Фотография платья, которое выложила в интернет девушка из Шотландии, разделило весь мир на два лагеря — одни видят это платье в сине-черном цвете , другие — в бело-золотом . Кто прав, а кого обманывает его зрение?
Спор о цвете платья разгорелся после того, как жительница Шотландии Кейтлин МакНил выложила снимок платья в свой блог и задала вопрос пользователям интернета: «Помогите мне, это платье бело-золотое или сине-черное? Я и мои друзья не могут прийти к согласию, и мы сходим с ума». Уже через пару часов фотография платья разлетелось по всему интернету, а мир разделился на два лагеря: одни начали утверждать, что платье сине-черное, другие были уверены, что оно бело-золотистого цвета.
А по-вашему, какого цвета это платье на фото?
Нужно отметить, что людей, которые видят бело-золотой цвет значительно больше (согласно многочисленным опросам в интернете). На самом же деле платье сине-черного цвета — это подтвердила его владелица Кейтлин. Однако этот факт не закрыл споры по поводу цвета.
Почему одни видят платье синим, а другие белым?
На вопрос, почему кто-то видит сине-черный, а кто-то бело-золотистый цвета на фото платья, попытались ответить ученые. Сетчатка человека состоит из двух типов фоторецепторов — колбочек и палочек. Палочки более чувствительны к свету и отвечают за восприятие формы, а не цвета предметов. Колбочки, напротив, отвечают за восприятие цвета, а не за степень освещенности объекта. Другими словами, в темноте мы воспринимаем мир скорее палочками, чем колбочками.
Так, восприимчивость цветовой гаммы зависит от того, чего больше в сетчатке глаза человека — колбочек или палочек, а также от того, как освещается предмет. «Наша зрительная система привыкла отметать информацию об источнике освещения и черпать информацию о действительно отраженном свете. Я изучаю индивидуальные особенности цветного зрения уже 30 лет и в этом случае вижу наибольшие отличия в индивидуальных восприятиях из всех, что я видел», — говорит Джей Нейтц, нейрофизиолог из Вашингтона.
А каким цветом видите платье вы — черно-синим или бело-золотистым? Ждем ваших комментариев и не забывайте нажимать на кнопки и
Очередной глюк, который может выбросить наш мозг, вскрыла фотография платья, которую девушка выложила в интернет. У нее с друзьями завязался спор, причем мнения разделились поровну: половина утверждает, что платье белое с золотым, вторая половина - что оно черное с синим.
Иллюзия дня!
Тысячи пользователей тоже пришли в замешательство. Даже Ким Кардашян твитнула, что считает платье белым, в то время как ее муж - Канье Уэст - четко ответил, что оно синее с черным.
Я по первой тоже был согласен с Ким. Ведь если фоточку осветлить в фотошопе, ответ кажется очевидным.
Но очевидным кажется и другой ответ, если фоточку слегка затемнить.
Так на чьей стороне правда?
Так вот, не верьте своим глазам, если вы считаете платье белым с золотым:
Тем более, на официальном сайте нет белой расцветки.
Почему так происходит? Наша зрительная система в результате эволюции научилась отсеивать оттенок падающего света, чтобы увидеть натуральный цвет предмета. Но у некоторых людей мозг отсеивает голубые оттенки, а у некоторых - желтые, что и приводит к разнице в восприятии.
Кроме того, если вы сразу видели платье как белое с золотым, а теперь действительно различаете синий с черным, то у науки есть и на это ответ - мы все-таки не машины, и сознание может поменять ощущение от увиденной картинки в соответствии с контекстом.
Несколько дней назад интернет взорвала фотка с платьем. Эта история уже, было, прошла мимо меня, но сегодня на работе мне всё-таки показали картинку:
До сих пор не понимаю, как здесь можно увидеть что-либо, кроме сине-чёрного платья? 😃
Roman Women"s Lace Detail Bodycon Dress Royal Blue
Вернувшись домой, я показал фотку пятилетней дочке, затем жене. Они независимо друг от друга назвали платье бело-золотым. Более того, проверка фотошопом не убедила их взглянуть на платье по-новому. Что и привело к данному тщательному расследованию.
Что говорит наука
Объекты в жизни переливаются различными оттенками в зависимости от их поверхности (глянцевая, матовая) и освещения. Например, снег обычно не белый, а с синим отливом. Полагая, что предмет на фото освещён не чисто белым светом (например, оранжевым светом от костра), мозг старается игнорировать это цветовое смещение. Мозгу не хочется выходить из зоны комфорта и предполагать, что снег может быть разных цветов. Гораздо привычнее «видеть» снег белым. У каждого человека процесс корректировки цвета проходит уникально, отсюда и споры по поводу цвета платья.
Иллюзии цветовосприятия
Чтобы понять, что с цветовосприятием не всё так просто, вот вам фокус: пристально смотрите в центр первой картинки, затем кликните по ней, и вторая картинка на мгновение покажется цветной.
Первая картинка — это негатив (картинка с обратными цветами). При резком переключении картинок в мозгу продолжается компенсация, и оттенки серого окрашиваются в нужные цвета. Что конкретно происходит в голове? Возможно, это сродни привыканию, и это присуще не только зрительному восприятию. Например, вторая конфета уже не кажется такой сладкой, как первая.
Что там с платьем-то?
Итак, мозг додумывает цвета, ориентируясь на собственный опыт и окружающую обстановку. Чтобы прикинуть условия фотосъёмки платья, мозгу нужно зацепиться за что-то знакомое и понятное.
Это как фотограф ищет на фото области, которые должны быть чисто серыми, чтобы компенсировать условия съёмки и приблизить цвета к настоящим («баланс белого»).
На нашей фотке есть несколько характерных областей, указывающих на ярко-жёлтое освещение (или неправильный режим съёмки, который идентичен ярко-жёлтой засветке).
Кроме этого, основной цвет платья похож на синий, пропущенный через тёплый (то есть, жёлтый) фильтр. Конечно, чтобы это узреть наверняка, нужен опыт. Проверим эту версию: берём фотку реально сине-чёрного платья из гугла, накладываем поверх неё бежевый фильтр. А напоследок накладываем поверх фотки то самое платье (вырезанное по контуру). Синий и чёрный цвета, как в светлых областях, так и в тёмных, совпали до миллиметра. Подчеркну, что именно одинаковое преобразование превратило синий и чёрный цвета в то, что нам нужно:
Вот ещё фотка для проверки того, что я ничего не подменил:
Надеюсь, после этой картинки ваши сомнения в реальном цвете платья отпали, а остались знания о нюансах цветовосприятия. Кстати, насыщенность синего на том самом платье — 20-30%. Для сравнения, на белоснежном не глянцевом платье при дневном свете насыщенность синего лежит в пределах 5%, если только вы не находитесь рядом с большим синим зданием. 20% — это «уверенный» синий, именно этот цвет использован в шапке сайта в этой заметке.
Проверка обратной версии
При мягком вечернем свете белоснежное платье невесты может конкретно уйти в синеву, но:
1) вместе с белым в синеву уйдут все цвета, в том числе и красный, и жёлтый, и«золотой», а этого на исходной фотке не произошло (все эти цвета присутствуют на фотке в неискажённом виде);
2) исходное фото сделано явно не вечером, а при свете солнца (или в помещении в идентичных условиях); свет падает сверху, об этом говорят чёткие тени от накидки и от рельефных полосок платья.
Справедливости ради, проверим эту версию в фотошопе: гуглим белое платье, и накладываем холодный синий фильтр. Представим, что платье сфотографировано на пляже, поздним вечером, когда солнце уже зашло. Хотя это и противоречит исходному снимку с очень яркими светло-жёлтыми засветами. Итак, «белый» цвет действительно совпадает, но давайте посмотрим поближе, что происходит с другими цветами:
Вечернее освещение от неба — равномерное, тени от такого освещения размыты и еле различимы, и фотография тёмная по всей поверхности. Эти свойства явно не присущи исходному фото.
Золотой цвет
Золото переливается от светло-жёлтого до тёмно-коричневого. Полоски на платье (вне контекста) могут быть золотистыми, но им не хватает характерного блеска:
Ткань имеет более плавные переливы и заметную шероховатость. Что мы и видим на исходной фотографии при более детальном рассмотрении. Слева — чёрная кожаная сумка и чёрный плед, справа — платье.
Попросили неврологов объяснить феномен различного восприятия цвета чёрно-синего платья, которое пользователи соцсетей обсуждают последние сутки.
Напомним, что вчера пользователь Tumblr под никнеймом Swiked в своём тумблоге фотографию платья и попросил помочь определить его цвет. По словам Swiked, она и её друзья не могут сойтись на одном мнении: одни видят платье чёрно-синим, другие - бело-золотым. Невролог из Университета Вашингтона Джей Найтз (Jay Neitz), который видит платье в белом и золотом цветах, говорит, что это самое масштабное индивидуальное различие в восприятии цвета за 35 лет его практики.
Глаз воспринимает цвет через отражённые световые волны, поясняет Wired. Свет попадает на сетчатку глаза, пигменты которой обрабатывают информацию и отправляют её в мозг. Пигменты воспринимают разные цвета в зависимости от длины волны полученного света. При этом первая вспышка света, которая попадает на сетчатку может иметь любую длину волны (то есть разный цвет). После того, как сетчатка получает отражённый от объекта свет, мозг пытается «вычесть» из данных первой вспышки последующую информацию.
Поскольку люди активны в дневное время, они чаще всего воспринимают дневной свет. Он может варьироваться от розовато-красного до сине-белого и красноватого. «Это будет происходить, если зрительная система видит предмет и пытается игнорировать хроматическое смещение дневного света, - говорит Бевил Конвей, невролог Колледжа Уэлсли. - Таким образом, люди будут игнорировать либо синеватый и видеть бело-золотое платье, либо желтоватый и видеть чёрно-синее платье». Вероятно, он имеет в виду текущее освещение вокруг человека.
Найтз изданию Vice две теории. Во-первых, различия в восприятии могут быть связаны с возрастом. По его словам, со временем сетчатка глаза человека меняется и начинает воспринимать меньше синего цвета. Это может объяснить, почему 61-летний Найтз видит бело-золотое платье, а его студент - чёрно-синее. Однако эта теория не объясняет различия у людей одного возраста.
Второе предположение касается постоянства цвета и цветного освещения. Постоянство освещения означает, что человек будет видеть красный цвет и при ярком, и при тусклом освещении. Но при цветном освещении мозг вносит коррекцию. «Если я зайду в комнату и включу красное освещение, то белые объекты будут отражать красный цвет. И если у меня с собой будет какая-то красная вещь, то она тоже будет отражать красный». При обработке этой информации, поясняет издание, мозг может решить, что красный предмет на самом деле белый, даже если он видел его красным при нормальном освещении.
«Я наблюдал это с моим красным фольксвагеном, - добавляет учёный. - Я сел в машину, когда на улице было достаточно темно, а кто-то передо мной включил тормозные огни. Тогда моя машина освещалась только тормозными огнями - и она выглядела белой!» Журналист Vice попытался перенести эту теорию на фотографию платья и решил, что её сделали при синеватом освещении. Поэтому мозг, воспринимая цветное освещение, думает, что на самом деле платье белое.
Wired попросил штатного дизайнера поработать с фотографией и разложить отдельные участки по палитре RGB. Синие участки действительно оказались синими, но дизайнер связал это с большей площадью синего цвета на фотографии. При этом некоторые тёмные участки на снимке имели палитру (R 93, G 76, B 50), близкую к оранжевому цвету. Специалист связал это с тем, что мы видим это место на белом фоне и воспринимаем как чёрный. Если же вырезать его и посмотреть на чёрном фоне, то участок R 93, G 76, B 50 может показаться почти оранжевым.
То же говорит и Найтз, который видел платье бело-золотым: «Я распечатал картинку, затем вырезал кусок и посмотрел на него вне контекста. Цвет оказался где-то на полпути между золотым и синим, но не тёмно-синим. Просто мой мозг считает, что синий есть в источнике света, а мозг других людей, что синий есть в платье». Конвей добавляет: «Большинство людей увидят синий на белом фоне как синий. Но некоторые могут увидеть синий на чёрном фоне как белый».
Джей Найтз закончил разговор с Vice обещанием посвятить этому феномену остаток жизни. «Я думал, что буду лечить слепоту, но теперь займусь этим», - сказал он.
Фотография странного платья (на снимке посередине), выложенного накануне порталом BuzzFeed, буквально взорвала интернет. «Парни, помогите мне, это платье бело-золотое или сине-черное? Я и мои друзья не могут прийти к согласию, и мы сходим с ума», — написала одна девушка, после чего с ума сошли миллионы пользователей по всему миру.
Мало кто мог представить, что простая картинка может разделить пользователей интернета на два непримиримых лагеря. Одни яростно утверждают, что отчетливо видят темно-синее платье с черными полосками из кружева, другие — белое платье с золотым кружевом.
Мнения знаменитостей также разделились. , видят платье бело-золотым, а , Канье Уэст — черно-синим. В действительности этот спор имеет не социальный характер, а биологический. Разница в восприятии объясняется тем, как человеческий глаз и мозг эволюционировали, чтобы воспринимать мир, освещенный светом. Свет, попадающий в глаз человека, попадает на сетчатку, которая состоит из двух типов фоторецепторов — колбочек и палочек, про которые рассказывают в школе. Палочки более чувствительны к свету и больше отвечают за восприятие формы, а не цвета предметов. Колбочки, напротив, больше отвечают за восприятие цвета, а не степени освещенности объекта. Иначе говоря, в сумерках мы воспринимаем мир скорее палочками, чем колбочками.
То, в какой цветовой гамме воспринимаются различные объекты, зависит от того, чего в сетчатке конкретного человека больше — палочек или колбочек, и от того, каким светом освещается предмет.
Палочки воспринимают интенсивность света благодаря зрительному пигменту родопсину, который очень чувствителен к свету малой интенсивности и разрушается при воздействии яркого света. При этом на его восстановление требуется порядка 45 минут — вот почему человеку нужно время, для того чтобы нормально привыкнуть к сумеречному освещению.
По этой же причине если человек взглянет на платье при ярком освещении, затем уйдет на полчаса в темную комнату и вернется, то, скорее всего, цвет платья для него изменится.
«Наша зрительная система привыкла отметать информацию об источнике освещения и черпать информацию о действительно отраженном свете. Я изучаю индивидуальные особенности цветного зрения уже 30 лет и в этом случае вижу наибольшие отличия в индивидуальных восприятиях из всех, что я видел», — говорит Джей Нейтц, нейрофизиолог из Университета Вашингтона.
Более того, на восприятие цвета влияет то, как наш мозг пытается скорректировать цвета и освещенность, чтобы разобраться, каким в действительности цветом обладает предмет. Подобно тому как современные фотокамеры подбирают баланс освещенности, человеческий мозг делает это автоматически.
Но при этом разные люди либо игнорируют синие оттенки, воспринимая изображение как бело-золотое, либо игнорируют желтые оттенки, видя сине-черное платье.
Подобную же природу имеет и множество других оптических иллюзий, в том числе знаменитый пример с черными и белыми клетками шахматной доски.