Давайте попробуем разобраться, как поддерживается постоянная температура 36,6 С в организме людей?
И все же температура тела не меняется. Как вы думаете, почему? А, вот, интересно, почему наша температура тела остается постоянной? В организме человека происходят какие- то процессы.
Сейчас мы попробуем объяснить механизм образования и отдачи тепла. Поработаем со схемой.
Задание №1. Проанализируйте и объясните схему.
Беседа по схеме. Перед вами таблица. Когда принимаете горячую пищу в организме становится тепло. А еще когда?
Для этого я вам предлагаю заполнить таблицу.
Задание №2. Заполните таблицу «Регуляция теплоотдачи кровеносными соудами». Валеологическая пауза (музыка)
Задание №3 . А еще, какие условия благоприятвуют теплорегуляции? Правильно подобранная одежда по сезонам года в зависимости от температуры окружающей среды и по качеству.
Проведем простой опыт : возьмите стеклянные палочки, окуните их в воду и прикосните их к к коже руки, что вы почувствовали?
Задание №4 Проблемная ситуация из повседневной жизни.
Летом в солнечный день Маша долго играла с подругами на пляже. Когда она вернулась домой, то у нее поднялась температура, почувствовала головную боль и сильно хотела пить. Бабушка подумала, что внучка простудилась, напоила чаем, укутала в одеяло. Но Маше не становилось лучше. Врач, прибывший по вызову почему- то наругал бабушку за ее действия. Как вы думаете, почему ?
Что произошло с девочкой? (получила солнечный удар)
В чем была не права бабушка? (неправильно оказала первую помощь)
Какие меры надо предпринимать при тепловом и солнечном ударах?
Вывод: Повышение температуры тела зависит от температуры окружающей среды, и мы должны знать правила оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах.
А сейчас, ребята, поработаем в группах и решим биологические задачи. 1 группа: Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный быстрее замерзнет на морозе? Теплая кровь нагревает кожу. Благодаря тепловым рецепторам возникает чувство тепла. Сосуды глубоких слоев кожи расшерены и человек теряет последнее тепло. Расширение или сужение сосудов создает ощущение тепла. Отдача избытка тепла происходит сосуды кожи, в которыхможет вместиться 30% всей крови организма.
2 группа:
Развитие лихорадочного состояния часто сопровождается дрожью и ощущением холода (ознобов). Объясните эти симптомы на основе представления о механизме терморегуляции (вода испаряется, тело охлаждается). Озноб- это сокращения мышц. При сокращении мышц сужаются сосуды, нагнетается температура. Это защитное совйство организма бороться с инфекцией.
Вывод: Таким образом, теплорегуляция происходит благодаря сосудам кожи, потовым железам, нервной системе.
А, теперь решаем тест индивидуально, состоящий ииз 6 вопросов. Критерии оценивания: 6 баллов- «5»,
5 баллов-«4», 4- 3 балла- «3», 1-0 баллов- «2».
Давайте разберем с вами проблемный вопрос:
Задание №6. Почему некоторые люди, находясь на улице при низкой температуре, быстро замерзают и простуживаются, а другие долгое время находятся на холоде и не болеют?
Да, действительно закаливание является одним из способов укрепления и сохранения здоровья.
Каков девиз закаливания? Девиз: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
На выбор комментировать домашнее задание.
Стр. 168-170 учебника, отвечить на вопросы 1-4 устно
- Составить памятку «Правила закаливанияя из 5 пунктов»
Роль кожи в терморегуляции организма
Конспект урока биологии с использованием цифровой лаборатории «Архимед» с мультимедийным приложением (биология 8 класс)
Чернушка 2012
Цель урока :
сформировать у учащихся знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма, используя для этого знания биологии, физики.
закрепить знания о строении кожи, с её основными свойствами; формировать потребность беречь своё здоровье;
привлечь внимание ребёнка к себе, к собственному строению через опыт, прийти к научным знаниям, привести к пониманию себя как личности.
Задачи урока:
образовательные:
конкретизировать знания о строении кожи;
сформировать знания о коже как органе теплоотдачи;
Раскрыть условия сохранения постоянной температуры тела при повышении и понижении температуры.
развивающие:
развивать умение делать выводы из результатов практической работы;
развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма;
развивать умение анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно- следственные связи.
воспитательные:
продолжить гигиеническое воспитание учащихся, бережного отношения к своему здоровью,
развивать коммуникативные способностей.
Оборудование:
проектор
презентация
портативный компьютер Nova 5000
датчики температуры
датчик влажности
толстая нить
пластиковый пакет
резиновое кольцо
Ход урока
организационный момент
актуализация опорных знаний: Очень часто в молодежных газетах и журналах публикуют письма читателей, послушайте отрывок из такого «письма». Есть ли в нем биологические ошибки и неточности? В чем они заключаются?
Наконец-то началась долгожданная пора – каникулы! Мы с подругой проснулись в полдень и сразу побежали на пляж. Скорее в воду! Накупавшись вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и три часа загорали. Я учила на уроке биологии, что ультрафиолетовые лучи увеличивают роговой слой кожи, в клетках ее постепенно накапливается пигмент, придающий ей коричневый цвет – загар. Это красота и здоровье.
Изучение нового материала:
посмотрите на слайд и определите, на какие две группы можно разделить изображенных здесь животных. Какой признак лежит в основе деления на группы? (слайд 1 )
К какой из этих групп относится человек?
Какое свойство организма называют теплокровностью? (Теплокровность- свойство организма поддерживать температуру тела на определенном уровне.) (слайд 2 )
« А сейчас ребята, я хочу вам рассказать одну легенду (звучит приятная музыка). (слайд 3 )
Без малого пять веков назад, в последние дни 1496 г., в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника руководил великий художник и никем не превзойденный механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн.
Для изображения железного века кузнецы под наблюдением Леонардо да Винчи сделали огромную фигуру лежащего рыцаря, закованного в латы. А золотой век должен был изображать голый мальчик, с ног до головы покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога.
В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из его чрева вышел « золотой мальчик» с крыльями и лавровой ветвью в руке. Испуганно он смотрел на окружающих, произнося заученное приветствие герцогу. Праздник не удалось довести до конца, потому что внезапно заболела жена герцога. Гости разъехались. Погасли огни. О мальчике, конечно, забыли… Он остался один, в огромном холодном полутемном зале. Лишь на следующий день Леонардо да Винчи увидел его в темном углу. Ребенок дрожал и жалобно плакал. Леонардо закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер. Прошли века. История « золотого мальчика», связанная с именем великого художника, не была забыта. А причина его гибели долгое время оставалась непонятной и вызывала разные толкования.
Можете ли вы мне ответить и назвать основные причины гибели мальчика? (учащиеся формулируют ответ и говорят, что этот мальчик умер от переохлаждения. Была нарушена функция терморегуляции.)
Сегодня мы с вами поговорим о терморегуляции. Запишите тему урока «Терморегуляция организма» (слайд 4 )
С точки зрения физики человек всего лишь физическое тело и с ним, казалось бы, должны происходить процессы, такие же как с любыми физическими телами. Температура тела человека 36,6 0 С, а в классе – 24 0 С. Человек должен отдавать часть внутренней энергии окружающему воздуху, пока температура не станет одинаковой. Но разве это так?
Что нового мы должны узнать по этой теме? Давайте сформулируем цели нашего урока (учащиеся формулируют цели, а учитель их конкретизирует) (слайд 5 ) Объяснить, почему температура нашего тела остается постоянной. Чтобы ответить на этот вопрос мы должны вспомнить строение кожи. (слайд 6 )
А знаете ли вы, сколько тепла образуется в теле человека за один час? Столько, что хватит, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело вместо кожи было покрыто непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 градуса, а часов через сорок достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. (слайд 7 )
И все же температура тела не меняется. Когда говорят о температуре тела, имеют в виду температуру внутренних областей тела, т.е. тканей, лежащих глубже 2,5 см под поверхностью кожи. У человека температура поверхности кожи неодинакова на различных участках. Самая низкая температура у кожи кистей и стоп (28,5 0 С), а самая высокая - в области шеи. Внутри печени, где протекают окислительные процессы, температура достигает 39 0 С.(слайд 8 )
У здорового человека она обычно равна 36,5-37 градусов. Ее повышение выше 43 0 и падение ниже 25 0 С смертельны. Такое постоянство температуры тела поддерживается почти исключительно путем регуляции отдачи тепла через кожу. Ведь она непосредственно контактирует с внешней средой, следовательно, регистрирует все изменения температуры.
Совокупность физиологических реакций организма, обеспечивающих постоянство температуры тела называется терморегуляцией (слайд 9 )
В каком случае в организме вырабатывается тепло? (прием пищи, мышечная работа) (слайд 10 )
Какие источники тепла имеются в организме человека? (Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), которые при расщеплении (гидролизе с участием ферментов – биологических катализаторов) выделяют тепло (протекают экзотермические реакции), кроме того, есть активные ткани – печень, мышцы.)
Чтобы тело отдало тепло окружающей среде, образуемое им тепло должно «иметь доступ» к внешней среде. Тепло из глубины тела (ядра) перемещается кровью к коже, откуда может перейти в окружающую среду благодаря одному из следующих механизмов: (слайд 11 )
Потеря тепла через кожу путем излучения
Путем конвекции
Путем теплопроводности.
Все они зависят от количества протекающей через кожу крови.
А вот как зависит, мы проверим, проведя лабораторную работу «Нарушение кровообращения при наложении жгута». Для ее проведения мы воспользуемся цифровой лабораторией. У вас на столах лежат все необходимые материалы для ее проведения и инструкция (приложение1)
Почему понижается температура изолированных перетяжкой пальцев?
Почему после восстановления нормального кровоснабжения температура пальцев несколько возрастает по сравнению с начальной?
Кожа человека обильно снабжена кровеносными сосудами. Многие капилляры образуют петли и анастамозы, позволяющие менять количество крови, протекающие через кожные капилляры. При сужении этих сосудов уменьшается теплоотдача. При их расширении выделение тепла увеличивается. Кроме того кровь в большом количестве протекает через потовые железы. (слайд 12 )
А теперь попробуйте объяснить опыт доктора Ч. Благдена, проведенный в Англии более 200 лет назад. Вместе с несколькими друзьями и собакой провел 45 минут в сухой камере при температуре +126 без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения. (слайд 13 )
При испарении тепло теряется с поверхности тела в процессе превращения воды в водяной пар. На испарение 1г воды затрачивается 2, 45кДж тепла. Теплоотдача путем испарения пота происходит непрерывно в виде незаметной для нас испарины.
Пот – водянистая жидкость, содержащая 0,1-0,4% хлористого натрия, лактата натрия и мочевины. Он образуется из тканевой жидкости. (слайд 14 )
У человека потоотделение начинается тогда, когда температура поднимается выше 36,7 0 С. При нормальных условиях в сутки выделяется 900 мл но при очень сильной жаре и достаточном снабжении водой и солями эта величина может достигать 12л.
Сейчас вы проведете еще одну лабораторную работу «Выделительная и терморегуляторная функция кожи» после которой ответите на следующие вопросы:
Почему повышается температура в пакете в ходе эксперимента?
Почему повышается влажность в пакете?
Почему во втором опыте влажность увеличилась быстрее и достигла более высокого значения, чем в первом опыте?
Почему летняя одежда делается из натуральных, а не синтетических тканей? (слайд 15 )
А теперь давайте попробуем сформулировать основные выводы по данному уроку.
Кожа – главный орган терморегуляции
В зависимости от характера реализации терморегуляторных механизмов различают теплокровных и холоднокровных животных
Терморегуляция – это процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внешней и внутренней среды
Нарушение процессов терморегуляции может привести к перегреванию или переохлаждению организма. (слайд 16 )
Образование и отдача тепла регулируется рефлекторно и гуморально. Существует центр терморегуляции, расположенный в гипоталамусе (промежуточный мозг). Считается, что в его передней части располагаются центры, регулирующие теплоотдачу, а в области заднего гипоталамуса локализованы центры, контролирующие процессы продукции и сохранения тепла. (слайд 17 )
Температура окружающей среды и ее колебания действуют на терморецепторы кожи. Подсчитано, что на 1 см 2 приходится 12 холодовых, 1-2 тепловых рецепторов. А вся кожная поверхность тела человека содержит 250 тыс. холодовых рецепторов и только 30 тыс. тепловых.
Закрепление изученного материала: . (слайд 18 - 21 )
Решите биологические задачи:
Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?
Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а летом сильно нагреваются. Объясните почему?
Почему вредно туго затягиваться ремнем и носить тесную обувь?
Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую жаркую погоду ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению.
Домашнее задание . (слайд 22 )
§42
Составить синквейн на тему «Кожа»
На уроке мы узнаем о роли кожи в теплорегуляции. Рассмотрим, как человеческий организм справляется с изменением температуры окружающей среды, при этом не меняя температуру внутри организма. Ознакомимся с первой помощью при тепловом ударе.
Она за-ви-сит от тем-пе-ра-ту-ры, влаж-но-сти и дви-же-ния воз-ду-ха. По-сто-ян-ство тем-пе-ра-ту-ры обес-пе-чи-ва-ет-ся за счет ре-гу-ля-ции теп-ло-от-да-чи.
Тер-мо-ре-гу-ля-ция - это спо-соб-ность ор-га-низ-ма под-дер-жи-вать по-сто-ян-ную тем-пе-ра-ту-ру тела в усло-ви-ях из-ме-ня-ю-щей-ся внеш-ней среды. Она обес-пе-чи-ва-ет по-сто-ян-ную тем-пе-ра-ту-ру от 36,5 до 36,9 гра-ду-сов, это важно для функ-ци-о-ни-ро-ва-ния бел-ков и дру-гих ор-га-ни-че-ских ве-ществ.
Че-ло-век может пе-ре-но-сить небольшие ко-ле-ба-ния тем-пе-ра-ту-ры внут-ри сво-е-го тела. По-вы-ше-ние до 43 и па-де-ние до 25 гра-ду-сов могут оказаться смер-тель-ны.
Тер-мо-ре-гу-ля-ция осу-ществ-ля-ет-ся за счет из-ме-не-ния про-све-та кро-ве-нос-ных со-су-дов и по-то-от-де-ле-ния.
Когда температура окружающей среды высокая, про-ис-хо-дит рас-ши-ре-ние кро-ве-нос-ных со-су-дов, через них про-хо-дит боль-ше крови, кожа на-гре-ва-ет-ся, теп-ло-от-да-ча в окру-жа-ю-щую среду уве-ли-чи-ва-ет-ся (рис. 2).
Рис. 2. Процесс теплоотдачи при высокой температуре ()
При по-хо-ло-да-нии со-су-ды кожи ре-флек-тор-но сужа-ют-ся, кро-во-ток в коже умень-ша-ет-ся, и по-те-ря тепла сни-жа-ет-ся (рис. 3).
Рис. 3. Процесс теплоотдачи при низкой температуре ()
Из-ме-не-ние кро-во-то-ка в коже изменяет ее цвет. При силь-ных эмо-ци-ях, например испуге, мел-кие со-су-ды кожи пе-ре-кры-ва-ют-ся и кожа блед-не-ет. Когда че-ло-век сер-дит-ся, при-ток крови к коже уве-ли-чи-ва-ет-ся, и че-ло-век крас-не-ет (рис. 4).
Рис. 4. Изменение цвета кожи ()
Когда тем-пе-ра-ту-ра тела ниже тем-пе-ра-ту-ры окру-жа-ю-щей среды, в жару, рас-ши-ре-ние со-су-дов не усиливает от-да-чу тепла. По-то-от-де-ле-ни-е помогает избежать перегрева. Пот испаряется, при этом по-гло-ща-ет с по-верх-но-сти кожи боль-шое ко-ли-че-ство тепла и температура тела не по-вы-ша-ет-ся даже в самую жар-кую по-го-ду.
Процессы из-ме-не-ния про-све-та кро-ве-нос-ных со-су-дов и по-то-от-де-ле-ния происходят под управлением центральной нервной системы (рис. 5).
Рис. 5. Схема повышения температуры тела ()
Тем-пе-ра-ту-ра тела по-вы-ша-ет-ся тогда, когда человек заболевает. При попадании в ор-га-низм ин-фек-ции с за-щит-ны-ми ве-ще-ства-ми об-ра-зу-ют-ся и пи-ро-ген-ные ве-ще-ства (теп-ло-рож-да-ю-щие) . Нерв-ная си-сте-ма реагирует на них, что при-во-дит к по-вы-ше-нию температуры. Повышение температуры при болезни - нормальная реакция организма.
Повышенная температура уско-ря-ет хи-ми-че-ские про-цес-сы, уве-ли-чи-ва-ет обмен ве-ществ в тка-нях, по-вы-ша-ет ак-тив-ность лей-ко-ци-тов, пе-че-ни, ги-по-фи-за (рис. 6).
Рис. 6. Повышение активности лейкоцитов ()
Очень вы-со-кую тем-пе-ра-ту-ру врачи со-ве-ту-ют сни-жать жа-ро-по-ни-жа-ю-щими сред-ствами, потому что ее длительное воздействие дает на-груз-ку на серд-це (уча-ща-ет-ся пульс, сла-бе-ет весь ор-га-низм, ухудшается ра-бо-та неко-то-рых фер-мен-тов).
При пе-ре-гре-ва-нии на солн-це (осо-бен-но в ат-мо-сфе-ре, на-сы-щен-ной па-ра-ми воды), при фи-зи-че-ской ра-бо-те в душ-ных, плохо про-вет-ри-ва-е-мых по-ме-ще-ни-ях или в плохо про-пус-ка-ю-щей воз-дух одеж-де от-да-ча ор-га-низ-мом тепла за-труд-ня-ет-ся. Нарушение рав-но-ве-сия между об-ра-зо-ва-ни-ем и от-да-чей тепла может вызвать теп-ло-во-й удар . Признаки теплового удара: го-лов-ная боль, одыш-ка, го-ло-во-кру-же-ние, шум в ушах, сла-бость, уча-щение пульса, «мушки» перед гла-за-ми, возможна потеря сознания.
Первая помощь при тепловом ударе:
По-стра-дав-ше-го пе-ре-не-сти (если потерял сознание) или увести в про-хлад-ное место (рис. 7).
Рис. 7. Прохлада ()
Раз-деть его или рас-стег-нуть одеж-ду (рис. 8).
Рис. 8. Расстегнуть одежду ()
На го-ло-ву по-ло-жить смо-чен-ное хо-лод-ной водой по-ло-тен-це или лед, ноги при-под-нять с по-мо-щью ва-ли-ка из одеж-ды. Если боль-ной не по-те-рял со-зна-ние, дать вы-пить про-хлад-ной воды (рис. 9).
Рис. 9. Помощь при тепловом ударе ()
По-стра-дав-ше-го об-ернуть мок-рой про-сты-ней и обмахивать его, со-здать дви-же-ние воз-ду-ха и уси-лить ис-па-ре-ние (рис. 10).
Рис. 10. Помощь при тепловом ударе ()
Вы-звать ско-рую по-мощь (рис. 11).
Рис. 11. Скорая помощь ()
Список литературы
- Колесов Д.В. и др. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. - 3-е изд. - М.: Дрофа, 2002. - 336 с.
- Вахрушев А.А., Родионова Е.И. и др. Биология. 8 класс. (Познай себя). - М.: 2009. - 304 с.
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Учебник Биология. 8 класс. - 3-е изд., перераб. - М.: 2008. - 272 с.
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. - М.: 2012. - 288 с.
- Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. - 2-е изд., стер. - М.: 2007. - 287 с.
- Пасечник В.В. и др. Биология. 8 класс. - М.: 2010. - 255 с.
- Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. - М.: 2012. - 255 с.
- Animals-world.ru ().
- Meduniver.com ().
- Medchitalka.ru ().
Домашнее задание
- Что такое терморегуляция?
- За счет чего осуществляется терморегуляция?
- Опишите признаки теплового удара.
- Какова первая помощь при тепловом ударе?
Цель:
1. сформировать у учащихся знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма, используя для этого знания биологии, физики.
2. закрепить знания о строении кожи, с её основными свойствами; формировать потребность беречь своё здоровье;
3. привлечь внимание ребёнка к себе, к собственному строению через опыт, прийти к научным знаниям, привести к пониманию себя как личности.
Задачи урока:
образовательные:
1) конкретизировать знания о строении кожи;
2) сформировать знания о коже как органе теплоотдачи;
3) Раскрыть условия сохранения постоянной температуры тела при повышении и понижении температуры.
развивающие:
1) развивать умение делать выводы из результатов практической работы;
2) развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма;
3) развивать умение анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.
воспитательные:
1) продолжить гигиеническое воспитание учащихся, бережного отношения к своему здоровью,
2) развивать коммуникативные способностей.
Оборудование:
1. проектор
2. презентация
3. портативный компьютер Nova 5000
4. датчики температуры
5. датчик влажности
6. толстая нить
7. пластиковый пакет
8. резиновое кольцо
Ход урока
1. организационный момент
2. актуализация опорных знаний: Очень часто в молодежных газетах и журналах публикуют письма читателей, послушайте отрывок из такого «письма». Есть ли в нем биологические ошибки и неточности? В чем они заключаются?
Наконец-то началась долгожданная пора – каникулы! Мы с подругой проснулись в полдень и сразу побежали на пляж. Скорее в воду! Накупавшись вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и три часа загорали. Я учила на уроке биологии, что ультрафиолетовые лучи увеличивают роговой слой кожи, в клетках ее постепенно накапливается пигмент, придающий ей коричневый цвет – загар. Это красота и здоровье.
3. Изучение нового материала:
посмотрите на слайд и определите, на какие две группы можно разделить изображенных здесь животных. Какой признак лежит в основе деления на группы? (слайд 1)
К какой из этих групп относится человек?
Какое свойство организма называют теплокровностью? (Теплокровность- свойство организма поддерживать температуру тела на определенном уровне.) (слайд 2)
« А сейчас ребята, я хочу вам рассказать одну легенду (звучит приятная музыка). (слайд 3)
Без малого пять веков назад, в последние дни 1496 г., в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника руководил великий художник и никем не превзойденный механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн.
Для изображения железного века кузнецы под наблюдением Леонардо да Винчи сделали огромную фигуру лежащего рыцаря, закованного в латы. А золотой век должен был изображать голый мальчик, с ног до головы покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога.
В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из его чрева вышел « золотой мальчик» с крыльями и лавровой ветвью в руке. Испуганно он смотрел на окружающих, произнося заученное приветствие герцогу. Праздник не удалось довести до конца, потому что внезапно заболела жена герцога. Гости разъехались. Погасли огни. О мальчике, конечно, забыли… Он остался один, в огромном холодном полутемном зале. Лишь на следующий день Леонардо да Винчи увидел его в темном углу. Ребенок дрожал и жалобно плакал. Леонардо закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер. Прошли века. История « золотого мальчика», связанная с именем великого художника, не была забыта. А причина его гибели долгое время оставалась непонятной и вызывала разные толкования.
Можете ли вы мне ответить и назвать основные причины гибели мальчика? (учащиеся формулируют ответ и говорят, что этот мальчик умер от переохлаждения. Была нарушена функция терморегуляции.)
Сегодня мы с вами поговорим о терморегуляции. Запишите тему урока «Терморегуляция организма» (слайд 4)
С точки зрения физики человек всего лишь физическое тело и с ним, казалось бы, должны происходить процессы, такие же как с любыми физическими телами. Температура тела человека 36,60С, а в классе – 240С. Человек должен отдавать часть внутренней энергии окружающему воздуху, пока температура не станет одинаковой. Но разве это так?
Что нового мы должны узнать по этой теме? Давайте сформулируем цели нашего урока (учащиеся формулируют цели, а учитель их конкретизирует) (слайд 5) Объяснить, почему температура нашего тела остается постоянной. Чтобы ответить на этот вопрос мы должны вспомнить строение кожи. (слайд 6)
А знаете ли вы, сколько тепла образуется в теле человека за один час? Столько, что хватит, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело вместо кожи было покрыто непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 градуса, а часов через сорок достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. (слайд 7)
И все же температура тела не меняется. Когда говорят о температуре тела, имеют в виду температуру внутренних областей тела, т.е. тканей, лежащих глубже 2,5 см под поверхностью кожи. У человека температура поверхности кожи неодинакова на различных участках. Самая низкая температура у кожи кистей и стоп (28,50С), а самая высокая - в области шеи. Внутри печени, где протекают окислительные процессы, температура достигает 390С.(слайд 8)
У здорового человека она обычно равна 36,5-37 градусов. Ее повышение выше 430 и падение ниже 250С смертельны. Такое постоянство температуры тела поддерживается почти исключительно путем регуляции отдачи тепла через кожу. Ведь она непосредственно контактирует с внешней средой, следовательно, регистрирует все изменения температуры.
Совокупность физиологических реакций организма, обеспечивающих постоянство температуры тела называется терморегуляцией (слайд 9)
В каком случае в организме вырабатывается тепло? (прием пищи, мышечная работа) (слайд 10)
Какие источники тепла имеются в организме человека? (Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), которые при расщеплении (гидролизе с участием ферментов – биологических катализаторов) выделяют тепло (протекают экзотермические реакции), кроме того, есть активные ткани – печень, мышцы.)
Чтобы тело отдало тепло окружающей среде, образуемое им тепло должно «иметь доступ» к внешней среде. Тепло из глубины тела (ядра) перемещается кровью к коже, откуда может перейти в окружающую среду благодаря одному из следующих механизмов: (слайд 11)
1. Потеря тепла через кожу путем излучения
2. Путем конвекции
3. Путем теплопроводности.
Все они зависят от количества протекающей через кожу крови.
А вот как зависит, мы проверим, проведя лабораторную работу «Нарушение кровообращения при наложении жгута». Для ее проведения мы воспользуемся цифровой лабораторией. У вас на столах лежат все необходимые материалы для ее проведения и инструкция (приложение1)
Почему понижается температура изолированных перетяжкой пальцев?
Почему после восстановления нормального кровоснабжения температура пальцев несколько возрастает по сравнению с начальной?
Кожа человека обильно снабжена кровеносными сосудами. Многие капилляры образуют петли и анастамозы, позволяющие менять количество крови, протекающие через кожные капилляры. При сужении этих сосудов уменьшается теплоотдача. При их расширении выделение тепла увеличивается. Кроме того кровь в большом количестве протекает через потовые железы. (слайд 12)
А теперь попробуйте объяснить опыт доктора Ч. Благдена, проведенный в Англии более 200 лет назад. Вместе с несколькими друзьями и собакой провел 45 минут в сухой камере при температуре +126 без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения. (слайд 13)
При испарении тепло теряется с поверхности тела в процессе превращения воды в водяной пар. На испарение 1г воды затрачивается 2, 45кДж тепла. Теплоотдача путем испарения пота происходит непрерывно в виде незаметной для нас испарины.
Пот – водянистая жидкость, содержащая 0,1-0,4% хлористого натрия, лактата натрия и мочевины. Он образуется из тканевой жидкости. (слайд 14)
У человека потоотделение начинается тогда, когда температура поднимается выше 36,70С. При нормальных условиях в сутки выделяется 900 мл но при очень сильной жаре и достаточном снабжении водой и солями эта величина может достигать 12л.
Сейчас вы проведете еще одну лабораторную работу «Выделительная и терморегуляторная функция кожи» после которой ответите на следующие вопросы:
1. Почему повышается температура в пакете в ходе эксперимента?
2. Почему повышается влажность в пакете?
3. Почему во втором опыте влажность увеличилась быстрее и достигла более высокого значения, чем в первом опыте?
4. Почему летняя одежда делается из натуральных, а не синтетических тканей? (слайд 15)
А теперь давайте попробуем сформулировать основные выводы по данному уроку.
1) Кожа – главный орган терморегуляции
2) В зависимости от характера реализации терморегуляторных механизмов различают теплокровных и холоднокровных животных
3) Терморегуляция – это процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внешней и внутренней среды
4) Нарушение процессов терморегуляции может привести к перегреванию или переохлаждению организма. (слайд 16)
Образование и отдача тепла регулируется рефлекторно и гуморально. Существует центр терморегуляции, расположенный в гипоталамусе (промежуточный мозг). Считается, что в его передней части располагаются центры, регулирующие теплоотдачу, а в области заднего гипоталамуса локализованы центры, контролирующие процессы продукции и сохранения тепла. (слайд 17)
Температура окружающей среды и ее колебания действуют на терморецепторы кожи. Подсчитано, что на 1 см2 приходится 12 холодовых, 1-2 тепловых рецепторов. А вся кожная поверхность тела человека содержит 250 тыс. холодовых рецепторов и только 30 тыс. тепловых.
4. Закрепление изученного материала: . (слайд 18 - 21)
Решите биологические задачи:
- Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?
- Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а летом сильно нагреваются. Объясните почему?
- Почему вредно туго затягиваться ремнем и носить тесную обувь?
- Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую жаркую погоду ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению.
§42
Составить синквейн на тему «Кожа»