Классный час в начальной школе «Здравствуй, Зимушка – зима!»
Суслова Наталья Викторовна учитель начальных классов МОУ СОШ № 7 им. адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаев Ярославская обл.Описание материала: Материал мероприятия будет интересен учителям – организаторам, классным руководителям при организации зимнего досуга в начальной школе; на уроках - закреплениях окружающего мира, внеурочной деятельности. Классный час удобно провести в виде путешествия по станциям-этапам.
Цель: Обобщение знаний детей о зиме.
Задачи: - формировать и расширять представления о зиме, как времени года;
- закреплять знания о приметах зимы;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение действовать в группе;
- воспитывать любовь к природе, ко времени года зима.
Этапы зимнего путешествия.
1. Братцы-месяцы.
Какое время года пришло на смену осени? (зима)
Чтение стихотворения.
Мы её говорим…. «Здравствуй, Зимушка – зима!»
Назовите зимний триместр. (декабрь, январь, февраль)
Представим каждый месяц.
Назовите признаки неживой природы.
2. Частушки:
- Наконец-то в декабре
Двор стал белым на заре.
Снега много для снежков,
Угощу им всех дружков!
- Во дворе у нас стоит
Снеговик с метёлкой.
Ночью тёмной сторожит
Дом он наш от волка.
- Не хотят зимой стоять
Без одежды клёны.
Вместо листьев на ветвях
Воробьи, вороны.
3. Зимние гости.
С наступлением зимы появляются зимние гости. Кто это?
Давайте выясним – кто как зимует?
4. Загадки:
Загадаю вам, ребятки,
Очень трудные загадки.
Отгадаешь – не зевай,
Дружно, хором отвечай!
Бел, как сахар,
Нет ног, а идёт. (снег)
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу. (вьюга)
Старик-шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
В новой стене.
В круглом окне,
Днём стекло разбито,
Ночью вставлено. (прорубь)
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)
Не умеет он играть,
А заставит танцевать,
Нарумянит всех людей.
Кто же этот чародей? (мороз)
У меня длинней иголки, чем у ёлки,
Очень прямо я расту в высоту,
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (сосна)
Волшебные туфли наденешь на ноги –
И сразу помчишься по зимней дороге. (лыжи)
Бежала – шумела,
Заснула – заблестела. (река)
Я – вода,
По воде и плаваю. (лёд)
Гуляет в поле, да не конь,
Летает в поле, да не птица. (ветер, вьюга)
Странная звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)
Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички.
Зовут их … (рукавички)
Какая птица белеет на зиму? (куропатка)
Сколько лучей у снежинки? (6)
Какой год продолжается один день? (Новый)
5. Зимние пословицы, поговорки.
Зима не лето – в шубу одета.
Зимою шубка не шутка.
Зимою солнце, что мачеха,- светит, а не греет.
В зимний холод каждый молод.
На тот снег, что метёт, а тот, что идёт.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Снег холодный, а от стужи укрывает.
В декабре мороз нарастает, зато день убывает.
В декабре семь погод на дворе: веет, дует, кружит, вьюжит, рвёт, метёт, песню поёт.
В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивают.
Декабрь – год кончает, зиму начинает.
В январе растёт день, растёт и холод.
В январе снега надует – хлеба прибудет.
Январь подкладывает дров в печку.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да морозом ухо рвёт.
Февраль сшибает рог зиме.
Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.
6. Новогодняя гостиная.
«Доскажи словечко!»
Бенгальские … (огни)
Карнавальный … (костюм)
Поздравительная... (открытка)
Ёлочная... (игрушка)
Бумажное... (конфетти)
Серебряный... (шар)
Разноцветная... (мишура)
То, чем ёлку наряжают, я ребятам назову.
Вы послушайте внимательно и ответьте обязательно.
Если мы вам скажем верно, говорите «Да!» в ответ.
Ну, а если вдруг неверно, отвечайте смело «Нет!»
Разноцветные хлопушки?
Одеяла и подушки?
Мармеладки, шоколадки?
Шарики стеклянные?
Стулья деревянные?
Плюшевые мишки?
Буквари и книжки?
Бусы разноцветные?
И гирлянды светлые?
Снег из ваты белой?
Ранцы и портфели?
Туфли и сапожки?
Чашки, вилки, ложки?
Конфеты блестящие?
Тигры настоящие?
Звёздочки лучистые?
«Восстановить новогоднее меню»
ТРОТ – торт
РИЦАКУ – курица
ЛАСТА – салат
ЖОНОРЕМОРЕ – мороженое
БАРЫ – рыба
ПОТКОМ – компот
АПУСТАК – капуста
ОТКЛЕТКА – котлетка.
7. Давайте поиграем!
Игра «Доскажи!»
Что делал зимой,
Дай, дружок, мне ответ.
Слушай внимательно,
Отвечай «да» или «нет»!
В снежки играли вы с друзьями?
Грибы собирали сами в лесу?
С горки на санках катались?
В деревне на речке купались?
По лесу на лыжах бродили?
А много цветов находили?
В саду своём грядку копали?
И с Дедом Морозом плясали?
Друзья, не устали ещё отвечать?
А через год ждёте зиму опять?
Конкурс песен.
Спеть зимние, новогодние песни по очереди. Кто последний – победил.
«В лесу родилась ёлочка…»
«Маленькой ёлочке…»
«Раз морозною зимой…»
«Ой, мороз, мороз!...»
«Где-то на белом свете…»
«Расскажи, Снегурочка, где была?…»
«У леса на опушке…» и т.д.
Конкурс «Угадаешь – нарисуй!».
Мы из сказки,
Ты нас знаешь…
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж?!
Сказку заново прочтёшь!
1.
Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга!
В царство льда умчался Кай…
Герда, Герда, выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке … («Снежная королева»)
2. Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт!
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется … («По щучьему велению»)
3. Она, как снег, бела и светла…
Она, как снег, боится тепла!
Рады и дети, и курочка
Ему не рада только … (Снегурочка)
Конкурс «Снежинка» . Вырезать снежинку на время, красоту учитывать.
Конкурс «Шоколад». Кто быстрее съест шоколадку?
Конкурс «Донеси снежок в ладошке» .
Конкурс "Чьи следы?"
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Конкурсное развлекательное мероприятие для учащихся 1 класса и их родителей, которое было проведено в библиотеке.
Цель мероприятия: сплочение ученического коллектива и родителей через создание атмосферы праздничного дня.
Задачи:
- совершенствовать связь семьи и школы через привлечение родителей к совместным общеклассным мероприятиям;
- формировать положительный настрой на общение;
- воспитывать активность учащихся, интерес к чтению;
- формировать умение выразительно читать стихотворения;
- развивать внимание, творческие способности.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов, сказок о зиме.
- Рассматривание картин зимней природы.
- Рисование на тему «Зимние пейзажи».
- Разучивание песен, стихотворений о зиме.
- Разучивание танцевальных движений.
Оформление: зал украшен рисунками на тему «Зимние пейзажи», выполненными детьми вместе с родителями, выставка книг о зиме (мероприятие проходит в библиотеке)
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады видеть вас в этом праздничном зале. Послушайте загадку и догадайтесь, чему посвящено наше мероприятие.
Ученик:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
Дети: Зима.
Ученик:
В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.
Зима (входит в зал ): Вы меня на праздник ждали? Вот и я сама! С вьюгой, снегом, холодами Русская зима.
Дети: Здравствуй, зимушка-зима!
Ученик:
Белым снегом всё покрыла:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый –
Здравствуй, зимушка – зима!
Вьётся след замысловатый
От полянки до холма.
Это заяц напечатал –
Здравствуй, зимушка – зима!
Мы для птиц кормушки ставим,
Насыпаем в них корма,
И поют пичуги в стаях –
Здравствуй, зимушка – зима!
Учитель: Здравствуй, зимушка – зима! Мы рады тебя видеть. Послушай, какую песенку про тебя знают ребята.
(Дети исполняют песню «Зимушка хрустальная».)
Зима: Какая хорошая песенка про меня. Мне очень приятно. А зимние загадки вы сумеете отгадать?
(Зима загадывает детям загадки.)
- Она сковала моря и реки,
Всё бело кругом, красиво,
В инее сияет ива.
Холода, мороз, метели
Закружили – завертели.
В белых шапках все дома.
Это к нам пришла … (зима). - Где пройдёт прохожий,
Там ковёр положит.
Тот ковёр пушистый,
Белый да искристый. (снег) - Мимо сосен и берёз
Лесом ходит дед Мороз.
Голый, сонный лес зимой
Он украсит бахромой.
Это что за бахрома?
Угадайте, детвора! (иней) - Что за хрупкое стекло
Вдруг на лужицу легло?
Солнце в полдень припекло –
Где же в лужице стекло? (лёд) - В небе звёздочкой летала,
На ладошке каплей стала. (снежинка) - Растёт зимой, не летом
И сверху вниз при этом. (сосулька) - Скачет по лесу то взад, то вперёд,
Воет, гудит и деревья трясёт. (вьюга) - Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы и заросли роз? (мороз)
Зима: Загадки вы умеете отгадывать. А какие зимние месяцы вы знаете?
Дети: февраль, январь, декабрь.
Зима: Правильно. Молодцы.
Учитель: Ребята даже знают песню про эти месяцы.
(Звучит песня «Три белых коня».)
Зима: Отгадайте, о каком зимнем месяце идёт речь. Этот месяц год кончает, а зиму – начинает. (Декабрь)
Ученик:
Снег посыпал,
Пришла к нам зима.
Рада приходу её детвора.
Снежные бабы и крепости тут.
Нет, не напрасно декабрь дети ждут.
Ученик:
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу принёс.
Учитель: А зачем приносят ёлку домой? Совсем скоро наступит самый любимый праздник, который ждут все ребята. А как он называется? А кто самые главные гости на новогоднем празднике?
Дети: Дед Мороз и Снегурочка.
Учитель: Давайте поиграем.
Задание 1: Составить из пазлов изображение деда Мороза и Снегурочки.
Учитель: А какой Новый год без ёлочки.
Задание 2: Украсить ёлочку (дети по очереди прикрепляют на ёлочку бумажные шарики).
Зима: Отгадайте следующий зимний месяц. Этот месяц году начало – зиме середина. (январь)
Ученик:
Нет прекраснее поры,
Чем зима для детворы.
Много у ребят хлопот,
Наступает Новый год.
И, листая календарь,
На порог спешит январь.
С ним весёлая пора,
Ей так рада детвора.
Ученик:
В январе, в январе
Много снега на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом.
Зима: Январь самый морозный зимний месяц.
Задание для родителей: Вырезать из белой бумаги красивые снежинки.
Задание для детей: «Снежки». Пока звучит музыка, дети делают из бумаги «снежные» комочки, а затем бросают их в корзину.
Эстафета: Перенести «снежки» из одной корзины в другую.
Зима: Этот месяц – месяц снегопадов, злых вьюг и метелей. (февраль)
Ученик:
Дуют ветры в феврале,
Дуют в трубы звонко.
Змейкой мчится по земле лёгкая позёмка.
Крутой февральский вечер.
Метёт, метёт пурга,
И, кажется, что вечно лежат снегов стога.
Учитель: В старину длинными, февральскими вечерами под завывание метели дети любили послушать сказки, которые им рассказывали бабушки.
Библиотекарь: А давайте проведём конкурс «Угадай сказку», (библиотекарь зачитывает отрывки из сказок, в которых говорится про зимнее время )
- «Пришла зима студёная, с вьюгой да снежными сугробами. Зайка с холода и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить …» («Лиса и заяц»)
- «Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: - Ловись, рыбка. И мала и велика!» («Лисичка – сестричка и серый волк»)
- «Зима. Хитрый Лис думает: - Замёрзло озеро, Теперь уточка моя, никуда от меня не денется: по снегу куда ни пойдёт, - наследит, по снегу я её и найду …» (В.Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»)
- «Придумала мачеха падчерицу со двора согнать: - Вези, старик, её куда хочешь, чтобы глаза мои её не видели … во чисто поле на трескучий мороз» («Морозко»)
- «Мне бы лучше за мужиком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах кроме лаптишек ничего нет. А ты, братец, как посильнее меня, за барином беги». («Два Мороза»)
- «Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей. Шлёт мороз за морозом, один другого злее. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются». (К. Ушинский. «Проказы старухи зимы»)
- «Вот пришла зима снежная, намела сугробов до пояса, ребятишки на санках катаются, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают». («Снегурочка»)
Библиотекарь: Молодцы, ребята. Хорошо знаете произведения про зиму.
Учитель: А ещё февраль месяц первого тёплого солнца.
Ученик:
Вьюги злятся,
Вьюги злятся.
Так весну они боятся,
Не хотят ей уступать,
Снег, метель нам не унять.
То пороша, то позёмки.
Лёд на реках чистый, звонкий.
И морозы злые жгут …
Но весны все люди ждут.
Февраля не долог век –
Глядь – и март берёт разбег.
Зима: Да и правда, когда наступит март, мне нужно будет уходить. И напоследок я хочу с вами поиграть в игру «Да иль нет».
Что вы делаете зимой,
Дайте мне ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечайте «Да иль нет».
– В снежки играете с друзьями? (Да)
– Грибы в лесу собираете сами? (Нет)
– С горки на санках катаетесь? (Да)
– В деревне на речке купаетесь? (Нет)
– По лесу на лыжах бродите? (Да)
– А много цветов находите? (Нет)
– В саду своём грядки копаете? (Нет)
– А с дедом Морозом пляшете? (Да)
– Друзья, не устали ещё отвечать? (Нет)
– А через год меня ждёте опять? (Да)
(Зима дарит детям подарки, прощается с ними и уходит.)
Литература:
- Е.Н. Арсенина «Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе» Москва «Глобус» 2007.
- О.Е.Жиренко и др. «Внеклассные мероприятия 1 класс» Москва «ВАКО» 2006
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
г.Норильска, Красноярского края
Внеклассное мероприятие
«Зимушка – зима!»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Ткачева Екатерина Гуламалиевна
Материал скачан с сайта Интернет-сообщества учителей
http://pedsovet.su/
Г. Норильск, 2010 год
Тема: Здравствуй, Зимушка-зима Цели: - познакомить с образованием снежинки; - развивать логическое мышление; - проверить знания о зиме; - воспитывать любовь к внешнему миру.Оборудование:
- кроссворд;
- слова: «декабрь», «январь», «февраль»; - рисунок Зимушки-зимы; - рисунки со снежинками; - рисунки со следами животных и птиц; - муз. произведение П.И. Чайковского «Зимнее утро»; - альбомные листы; - фломастеры и карандаши; - 3 пословицы; - снежинки с загадками.Перед занятием учащихся получают послание от Зимушки-зимы: «Дорогие ребята! Скоро я приеду к вам в гости. Мне хотелось бы интересно провести с вами время. Для этого повторите стихотворения, загадки и приметы о зиме».
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Екатерина Сергеевна, и я проведу сегодня внеклассное занятие. О чём мы будем сегодня говорить вы должны угадать с помощью кроссворда.
4.
1. 1. Скачет ночью под луной 2. И не снег, и не лёд,
В белой шубке зверь лесной, А серебром деревья уберёт.
Ест кору сырой осины.
Служит снег ему периной
А когда весна наступит
Платье серое он купит.
3. Гость гостил 4. Белая морковка зимой растёт.
Золотой мост мостил –
Без ножа, без топора,
Без железного долота.
Учитель: Итак, о чём же мы будем говорить на внеклассном занятии?
Ответ: О зиме.
Учитель: Правильно. Тема нашего занятия – здравствуй Зимушка-зима. И к нам в гости пришла сама красавица Зима (На развороте доски висит Зима ).
Вы, наверное, все познакомились с посланьем Зимушки-зимы и подготовились к встрече с ней. Но перед тем как проверить вашу подготовку, мне хотелось бы узнать, какие месяца года являются зимними.
Ответ: Декабрь, январь, февраль (вывешивает слова на доску: если дети отвечают неправильно, выясняем, какой месяц лишний ).
Учитель: А сейчас давайте расскажем нашей гостье зимние приметы.
Ответ: Кошка сворачивается клубочком и прячет нос – к похолоданию. Собака на снегу кувыркается – завтра жди вьюгу. Сова кричит – на холод. Если звёздное небо – завтра ясная погода будет. Летом много орехов и ягод – зима будет суровой и снежной.
Учитель: Молодцы! А кто может нам наизусть рассказать стихотворение о зиме? (желающие выходят к доске и рассказывают ) Также вы должны были приготовить загадки о зиме. Кто хочет загадать свою загадку? (по очереди задают друг другу загадки ; у учителя также есть загадки на снежинках) .
Молодцы! А теперь обратите внимание на доску, здесь записаны 2 пословицы. Давайте их прочитаем и объясним их.
Холода не бойся, по пояс мойся.
Лето – собериха, а зима – поедиха.
Ответ: 1) Если будем закаляться, то не будем бояться холода, не будем болеть; 2) Летом люди заготавливают варенье, грибы маринуют, солят огурцы, помидоры, а зимой съедают припасы.
Учитель: Правильно. Я думаю, Зимушке-зиме очень понравилось ваши стихотворения, приметы, загадки.
Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое снег?
Ответ: Снег – это множество снежинок, которые с высоты падают на землю.
Учитель: Правильно. Раньше думали, что снег – это замёршие капельки воды. Думали, что идёт он из тех туч, что и дождь. Но недавно узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идёт иногда летом вместе с дождём или во время грозы. Как же рождаются снежинки? Водяные пары поднимаются высоко над землёй, где царит сильный холод. Из водяных паров образуются крохотные льдинки кристаллики, но это ещё не снежинки, они ещё малы. Шестиугольный кристаллик постоянно растёт, развивается и наконец становится снежинкой.
А теперь посмотрите на доску. Здесь вы видите различные снежинки. Рассмотрите их, сравните между собой. Как вы думаете, что у них общего?
Ответ: У каждой снежинки по 6 лучей.
Учитель: Правильно. У них по 6 лучей, а также двух одинаковых снежинок в природе очень сложно найти.
Ребята, а как вы думаете, почему снег белый?
Ответ: //-//-//
Учитель: В белизне снега «виноват» разноцветный солнечный луч. Снежинки в беспорядке падают друг на друга лежат рыхлой массой. Все вместе они становятся непрозрачными и потому не могут пропустить через себя весь луч солнца. Они его целиком отражают намв глаза. И снег потому ослепительно белый, что он отражает солнце, чистейший цвет белого солнечного луча.
А теперь ответьте на вопрос: из-за чего к нам приходит зима? (Солнце опускается ниже, становится холоднее, т.к. лучи не прогревают землю как летом. Ветер становится холодным, появляется снег, вьюга).
Учитель: А с такими изменениями в природе как мы одеваемся? Во что?
Ответ: Надеваем шапки, сапоги, дублёнки, шубы, варежки.
Учитель: Правильно. А как готовятся провести зиму растения, деревья?
Ответ: Сбрасывают листья, как будто засыпают.
Учитель: Ребята, назовите животных средней полосы.
Ответ: Белка, бур. медведь, заяц, лиса, волк.
Учитель: Как они готовятся к зиме?
Ответ: Белка запасает грибы, орехи; медведь накапливает жир; белка и заяц меняют шубку; у лисы шубка становится более тёплой и пушистой.
Учитель: Правильно. А теперь назовите животных Крайнего Севера.
Ответ: Олень, белый медведь, песец, полярная сова, куропатка.
Учитель вывешивает иллюстрации.
Учитель: А как они проводят зиму?
Ответ: Олени разрывают снег и едят ягель; белый медведь накапливает жир и впадает в спячку; песцы и лисы питаются леммингами и мышами, прячутся в своих норах; совы питаются леммингами и мышами; куропатки прячутся в сугробах от морозов.
Учитель: Какие животные впадают в спячку зимой?
Ответ: Медведь, ёж, барсук, змея и лягушка.
Учитель вывешивает рисунок со следами животных и птиц.
Учитель: Ребята, определите, каким животным принадлежат эти следы? (дети рассматривают рисунок и определяют). Как вы думаете, что можно узнать о животном по его следу?
Ответ: Направление животного, размер животного, состояние животного.
Учитель: Скажите, каким образом человек может помочь животным и птицам перезимовать эту зиму?
Ответ: Повесить кормушки с зерном и хлебом, в лесу на деревья и под них положить куски хлеба и сала.
Учитель: А сейчас давайте немножко отдохнём и послушаем как П. И. Чайковский в музыкальном произведении «Зимнее утро» передал своё отношение к зиме. Когда я включу музыку, представьте, что же может происходить в это зимнее утро. Слушайте внимательно, так как после прослушивания я буду задавать вопросы.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какая эта музыка? (быстрая, медленная, энергичная) Кто хочет рассказать то, что представил под эту музыку?
Учащиеся рассказывают по желанию.
Итог занятия :
Учитель: Ребята, что нового узнали сегодня? Что мы делали на занятии?
Ответ: //-//-//
Учитель: Мне кажется, что Зимушке-зиме понравилось наше внеклассное занятие, так как мы узнали, как правильно помогать животным зимой, как рождаются снежинки. Зимушка-зима оставляет вам на снежинках интересные загадки и задания. На перемене можете посмотреть эти задания.
Наше внеклассное занятие закончилось, можете идти не перемену.
Оформление: плакат с названием праздника, зимними приметами: “Зима снежная - лето дождливое”, “Зимой собаки по снегу валяются - к вьюге”, “Месяц зимой кверху рожками - к морозу”; репродукции с зимними пейзажами и детские рисунки.
Ход мероприятия
1 Конкурс. Стихи о зиме
Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии!
Зимняя природа побуждает людей творить. Композиторы пишут музыку и посвящают ее природе. Художники это делают с помощью красок, а поэты рисуют картины зимы словами.
А что же такого необычного и волшебного происходит зимой? Приходит зима, выпадает снег, становится холодно. Мороз разукрашивает своими узорами окна домов, украшает ветки деревьев, речка покрывается хрустальным льдом, снег переливается при свете солнца. Все становится как в сказке, волшебным, таинственным.
И.С. Никитин “Зашумела, разгулялась в поле непогода..”
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу.
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету.
Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Снег идет медленно, неторопливо. И все, что попадается ему на пути, снег красит в белый цвет.
Иван Суриков“Зима”.
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно...
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала.
Труженик-крестьянин вытащил санишки,
Снеговые горы строят ребятишки.
Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,
И избу соломой он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,
Не надули б снега вьюги и метели.
Он теперь покоен - все кругом укрыто,
И ему не страшен злой мороз, сердитый.
Русская зима вступила в свои права. Тихо и плавно падают на землю кружевные снежинки.
Афанасий Фет “Чудная картина, как ты мне родна...”
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звездочками пушистый иней. Лес стоит как околдованный.Зима опускается на землю во всей своей красе. Сверкает Снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Ясные березки распустили кружевные веточки, сияют на солнце нежно-розовой тонкой берестой.Тишиной, спокойствием, чистотой веет от спящей красавицы природы.Видимо, сюда редко ступает нога человека.
Снег, снег – царство снега. Все в лесу в сказочно белых сугробах. Мороз сковал стволы деревьев. Волшебница – зима торжествует, она властвует.
Вот сколько чудесного, радостного несет нам с собой зима!
Федор Тютчев “Чародейкою Зимою..”
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
2 Конкурс. На доске кроссворд
Я вам буду загадывать загадки о зиме, а вы отгадывать ответы. Слово, которое будет посередине в вертикальном столбце и будет являться целью нашего урока.
Они летят быстрее ветра,
И я лечу с них на три метра.
Вот мой полёт закончен.
Хлоп!
Посадка мягкая в сугроб. (санки)
Лежало одеяло
Мягкое, белое
Солнце напекло –
Одеяло утекло. (снег)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (метель)
Меня не растили - из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, руки - сучки.
Холодная, большая, кто я такая? (снежная баба)
Чернокрылый, красногрудый
и зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (иней)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет. (сосулька)
Что же за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (елка)
Молодцы, все загадки отгадали.
Какое слово получилось? (снежинка)
3 Конкурс. О формах снежинок
Снежинка - это очень интересное явление природы. А чем она интересна давайте узнаем.
Как же рождаются снежинки?
- Хрупкие, легчайшие снежинки проходят долгий и прихотливый путь, порой противоречащий законам физики.
- Зарождаются они в облаках, конденсируясь из водяных паров в виде крохотных капелек.
- Далее капельки остывают до температуры ниже О °С, но не замерзают.
- Лишь витающие в воздухе пылинки способствуют их превращению в снег, пылинки становятся центром кристаллизации.
- К ядру кристалла в строго определенных местах присоединяются другие молекулы воды, “сооружая” снежинки отчетливо шестигранной формы.
- По мере приближения к Земле, они притягивают к себе все новые капли, постепенно увеличиваясь в размерах.
- Когда снежинки достигают критической массы, они падают на землю.
- Форма снежинок зависит от температуры окружающего их воздуха. Но снежные хлопья, стремясь к земле, минуют множество слоев воздуха в атмосфере с различной температурой. Это постоянное чередование температуры и превращает кристаллики снега в уникальное творение.
“Праздник своими руками”.
“Вырежи снежинку”.
А сейчас каждой команде нужно вырезать снежинку из бумаги. Кто быстрее и красивее?
4 Конкурс. “Не о красоте, а о пользе снежинок...”
Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания. Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой “снежная перина” на 90 процентов состоит из воздушной начинки, а та, как известно, является превосходным изолятором.
Снежинки служат хорошую службу и человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада. Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей, поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане.
“Праздниксвоимируками”.
“Собери картинку”. (Пазлы про зиму.)
Кто быстрее? Участвуют по 2 человека от каждой команды.
5 Конкурс. “Интересные факты, удивительные факты”
Удивительный факт о зиме - стихов со словом "зима" в названии больше, чем "лето". ... В некоторых высокогорных районах, например, калифорнийском хребте Сьерра-Невада, летом можно увидеть арбузный снег. Он розового цвета и обладает запахом и вкусом арбуза. Этот феномен обусловлен присутствием в снеге водорослей, содержащих красный пигмент астаксантин.
Вы знали, что каждую зиму выпадает 1 септильон (10 в 24 степени) кристаллов снега? А чтобы получилась снежинка, нужно 1 млн маленьких капель.Снежинки – это скопление множества кристалликов льда. Большинство снежинок не больше 1 см в ширину.
Зафиксировано также, что 30 апреля 1944 г. в Москве выпал удивительный снег, форма снежинок размером почти в ладонь напоминала страусиные перья.
В Японии на острове Хоккайдо существует музей снежинок - единственный в мире, названный в честь НакаяУкитиро.
“Рисунки к пословицам о зиме”.
По одному участнику из каждой команды рисуют рисунки к пословицам о зиме.
6 Конкурс. “Вырежи новогодние игрушки и маски”
Кто быстрее и красивее? Участвуют по 2 человека от каждой команды.
7 Конкурс. “Попади снежком в корзину”
Для этого необходимы 2 корзины и мячи. Дети с расстояния забрасывают мячи в корзину. Побеждает тот, кто больше забросит снежков.
8 Конкурс. “Назови зимние сказки”
Кто больше?
/Морозко, Снежная королева, Снегурочка, Мороз Иванович, Зимовье зверей, 12 месяцев, Два мороза, Госпожа Метелица и т.д./
9 Конкурс. “Зимняя сказка”
По одному участнику из каждой команды придумывают сказку о зиме и снежинках.
В конце мероприятия жюри подводит итоги.
Внеклассное мероприятие
Викторина для учащихся начальных классов
Внеклассное мероприятие: Викторина «Зимушка - зима» проводится с целью расширения кругозора детей; развития познавательной активности и индивидуальных способностей учащихся. Возбуждает у ученика стремление к новым знаниям, любопытность и пытливость узнавать новое. Позволяет активизировать обучающихся, развивает творческую инициативу и творческие способности младших школьников, даёт детям право выбора, развивает зрительную и слуховую память обучающихся, способствует активизации инициативы и творческого самовыражения школьников.
Цели и задачи:
Обобщить знания детей о зиме; рассказать о зиме в занимательной форме;
Развивать творческие способности учащихся;
Воспитывать чувства товарищества, уважения друг к другу;
Воспитывать любовь животным и бережное отношение к родной природе;
Развивать индивидуальные способности учащихся; интерес к чтению, к поиску нового.
Ход мероприятия:
Ведущий: - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы провести викторину. А чему она посвящается, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Загадка:
Назовите-ка, ребятки,
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега.
Снегопады и метели
На наш Славянск налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
В гости к нам пришла… (Зима)
Слайд 1
Ведущий: - В нашей викторине будут принимать участие две команды. (Представление команд и жюри)
Ну, что, команды готовы к соревнованию? Начинаем!
Слайд 2
1 задание: «Признаки зимы»
Выберите только признаки зимы:
(сосульки, листопад, мороз, гроза, снег, дождь, иней, град)
А какие признаки зимы мы наблюдаем у нас в Сибири?
2 задание: «Назови зимние месяцы»
- Выберите из данных названий месяцев только зимние:
(ноябрь, февраль, август, декабрь, март, сентябрь, январь, июль)
3 задание: «Пословицы»
Слайд 3
Названия, каких зимних месяцев пропущены в этих пословицах:
… месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. (Февраль)
… год кончает, зиму – начинает. (Декабрь)
… году начало, зиме – середина. (Январь)
Расположите названия зимних месяцев в порядке их наступления в природе.
Ведущий:
Ребята, дети и взрослые очень любят зиму. А вы, можете сказать, почему?
Слайд 4
Физминутка: «Зимние забавы»
1.Катание на лыжах.
2.Игра в снежки.
3.Лепим снеговика.
Ученик:
Снежную бабу слепили на славу:
Всем детям на радость, себе на забаву.
В снежки поиграли, в снегу повалялись,
На лыжах катались и звонко смеялись.
Ведущий:
Ребята, но с приходом зимы не всем весело живётся. Как вы думаете, кому трудно зимой? Почему вы так думаете? Можем ли мы, люди, как-то помочь «братьям нашим меньшим»? (Ответы детей)
Слайд 5
Ученик:
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
4 задание: Зимующие птицы»
Выберите из данных названий птиц только тех, которые остаются с нами зимовать:
(скворец, снегирь, ласточка, сорока, грач, голубь, стриж, ворона, дятел, воробей)
Ведущий: -Ребята, как вы думаете, все звери зимой впадают в спячку? (Ответы детей ). А вот кого еще можно встретить зимой на лесной полянке мы узнаем, отгадав загадки .
5 задание :Конкурс загадок «Лесные жители»
Слайд 6
*Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
*Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее… (Лиса)
*Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это -…(Лось)
*Сбросил серенькую шубку,
Белую к зиме надел.
Прыг – и позади лужайка,
Спрятался от волка…(Зайка)
*Кто в лесу разбойник серый?
Кто зубами щелк да щелк?
Вы, конечно, догадались:
Это злющий, страшный…(Волк)
*Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Ребята, но не для всех зима такая страшная. Как мы уже говорили, дети, и взрослые очень любят зиму. Ещё они любят зиму за то, что зимою мы отмечаем много весёлых и радостных праздников.
Слайд 7
6 задание: -Назовите зимние праздники.
(Новый год, Рождество, Святки, Коляда)
Слайд 8
Ведущий: -Во все времена, во всех странах, художники, фотографы, музыканты, писатели, поэты в своих произведениях искусств, старались передать неповторимую красоту зимы, её чарующее волшебство.
Ребята, как вы думаете, что делают художники для того, чтобы показать нам всю красоту русской зимы? (Ответы детей)
А что для этого делают композиторы?
Как изображают зиму фотографы?
Что делают писатели? Вспомните, какие рассказы о зиме вы
Читали?
А теперь, давайте, послушаем, как описывают зиму поэты в своих
стихотворениях.
7 задание: Конкурс стихов о зиме.
8 задание: Кроссворд «Зимушка-зима».
1. Их вяжут, вышивают на одежде. (Узоры)
2. В небе звездочкой летела,
На ладошке каплей стала. (Снежинка)
3. Холодное лакомство. (Мороженое)
4. Ни проехать, ни пройти -
Куча снега на пути. (Сугроб)
5. Теплая, пушистая защита от морозов. (Шуба)
6. Растет зимой, не летом
И сверху вниз при этом. (Сосулька)
7. Красавица какая,
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана…
Скажите, кто она? (Елка)
8. Новогоднее украшение на макушке елки. (Звезда)
9. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
10. Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы и заросли роз? (Мороз)
11. С нее сани едут сами. (Горка)
9 задание: «Скороговорки»
* Играл Егорка с Игорьком –
Скатился с горки кувырком.
* Везет на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня
А на Сане сани.
* Купили Егорке
Салазки для горки,
Всю зиму, Егорка,
Катайся на горке.
Ведущий:
И в заключение я предлагаю вам поиграть в игру “Что мы делаем зимой?”
Что мы делаем зимой,
Дай, дружок, ты мне ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечая “да” иль “нет”.
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
А много цветов находим?
В саду своем грядки копаем?
И с Дедом Морозом мы пляшем?
Ну, что ж, молодцы, друзья!
Подведение итогов: