготовление как себя, так и детей своих, если Богу будет угодно даровать их, к жизни будущей, к будущему вечному блаженству. Каждому из нас известно, что только истинное благочестие может сделать человека счастливым и в этой, и в будущей жизни. Этого легко могут достигнуть люди, соединенные союзом брачным, если они, питая взаимную любовь между собою, в то же время будут любить Господа Бога более всего; если всему будут предпочитать исполнение заповедей Божиих; если примером своим будут побуждать один другого к терпению; если будут помогать один другому в прохождении тесного пути добродетелей. Особенно родители должны считать для себя великой и священной обязанностью заботиться о воспитании детей своих в духе христианского благочестия; иначе, сделавшись виновниками их жизни временной, они могут легко сделаться виновниками и их вечной гибели. Для христианских родителей недостаточно быть только самим благочестивыми: необходимо, чтобы и дети их равно любили Бога и были благочестивы. Особенно в деле религиозно-нравственного воспитания детей, влияние матери незаменимо.
Православие – это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром и о которой забываем, покинув храм; православие – это образ жизни. А образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий; это – стиль жизни и способ жизни. Для нас, православных, христианство – хлеб наш насущный и, как рыба в воде, должны мы жить в вере. Будучи последователями Христа, мы должны тянуться к Нему и Его Церкви, а не к идеалам современного мира.
Большинство из нас, православных христиан, живет не в монастырях, где весь образ жизни проходит в духе православия, а у нас семья, дом, дети, работа. При этом многие православные миряне впадают в заблуждение, считая, что от них не требуется столь самоотверженного последования Христу, как от монашествующих. Это, конечно, не так: все христиане – избрали они монашеский образ жизни или нет – призваны Христом к покаянию и вечной жизни. Среди православных христиан нет «классов», но все они равны и должны быть последователями Христа, вне зависимости от положения, которое они занимают в Церкви.
Однако нам, мирянам, очень трудно изо дня в день вести христианский образ жизни, ибо мы постоянно находимся в обществе не только не христианском, но зачастую все более и более враждебном христианской вере. Но это не должно расхолаживать нас, ведь об этом говорил и Сам Христос: «Вот Я посылаю вас, как овец среди волков: и так будьте мудры как змии и просты как голуби» (Мф. 10, 16).
Прочным оплотом для православных мирян в этих условиях является брак и семейная жизнь, установленные благословением Божиим для спасения всех членов семьи. Чтобы лучше разобраться в этом, давайте рассмотрим канонические основы брака, находящиеся в Священном Писании и хранящиеся в Священном Предании.
Взгляды на брак в Ветхом и Новом Завете Когда мы читаем о браке, семейной жизни и продолжении рода человеческого в Ветхом Завете, сразу же бросается в глаза, что главное здесь – это сохранение иудейского народа, бесконечные родословные, которые находим в Писании. Однако, в то время брак не был единственным способом продолжения рода. Дети рождались и от наложниц, а кроме того, существовал обычай брать в жены вдову брата, даже если она становилась второй женой (ужичество). В Ветхом Завете можно найти множество упоминаний о нескольких женах и наложницах. Такая забота о продолжении рода сегодня кажется нам излишней. Однако, целью подобного многоженства являлось вовсе не удовлетворение плотской похоти, а желание иметь наследников. В Ветхом Завете мы не найдем никакого снисхождения Бога к разврату, как нет такого снисхождения и сейчас. Еще в ветхозаветные времена Бог начал открывать человеку Свою волю. Мы видим, что Бог осуждает многоженство, наложниц и закон ужичества. Смыслом брака все больше становится не продолжение рода, а более высокие, духовные ценности. Наконец, Бог ясно изъясил Свою волю, карая развратников. Для нас, считающих себя весьма просвещенными современными людьми, эти кары могут показаться чрезмерно суровыми. Но ими Бог показывал, что источник жизни именно Он, а не физическое соединение мужчины и женщины. А где Бог, там все таинственно и свято. Воспроизведение и продолжение жизни не может не быть таинством. А святость и таинство должно хранить и оберегать от кощунства, нечистоты и непочтительного обращения. То, как Бог поступал с приверженными распущенности и извращениям в Ветхом Завете, говорит о том, что брак есть дивное и святое таинство – настолько святое и таинственное, что любая распущенность мерзка перед Богом и ее должно избегать всеми силами. С пришествием Христа главной целью брака перестает быть потомство и продолжение рода, хотя это попрежнему остается его важным компонентом. Но Христос пришел в мир и принес залог воскресения мертвых и вечной жизни, сообщив христианскому браку новую цель – стяжание жизни вечной супругами и детьми.
Чин православного брака начинается словами «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Этими словами подчеркивается важность брака и сразу обозначается его цель. Согласно церковным канонам, христиане, вступившие в брак вне Церкви, отлучаются от церковных таинств. Некоторым это кажется непонятным и черезчур строгим. Но спросим тогда: «Что делает брак действительным? Что придает браку духовный смысл?» В отличие от брачных обрядов в большинстве инославных церквей, в православной Церкви брак не является договором – как бы юридическим соглашением с перечислением взаимных обязательств сторон. Православный брак – это скорее создание двумя людьми малой, семейной церкви для поклонения Богу Истинному и во спасение души. Эта семейная церковь подчинена Церкви Христовой. Как говорит св. Василий Великий, жениться естественно, но брак должен быть сверхъестественным, должен стать благим игом, которое супруги добровольно несут для Церкви.
Отсюда видно, что в Новом Завете главной целью брака становится уже не продолжение рода, а спасение души, и сам чин брака содержит множество символов, разъясняющих эту цель.
Обязанности мужаМуж глава есть жены... Мы знаем, что любое учреждение или организация – будь то Церковь, приход, монастырь или, в миру, банк, корпорация или школа – должны иметь главу, руководителя. То же самое относится и к успешному браку, ибо семья также является организацией, организацией духовной и физической. Согласно Священному Писанию и Священному Преданию главой брака является муж. Вспомним еще раз апостола Павла: «муж глава жене...». Муж, будучи главой, олицетворяет в семье принцип власти. Как священник является духовной главой прихода и отвечает перед Богом за прихожан, будучи духовной властью в приходе, так и муж есть священник в семье и отвечает за ход семейной жизни.
Это вовсе не означает, что муж лучше или выше жены. Перед Христом все равны; нет ни мужчин, ни женщин. Брак является равноправным союзом. Еще раз оговоримся: в Православии нет места какого-либо рода шовинизму. То, что муж является главой семьи, вовсе не дает ему права быть диктатором, тираном, судьей или абсолютной властью для своей супруги и детей. Но, как и любое высокое положение, положение главы семьи предполагает определенные обязанности, тяжелые и сложные, но в то же время интересные и многообещающие. Писание говорит, что муж должен любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Ефес.5, 25). Большинство христианских мужей имеет слабое представление о какого рода любви здесь идет речь. В миру слово «любовь» обычно означает любовь плотскую, или же сентиментальную, романтическую. Это не имеет ничего общего с христианским пониманием любви. Вспомним слова Христа к ученикам о том, что нет выше любви, чем душу свою полагать за ближнего. Следовательно, с христианской точки зрения любовь подразумевает жертву и самоотвержение. Муж должен проявлять по отношению к жене столько заботы, внимания, опеки и нежности, сколько Христос проявляет по отношению к Церкви. Муж должен быть готов даже пожертвовать своей жизнью ради жены, как Христос отдал Свою жизнь ради Церкви. Вспомним еще раз апостола Павла, который говорит, что муж есть глава жены, как Христос есть глава Церкви. Мы знаем, что глава Церкви Христос омыл ноги Своим ученикам. Наш Спаситель показал этим, что значит быть главой – это значит служить, первенствовать в любви, понимании и терпении, защищать и оберегать свою семью. Именно к такому первенству и призывается муж, и только в этом случае он может быть истинным мужем и настоящим мужчиной, верным своей данной свыше природе.
Разумная жена желает видеть своего супруга именно таким, и не станет стремиться к главенствующему положению. Психологи утверждают, что женщины испытывают глубокую неприязнь к мужчинам, отводящим им главенствующее положение в семье или позволяющим им занять его.
Долг мужа любить жену и детей и не позволяет ему запугивать свою жену и относиться к ней как к служанке, что нередко случается. Вот что говорил об этом св. Иоанн Златоуст: «Поистине, разве слугу удержишь страхом? Да его и не удержишь, ибо он вскоре оставит тебя. Но спутницу жизни, мать детей своих, источник всех радостей, не достоит сковывать страхом и угрозами, но привязывать любовью и добрым расположением. Что за союз, когда жена трепещет перед мужем? И что за радость мужу жить с женой как с рабыней? Даже если претерпишь от нее многое, не гневайся на нее, как Христос не гневается на Церковь».
Мужчины, мужья, настоящая любовь начинается когда мы отдаем себя другим. Мы начинаем любить – в христианском смысле – когда начинаем отдавать. Некто пришел к св. Иоанну Златоусту с жалобой, что жена его не любит. Святой отвечал: «Иди домой и люби ее». «Ты не понял, – возразил мужчина. – Как я могу любить ее, если она меня не любит?» «Иди домой и люби ее», – повторил святой. И он был прав. Если нет любви, чтобы обрести ее надо полюбить самому.
Мужчины часто жалуются священникам, что жены не любят их. А потом священник узнает, что мужчина ничего не делает для того, чтобы любили, просто ожидая любви, словно некий идол, ожидающий жертв и поклонения. Таким мужьям следует уяснить, что единственный способ заслужить любовь супруги, это любить самому, ведь в жизни мы обычно получаем взамен то, что отдаем сами: ненависть за ненависть, любовь за любовь.
Отцы Церкви говорят, что христианские мужья должны любить своих жен больше, чем свои мирские обязанности, ибо нет успеха выше чем счастливая семья, и если неладно в семье, то все другие достижения теряют смысл. Наши семьи заслуживают самого лучшего. Сегодня среди нас слишком много таких, кто отдает все лучшее в мир, а все плохое оставляет для дома, именно поэтому Отцы Церкви учат нас ценить превыше всего общество наших жен, и предпочитать быть дома с ними, нежели на работе. Мужьям также неплохо помнить слова нашего современника, Андре Моруа: «Я сделал выбор на всю жизнь; отныне моя цель – не искать того, кто мне приятен, но делать приятное тому, кого я избрал...»
Обязанности женыАпостол Павел говорит: «Жены, своим мужьям повинуйтесь, как Господу... Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Ефес. 5, 22-24).
В современном обществе, особенно здесь, в Америке, и в первую очередь в средствах информации – кино, телевидении, журналах и книгах – дух послушания представляют чем-то заслуживающим презрения. Вместо этого нас на каждом углу призывают поступать по-своему, выбирать лучшее, удовлетворять все свои прихоти и желания. Но, как мы уже говорили, православный брак не является частью мирского, секулярного общества. Его цели и цели общества не просто расходятся – они диаметрально противоположны. Цель христианского брака – вечная жизнь со Иисусом Христом в Царствии Небесном, а цель мирского общества – наслаждение, всевозможные удовольствия, самооправдание и своеволие.
Однако, Священное Писание и Священное Предание открывают нам, что послушание есть начало христианского совершенства, что подчинение и послушание способствуют стяжанию прочих добродетелей. С другой стороны, своеволие разжигает страсть гордости и постепенно отчуждает личность от христианского образа мыслей и жизни. Поэтому-то жене, как стержню, на котором держится вся семья, и как учительнице добродетелей для своих детей, и отводится эта труднейшая обязанность – послушание. Сам Христос явил пример совершенного послушания, ибо по Своему послушанию воле Отца предался ради нас на страдания и смерть, и привел нас от греха к свободе и спасению.
Время от времени мы видим семьи, где муж «под каблуком» у жены. Что мы обычно подразумеваем, употребляя это грубое выражение? Мы подразумеваем, что жена заняла в семье главенствующее положение и стала управлять мужем. Это происходит когда муж слишком слаб, слишком погружен в себя или слишком занят, чтобы выполнять все свои обязанности; иногда бывает, что жена и сама стремится к власти в силу своих душевных или эмоциональных наклонностей. В последнем случае женщина, как правило, проявляет свой властный и агрессивный характер как в семье, так и вне дома. Подобная женщина лишена самых основ женственности: добросердечия, скромности и нежности. В таком случае в семье царят отношения безысходности, разочарования, несогласия и даже злобы. Первое, что должен сделать священник, видя подобных супругов, это попытаться убедить мужа занять место главы семьи и найти способ склонить жену уступить часть власти, не принадлежащей ей по праву. Следует понимать, что роли мужа и жены не исключительны: иногда жена должна продемонстрировать силу, а муж – подчиниться жене. В наиболее зрелых, духовных семьях, отношения супругов превращаются во взаимное послушание.
Признаки успешного бракаЖизненный опыт говорит нам, что когда двое вступают в брак, они сразу же начинают понимать, что между ними существует масса отличий. Практически, мы совершенно не знаем самих себя пока не вступим в брак. Мы слишком погружены в себя, и нужен кто-то другой, чтобы помочь нам увидеть себя со стороны такими, какие мы есть на самом деле. Одно из преимуществ успешного брака – то, что супруги всегда готовы выслушать друг друга, играя роль своего рода домашнего психолога. Мы знаем, как много эмоциональных проблем возникает, когда над человеком довлеет некое внутреннее бремя, которое ему не с кем разделить. Если брак благополучный, супруги поверяют друг другу свои печали, уверенные во взаимопонимании, не стараясь «сохранить лицо».
Брак – это не миссионерское предприятие! В браке достаточно сложностей и без того, чтобы каждый супруг старался перевоспитать или переделать другого. Одно из наиболее распространенных и наиболее серьезных заблуждений молодых супругов – это вступать в брак в надежде изменить другого.
Истинная любовь исключает навязывание себя и стремление переделать любимого, но призывает к росту. Как? Во-первых, принимая другого человека таким, какой он есть. Когда мы вступаем в брак, мы не обязуемся изменить супруга, но соглашаемся любить его таким, какой он есть. Лучший способ изменить жену или мужа – это измениться самому, исправить свои собственные недостатки.
Мы считаем неверностью факт супружеской измены. Но неверность может проявляться и по-другому: когда работа, родители, увлечения или что-либо другое становится выше семьи. Это тоже неверность. Тот, кто не готов поставить брак выше карьеры, родителей, друзей, отдыха – не готов к браку, и такой брак не будет прочным.
Если правильно застегнуть первую пуговицу пиджака, за ней встанут на место и остальные. Но если первая пуговица попала не в ту петлю – все пойдет вкривь и вкось. Так и в браке: необходимо правильно установить приоритеты и расположить все по порядку. Мужья, если для вас на первом месте жены, а для вас, жены, на первом месте мужья – в вашем браке все встанет на свои места.
Есть много признаков успешного брака, но с моей точки зрения, наиболее важными являются три:
1. Похвала.
Ни один брак не может быть успешным, если супруги не ценят друг друга. Каждый человек время от времени нуждается в поощрении, и ничто не убивает любовь быстрее, чем непрестанные упреки. Когда мы, мужья и жены, поощряем друг друга – будь то по серьезному поводу или нет – мы даем понять супругу, что любим и ценим его или ее. Взаимное поощрение укрепляет брак, и именно этого больше всего не хватает в современных семьях.
2. Прощение.
Без прощения не может быть счастливого брака. Когда семейные пары спрашивают меня: «Как вы считаете, можем ли мы спасти наш брак?», я всегда отвечаю: «Да, если вы готовы прощать друг друга». И такое прощение требуется не только в кризисные моменты семейной жизни, а каждодневно. В хороших семьях супруги постоянно просят друг у друга прощенья. Если мы не делаем этого, нанесенные нами раны не заживут. А тогда мы начинаем охладевать и отдаляться друг от друга, не получая той Божией благодати, которая дается тем супругам, которые умеют прощать.
3. Время
. Для создания хорошей семьи требуется время, ее не создашь за один день. Семья должна вырасти, этот процесс долгий и трудный и, как все хорошее в жизни, дается усилием и трудом. Если вы собираетесь вступить в брак, помните: мы живем в обществе мгновенного удовлетворения желаний и приучены получать все сразу, немедленно. Это наше нетерпение оказывает самое разрушительное влияние на брак. Если мы не проявляем достаточной терпимости друг к другу, если мы не желаем тратить много лет на создание семьи, наш брак обречен.
Откровенно говоря, трудно знать где начать, потому-что эта тема имеет много разветвлений. Я могу, пожалуй, начать с упоминания о том, как другие церкви смотрят на этот вопрос. В Католической Церкви, например, искусственный контроль над рождаемостью запрещен при любых обстоятельствах. Это потому, что по официальному учению Католической Церкви, основной причиной и функцией брака суть дети; таким образом, деторождение является главной причиной для половых сношений. Это учение укоренилось в августинской традиции, которая относится к половым сношениям, даже внутрибрачным, как к чему-то по сути греховному, и поэтому деторождение выставляется в качестве необходимого оправдания браку, т.к. служит для выполнения Божьего повеления быть плодотворными и размножаться. В ветхозаветные времена действительно существовала законная забота о сохранении человеческого рода. Сегодня же этот аргумент неубедителен и поэтому многие католики чувствуют себя вправе не считаться с ним.
Протестанты, с другой стороны, никогда не выработали ясного учения о браке и сексе. Нигде в Библии не упоминается конкретно о контроле над рождаемостью, поэтому когда в начале 60-х годов появились противозачаточные средства и другие репродуктивные технологии, протестанты их приветствовали в качестве вех на пути человеческого прогресса. В очень скором времени распространились справочники по сексу, разработанные на том основании, что будто Бог дал человеку сексуальность для его удовольствия. Основной целью брака стало не деторождение, а развлечение – подход, который лишь укреплял протестантское учение о том, что Бог желает видеть человека довольным и счастливым, иными словами – сексуально удовлетворенным. Даже аборт стал приемлем. И только лишь в середине 70-х годов, когда разгорелись дебаты вокруг судебного дела Roe v. Wade и стало все более и более очевидным, что аборт является убийством, евангелические протестанты стали передумывать свои позиции. В конце 70-х они присоединились к делу «за жизнь», где они и по сей день находятся на передовых позициях. Именно вопрос об аборте заставил их осознать, что человеческая жизнь должна быть защищена с самого момента зачатия, и что противозачатие посредством разных вызывающих аборт средств является недопустимым. Между тем, либеральные протестантские церкви остаются приверженцами позиции «за аборт», и не ставят никаких ограничений на контроль над рождаемостью.
Очень важно нам быть в курсе учений этих других церквей в области сексуальности, т.к. они могут непроизвольно отразиться и на наших собственных взглядах. При чем, мы должны отдавать себе отчет о бытующем в нашем обществе навязчивом влиянии т.н. сексуальной революции, обусловленном легкой доступностью противозачаточных средств. Поощряемые ею развязные взгляды довлеют и по сей день. Ввиду того, что наша культура зациклилась на сексе и половом удовлетворении, очень важно нам ясно понимать учение нашей Церкви в этой области. Это учение основано на Писании, на канонах разных вселенских и поместных соборов, на писаниях и толкованиях разных Святых Отцов Церкви, которые ничуть не обходят молчанием этот вопрос, а пишут о нем очень откровенно и подробно; и наконец, это учение отображено в житии множества святых (как раз приходят на ум родители преп. Сергия Радонежского).
Конкретный вопрос контроля над рождаемостью не так легко доступен; его невозможно искать в каком-либо алфавитном указателе или индексе. Однако, его можно вывести из весьма ясного учения Церкви об аборте, о браке, об аскезе. Прежде, чем углубиться в разбор этого предмета, нужно отметить, что Православная Церковь не является такой же жестко догматичной, как Католическая Церковь, и что для Православия этот вопрос является преимущественно пастырским, в котором могут иметь место многие соображения. Однако, свобода не должна быть использована для злоупотребления, и нам было бы весьма полезно держать перед глазами тот исконный стандарт, который нам дан был Церковью.
С учетом всего этого, давайте рассмотрим – каково же именно учение Церкви о контроле над рождаемостью?
Практика искусственного контроля над оплодотворением – т.е. пилюли и иные противозачаточные средства – фактически Православной Церковью строго осуждается. Греческая Церковь, например, в 1937-м году издала специальную энциклику нарочито с этой целью – осудить контроль над рождаемостью. Таким же образом и две другие Церкви – Русская и Румынская – часто в прежние времена высказывались против этой практики. И только в нынешние времена, только среди поколения выросшего после Второй мировой войны, некоторые поместные церкви (как, например, греческий архиепископат в Америке) стали учить, что контроль над рождаемостью может быть приемлем в некоторых случаях, кольскоро этот вопрос заранее обсужден со священником и получено его разрешение.
Учение православных церквей не должно, однако, отождествляться с тем учением, которое мы видим в Католической Церкви. Римская Церковь всегда учила и продолжает учить, что основной функцией брака является деторождение. Такая позиция не соответствует учению Православной Церкви. Православие, напротив, ставит на первое место духовную цель брака – взаимное спасение мужа и жены. Каждый должен помогать другому и поощрять другого спасти свою душу. Каждый существует для другого в качестве товарища, помощника, друга. И уже на втором месте стоят дети как естественный результат брака, и до недавних времен они являлись ожидаемым и весьма желанным результатом брака. Дети рассматривались как плод брачного союза, как подтверждение тому, что муж и жена стали единой плотью, и поэтому дети всегда считались великим благословением браку.
В теперешнее время, конечно, наше общество считает детей более досаждением нежели благословением, и многие пары ждут год, два, три или больше, прежде чем иметь детей. Некоторые решают вообще даже не иметь детей. Итак, хотя в Православной Церкви деторождение не является основной целью брака, намерение многих молодоженов ждать иметь детей считается греховным. Как священник я должен говорить всем приходящим ко мне венчаться парам, что если они не готовы и не согласны зачать и иметь ребенка без того, чтобы нарушать волю Божию использованием искусственных противозачаточных средств, тогда они не готовы к венчанию. Если они не готовы принять естественный и благословенный плод своего союза – т.е. ребенка, – тогда ясно, что их основной целью венчания является узаконенный блуд. Сегодня это очень серьезная проблема, пожалуй самая серьезная и самая трудна, с которой священник должен иметь дело при беседе с молодой парой.
Я употребил термин «искусственный» контроль над рождаемостью потому, что должен указать, что Церковь разрешает использование некоторых природных способов для избежания зачатия, но эти способы не могут быть использованы без ведома и благословения священника, и только если того требует физическое и моральное благосостояние семьи. При правильных обстоятельствах эти способы приемлемы для Церкви и могут быть использованы супругами без обременения их совести, т.к. они являются методами «аскетическими», т.е. состоят из самоотречения и самоконтроля. Таких способов три:
1. Полное воздержание. Против ожидания, в очень благочестивых семьях это явление весьма нередкое, как и в прошлом, так и в настоящем. Часто бывает, что после того, как православные муж и жена произвели на свет некоторое количество детей, они соглашаются воздерживаться друг от друга, как по духовным, так и по мирским причинам, проводя остаток своих дней в мире и согласии как брат и сестра. Такое явление происходило в житиях святых – в этом отношении особо можно отметить житие св. прав. Иоанна Кронштадтского. Как Церковь которая очень любит и защищает монашескую жизнь, мы православные не боимся целибата, и мы не проповедуем никаких глупых идей о том, что мы не будем удовлетворены или счастливы, если прекратим половые сношения с нашими супругами.
2. Ограничение половых сношений. Это уже происходит естественно у православных пар, которые искренно стараются соблюдать все постные дни и все посты в течение года.
3. И, наконец, Церковь разрешает использование т.н. метода «ритма», о котором сегодня имеется много информации.
В прежние времена, когда малоимущие родители ничего не знали о противозачаточных средствах, они полагались исключительно на волю Божию – и это должно быть живым примером всем нам сегодня. Дети раждались и принимались одинаково – последний как и первый, а родители говорили: «Бог дал нам ребенка, Он же нам даст и все что нужно для ребенка». Их вера была так сильна, что последний ребенок часто оказывался самым большим благом.
А как насчет размера семьи? Одно, что имеет огромное влияние на наш взгляд на этот вопрос, является тот факт, что за последние сто лет мы из преимущественно сельскохозяйственного общества стали обществом преимущественно городским, индустриальным. Это значит, что если в прежние времена фактически нужны были большие семьи для ухода за фермами или усадьбами – где всегда было достаточно еды и работы для всех, – сегодня у нас обратная проблема, и иногда бывает очень трудно содержать большую семью, хотя есть люди, которые с этим справляются. Со строго духовной точки зрения, большая семья хороша для того, чтобы семья была сильна, прочна и полна любви, и чтобы все члены ее несли тяготы друг друга в совместной жизни. Большая семья приучает детей заботиться о других, делает их более сердечными и т.д. И хотя малая семья может обеспечить каждого ребенка большим количеством мирских благ, она никак не может гарантировать хорошее воспитание. Единственные дети часто бывают самыми трудными, т.к. они части вырастают балованными и эгоцентричными. Таким образом нет общего правила, но мы должны ожидать и быть готовы принять столько детей, сколько Бог нам пошлет и сколько позволит моральное и физическое состояние здоровья матери и всей семьи в целом, всегда оставаясь в тесном контакте со своим священником по этому поводу.
Однако, мы должны остерегаться слишком акцентировать весь этот вопрос деторождения, количества детей и т.д. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Деторождение является делом природным. Гораздо важнее является задача родителей воспитать сердца их детей в добродетели и благочестии». Такая позиция возвращает нас к тому, что и должно быть выдвинуто на первое место, т.е. к качествам положительным, а не к негативным идеям о контроле над рождаемостью, размере семьи и т.п. Ведь Церковь хочет, чтобы мы поняли и помнили, что производимые нами на свет дети принадлежат не нам, а Богу. Мы им не дали жизнь; напротив, это Бог, используя нас как орудие, привел их в бытие. Мы родители являемся в некотором смысле лишь няньками Божиих детей. Таким образом, наша самая большая родительская обязанность – это воспитать наших детей «в Боге», чтобы они познали, полюбили и служили своему Небесному Отцу.
Основной целью нашей земной жизни является вечное спасение. Это цель, которая требует постоянного подвига, т.к. нелегко быть христианином. Влияние нашего современного общества весьма утрудняет нашу задачу. Наша приходская церковь и наш дом являются единственными бастионами, где можно славить Бога в духе и истине
Однако наши жизни, наши браки и наши дома будут как то первое низкопробное вино, поданное на браке в Кане галилейской, если мы не будем стараться становиться зрелыми мужчинами и женщинами, зрелыми мужьями и женами, зрелыми православными христианами, готовыми принять все обязанности того житейского положения, в которое мы поставлены. И только после того, как мы потрудимся приготовить себя лично и наши семьи и дома к принятию Христа, – наши жизни, наши браки и наши дома станут тем добрым вином, которое Христос превратил из воды на том радостном пире. Аминь.
Х отели ли вы когда-нибудь иметь ответы на тест, прежде чем войдете в аудиторию? Возможно у кого-то из вас и были ответы, но все же вы предпочитали держать это в секрете. Если вы учились в колледже, то наверняка помните уроки-повторения, на которых преподаватель рассказывал о том, что вас будет ожидать на предстоящем тесте. Пропустив такое занятие, глупо было ожидать хорошей отметки в итоге.
Но такие занятия были полезными. Я мог самостоятельно готовиться, следовать всем советам и изучить все распечатки. Но когда приходило время, и преподаватель клал экзаменационную работу передо мной, мне всегда попадалась незнакомая формула или уравнение, которое я впервые видел либо по крайней мере не встречал во время подготовки. Оглядываясь назад, я понимаю, что преподаватель не стремился к тому, чтобы руководство по подготовке было полным. Ведь невозможно было включить туда абсолютно все из обязательных для прочтения книг, лекций и конспектов.
То же самое с церковью и браком. Я благодарен за то основание, которое заложила во мне церковь в отношении брака. Она дала мне хорошие советы и рекомендации. Но все же есть вещи, которых я не понимал, пока не вступил в брак. Поэтому я постараюсь дать вам ответы на тест, которые не все ожидают увидеть. Вот несколько истин о браке, о которых мне не рассказывали в церкви:
1. Секс – это подарок от Бога. Исследуйте его.
Меня никогда не учили на тему секса, и вырос я в христианской семье. Мое представление о сексе формировалось на основе рассказов школьных друзей и просматриваемых фильмов.
Ой-ой-ой! Я до сих пор не могу по-настоящему наслаждаться полнотой секса из-за облака лжи, окутавшего мое сознание в подростковые годы.
Пришло время Божьему народу вернуть утраченный подарок. Ложь вокруг этой темы рушит жизни и браки. Если вы женаты или замужем, исследуйте тему секса ради славы Божьей.
Молитесь об интимной близости со своим партнером.
2. Существует более одного потенциального человека, с которым вы можете вступить в брак
Родственными душами становятся, а не рождаются. Поддержание здоровых и крепких отношений – это скорее всего вопрос посвящения, нежели совершенности. У каждого человека на земле есть недостатки. И правда состоит в том, что существует более одного человека, с которым мы могли бы прожить вместе жизнь.
Я встречаюсь с огромным количеством молодых людей, которые ждут чего-то нереального. «Я не мог на ней жениться, потому что она чавкала». «Он не был тем единственным. Но я знаю, что моя родственная душа где-то есть. Надо просто продолжать искать».
Но что если Бог хочет, чтобы вы искали не идеального человека, а реального, несовершенного, но который бы приближал вас к Нему? Что если Бог желает, чтобы вы женились на человеке с недостатками и были способны увидеть и открыть свои собственные минусы? Что если Бог хочет научить вас ценности посвящения себя другому человеку навсегда, а не истощающему и непрерывному поиску идеального спутника?
3. Первый год в браке очень сложный
Что мы наделали? А мы вообще справимся? Почему это так тяжело? Именно эти вопросы я задавал себе в первый год нашего брака.
Мы спорили. Мы ссорились. Было очень тяжело. И каждый день я думал, что что-то идет не так. Никто не предупредил меня о сложности первого года.
Если вы сейчас на первом году совместной жизни и подумываете сдаться, вы не единственный, кто так думает. Каждый через это проходит. Проявите упорство. Лучшее еще впереди. Жизнь в браке наладится. Придерживайтесь этой мысли.
4. Супруг(-а) не обязан(-а) дополнять вас
Джерри Макгуаер заставил поверить лжи целое поколение людей. Супруги не дополняют друг друга. Я купился на ложь о том, что супруги должны дополнять друг друга. И я не смог по-настоящему полюбить свою жену, пока не отпустил любую мысль о том, что она должна заполнять недостающие пробелы во мне. Я ожидал, что Тиффани будет делать то, что под силу одному только Богу.
Если вы разбиты, пусты или неуверенны в себе и полагаете, что супруг(-а) станет вашим спасательным жилетом, лучше пристегнитесь – дорога будет извилистой. Вы никогда не сможете насладится браком, если будете думать, что задача вашего супруга вас дополнять.
5. Вступайте в брак только с человеком со схожими целями, мечтами и увлечениями
Брак с христианином – да. Но я бы пошел глубже – брак с человеком со схожими увлечениями и мечтами. Конечно, не существует людей, которые хотели бы абсолютно одинаковых вещей. Но с некоторыми вещами проще смириться, чем с другими. Например, вы любите миссионерские поездки,а ваш супруг(-а) терпеть не может выезжать за границу. Будут конфликты.
Если у вашего спутника будут похожие интересы, то он сможет понять через что вы проходите и поддержать ваши стремления. Большая сила заключена в браке двух людей со одними целями, мечтами и увлечениями в жизни.
6. Брак не для каждого
Павел говорит об этом в послании к Коринфянам. Он говорит церкви в Коринфе оставаться в той ситуации, в которой они находятся. Если неженаты, то и оставаться неженатыми. Если женаты, то оставаться женатыми. Позже он говорит: «Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (1 Кор.7:38)
Возможно Божьим людям пора осознать реальность того, что Бог не каждого призвал к браку. Я говорил с молодыми парнями и девушками, которые буквально одержимы поисками мужа/жены. А ведь большая часть давления идет именно со стороны церкви. Если 25-летний парень или девушка до сих пор не женились, мы начинаем полагать, что с ними что-то не так. И нам должно быть стыдно за это. Брак свят и прекрасен, но следовать за Иисусом можно и не состоя в браке.
7. Брак – это не «я», «мне», «моё»
Я люблю свадьбы. Но в нарастающей культуре индивидуализма, свадьбы создают потенциально опасные ситуации. Свадьба сосредоточена вокруг жениха и невесты. Все на них смотрят, вдохновляют и поздравляют.
Многие пары купились на свадебную ложь: «всё вращается вокруг меня». Но брак расходится с таким образом мышления. Удачный свадебный день – это тот день, где каждый вам служит. Удачный брак – это, где один служит другому. В день свадьбы вы находитесь в центре внимания. В браке такого нет. День свадьбы всегда радостный и праздничный. А в браке многие периоды связаны с терпением и настойчивостью продолжать и держаться даже во времена штормов.
Проживите сполна свой свадебный день. Готовьтесь к нему. Празднуйте. Но не верьте тому, что внимание всегда будет приковано только к вам. После вашей 20-минутной славы, свет софитов гаснет навсегда. Не вы уже в центре внимания (и это хорошо, вот увидите).
Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я». <...>
<...> Для христиан брак стал, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.
Таинство брака в современной Русской православной церкви
Подготовка к таинству венчания
Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к таинствам исповеди и причастия .
Для венчания нужно приготовить две иконы - Иисуса Христа и Богородицы, ими во время таинства благословляют жениха и невесту. Эти иконы берутся из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в таинстве венчания - женихом и невестой. Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза.
Главное приготовление к предстоящему таинству - это говение . Русская православная церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему постом, молитвы, покаяния и причащения.
День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично. Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься, возможно совершить это не в день венчания.
Желательно пригласить двух свидетелей.
Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
- икону Христа;
- икону Божией Матери;
- обручальные кольца;
- венчальные свечи (продаются в храме);
- белое полотенце (рушник для постилания под ноги).
Православное чинопоследование брака
В Русской православной церкви существует два чина совершения таинства брака:
- Последование великого венчания (Гл. 16 - 19 Большого Требника) - когда оба или один из брачущихся лиц вступают в брак в первый раз;
- Последование о двобрачном (Гл. 21) - когда оба венчающиеся вступают в повторный брак.
Условия совершения
Ввиду того, что действующее в РФ и других странах канонической территории РПЦ законодательство признаёт только гражданский (а не церковный) брак, в Русской церкви браковенчание, как правило, совершается только для пар, уже состоящих в гражданском браке .
Православные могут быть обвенчаны не только с православными, но и с инославными христианами, исповедующими Триединого Бога.
В современной душепопечительской практике в соответствии с основами социальной концепцией Русской православной церкви , исходя из принципа икономии , браки, заключённые без венчания по уважительной причине (в советское время, с иноверцами и неверующими) не считаются греховным блудным сожительством и не служат препятствием к браковенчанию.
Свидетели венчания
Когда священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, то принимают и держат их восприемники, или свидетели. За невестой стоит её подруга, а за женихом - друг. Они являются молитвенными хранителями этого брака, духовными наставниками, поэтому «должны быть православными и боголюбивыми» .
Браковенчание должно совершаться утром, либо днём, по совершении литургии .
Расторжение и повторный брак
Принципиальное положение христианства по отношению к браку - его нерасторжимость: Мк. . Единственной причиной расторжения брака является измена (прелюбодеяние) одного из супругов . В этом случае бывшие супруги получают различные статусы: один из супругов - статус «невиновного в грехе», второй - «совершившего тяжкий грех прелюбодеяния».
Русская церковь считает брак нерасторжимым, но допускает прекращение супружеского сожития только из-за измены одного из супругов. Не так давно [когда? ] , «учитывая всеобщее оскудение в людях любви, а также идя на уступки человеческой немощи», в Основах социальной концепции РПЦ к греху прелюбодеяния в вопросе расторжения брачного союза были добавлены следующие причины:
Однако, следует понимать, что никакого чина расторжения брака не существует, эта процедура является исключительно бюрократической и состоит она не в расторжении брака как такового, а в разрешении от епископа на повторный церковный брак, когда повторный брак в ЗАГСе уже зарегистрирован.
Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимьи , наложенной в соответствии с каноническими правилами . В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимьи, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.
Повторный брак
Что касательно второбрачия, то ссылаясь на 87-е правило Василия Великого : «Вторы́й брак есть врачество́ проти́ву блуда́, а не напутствие сластолюбию», Русская православная церковь допускает второй и третий брак. Однако, и второй, и третий брак совершаются не по торжественному чину, а, скорее, покаянному.
В отношении третьего брака в 50-м правиле Василия Великого сказано: «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние ». Таким образом, третий брак является крайней уступкой церкви в целях недопущения греха прелюбодеяния.
Четвёртый и последующие не благословляются вообще.
Православная церковь допускает второй брак вдовы (вдовца), если она (он) изъявит такое желание, так как, по словам апостола Павла , «жена связана законом, доколе жив её муж». То есть, даже если в браке у супругов не получилось взрастить любовь, которая соединит их навечно, они связаны Законом и не имеют право подавать на развод при жизни обоих супругов - в противном случае, подающий на развод становится виновным в грехе прелюбодеяния. Однако в случае смерти одного из супругов второй становится «свободным от Закона», то есть, если он захочет, то может вступить во второй брак, «но только в Господе». Однако блаженнее он будет и заслужит бо́льшую благодать у Бога, если сохранит верность первому и единственному супругу.
|
Таинство брака в первые века христианства
Жизнь христианина
Христианский портал |
|
· | |
Христианские добродетели
|
|
Установление церковного брака как особого церковно-правового института в истории христианства произошло весьма поздно.
Окончательное запрещение заключения брака без ведома и благословения приходского священника последовало при императоре Андронике II Палеологе ( -) и Патриархе Афанасии I ( - ; -).
Из Канонических ответов митрополита Киевского Иоанна II ( -) видно, что русский народ считал венчание принадлежностью брака князей и бояр , продолжая придерживаться при вступлении в брак языческих обычаев умыкания и купли невест. Подобная практика встречается по памятникам до конца XVII века , а реальной жизни - и в современности .
Браки с иноверцами в России до 1918 года
Браки православных российских подданных с иноверцами были разрешены при Петре I : в 1721 году были дозволены браки с католиками , протестантами и армянами , но не «раскольниками» (то есть старообрядцами); такие браки обычно не требовали специального разрешения архиерея . Высочайший указ от 17 апреля 1905 года дозволял брак православных с старообрядцами, совершение которого, однако, требовало разрешения епархиального архиерея . Кроме того, лица других христианских исповеданий, вступающие в брак с лицами православными (за исключением коренных жителей Финляндии на её территории), давали священнику пред совершением брака подписку в том, что они не будут ни поносить своих супругов за православие, ни склонять их чрез прельщение, угрозы или иным образом к принятию своей веры и что имеющие родиться от сего брака дети будут крещены и воспитаны в православии . Взятая таким образом по установленной форме подписка подлежала представлению епархиальному архиерею или в консисторию в начале января следующего года.
Христианская традиция относит рождение и воспитание детей к одному из основных предназначений или целей или плодов супружеской любви и вообще брака. В Основах социальной концепции Русской православной церкви утверждает, что «плодом их <мужчины и женщины> любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака . Продолжение человеческого рода является одной из основных целей христианского брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является «несомненным грехом» . Конституция II Ватиканского Собора Католической Церкви «Gaudium et spes » утверждает: «По своему естественному характеру сам брачный институт и супружеская любовь предназначены для рождения и воспитания потомства, которым они и увенчиваются» .
Однако некоторые авторы считают деторождение второстепенной целью брачного союза. Например, православный богослов М. Григоревский пишет: «Главною целью христианского брака является не рождение детей, как в вне-христианском браке, но внутреннее духовное восполнение одной личности другою, взаимное содействие в целях гармонического течения земной жизни и нравственного совершенствования. Чадорождение - второстепенная цель брачного союза» .
Однако деторождение не является единственном назначением интимных отношений, которые являются также «важным составляющим супружеской жизни, которые делают отношения двух людей наполненными нежностью, трепетом, восторгом». Целью брака в традиционном понимании является также любовь, спасение и взаимоподдержка мужа и жены.
См. также
Примечания
- Православное исповѣданіе каѳолической и апостольской Церкви Восточной . Москва, 1900, стр. 66.
- Православный портал «Азбука веры». Раздел: Таинство брака
- Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви // параграф 358 сл.
- Литургия таинства брака
- Священный Синод Русской православной церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в „невенчанном“ браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная церковь с уважением относится к гражданскому браку». - Основы социальной концепции Русской православной церкви, п. Х.2
- Сочинение блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского, 1856,СПб, с.357.
Во всем мире гражданский брак стал обычным явлением с точки зрения общества, но не церкви. Блуд , как его не маскируй, является грехом, отношение церкви к гражданскому браку было и остается негативным.
Счастье, построенное на грехе
Если полвека назад пару, живущую без регистрации брака, презрительно называли сожителями, то ныне некоторые люди гордятся своим положением, объясняя все взаимным доверием и свободой действий.
О каком доверии идет речь, если пара решила сначала попробовать стать семьей, чтобы в любой момент иметь возможность обрести волю? Те люди, которые кичатся своей свободой, скорее всего, перепутали это слово с вседозволенностью.
Гражданский брак
Нерасписанные пары изначально живут во лжи, недоверии и неуверенности в завтрашнем дне. Гражданский брак является иллюзией христианской семьи. Женщина хоть и называет себя женой, на самом деле не имеет никаких прав официальной супруги. Через призму блуда и обмана женщины приобретают фиктивную семью, мужчины - бесплатную любовницу, домработницу.
Семья, построенная на блуде, никогда не будет иметь покровительство церкви. Любой грех относится к беззаконию (Иоан. 3:4).
Нарушая законы духовной жизни, человек ведет себя к саморазрушению, у него нет никакой возможности попасть в Царство Божье. Об этом предупреждает апостол Павел в Своем послании Коринфянам. Глава 6 этого послания четко говорит о том, что блуд, прелюбодеяние - смертные грехи.
Важно! При этом Павел (1Кор. 6:9-20) предупреждает о том, что человеку позволительно многое, но никакие страсти не должны управлять верующим, ибо его тело - храм Божий. Здесь же апостол подчеркивает, что Господни двери всегда открыты для тех, кто поймет свой грех и раскается.
Каждая пара, живущая в гражданском браке, если супруги воспитывались в христианских семьях, прекрасно знает, что их связь - грех, который никогда не даст полноты счастья. Основное отличие гражданской семьи от законной лежит в недоверии, боязни ответственности, неуверенности в собственных чувствах.
О семье в православии:
Духовный аспект гражданского брака
Блуд, являясь грехом, вызывает духовные болезни, становится причиной многих телесных недомоганий, несчастий. За каждый грех человек даст ответ, есть не в этой жизни людям, то в будущем - Богу. Страшно представить, но две трети браков распадается по причине развода, и среди этих несчастных пар множество тех, кто начал строить свою семью блудом, интимными отношениями до законной регистрации.
Отношение церкви к гражданскому браку
Сожительство не несет никакой гражданской ответственности, многие отцы отказываются от детей, будучи не уверенными в своем отцовстве, а бывшие «жены» не имеют средств доказать свою правоту.
Гражданский брак в православии ставит лже-семью вне Таинств Церкви.
Внимание! Пары, живущие в свободных отношениях, не имеют права исповедоваться и причащаться . Это не касается христиан, которые узаконили семейные отношения в органах государственной власти. В этом случае духовный наставник каждый раз говорит супругам о важности венчания, но допускает их к Таинствам.
Жизнь сложна, бывают ситуации, когда люди не могут по каким-либо причинам оформить официальные документы, в этом случае в Церкви имеется перечень, когда венчание допустимо для нерасписанных пар.
От пробных браков появляются незаконнорожденные дети, которые уже от рождения несут вину за блуд родителей. Запутываясь в пробных блужданиях, люди меняют партнеров, разочаровываются, теряют почву под ногами. Они презираемы со временем в обществе и не приняты в церкви. Путь разочарованных некогда супругов часто оканчивается в наркомании, алкоголизме, поиске новых партнеров и других страстях.
Мнение церкви
Церковь ценит чистоту добрачных отношений, отрицая пробные связи, чтобы будущие супруги научились управлять своими гормонами, страстями, помня, что вседозволенность - не благо, а великий грех.
Грех ли жить в гражданском браке?
Сексуальное влечение не может быть основой семьи, этот дурман страсти скоро развеивается.
Совет! Православная церковь благословляет интимные отношения между мужчиной и женщиной, но только тех, кто соблюдает закон. Роспись в Загсе и венчание в церкви - единственный путь получить законное право на семейный союз, но это никогда не будет гражданский брак.
Люди отличаются от животных тем, что у них совокупление происходит с одним партнером, при этом растет ответственность между супругами и за детей. Церковь одобряет растущее влечение супругов, как стимул укрепления семьи. Человек, видящий рядом с собой не партнера по сексу, а будущего родителя своих детей, друга, которому можно все доверить, надежного товарища, не бросившего в трудную минуту, никогда не предложит пробный вариант семьи.
Некоторые «пробные» семьи через некоторое время решаются на подвиг, расписываются в Загсе и даже идут под венец, но возникает вопрос: «Почему это нельзя было сделать сразу?» Брачные договоры, разводы и даже возможность повторного венчания - разрешенные пути отступления от принятого решения создать законные отношения.
Праведность установлена не людьми, священниками, а Богом. Там, где нет Божьего благословения , будет царствовать дьявол, в этом вопросе середины нет.
Основой христианской семьи признается только любовь, о которой писал апостол Павел, оставив всем поколениям «Гимн любви» (1Кор. 13).
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.
Молитвы о семье:
Гражданский брак придумали люди, далекие от Церкви, не боящиеся Бога, не чтущие заветы. Женщины, которые очень хотят замуж, вступают в блудную связь, чтобы любыми средствами удержать мужчину, часто оказываются одинокими и бесплодными. Не оформленные законным образом отношения редко предполагают рождение детей.
Церковь настаивает на долгом периоде узнавания друг друга молодыми людьми перед свадьбой, чтобы не ошибиться в выборе, но это не «пробная «семья.
Тем, кто говорит, что штамп в паспорте никого еще не удержал, каждый священник скажет, что статьи закона также не являются препятствием в совершении преступления. Творец есть Бог закона. Христиане обязаны чтить законы церкви и своей страны.
Важно! Христиане, принявшие решение жить гражданским браком, делают свой выбор в сторону блуда. Всевышний Бог, наш Господь Иисус Христос и Святой Дух не могут находиться рядом с грехом.
Православная церковь о гражданском браке
Янв 25, 2019 15:28 Администратор
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях:
И с чего же автор этой статьи взял что гражданский брак = пробный брак? В основе всего этого текста лежит лишь одно это пред-по-ло-же-ние! А это не обязательно так! Гражданский брак, ну или сожительство, (мне, если честно, все равно как это называется) может иметь место быть по совсем другим причинам. Например, люди просто не видят смысла в штампе в паспорте как таковом. Они, при этом, вполне могут друг друга любить и хотеть прожить всю жизнь вместе, но не хотят того что с их точки зрения бессмысленно. И, кстати, про уважение к законам своей страны. У нас что, есть закон обязывающий кого-бы то ни было регистрировать свои отношения официально? Юристу об этом скажите.
Добрый день. Безусловно, если смотреть на вопрос обычного сожительства очень поверхностно, не вникая в суть и глубину — жизнь как жизнь. Люди любят друг друга, люди хотят быть вместе. Берут вместе и живут. Без обязательств и отягощений в виде каких-то бессмысленных штампов, взваливания на себя ответственности, обещаний верности и прочего. Так жить очень удобно. Не понравилось — разбежались и забыли. И, конечно же, юридически нет никаких ограничений (кроме вопроса возраста), запрещающих людям просто съехаться и жить вместе.
Вот только такой подход очень обесценивает понятие семьи, не говоря уже об истинном супружестве, которого тут нет и близко. Православие нас учит, что христианский брак, освященный благодатью Божией в Таинстве Венчания — это аналог отношений Христа и Церкви. Требования и планка отношений между православными супругами очень высоки, и современным людям зачастую невозможно до нее дотянутся. Основа христианского брака — это любовь и жертвенность. О том, что брак является жертвой, в современном обществе не только не принято говорить, но даже как-то неприлично. Зачем жертвовать собой ради кого-то, если можно жить в комфортных условиях, пока партнер тебя устраивает?
Так жить, конечно, можно, но тут нет ничего общего с настоящим брачным союзом. Как результат, такие сожители не могут и близко вкусить той духовной радости и единства, которое есть в браке настоящем. То, что сейчас называется любовью, чаще всего, ею не является. Настоящая супружеская любовь рождается не сразу, а спустя годы и годы жизни в семье. И да, настоящая супружеская любовь невозможна без жертвы. Речь не идет о том, чтобы, к примеру, приносить в жертву свою жизнь ради прихоти мужа-тирана, или алкоголика, который бьет жену и детей. Таких жертв Христос не требует. Жертвенность в браке — это готовность и искреннее желание заботится, прежде всего, о другом и только после — о себе. Отказать в чем-либо себе, но дать это другому. И делать это не в пылу первых ярких чувств влюбленности, когда весь мир готов кинуть к ногам возлюбленного, а всю жизнь. И в рутине, и в бедности, и в болезни. Это тяжело, но это одновременно и великое счастье. Возможно ли построить подобные отношения, если изначально они базируются только на личном комфорте, на совместном проживании, пока хорошо и удобно? Очевидно, что нет.
Ну и, конечно же, для любого верующего человека вполне закономерно и логично просить Божьего благословения на все важные этапы своей жизни. И создание семьи — один из них. Сложно себе представить человека, который считает себя православным, но создание семьи решил совершить без Божьей помощи. Именно поэтому верующие люди и приступают к Таинству Венчания. А оно предполагает создание семьи один раз и на всю жизнь. И никаких проб и неформального совместного проживания тут быть не может, просто в виду серьезности шага. К примеру, когда вы продаете квартиру, вы ведь оформляете все отношения с покупателем официально, даже если это ваш родственник, друг или человек, которому вы доверяете. Вы можете и близко не думать, что он вас обманет, и так оно может и быть. Но ответственность и серьезность заключаемой сделки накладывает на вас обязательства оформить ее официально. Так почему же, вступая в семейную жизнь, в важнейший этап всего нашего существования, мы относимся к нему более безответственно, чем к продаже квартиры? Вопрос остается открытым…