Этикетом называют правила и нормы поведения, которых необходимо придерживаться в определенных ситуациях и находясь в определенных местах. Важно еще с младенчества обучать своего ребенка этикету, тогда родители не будут попадать в неловкие ситуации, когда им неловко за своего не воспитанного малыша. Даже наоборот, родители услышат много комплементов в адрес своих юных леди и джентльменов.
Какие есть виды этикета для детей и подростков
Видов этикета, как известно, есть большое количество. Но к счастью, у детей их немного меньше , нежели у взрослых:
- Гостевой (как следует вести себя, находясь в гостях)
- Выходной (как нужно вести себя в особых общественных местах, например, в музее, кино, театре)
- Пассажирский (как следует себя вести в общественном транспорте)
- Семейный (как нужно вести себя в кругу семьи)
- Речевой (как правильно вести вербальное общение)
- Столовый (как правильно вести себя за столом)
- Учебный (как правильно вести себя в учебных учреждениях)
- Телефонный (как правильно вести разговоры по телефону и по переписке)
Для родителей важно понять, что правильно воспитать ребенка они смогут лишь в том случае, если они сами вежливые и воспитанные люди. Правильный пример - это лучший способ привить хорошие качества для своих детей.
В каком возрасте следует начинать обучать детей этикету
Кого-то это удивит, но уже с рождения малыша можно начинать обучать его этикету. Новорожденного следует обучать этикету мягким взглядом, определенными словами, интонацией . Например, перед едой пожелать приятного аппетита, а когда малыш протянет маме погремушку, поблагодарить его. Обязательно надо похвалить ребенка, если ведет себя правильно, а также с помощью интонации в голосе, показать что он ведет себя не совсем как надо.
Начиная с двух лет, надо активно обучать ребенка приличным манерам и правилам поведения, объяснить, как можно поступать, а как лучше не стоит. Хорошо в обучении помогает мотивация, ну и, конечно, личный пример.
Для восприятия ребенка лучше всего подойдут игровые формы обучения . Можно смоделировать разные ситуации, прибегать к сюжетным играм также стоит использовать разные стишки и сказки по теме этикета.
В возрасте от четырех до шести лет ребенок уже сам должен понять необходимость знания этикета. Это здорово поможет ему облегчить общение со своими сверстниками и взрослыми. В этом возрасте важную роль в воспитании ребенка играют не только родители, но и воспитатели в детском саду. В школе тоже будет происходить обучение хорошим манерам, но до этого возраста, ребенок уже должен иметь багаж определенных знаний этикета.
Как организовать уроки этикета для детей и подростков
Следует учить детей хорошим манерам постоянно , использовать обучение в форме игры, напоминать, часто приводить примеры – этот процесс должен быть беспрерывным. Частое обсуждение разных ситуаций, положительный пример от взрослых, точно смогут привести обучение ребенка к успеху.
Для того чтобы в детских садах и школа, обучающий процесс не прерывался, для педагогов разработали специальные уроки и программы. При желании они также могут найти в интернете множество бесплатных уроков и материалов.
Как обучить ребенка столовому этикету
Обучать ребенка правилам этикета за столом необходимо с раннего возраста. Ребенку важно понять, что принимать пищу можно только в определенных местах: на кухне или в столовой.
Для самых маленьких существуют самые важные правила этикета за столом:
- - принимать еду можно только из тарелок и специальными приборами;
- - по необходимости следует воспользоваться кухонной салфеткой.
Чем старше ребенок становится, тем больше правил столового этикета он будет знать, но главные правила он должен запомнить пораньше:
Как вести ребенок или подросток должен вести себя в гостях
Крайне важно, чтобы ребенок умел как принимать гостей, так и прилично вести себя в гостях. Существует несколько правил гостевого этикета:
Как ребенок или подросток должен вести себя в общественных местах
Для того чтобы родителям не пришлось испытывать неловкость за своего ребенка, еще на выходе из дома ему нужно рассказать о некоторых правилах поведения в обществе. Особенно нужно подчеркнуть правила поведения в общественном транспорте:
Правила выходного вида этикета
Очень хорошо, если ребенок развивается культурно. Для этого родителям нужно водить своего ребенка в кино, театры, музеи. Но перед походом, нужно обязательно объяснить ребенку какие есть правила выходного этикета. Например, правила поведения в театре:
Какие есть правила общения между людьми
Есть некоторые правила поведения в школе , которые должны знать все дети:
Правила семейного этикета
В семье тоже существуют правила приличного поведения:
- Со всеми старшими родственниками следует вести себя вежливо и уважительно
- Нельзя спорить и повышать голос на родственников
- Перед тем как войти к родителям в комнату, нужно постучать
- Нельзя ругаться, драться и ругаться со своими сестрами или братьями
- Нужно придерживаться и поддерживать все правила и традиции, которые установлены внутри семьи
Если все члены семьи стараются ладить между собой и избегать конфликтов, в доме всегда будут царить мир и согласие. Этого не так-то просто достичь, порой необходимо большое усилие, чтобы погасить искры разгорающейся ссоры.
Кое-кто считает, что вежливость необходима лишь вне дома, а в семейном кругу можно и расслабиться. Однако расслабиться — не значит забыть все вежливые слова. Вам кажется, что «пожалуйста», «спасибо», «прости» не нужны, можно обойтись и без них. Да, в некоторых случаях можно и в самом деле не употреблять этих условных выражений. Если речь идет о вещах обыденных» находящихся в компетенции, к примеру, жены, муж может просто напомнить: «Заплати за телефон». Он не обязан постоянно «просить» об этом. Муж может и не благодарить жену всякий раз, когда она ставит перед ним обед, как и ей не обязательно говорить «спасибо», когда он подает ей пальто. Просить об услуге и благодарить следует в иных случаях. К примеру, муж может сказать: «Принеси, пожалуйста, мои сигареты, мне не хочется прерывать работу». За оказанную услугу он должен поблагодарить жену.
Большую роль во взаимоотношениях близких людей играет интонация. Она способна свести на «нет» все вежливые выражения. Фраза: «Налей мне кофе» — может звучать доброжелательно и вежливо, в то время как слова: «Очень прошу, налей, пожалуйста, кофе» — могут напоминать приказ.
В каждой семье приняты свои обращения друг к другу. Нет ничего плохого, когда муж называет же ну «малышка», а она его «котик», однако эти ласка тельные прозвища не предназначены для посторонних ушей. В присутствии третьих лиц лучше называть друг друга по имени.
У супругов часто вызывает затруднение обращение к родителям супруга. Если вы не хотите или не можете называть тещу или свекровь мамой, обращайтесь по имени-отчеству. Не стоит звать тещу «бабушкой», а свекровь «тетей Машей», это невежливо.
Очень часто причиной конфликтов является совместное проживание в квартире супругов и их родителей. Особенно часты ссоры, когда в одной квартире проживают свекровь и невестка. Не стоит выяснять, кто из них «хозяйка», они обе имеют равные права на это «звание», даже если невестка не принимает большого участия в хозяйственных делах из-за своей занятости на работе и в учебе. В то же время и свекровь, по причине болезни, не имеющая нагрузок в домашних делах, остается «старшей» хозяйкой: ей предоставляют почетное место за столом и советуются по поводу изменений в быту. Крайне невежливо поступают семьи, отстраняющие стареньких бабушек от участия в жизни семьи, не приглашающие их за праздничный стол во время семейных торжеств.
Если в гости приходят ровесники дочери или зятя, матери не обязательно принимать участие в их вечеринках. Она может выйти к ним на несколько минут, чтобы поздороваться. Точно так же и представители младшего поколения не обязаны присутствовать при встречах родителей и их друзей. Делать это нужно лишь тогда, когда мать или отец специально просят детей об этом.
Приличия требуют, чтоб гостя, явившегося к одному из членов семьи, поприветствовали все остальные,
но это не значит, что они весь вечер должны провести
в его обществе.
Чтобы в доме не возникало конфликтов, младшее поколение должно всегда проявлять вежливость по отношению к старшему поколению.
Если в вашем доме живет престарелая свекровь или теща, вы не должны:
- — говорить ей, что она устала и ей лучше немного отдохнуть именно тогда, когда она прекрасно развлекается за столом в компании ваших друзей и родственников;
- — замолкать и обрывать разговор, когда она входит в комнату;
- — заявлять детям, что у их бабушки есть возрастные странности;
- — говорить о ком-то в ее присутствии: «Это ведь старый человек»;
- — в споре употреблять выражение: «В вашем возрасте...»;
- — считать, что удел свекрови — только домашние дела;
- — дарить вещи, ассоциирующиеся с трауром;
- — повторять, что ваша квартира мала и тесна. Однако и старшая хозяйка должна проявлять вежливость. Ей настоятельно рекомендуется
- — не слишком настойчиво интересоваться подробностями жизни детей;
- — не пытаться узнать подробности того, о чем ей не говорили;
- — не проявлять недовольство и капризы, ссылаясь на возраст;
- — не требовать, чтобы младшие члены семьи больше времени проводили дома;
- — не употреблять постоянно аргумент: «Вот в мое время...»;
- — реже рассказывать о своем прошлом;
- — свекровь не должна выказывать сыну свое недовольство невесткой, а теща — осуждать зятя в присутствии дочери.
Каждый член семьи должен уважать интересы и вкусы друг друга. Если муж любит смотреть футбол или по выходным дням ездит на рыбалку, жене не стоит возмущаться этим. Если субботу он проведет с удочкой на берегу реки, то уж воскресный день точно посвятит делам семейным. Так же и муж должен учитывать интересы жены. Ни в коем случае не следует говорить с осуждением: «Разве умная женщина/может смотреть такой глупый фильм!», когда жена смотрит свой любимый сериал по телевизору.
Если вы считаете себя воспитанными, не осуждайте увлечений и друзей друг друга.
Соблюдайте тайну переписки. Родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Супругам следует так же поступать и по отношению друг к другу. Тот, кто шарит по карманам близких в поисках записок или писем, поступает крайне некрасиво.
Многих интересует, нужно ли стучать, перед тем как войти в комнату кого-то из членов семьи? В каждой семье свои порядки, однако утром или вечером, когда человек может одеваться или раздеваться, лучше постучать.
Если вы садитесь за стол, фраза: «Приятного аппетита» — вовсе не обязательна. А вот после еды воспитанный человек должен сказать: «Спасибо».
Очень часто мужчина, весьма галантный по отношению к другим дамам, с женой ведет себя совершенно недопустимо, проявляя элементарную невоспитанность. Но ведь не зря говорится, что жена — «вторая половина». Проявляя невежливость по отношению к ней, муж таким образом выказывает неуважение и к себе самому.
Знайте, что в обязанности мужа входит следующее:
- — подавать верхнюю одежду жене, причем не только в публичном месте, но и в собственной прихожей, где вас никто не видит;
- — не читать газету за обедом;
- — хвалить стряпню жены;
- — на любом танцевальном вечере первый танец обязательно танцевать с женой;
- — делать жене комплименты, замечать ее новое платье или новую прическу;
- — проходя в дверь, пропускать жену первой. Выходить из троллейбуса первым и подавать жене руку;
- — время от времени делать жене мелкие подарки и покупать цветы без всякого повода;
- — в присутствии жены не глядеть вслед другим женщинам;
- — навсегда забыть аргумент: «Я зарабатываю и требую, чтобы...»;
- — не ходить по квартире полуодетым;
- — уходя из дома в выходные дни или в нерабочее время, всегда сообщать жене о цели своего ухода и о времени возвращения;
- — выказывать интерес к тому, как жена проводила время в его отсутствие;
- — беседовать с женой на разные темы, а не только о делах домашних.
Однако не стоит проявлять свое внимание к жене безудержной критикой всего, что вам кажется неправильным. Изо дня в день критикуя ее характер, манеру одеваться, методы воспитания детей, ее друзей и прочее, помните, что даже у самой спокойной женщины терпение в конце концов истощается. Кстати, подобное поведение мужчины часто является следствием его неуверенности в себе, заниженной самооценки, поэтому жене нужно чаще подчеркивать достоинства мужа, замечать все его достижения. Нередко место семейного критика занимает жена.
Жена тоже должна помнить о вежливости по отношению к своему мужу. Ей стоит обратить внимание на следующее:
- — выбирая наряды и аксессуары к ним, прислушивайтесь и к мнению мужа, а не только к советам подружек;
- — старайтесь по возможности чаще готовить то, что любит муж;
- — не вторгайтесь в сферу его «священных интересов»: не ройтесь в его портфеле или сумке, не берите без разрешения его личные вещи, не наводите порядок в его ящике;
- — если ваш муж в очередной раз рассказывает в компании одну и ту же историю, изрядно вам поднадоевшую, или бородатый анекдот, не старайтесь оборвать его речь фразой: «Это все уже слышали»;
- — не критикуйте его в присутствии ваших детей. И вообще, не выясняйте отношения с ним при детях, это можно сделать и без свидетелей;
- — не контролируйте мужа явно; .
- — ни в коем случае не высказывайте возмущения в отношении его привязанности к матери;
- — хвалите его чаще, делайте комплименты, внимательно выслушивайте его советы;
- — не приглашайте в дом гостей, которые ему не симпатичны, и не уговаривайте его пойти в гости к людям, чье общество ему неприятно;
- — не вспоминайте о достоинствах первого мужа, если вышли замуж во второй раз.
Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и конфликтов не всегда можно избежать. Но если они продолжаются слишком уж часто, инициатору ссор следует задуматься и отыскать причину собственной нервозности, из-за которой и происходят ссоры.
Во время выяснения отношений не следует прибегать к иронии, т. к. это обычно оскорбляет противоположную сторону и вызывает ответный протест. Все свои аргументы приводите ровным тоном, спокойно и вежливо. Отрицательно воспринимаются интонации агрессивные, приказные или капризные. В спорах старайтесь избегать недомолвок, и уж совсем глупо и некрасиво, ссорясь, угрожать супругу.
В споре не следует ссылаться на мнение третьих лиц. Стоит во время самой дружелюбной беседы привести мнение мамы одного из супругов, как спокойный и вежливый спор превращается в скандал.
Не следует прибегать к обобщениям. Если вы недовольны какой-то ошибкой, сделанной супругом в гостях, не начинайте обвинительную речь со слов: «Ты всегда...». Говорить нужно только о конкретном факте, имевшем место в данном случае.
Взаимные претензии способны убить самые нежные чувства , даже если упреки и заслуженные. Тот, кому они предъявляются, будет подсознательно стремиться изолировать себя от обвинителя, поэтому слишком часто высказываемые претензии могут привести к разрыву.
Старайтесь делать замечания близким дружелюбно и ненавязчиво, не повторяйте их многократно. Если человек не реагирует на ваши замечания, это не значит, что он их не слышал. Вероятно, он не может или не хочет поступать иначе. Прощайте тем, кого любите, их слабости, ведь и вы вряд ли вообще не имеете недостатков. Однако это вовсе не призыв к всепрощению. Если человек требователен к себе, -он может
ждать подобного и от своих близких. Самое главное — найти подходящее время и правильную форму высказывания требований.
Избежать ссор в семье невозможно, но они не должны быть частыми, а после примирения о конфликте, как и о причине его возникновения, нужно немедленно забыть.
Вообще ссоры лучше гасить в зародыше , а не раздувать до размеров вселенского пожара. Можно, конечно, поинтересоваться у близкого человека, почему он поступил так, а не иначе, но если его ответ не удовлетворил вас, не стремитесь «прижать его к стенке». Семейный этикет рекомендует: все заявления одного партнера должны быть приняты на веру - другим. Не пытайтесь поймать близкого человека на лжи.
Даже в ссоре не употребляйте резких выражений. Гневную, хотя и искреннюю фразу: «Ты сошел с ума!» — лучше заменить вежливым: «Ты ошибаешься, дорогой».
Резкие и грубые слова, даже если они сказаны без злого умысла, способны больно ранить человека и надолго оставить неприятный осадок в его душе.
Основы хорошего воспитания закладываются в детстве, однако, если родители требуют от детей того, чего никогда не исполняют сами, они вряд ли добьются желаемого. Как бы отец или мать ни внушали сыну или дочери, что говорить нецензурные слова некрасиво, ребенок никогда не воспримет этого, если родители сами частенько в ссорах используют ненормативную лексику. Ребенку свойственно подражать тем, кто является для него авторитетом, а это в первую очередь именно родители. Хотите, чтобы ваше чадо было вежливым — станьте для него примером.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился хорошим манерам , постарайтесь обучить его этому как можно раньше. Как только малыш начал есть самостоятельно, дайте ему детские столовые приборы. Чем раньше вы начнете обучение ребенка правилам этикета, тем быстрее он научиться держать себя правильно и непринужденно не только за столом, но и в иных ситуациях. Стоит, однако, помнить, что даже если друзья восхищаются вашим малышом, ему еще рано сидеть за общим столом вместе со взрослыми гостями. Во время торжества детей лучше усадить за отдельный столик.
Когда в семье растет несколько детей, между братьями и сестрами должны существовать вежливые и дружелюбные отношения. Это возможно, если родители любят детей одинаково и не дают повода кому-то из них почувствовать, что к нему относятся хуже, чем к другому.
Конечно, без ссор ни в одной семье не обходится, это дело привычное и обычное. Но не правы те родители, которые считают, что дети должны разбираться сами: ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дело дошло до драки или бранных выражений. Детей нужно учить владеть собой, это поможет им в будущем сохранять самообладание даже в самых непростых ситуациях.
Дети растут, и наступает возраст, который принято называть «трудным». Действительно, порой бывает очень непросто найти общий язык с подростком, который всего год или два назад был ласковым и послушным, а теперь вдруг стал резким и замкнутым. Кажется, что стена непонимания, появившаяся между родителями и их ребенком, непреодолима. Однако это вовсе не так: если мать и отец относятся к ребенку дружески, уважают его, делятся с ним своими соображениями по многим вопросам, дают дельные и умные советы и сами не гнушаются спросить его мнение, в семье будут царить мир и взаимопонимание
Семья - важнейший социальный организм общества. От ее состояния зависят здоровье, продолжительность жизни, численность населения. Прямо или косвенно семья влияет на экономическое и социально-политическое развитие страны, ее обороноспособность, состояние правопорядка, авторитет на международной арене, стабильность государства. В семье рождается и воспитывается новый человек. Именно в семье ребенок получает первые сведения, кто он, в какой стране живет, кто его предки, что есть добро и что зло, что красиво и что безобразно. Из семьи сотрудник идет на службу, в семью же он возвращается, выполнив каждодневный служебный долг. Охраняя правопорядок в городе, районе, поселке, сотрудник защищает покой и безопасность и своих родных и близких. В семье человек удовлетворяет свои многообразные потребности, в том числе и эстетические.Семья - источник радости, гордости, благополучия и счастья супругов и детей, бабушек и дедушек, других ее членов. В семье человек получает истоки культуры поведения, азы этикета.
Но семья может быть и источником огорчений, разочарований, средой, угнетающей человека, мешающей ему нормально жить и творить. «Из всех несчастий, которые падают на долю человека, -писал великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин, - нет страшнее горя семейного, домашнего. Оно не бросается в глаза, не выставляет напоказ своих ран и потому всегда остается незамеченным. Надо самому много испытать, чтобы понять, сколько есть подавляющего в этих, по-видимому, маленьких огорчениях, в этих незаметных преследованиях, которые не убивают сразу, но мало-помалу отравляют всякий миг вашего существования и, наконец, делают вас неспособным жить» 1 .
Чтобы семья жила счастливой и полноценной жизнью, выполняла все свои функции (детородную, хозяйственную, воспитание детей, заботу о старших, удовлетворения интимных потребностей и др.), надо не забывать о том, что отношения в семье, семейный быт, поступки ее членов должны быть краси выми. При этом под красотой семейной жизни понимается не красота дорогих интерьеров квартиры, не внешний лоск ее обитателей, а красота душевных отношений в семье, благородство и мудрость старших, тактичность и внимательность младших, чтобы человека в семье ценили, поддерживали, укрепляли его веру в справедливость, в добро и красоту.
Сам термин «семейный этикет» не нашел широкого применения в научной и учебной литературе, в публицистике. Вместе с тем именно в семье закладываются основы этикета во всем его многообразии (этикет одежды, приветствий, застолья, быта, взаимоотношений старших и младших, родителей и детей, общения с соседями, этикет семейных праздников и т.д). Более того, этикет в подлинном смысле этого слова в дворянских семьях царской России формировался, по существу, главным образом в семье. Пройдя достойную школу воспитания, дворянскому сыну надо было только усвоить элементы этикета государственной службы, чтобы быть достойным представителем своего класса, слугой Отечества и императора.
Этикет семейной жизни весьма многообразен. Однако он базируется на трех главных составляющих полноценной семьи: этикет взаимоотношений жены и мужа, этикет общения родителей и их детей, этикет семейного быта. Рассмотрим три стороны этикета более подробно.
В основе семьи, как правило, лежит любовь юноши и девушки, мужчины и женщины, вступивших в брачный союз. При этом эстетическая составляющая (особенно на первых порах общения) зачастую играет решающую роль. Внешняя привлекательность партнера, его манеры, аккуратность, вежливость, пунктуальность, знаки внимания оказывают большое влияние на избранника (будь то мужчина или женщина). И только спустя какое-то время (порой значительное) молодые люди, став супругами, замечают друг у друга мораль ную составляющую (верность, трудолюбие, заботу о ближнем, любовь к детям, сострадание, доброту, великодушие, доверительность, способность простить другому ошибки, скромность, искренность и др.), которые станут определять прочность и чистоту семейных уз в последующие годы совместной жизни. И тем не менее эстетическая составляющая не может быть предана забвению.
Существуют определенные принципы, определяющие стабильность семьи, ее душевный комфорт.
Один из них можно сформулировать так: «То что делается во имя семьи, ее блага, не достойно осуждения и критики».
Например, молодая хозяйка, желая порадовать своего мужа каким-то новым блюдом, нарушила технологию приготовления, какие-либо пропорции (пересолила, недожарила, переперчила, недоварила и т.д.). Блюдо, приготовленное впервые, потребовало от жены многих усилий и значительного времени. Однако ее надежды не оправдались. Любящий муж, во-первых, заметит переживание супруги и, во-вторых, никогда не скажет: «Что это такое ты приготовила?», или что-либо в более резкой, обидной форме. Другой пример. Супруг накануне Нового года (8-го Марта и т.д.) обошел десяток магазинов в поисках подарков жене, детям. Он старался порадовать домочадцев, преподнести им сюрприз. Однако подарки были подобраны и куплены неудачно, в спешке, неумело. Воспитанные члены семьи вряд ли будут радоваться подаркам, восхищаться ими (это было бы лицемерием), но они непременно поблагодарят мужа, зятя, отца и, конечно, не скажут: «Зачем ты все это накупил?» или: «Зря только потратил деньги».
Следующий принцип: не пытайтесь перевоспитать супругу {суп руга). В отношениях мужа и жены не должно быть начальников и подчиненных, воспитателей и воспитуемых. К тому же, по словам известного советского поэта М.А. Светлова, «только плохо воспитанный человек стремится всегда играть роль воспитателя».
Супруги должны приспособиться друг к другу, влияя друг на друга одобрением (неодобрением), стимулированием, поощрениемжеланных действий, поступков суждений. Разумеется, какие-то вопросы в семье предпочтительнее решать мужчине, мужу, какие-то женщине, жене. Плохо, когда все семейные заботы возлагаются на кого-то одного из супругов. Вопрос «Кто в семье главный?» - зачастую надуманный, искусственный, интересующий больше социологов, журналистов, нежели любящих супругов.
В общении людей, а в семейной жизни особенно, исключительную роль играет такт как проявление культуры и воспитанности человека. Такт проявляется в чувстве меры, уважении чужого мнения, интересов окружающих, умении владеть собой, заботливом отношении к домочадцам. При этом такт должен проявляться всеми членами семьи по отношению друг к другу. Родители, к примеру, могут посоветовать сыну, дочери одеться, так сказать, по сезону и по случаю, но сделать это должны тактично, не навязывая своих вкусов, особенно, если советы родителей адресуются достаточно взрослым детям и делаются безапелляционно. Семейная жизнь не терпит мелочной опеки, придирок из-за пустяков, капризов, необоснованных претензий друг к другу. Все это, как правило, является следствием эгоизма, завышенной самооценки, неумения владеть собой. Допустим, сотрудник пришел со службы усталый, расстроенный и привычно не поздоровался с женой, не поцеловал ее. В ответ жена упрекает мужа в том, что работа ему важнее семьи, что он не любит ее и т.д. Муж в данной ситуации не прав, поскольку один из принципов семейной жизни гласит: не не сите неприятности со службы в семью. Семья, конечно, должна защитить человека от служебных стрессов, но не путем обсуждения служебной ситуации, кто прав и кто виноват, а путем переключения внимания на родных и любимых членов семьи, их интересы и заботы, на организацию совместного отдыха, оздоровительных мероприятий. Однако и жена поступила не корректно, эгоистично. Почувствовав подавленное состояние мужа, она должна была не предъявлять претензию к супругу, а помочь ему снять напряжение добрым словом, лаской, красивым ужином, доброй вестью.
Если существует (должен существовать) определенный барьер между службой и домом, то также должен быть барьер между семьей и работой. Конечно, условия семейной жизни (взаимоотношения супругов и других членов семьи, быт, материальный достаток, условия для здорового отдыха и развития) накладывают заметный отпечаток на сотрудника, его настроение, трудовую активность, отношение с коллегами и т.д. Однако это отнюдь не означает, что, допустим, плохое настроение сотрудник станет возмещать на подчиненных и коллегах, что будет делиться с сослуживцами семейной информацией. Подобное поведение свидетельствует о слабоволии или распущенности работника.
Весьма благоприятно влияют на семейную жизнь маленькие, но по возможности частые «знаки внимания» супругов. Это и билеты в любимый театр, и букет цветов, и подарок к празднику, и любимое блюдо на столе, и прием гостей, и ужин при свечах, и бутылка шампанского, и совместный отдых на природе. При этом не цена «знака внимания» играет здесь решающую роль, а чувства, которые его сопровождают. Как говорят в народе: «Мне не дорог твой подарок. Дорога твоя любовь!». При этом не надо искать особых поводов, чтобы подарить жене цветы, а мужу галстук или авторучку. Разумеется, к юбилею, годовщине свадьбы, рождению ребенка, ко дню рождения супруги подарок должен быть более значимым. Но опять же, если материальная стоимость подарка определяется финансовыми возможностями семьи, то его эстетическая и нравственная ценности - чистотой, искренностью и силой чувств поздравляющего.
Семья - одна из важнейших ценностей человека. Человек во многом живет и трудится ради семьи, ее благополучия, процветания, счастья. Поэтому стремление сотрудника к материальному достатку, эстетическому комфорту дома, желание сделать, как говорится, дом полной чашей является естественным и нормальным. Но быт не должен стать самоцелью, когда не материальная среда служит человеку, а он ей, становясь порой рабом своих вещей (мебели, картин, сервизов, гардероба, автомашин и т.п.). Чистота и уют домашнего очага, наличие необходимых и достаточных предметов быта, облегчающих домашний труд, создающих условие для здорового отдыха и воспитания детей, - главные критерии материальной составляющей семьи. Основой подлинной семьи, подчеркнем еще раз, является ее духовное состояние, т.е. забота, внимание, любовь, дружба, сострадание, общность интересов и, как, может быть, ни покажется странным, близость взглядов и супругов, и детей на такие понятия, как «Родина», «вера», «идеал», «долг», даже если эти слова в семье не произносятся вслух.
Конечно, жизнь в общежитии, коммунальной квартире, в частном секторе, в доме «без удобств» и т.д. создает серьезные препятствия для нормального развития и поддержания семейных отношений. Быт способен даже разрушить семью (вспомним В.В. Маяковского), однако не каждую. Недаром народная мудрость гласит: «С милым и в шалаше рай». Минимальный уют и комфорт можно создать в любых условиях. И нужно создавать. Эстамп на стене, портрет родителей, цветы на подоконнике, ваза с цветами на столе, книги на полке, свежие обои, вещи, сделанные своими руками, необходимые бытовые приборы, радиоприемник, телевизор, вымытая посуда - все это влияет на настроение людей, способно приглушить объективные неудобства быта. Неприятное впечатление производят сотрудники, годами живущие во временном жилище, ничего не делая для его благоустройства и улучшения эстетического вида, полагая, что рано или поздно бросят, оставят свой приют. Грязные стены, покореженные двери, некрашеные рамы окон, текущие краны, во всем запустенье, серость, убогость. В таких домах часты ссоры, взаимные упреки, незаслуженные обиды. Из такого жилища редко выходит жизнерадостный, опрятный, подтянутый сотрудник, готовый к успешному решению служебных задач.
Этикет семейной жизни предъявляет определенные требования и к внешнему виду супругов и других членов семьи. Он, в частности, не одобряет неряшливость в одежде, когда, допустим, супруга с утра до вечера ходит по квартире в замызганном халате, а муж щеголяет в майке и трико с пузырями на коленях. Домашняя одежда должна быть простой, удобной, но не лишенной эстетической привлекательности. Отдых от службы не означает отдых от того, что представляют собой нормы приличия.
Социологические исследования свидетельствуют, что порой в основе супружеской неверности лежат причины сугубо бытового характера. Человек аккуратный, следящий за собой вследствие воспитания и условий службы, изменяет неряшливой и бесхозяйственной жене. Он находит отдых и отраду после службы у другой женщины, которая встречает его всегда причесанной, изящно и со вкусом одетой, в чистой, уютной квартире, за хорошо сервированным столом.
В силу рода деятельности, образования, состояния здоровья и т.д. члены семьи имеют свои пристрастия и увлечения. Но в семье обязательно должны быть и общие интересы, объединяющие всех домочадцев. Эти интересы могут быть эстетического или бытового (хозяйственного) характера, связанные с воспитанием детей, организацией отдыха, уходом за больным членом семьи. Полезны совместные просмотры телепередач или прочтение и обсуждение художественных произведений, выходы всей семьей на природу, посещение концертов, музеев, театров, работа на садово-дачном участке, художественное творчество членов семьи, совместные игры дома или на свежем воздухе. Особенно важно поощрять, стимулировать любые проявления творчества младшего поколения.
Одной из важнейших функций семьи является детородная функ ция. Как поется в известной песне, дети - это «вершина любви», это - «чудо великое». С годами дети становятся главным смыслом существования семьи, центром притяжения и надеждой родителей. Правда, если на первых порах (особенно до 12-14 лет) дети больше нуждаются в родителях, то позже, когда дети покинут родное гнездо, родители все более начинают нуждаться в детях. Причем нужда эта, как правило, не материального, а духовного, нравственного порядка. Молодым родителям полезно об этом знать с первых лет супружества.
От родителей, их физического и морального здоровья, образа жизни зависит, какими и кем станут их дети, что унаследуют они от них. Дети принимают от своих родителей не только лучшие черты, но, к сожалению, и их дурные склонности и привычки, и даже порой, физические болезни. О чем людям, вступающим в брак, не вредно заранее ознакомиться и учитывать в семейной жизни.
В семье происходит первое приобщение детей к прекрасному. Роль родителей здесь трудно переоценить. Великий итальянский мечтатель Томмазо Кампанелла писал в «Городе Солнца», что для рождения красивого душой и телом ребенка надо, чтобы будущая мать жила в кругу красивых людей, слушала хорошую музыку, смотрела на красивые полотна художников.
Эстетические увлечения родителей (музыка, театр, поэзия, живопись, киноискусство, рукоделия), их отношение к прекрасному, художественное оформление жилища - все это не остается незамеченным детьми, закладывает основу их эстетического мироощущения. Радуга в полнеба, увиденная в раннем детстве, стрекоза на поплавке удочки, церковь на косогоре, ветка, опушенная инеем, архитектура родного города остаются в памяти ребенка и служат в последующем своеобразным критерием оценки как произведений искусства, так и окружающего мира.
Диалектика эстетического воспитания в семье осуществляется почти по классической формуле: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к восприятию произведений искусства. Формулу можно продолжить, поскольку эстетический вкус, сформировавшийся художественными произведениями, проявляется в восприятии человеком окружающего мира. Так, без поэзии А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина вряд ли возможно правильно воспринимать и любить родную природу. Точно так же это трудно сделать без полотен И.И. Левитана, Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова. Таким образом, первой ступенькой в эстетическом освоении жизни ребенком является семья. Именно от семьи зависит, будет ли ребенок, став взрослым, «жить и творить по законам красоты», что он воспримет из этикета семьи и жизни.
А.П. Чехов вложил в уста одного из своих героев фразу, которая стала крылатым выражением: «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Далеко не каждое лицо, красивое от природы, можно назвать прекрасным. Если человек (мужчина или женщина) холодный, надменный, эгоистичный, злой, завистливый, двуличный, то как бы красив он ни был, вряд ли кто назовет его лицо прекрасным. Внешний вид человека, его восприятие окружающими во многом зависит от моральных добродетелей человека (чуткость, искренность, преданность, скромность, отзывчивость и др.). Зависит оно и от его умения одеваться, пользоваться косметикой, поддерживать в чистоте свое тело. Главные требования к одежде и обуви: аккуратность и соответствие фигуре, возрасту, образу жизни, обстоятельствам, а также моде, насколько это, конечно, возможно. Одежда и обувь должны подчеркивать достоинства и скрывать недостатки фигуры. У людей с хорошим вкусом, как правило, нет вопросов, как и во что одеться. Многие люди, к сожалению, этим вкусом не обладают.
Человек, активно занимающийся спортом, туризмом, в одежде и обуви отдает предпочтение курткам, джинсам, кроссовкам, свитерам, футболкам, спортивным брюкам и т.д. В то же время в гардеробе должны быть строгий костюм, вечернее платье для торжественного случая, выхода в театр, посещения официальных учреждений. Обувь (чистая и исправная) должна соответствовать костюму, платью. К одежде темных тонов подходит только обувь черная, темно-серая и не допустима обувь коричневого, желтого и тем более белого цветов. Светлая обувь надевается со светлой одеждой. Спортивная обувь (при всей ее удобности) со строгим костюмом смотрится нелепо. Если костюм пестрых расцветок, то сорочка, блузка должны быть одного цвета. К костюму темного цвета хорошо подходят сорочки, блузки светлых тонов.
Важную роль в одежде мужчины и женщины играют аксессуары (перчатки, кашне, галстуки, дамские сумочки, бижутерия, носки, чулки и т.п.). При умелом использовании этого дополнения гардероба можно значительно разнообразить свой внешний вид и сократить объем гардероба. Применение деталей аксессуара требует соблюдения ряда требований. Так, цвет и фактура перчаток должны гармонировать с обувью и дамской сумкой или головным убором и шарфом, к цветной рубашке редко подходит пестрый галстук. Галстук к тому же должен гармонировать с костюмом. Если костюм пестрый, в клетку, то галстук должен быть однотонным. В одежде, как и во всем остальном, надо соблюдать чувство меры. Как говорил один мудрец: «В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества - приличие, а признак щегольства - излишество».
Важно также помнить: то, что допустимо и прилично в одежде и обуви на даче, в походе, на пляже, не допустимо или нежелательно на службе, в общественных местах. К примеру, шорты и шлепанцы в условиях города вряд ли украсят сотрудника, даже если он выгуливает собаку, выносит мусор во дворе своего дома или покупает газету в ближайшем киоске.
Семейная жизнь редко обходится без гостей и визитов в гости. Умение наносить визиты и принимать гостей свидетельствуют о культуре человека. Гостеприимство принимающей стороны зависит не от количества и качества напитков и закусок (хотя это важно), а от радушия хозяев, их искренней заинтересованности в гостях, в потребности общения с ними, в умении организовать это общение. Стремление некоторых хозяев во чтобы то ни стало напоить гостя спиртными напитками свидетельствует либо о желании самим иметь за столом собутыльника, либо о их неумении организовать интересную встречу, беседу, либо об отсутствии подлинного интереса к гостю.
Мнение, будто принимать гостей без водки, коньяка, виски неприлично, не радушно, не по-русски - глубоко ошибочно. Крепкие напитки не способствуют дружескому общению и тем более препятствуют проведению деловых бесед. Если хозяевам непривычно принимать гостей за чаем, можно украсить стол хорошим вином, выпить пива. Количество дорогих напитков и гастрономических деликатесов говорят о финансовых возможностях хозяев, а не об их искусстве принимать гостей. Нарядная скатерть, домашние приготовления блюд с учетом вкусов гостей, радушие хозяев, продуманная программа развлечения друзей гостеприимства. Важно помнить, что в гости ходят не на дегустацию, а ради дружеского общения. В гостях должно быть удобно всем и каждому в отдельности.
Таким образом, этикет семейной жизни является важным условием прочности и зрелости семьи, залогом успешного осуществления всех ее функций, основой полноценной и счастливой жизни каждого ее члена. Истинный семейный этикет - необходимая ступенька вхождения человека в общество, предпосылка его служебной карьеры и дружеского общения.
Тема: « СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ»
Цель: воспитывать культуру поведения, вежливого, уважительного отношения ко всем членам семьи и к окружающим; развитие творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.
Задачи: повторить и закрепить знания об этикете; находить правильное решение в различных проблемных ситуациях; узнать о правилах семейного этикета.
Оборудование: лист с файлом для индивидуального задания, презентация «Семейный этикет».
Ход занятия
I . Организационный момент Слайд 1
Под музыку « Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!» дети входят в класс. Каждый делает поклон гостям. Заканчивается музыка. Дети садятся.
II . Вступление Слайд 2
Учитель: Добрый день, уважаемые гости!
Здравствуйте, коллеги!
Мы рады приветствовать Вас на нашем занятии.
Ученик: Здравствуйте, поклонившись мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Учитель: Самое простое слово «здравствуйте» означает: «Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, что бы ты ко мне хорошо относился».
Учитель: Ребята, а вы задумывались когда-нибудь, что же мы желаем этим словом «здравствуйте»?
Ученик: Мы желаем доброго здоровья, мира, счастья.
Учитель: Во все времена невоспитанностью и неуважением к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.
III . Сообщение темы и цели занятия.
Учитель: Ребята, а ведь приветствие – это одно из самых важных правил.
А каких это правил? (Как сказать одним словом, когда мы говорим о хороших манерах, о поведении в театре, в планетарии…?)
Ученик: ЭТИКЕТ . Слайд 3
Учитель : Послушайте короткое стихотворение и скажите о чём оно?
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Учитель: Так о чём же это стихотворение?
Ученик: О семье. Слайд 4
Учитель: Так о каком этикете мы будем говорить?
Ученик: О семейном.
Учитель: Теперь назовите тему занятия.
Ученик: Семейный этикет . Слайд 5
Учитель: Что же нам предстоит узнать по данной теме?
Ученик: Узнать, что такое «Этикет», правила семейного этикета.
Учитель: Продолжим разговор о вежливости, а главное научимся дарить любовь и радость своим близким, будем приветливыми и добрыми к окружающим.
IY . Происхождение слова «этикет»
Учитель: Зная правила этикета, вы будете чувствовать себя увереннее в семье, в обществе, не попадёте впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к семье и к окружающим. Зубрить правила не требуется, достаточно понять их смысл. Поэтому начинать о них разговор надо с истории.
Ученик: Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. ЭТИКЕТ – это французское слово. На одном из пышных приёмов у короля Людовика Х IY гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения.
Ученик: На французском языке карточка называется « этикетка» – отсюда и пошло слово « Этикет» . Со временем правила поведения изменились, но многие неизменны с глубокой древности.
Учитель: А вот какое определение слову «этикет» дал Сергей Ожегов в толковом словаре.
Слайд 6
ЭТИКЕТ – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.
(Дипломатический этикет. Речевой этикет.)
Учитель: Давайте соберём правила этикета в один цветок. Слайд 7
(Размещаем на лепестках: в школе, в театре, в гостях, в магазине, в транспорте, в семье, на природе, во дворе.) Учитель: Мы рассмотрим всего лишь один этикет. Какой?
Ученик: Этикет в семье.
Y . Ситуация для обсуждения.
Учитель: У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и любимые вам. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда.
Кто же это?
Ученик: Родители . Слайд 9
Учитель: А как сказать одним словом? Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка…
Ученик: Семья. Слайд 10
Учитель: Слово «семья» произошло давно, когда настоящей семьёй считалась семья, которая состояла не менее чем из семи человек. В некоторых семьях было по 9, 10, 12 детей.
Давайте о «семье» прочитаем «Раздаточный материал (Хэндаут)».
1) Почему же так дружно жили в таких больших семьях?
(Уважали старших и не обежали младших. Трудились все. Выполняли свои обязанности. Знали правила поведения в семье и их выполняли.)
Учитель: Корни этикета мы можем найти в устном народном творчестве – это пословицы. Попробуем закончить пословицы. Для этого заполним таблицу «Раздаточный материал (Хэндаут)».
Слайд 11
В гостях хорошо, (а дома лучше).
Не нужен клад, (когда в семье лад).
Чем богаты, (тем и рады).
Когда семья вместе, (тогда и душа на месте).
Мой дом – (моя крепость).
Вывод. Прочитаем под таблицей.
ФИЗМИНУТКА Слайд 12
Учитель: Проверим на сколько хорошо вы знаете вежливые слова.
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять надо только тогда, когда я назову «волшебное» слово.
Дружно встали на разминку, пожалуйста.
Для начала мы с тобой,
Повращаем головой, пожалуйста.
Оборот и оборот,
А потом наоборот, пожалуйста.
Поднимаем руки вверх, будьте любезны,
Плавно опускаем вниз, пожалуйста.
Повороты влево – вправо, будьте добры,
Это лёгкая забава.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
- Извините, а теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.
Отдых кончен наш, ребята,
Будьте любезны , нам пора опять за парты.
Учитель: Ребята, ваши родители всегда будут любить и заботиться о вас. Но придёт время, когда и вам придётся ухаживать за своими родителями. Давайте посмотрим со стороны, как некрасиво поступают со своими родителями некоторые подростки.
Сценка 1 Слайд 13
(Девочка собирается на дискотеку, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся.)
Мама: Седа, положи вещи на место!
Девочка: Мама, отстань! Не видишь, я тороплюсь!
Мама: Ты когда вернёшься?
Девочка: А что?
Мама: Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?
Девочка: Так тебе и надо! Может, быстрее мне новый ключ закажешь! Ну, ладно некогда мне!
Мама: До свидания, дочка.
Учитель: Знает ли девочка правила семейного этикета?
Ученик: Не знает.
Учитель: За что мы осуждаем девочку?
Ученик: За грубость, за неуважительное отношение к маме.
Учитель: Какие правила этикета ей надо выполнять.
Ученик: Говорить с мамой мягко и по - доброму.
Употреблять вежливые слова: извини, пожалуйста.
Сообщить маме во сколько вернётся.
Уважать маму, не обижать.
Сценка 2 Слайд 14
(Входит Борька с другом. Их в прихожей встречает бабушка.)
Борька: Идём, идём. Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка: (Одёрнув кофточку и поправив платок, тихо).
Обидеть, что ударить, приласкать – надо слово искать…
(уходит)
Друг: А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
Борька: Как это - главная?
Друг: Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец взгреет!
Борька: Не взгреет. Он сам с ней не здоровается!
Друг: (покачивая головой) Чудно! Теперь старых все уважают! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так теперь ему платят родные. Суд постановил. А стыдно-то как перед соседями, жуть!
Борька (покраснев): Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова.
(Борька прощается с другом, но задерживает его у дверей.)
Борька: Бабка, иди сюда!
Бабка: Иду-иду!
Борька (другу): Вот попрощайся с моей бабушкой.
Учитель: Что вас возмутило?
Ученик: Грубое отношение Борьки к своей бабушке.
Учитель: А что можно сказать о друге?
Учитель: В какой семье соблюдаются правила семейного этикета?
Ученик: В семье друга?
Учитель: Повлияли слова друга на Борьку? Докажите.
Ученик: Борька назвал бабку «бабушкой» и пригласил её для прощания с другом. Так принято по этикету.
YI . Правила семейного этикета.
Учитель: Прочитаем и запомним самые основные правила семейного этикета на с. 11.
(Подкреплять слайдами.)
Комфортной домашнюю жизнь делают слова… Слайд 14
Всегда сообщай членам семьи… Слайд 15
Для всех домочадцев обязательными являются… Слайд 16
Резкий и требовательный тон… Слайд 17
Уважай родителей … Слайд 18
7. Игра – соревнование «Правила семейного этикета»
Учитель: У вас на партах файл с таблицей. Вам необходимо составить правила семейного этикета и записать их в таблицу. Побеждает та пара, которая сумеет за короткое время составить как можно больше правил семейного этикета.
1 ряд составляет правила «Как вести себя дома».
2 ряд составляет «Правила поведения и этикета за столом».
3 ряд составляет « Правила поведения в гостях ».
(Звучит лёгкая музыка)
Проверка. (Дети зачитывают правила. Подкрепляется ответ слайдами.)
«Как вести себя дома» Слайд 19
1) Следи за порядком в своей комнате.
2) Никогда не порти книжки.
3) Не рисуй на обоях.
4) Учись правильно одеваться.
5) Не прыгай с высоких предметов.
«Правила этикета за столом» Слайд 20
1) Сиди за столом спокойно.
2) Во время еды нельзя разговаривать.
3) Дуть на горячий чай или суп нет смысла.
4) Пить чай, компот нужно бесшумно, не прихлёбывая.
5) Нельзя вылизывать тарелку.
6) Всё, что положили в тарелку нужно съесть.
Правила поведения в гостях. Слайд 21
1) Не приходи в гости без приглашения.
2) Не приходи раньше назначенного срока.
3) Не опаздывай к назначенному часу.
4) Приходя, разувайся в коридоре.
5) Умей пользоваться столовыми приборами.
6) Перед тем как сесть за стол помой руки.
7) Уходя, поблагодари хозяев за приём.
8) Не мусори в гостях.
8. Игра «Этикет улицы».
* Как вы поведёте себя при встрече на улице со своим знакомым?
А. На ходу крикну «Привет!» или помашу рукой.
Б. Захочу пообщаться, остановлюсь.
В. После приветствия слегка замедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.
Как вы думаете, надо ли уважать супруга, ребенка, родителей?
Надо ли проявлять участие к ним и помогать? Можно ли быть счастливым в семье, в которой никто о тебе не заботится?
Для большинства взрослых людей ответы на эти вопросы ясны, но с ребенком об этом следует говорить, разъяснять ему правила поведения в кругу близких и самим их придерживаться. Поговорите о том, что такое семья, для чего нужны папа, мама, он сам; что он делает для того, чтобы семья была счастливой; почему дома желательно быть опрятным на вид и приятным в общении; какие добрые слова мы говорим своим близким.
Используя любую возможность, чтобы сказать ребенку что-то приятное, родители не только подтверждают ему свои чувства, что для него очень важно, но и учат видеть в других людях хорошие качества. "Какой ты добрый! Спасибо!" - говорит мама сыну, угостившему ее конфетой. "Ты самая замечательная дочка, - радостно шепчет другая мама своей дочери, - я по тебе соскучилась"; "Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны", - нервно проговаривает третья. Короткие мгновения встречи, но как много они могут сказать о порядках, заведенных в семьях.
Умеет ли ваш ребенок обращаться к близким с просьбой и часто ли в его речи звучат требовательные нотки? Подскажите ему, что приятнее выполнять просьбу, чем требование. Такие слова, как "пожалуйста", "очень прошу, помоги мне", "спасибо" и др., не зря называются волшебными: они, словно ключик Буратино, открывают людские сердца. На них всегда хочется откликнуться и помочь. Важны не только слова, но тон, которым они произносятся, и улыбка, располагающая к себе. Нередко мы требуем от ребенка серьезности, чтобы "меньше улыбались и больше думали". Между тем значение улыбки в общении чрезвычайно велико. Она как бы говорит: я люблю людей и счастлив от встречи с ними. Дети много улыбаются, пребывая в счастье от сознания того, что они живут, рядом есть мама и папа, все их любят. Пусть ваш ребенок накапливает положительные эмоции, видит в окружающем хорошее. Тот, кто в детстве получил заряд доброты, радости и энергии, справится с любыми трудностями, решит самые сложные жизненные задачи.
Ребенок нуждается во внимании, нежных прикосновениях, поцелуях. Конечно, мы, взрослые, знаем об этом, но часто не придаем значения такому сильному эмоциональному воздействию и забываем поцеловать, погладить, посидеть с ним, тесно прижавшись друг к другу.
Большую роль в создании счастливой семьи играют подарки и сюрпризы, которые желательны не только в праздник или ко дню рождения, но и в самый обычный день. Подскажите ребенку, что он может сделать для близких. Вот как это делают, например, в семье Сережи. Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, поднесенные внуком, доставят ей огромную радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех подаренной ему шоколадкой. Как вы думаете, кто помог ребенку доставить близким радость и нужно ли ему это? Не забывайте и сами радовать детей: подарить карандаш или блокнот, сыграть в любимую игру сына или дочери, угостить мороженым или яблоком. Маленькие знаки внимания убеждают во взаимной любви.
Будьте осторожны в высказываниях, давая оценку детским поступкам. Говоря ребенку "ты плохой", мы учим его негативно оценивать нас, взрослых. Не "ты плохой", а "ты сейчас поступил плохо". Не "вечно у тебя грязные руки", а "они сейчас грязные у тебя". При таких словах у ребенка появляется уверенность, что близкие люди считают его хорошим человеком, способным самостоятельно исправить свой недостаток. Наряду с уверенностью, что его всегда любят, что бы ни произошло, внушайте ребенку, чувство ответственности за свои проступки. Танюша, не желая делиться с братом, спряталась под кроватью и съела яблоко. Если на нее накричать и даже побить, чтоб в другой раз неповадно было, это озлобит девочку против брата и родителей. Поступите по-другому: угостите чем-то вкусным сына, и хорошо бы он поделился с сестрой. Не ее ругать, а его похвалить. Воспитывайте больше на положительных эмоциях.
Но, помогая справиться с проблемами, обучая жизненной стойкости, не следует решать за ребенка те "сложные" вопросы, с которыми он может справиться сам. Валера расстроен: он поссорился с ребятами во дворе и те не хотят с ним играть. Папа сказал: не хотят и не надо, мы с тобой вдвоем погуляем. Во дворе они начали строить снежную крепость, и делали это так увлекательно, что к ним присоединились другие ребята. Зачем Валериному отцу надо было заниматься с чужими детьми? Не лучше ли погулять вдвоем? Сначала он так и хотел сделать, но, выйдя на улицу, решил примирить сына с друзьями. Получилось замечательно: дети весело играли, и Валера оказался среди них.
Обучая ребенка правильному и доброжелательному отношению к людям, желательно обсуждать с ним свои отношения: почему мы любим друг друга, как и почему родители заботятся о детях и дети о родителях. Поссорившись с ним, помогите ему выйти из ссоры: обсудите вместе, почему вы считаете его неправым, почему он так поступил. Помогая ребенку осознавать свои поступки, вы научите его налаживать мир со взрослыми: искренно сказать слова извинения, сделать что-то приятное для того, кого обидел.
Правила семейного этикета, которые осваивает ребенок:
- Дома желательно быть красивым и приятным внешне;
- Проявлять к близким внимание и заботу;
- Быть добрым, нежным и вежливым;
- Делать подарки и приятные сюрпризы;
- Стараться не ссориться с родными.
Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Помните!
Вы - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Материал подготовил: педагог д/о «Этикет», Хаматшарипова В.В.