Адаптация ребёнка к детскому саду
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация — от лат.«приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уров-нях: физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособление организма к новым условиям социального су-ществования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в началь-ный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограниче-ны, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоцио-нальным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физио-логических систем детского организма.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное тече-ние адаптации, необходим постепенный переход ребенка из се-мьи в дошкольное учреждение.Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он ак-тивно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнако-мый взрослый, новое помещение, общение с группой сверст-ников).
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восста-навливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ре-бенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым забо-леваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные ре-акции, направленные на выход из ситуации (двигательный про-тест, агрессивные действия); активное эмоциональное состоя-ние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напря-женность).
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода
- Возраст.
- Состояние здоровья.
- Уровень развития.
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
- Сформированность предметной и игровой деятельности.
- Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
- Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дет-ского сада.
- Наличие у ребенка своеобразных привычек.
- Неумение занять себя игрушкой.
- Несформированность элементарных культурно-гигиениче-ских навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступ-ления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойствен-но быстро заражаться сильными как положительными, так и от-рицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ
- По возможности расширять круг общения ребенка, по-мочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по-
сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним. - Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сю-жетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
- Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как во-робушки, попрыгаем как зайчики».
- Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой,жалеть плачущего.
- Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители ви-дят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, напри-мер, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
- Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки само-стоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
- Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.
Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас от-рицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.
Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальны-ми возможностями ребенка.
Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положитель-ную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.
Планируйте свое время так, чтобы в первые 2—4 недели по-сещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории дет-ского сада.
В период адаптации важно предупреждать возможность утомле-ния или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравнове-шенное поведение детей.
Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информаци-ей, поддерживайте дома спокойную обстановку.
Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка ме-няется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища, очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихо-да нового ребенка в группу знали как можно больше о его при-вычках и старались по возможности создать хоть некоторые усло-вия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком пе-ред сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото).
Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменения-ми в жизни. Задача родителей — быть спокойными, терпеливы-ми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ре-бенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.
Условия уверенности и спокойствия ребенка — это система-тичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое со-блюдение режима.
Что делать, если...
Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад
- Установите тесный контакт с работниками детского сада.
- Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
- Не оставляйте ребенка в саду надолго.
- Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ре-бенка.
- Поддерживайте дома спокойную обстановку.
- Не перегружайте ребенка новой информацией.
- Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями
- Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
- Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
- Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
- Принесите в группу свою фотографию.
- Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
- Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из дет-ского сада.
- После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на дет-ской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в под-вижные игры.
- Устройте семейный праздник вечером.
9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
10. Будьте терпеливы.
Что делать, если ребенок не хочет идти спать
- Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает).
- Переключайте ребенка на спокойные игры (например, со-вместное рисование, сочинение историй), попросите ре-бенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.
- Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность по-играть с водой.
- Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослу-шания ребенка.
- Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.
- Спойте ребенку песенку.
- Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.
Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки
- Твердо решите для себя, необходимо ли это.
- Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.
- Убирайте игрушки вместе.
- Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.
- Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.
- Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ре-бенка спать.
- Учитывайте возраст и возможности ребенка.
Дети растут невероятно быстро. И вот уже нужно возвращаться , а малышу привыкать к другой . Образ жизни ребенка с момента вступления на порог сада кардинально изменится: строгий распорядок дня, отсутствие членов семьи рядом, постоянное общение с ровесниками, другие требования к поведению и много всего нового. Непривычные условия обрушиваются на малыша, как «снег на голову», создавая для него .
Успешная адаптация – проблема не только персонала сада, но и семьи. Мама и папа дошкольника переживают и это вполне понятно. Родителей мучает множество вопросов: Как скоро их малыш привыкнет к чужой среде? Как помочь ребенку в этот непростой период? Какие могут возникнуть проблемы и каким способом их решить? и как их избежать?
Проблема адаптации и ее виды
Адаптация – это приспособление или привыкание малыша к чужим для него условиям в непривычной среде. Результат адаптации бывает позитивным или негативным. Первый приводит к принятию требований и проявлению нужной линии поведения. Второй – к стрессу и .
Первые визиты в детский сад часто сопровождаются стрессом и невротическими реакциями. Ребенок капризничает, боится, может отказываться от еды и даже заболеть. Психологи выделяют три стадии адаптации, которые характеризуются тяжестью привыкания к непривычной среде:
Легкий уровень адаптации. Малыш привыкает к новым условиям и требованиям в течение двух недель. При этом он активно ведет себя в группе сверстников, болеет с привычной частотой и прибавляет в весе.
Средний уровень адаптации. Процесс длится около месяца. Малыш немного теряет в весе, его поведение имеет признаки эмоционального стресса. Возможно легкое заболевание длительностью не больше недели.
Тяжелый уровень адаптации. Срок привыкания к новой среде иногда затягивается до полугода. Малыш заболевает чаще обычного, не осваивает новые навыки или теряет уже имеющиеся. У ребенка иногда наблюдается физиологическое и эмоциональное истощение.
Перед родителями возникает множество проблем. Первая касается возраста для начала посещения малышом сада. Исследователи придерживаются мнения, что начало визитов в детсад должно приходиться на 3 года. Однако в этом возрасте, несмотря на то, что навыков у ребенка больше и с ним можно поговорить, особенности и привычки уже практически сформированы. Это означает, что привыкнуть к чуждым требованиям и условиям крохе сложнее. Кроме того, не все родители позволяют себе не возвращаться на службу до этого времени. Поэтому дети начинают посещать сад раньше на год.
Вторая проблема – выбор учреждения. Насколько гладко пройдет адаптационный период зависит и от воспитателя. Прежде чем становиться на очередь в дошкольное учреждение, почитайте отзывы и поговорите с семьями, чьи дети посещают этот детский сад. Посетите учреждение и пообщайтесь с педагогами-воспитателями и заведующей, посмотрите, как общаются и гуляют дети. То, к какому педагогу попадет ваш ребенок, невероятно важно.
Подготовка к детскому саду
Начинать готовиться к визиту в детсад стоит заблаговременно до предполагаемого первого посещения незнакомых условий. Не всем детям общение с посторонними доставляет радость и вызывает интерес. Если ваш ребенок стеснительный и сторонится чужих людей и незнакомых детей, даже самая профессиональная воспитательница не спасет малыша от стресса.
Что же делать?
Если ваши действия были верны, а спустя полгода период адаптации все еще не остался позади, скорее всего проблема в воспитателе или группе. Смените учреждение или попросите заведующую о переводе ребенка в другую группу и, возможно, проблема будет решена.
25 февраля 2014, 18:11Адаптация ребенка . Ваш вчерашний забавный карапуз подрос, три года декретного отпуска миновало, а значит, — вам пора готовиться к детскому саду. Процесс подготовки одинаково важен, как для самого малыша, так и для родителей. Ведь это обоюдно важный шаг и его нужно сделать уверенно, зная, что это будет не так травмоопасно с психологической точки зрения для всей семьи. Итак,…
Полезные советы и рекомендации родителям по адаптации ребенка к дошкольному учреждению
Для начала, каждому родителю стоит знать о том, что вообще из себя представляет процесс адаптации , и как он проходит. Это привыкание ребенка к учреждению, самой группе, воспитателям, нянечкам, распорядку дня и, конечно, к самим детям, если быть точнее, к их количеству и к тому, что у каждого есть свои особенности и свой характер.
По обыкновению, те требования, которые предъявляются к деткам в саду, по сравнению с домашними, достаточно высоки. Именно поэтому, для некоторых малышей первые дни и даже месяцы там кажутся очень сложными, и почти нетерпимыми. И здесь мы даже не говорим про ясельную группу, куда отдают деток до трех лет.
Самое главное требование к родителям, чтобы дети умели самостоятельно ходить в туалет, одеваться и обуваться. Согласитесь, в три года не у всех малышей получается натягивать колготочки и застегивать куртки.
И еще одно условие – ребенок должен уверенно пользоваться столовыми приборами. Ой, сколько же споров бывает между мамочками на счет того, что должен уметь дитя в три года. Одни утверждают, что пользоваться ложкой и вилкой – вполне достаточно, а некоторые уже пытаются втиснуть в голову крохи, как пользоваться ножом, как завязывать слюнявчик, вытирать лицо и руки после еды и так далее…
Но и не это самое главное. Главное в процессе адаптации — сама разлука с мамой и переживания, связанные с этим. Для ребенка разрыв с родным человеком, пусть даже на короткий срок воспринимается в этом возрасте очень болезненно. И связано это с психологической незрелостью организма. У малышей нет временных рамок и ограничений. Для них если мама ушла, то ушла навсегда. Именно из-за этого постоянные слезы по утрам и .
Со временем, когда кроха взрослеет, ежедневный ритуал расставания и возвращения мамы повторяется, ситуация становится менее напряженной. Но остается другая проблема адаптивного периода – медицинская. Да, да, речь идет о постоянных болезнях, которые в первый год привыкания к дошкольному учреждению, буквально сыплются на голову родителей и детей. И это тоже логически обосновано.
Дело в том, что ребенок, находясь в определенном окружении, привыкает к бактериям и микробам, присутствующим в этой среде. Попадая же в незнакомую обстановку, ребенок «знакомится» с другими бактериями, и вирусами, которые организм еще «не знает». А процесс «узнавания» нового сопровождается понижением иммунитета и, соответственно, появлением болезней…
Итак, разберемся в процессе адаптации более подробно.
Особенности адаптивного периода
- Режим . Самое главное отличие детсадовцев от детей, не посещающих дошкольное учреждение, состоит лишь в одном – наличии строгого распорядка дня или же режима. Дома, если быть откровенными и предельно честными, мало кто четко соблюдает режим. Когда захотелось поиграть – поиграли, когда захотелось поспать – поспали, когда захотелось кушать — покушали….
В садике же все по-другому: никакого кусочничества, никаких вольностей, никаких «откладываний тихого часа, потому что маме нужно в магазин» — все четко и по запланированному графику. «Домашние» детки очень долго привыкают в садике именно к режиму.
Зато «заядлым детсадовцам», то есть тем, кто с самого раннего возраста оказался в дошкольном учреждении, затем легче, и не только здесь, но и в школе, а затем в институте и на работе. Почему? Самые сильные и устойчивые привычки, как бы мы не отрицали, появляются у нас в детстве.
Привыкли в детстве рано вставать, если вы не разбалуете себя, то вам будет легко вставать в любом возрасте. А если привыкли нежиться в постели до победного, то устраиваясь на работу, будьте готовы к определенным сложностям.
- Группа и дети . Еще один важный момент, о котором мы вскользь упомянули выше – это привыкание к детям, а точнее к их количеству. В саду, если речь идет про обыкновенный государственный детсад, редко бывает, когда в группе меньше двадцати детей…А теперь представьте чувства крохи, когда он с домашнего уюта и, грубо говоря, с родной песочницы, попадает в «коллектив», где все незнакомые, чужие, и при этом их еще и много, и они похожи на самого тебя, но при этом и не такие, как ты….
Трудно, да? А только представьте, что чувствует маленький человечек, оставшийся наедине со всеми этими ситуациями, еще и без мамы…Звучит как-то даже страшно. Но детская психика очень «упругая» и очень быстро приспосабливается к разным ситуациям, дозревает.
- Ох, уж эти болезни! Мы уже говорили об ухудшении здоровья ребенка с приходом его в детское дошкольное учреждение. Хочется отметить всем родителям – категорически НЕ стоит отдавать первый раз ребенка в сад в холодное или сырое время года! Начните «первые пробы» поздней весной или летом, в конце лета, когда еще много солнышка и витаминов.
Если вы отдадите малыша осенью или зимой, вы не то, что не адаптируетесь в саду, вы переболеете всеми возможными инфекциями, перебываете во всех городских больницах и узнаете все детские лекарства, и выучите их назубок!
Осенью и зимой детский организм, и без того, еще не окрепший, подвержен вирусным инфекциям более сильно. А тут еще психологический удар, расставания с мамой, незнакомая обстановка! Рисковать здоровьем и самочувствием крохи не стоит. От того, что вы посидите в декрете еще несколько месяцев, вам хуже не станет, а ребенок пойдет в сад более окрепшим.
- О личности и ее особенностях . Каждый ребенок – это личность и неповторимый характер. Будьте готовы, что эта ваша маленькая личность начнет проявлять себя, и не всегда исключительно в лучшем свете.
Конфликты, ссоры и даже драки для садика – вполне норма. Главное не прозевать тот момент, когда у ребенка может сформироваться именно агрессия. Шутливые стычки и споры у малышей – это нормально. Они сейчас ругаются и не могут поделить какую-то вещь, а через пятнадцать минут вместе лепят куличики в песочнице.
- Хочу внимания! Чадо, привыкшее к неусыпному вниманию мамы и постоянным вниманием других родственников, обязательно захочет добиться его и в садике. Уж поверьте, «гроздья малышей», повисших на руках воспитателя – обычное дело…
И все не потому, что так любят и ценят работника учреждения, а лишь потому, что так можно привлечь к себе, обратить на свою личность внимание, на некоторое время найти «замену маме», которая отдает всю себя и все свободное время проводит с наследником или наследницей.
- Мама, вернись! И еще раз о тоске по родному человеку. Без этого не обойдется совершенно в любом возрасте. Пусть ребенку полтора или два, или даже четыре — все равно первое время это постоянная скука и переживания по поводу «когда же вернется мама и заберет меня домой». Главный помощник в этом только время и терпение.
Насколько ваш малыш готов идти в садик? О степенях адаптации
Процесс адаптации к садику и привыкание ребенка проходит по-разному. Многое зависит от условий, созданных для детей. Однако выделить три главные степени адаптации ребенка к изменениям в жизни, нужно, чтобы понять, насколько ребенок «дозрел» до этого события, и как лучше готовить его дальше.
- Первая степень . Считается легкой. В этом случае ребенок довольно быстро привыкает к изменениям в его жизни, хорошо начинает ориентироваться в помещении, узнает своих «одногруппников», запоминает лица и даже имена воспитателей, начинает общаться в детском коллективе.
Одна эта степень готовности встречается не так часто, как хотелось бы. Психологи отмечают, что чаще всего наблюдаются вторая и третья степени адаптации.
- Вторая степень . Здесь все немного иначе. Ребенок привыкает довольно долго, не понимает иногда, зачем мама его сюда привела и почему так долго не возвращается. Часто при такой степени дети начинают беспричинно болеть – без наличия других симптомов появляется температура, даже иногда наблюдаются признаки кишечной инфекции.
Эта степень свойственна больше маленьким деткам, которые зачастую определяются в ясельную группу, так как не достигли возраста трех лет. Вот в данном случае, если вторая степень адаптации слишком затянулась, и ребенок стал часто болеть, советуем прекратить попытки привыкания чада к садику. Во-первых, ребенок должен полностью быть здоров, чтобы посещать детское учреждение, а во-вторых, начинайте не резко приводить дитя на целый день, а оставляйте его сначала, например, до обеда.
- Третья степень . Считается самой сложной. Ребенок может закатывать истерики, часами плакать, звать маму, категорически отказываться есть, и общаться со сверстниками. Дома родители могут заметить отказ от пищи, нарушения сна, агрессивность и раздражительность без весомой на то причины.
Если у вашего ребенка именно такая стадия привыкания, то советует воздержаться от приводов малыша в сад, и рекомендуем также обратиться за помощью к детскому психологу. Вы сможете совместно разработать какие-то методики для улучшения самочувствия и настроения крохи.
Детский психолог работает обыкновенно в каждом школьном и дошкольном учреждении. Именно психолог сможет оценить готовность ребенка к посещению сада, а также поможет более быстро и менее болезненно привыкнуть к необычным для него условиям. Итак, вот несколько практических рекомендаций, которые помогут вам справиться с этим непростым жизненно важным периодом:
- Вначале начните посещение сада с нескольких часов. И первые дни побудьте вместе с малышом, походите по территории, покажите детскую площадку, игрушки, как гуляют детки, рассказывайте о садике, заинтересуйте его. Первые дни ни в коем случае не оставляйте ребенка на тихий час! Это очень важно. Мало того, что мама ушла, а тут еще и спать заставляют – двойной стресс!
- Вместе с ребенком познакомьтесь с его «одногруппниками». Пусть ребенок в безопасной (значит, с мамой) обстановке изучит тех, кто может стать его будущими друзьями. Поговорите с воспитателем, пусть и малыш с ним познакомиться;
- Обязательно разговаривайте дома про садик, рассказывайте ребенку о том, как там здорово и весело, и обязательно (подчеркнем!) рассказывайте о том, что вы скоро его заберете домой. Рассказывайте, куда вы пойдете, говорите о делах, о занятиях, которые будут проводить воспитатели, о книгах, которых будут читать в группе. Старайтесь вызвать у малыша любопытство. Если он заинтересуется, привыкать будет проще. Еще лучше помогают воспитатели, отвлекающие и занимающие деток так, что некоторые не хотят даже идти домой вечером!
Адаптация , как привыкание к чему-либо – это всегда непростой процесс. Как в школе, как на новой работе или в новом коллективе – все это требует от нас моральных усилий и терпения. А для маленьких детей детский сад – это самая первая, можно сказать, сознательная адаптация в жизни. Самая первая, это конечно было после рождения. Тогда помогала привыкнуть к новой жизни сама мамочка, окружающая лаской, заботой крохотный комочек. Сама в тоже время также быстро, без разрешения и возможностей на промашку, привыкала и к своей новой жизни в новом статусе.
Главное условие привыкания к любой ситуации – это поддержка близких. В детстве она нужна для того, чтобы из маленького несмышленого человечка сформировался полноценный морально зрелый гражданин. Важна поддержка и безусловная любовь, которые помогут привыкнуть к любой ситуации.
Дети ощущают любые лишения и изменения особо остро, поэтому будьте терпеливы, будьте внимательны и чутки к чувствам ваших малышей. В эту непростую пору именно вы нужны им больше всего. Любите своих деток, и они обязательно будут любить вас в ответ своей бескорыстной любовью, отвечая самыми ярким эмоциями вам на каждое ласковое слово или взгляд.
Скоро малыш пойдет в детский сад, и это вызывает оправданную тревогу у взрослых. Изменения в образе жизни приводит к определенному стрессу как у родителей, так и у малыша.
В среднем адаптация в детском саду трехлетнего ребенка составляет 2 – 3 недели. Однако у всех детей она протекает по-разному. Степень выраженности эмоциональных и физических проявлений выявляется такими показателями, как сроки нормализации поведения, характер заболеваний, проявления психоэмоциональных реакций.
Психологи и медики отмечают 3 степени привыкания, или адаптации к детскому саду.
3 степени привыкания, или адаптации к детскому саду
Легкая адаптация в детском саду
При легкой степени адаптации поведение ребенка приходит в норму по всем основным показателям в течение месяца, пребывание в детском саду для него не является трагедией, он спокойно и радостно ежедневно ходит в детский сад.
Снижение аппетита при легкой степени адаптации умеренное, и через неделю повышается до нормального уровня. Также и сон налаживается в течение одной–двух недель.
Снижение иммунитета выражено незначительно, через две–три недели защитные силы организма восстанавливаются.
Средняя адаптация
Адаптация средней тяжести проходит дольше и с большими отклонениями. Аппетит и сон восстанавливаются только к середине второго месяца пребывания в детском саду. Снижается активность малыша, он становится эмоционально подавленным. Может нарушиться стул, появиться потливость, темные круги под глазами. Острые респираторные заболевания возникают чаще и протекают тяжелее. Все эти симптомы проходят обычно к концу второго месяца.
Тяжелая адаптация
Особую тревогу вызывает эта адаптация. Длительное и тяжелое течение болезней, сильное снижение аппетита, физической и эмоциональной активности – это симптомы, обусловленные тем, что защитные силы организма ребенка не справляются и не предохраняют его от многочисленных инфекционных факторов новой окружающей среды. Серьезный стресс и подорванность имунной системы негативно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка, на его эмоциональном состоянии. , от игр и общения.
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду
- Одевайте на ребенка максимально удобную одежду, с которой он сможет справиться сам. Не одевайте слишком дорогую одежду, которую жалко испачкать. За целостностью и чистотой одежды вашего ребенка воспитателю следить некогда, а ребенок еще не в состоянии об этом заботиться. И тем более, не ругайте малыша за то, что он все-таки ее испачкал.
- Месяца за 2 до того, как начать посещать садик, узнайте его . Постепенно нужно приучать ребенка к этому режиму , чтобы потом у него не было дополнительного стресса из-за ранних подъемов или несвоевременного желания покушать.
- Ко времени поступления в детский сад желательно, чтобы ребенок овладел минимальными навыками самообслуживания: сам умывался, одевался, чистил зубы, расчесывался, кушал и ходил в туалет.
- Постарайтесь в период привыкания ничего не менять в семейном укладе. Различные нововведения только прибавят стресса ребенку.
- Готовьте психологически ребенка к тому, что он будет ходить в детский сад. Рассказывайте ему как там весело, какие хорошие воспитатели, можно придумать истории про детский сад, когда будете рядом прогуливаться, покажите его ребенку. И ни в коем случае не пугайте ребенка детским садом.
- Возьмите себе за правило каждый день после того, как привели ребенка из садика, не хвататься за домашние дела, а посидеть с малышом. Можно поговорить, как прошел его день, или поиграть в какую-нибудь игру. Главное, побыть с ребенком. Ведь за время нахождения в детском саду малыш так соскучился по мамочке!
Адаптация ребенка к саду — это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. Для малыша детский сад предстает как неизвестное пространство, с пугающими новыми отношениями и окружением. Кроха нуждается во времени, чтобы адаптироваться к новой жизни. Адаптация ребенка к саду требует повышенных затрат психической энергии, напряжения, а также физических сил организма.
Особенности поведения малыша в адаптационный период зачастую пугают взрослых настолько, что они нередко задумываются над тем, а сможет ли ребенок когда-нибудь адаптироваться и когда закончится этот «ужас»? Те особенности поведения, беспокоящие родителей, являются зачастую типичными для всех малышей, пребывающих в процессе адаптации к саду. Именно в этот период большинство мам считает, что их ребенок «несадовский», а вот другие малыши, гораздо лучше себя чувствуют и ведут в садике. Однако это не так. Обычно адаптация ребенка к саду проходит очень сложно с негативными сдвигами в детском организме. Эти сдвиги отмечаются во всех системах и на всех уровнях.
Детям всех возрастов довольно таки непросто начать посещать дошкольное учреждение. Каждый из малышей проходит период адаптации к детскому саду. В этот период кардинальным образом меняется вся его жизнь. В сложившуюся, привычную жизнь малыша в семье врываются изменения: отсутствие близких и родных, четкий режим дня, постоянное присутствие других детей, необходимость подчиняться и слушаться незнакомых взрослых, уменьшение количества персонального внимания.
Новая обстановка для малыша предстает как нервно-психическое напряжение, а также стресс, который не прекращается в первые дни ни на минуту. У малыша отмечаются изменения в период адаптации к детскому саду. Впервые дни, пребывая в детском саду, у каждого ребенка отмечаются сильно выраженные отрицательные эмоции: хныканье, плач за компанию или постоянный приступообразный плач.
Яркими выступают проявления . Малыш зачастую боится встречи с незнакомыми детьми, неизвестной обстановки, боится новых воспитателей, а также того, что родители о нем забудут, уйдя из сада. Ребенок думает, что его предали и вечером за ним не придут, поэтому на фоне стрессового состояния у него вспыхивает гнев, вырывающийся наружу. Придя утром в сад, малыш не дает себя раздеть, закатывает , нередко бьет взрослого, который собирается его оставить.
Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду
Привыкание к дошкольному учреждению отмечается снижением социальной активности. Даже оптимистичные, общительные дети становятся беспокойными, напряженными, замкнутыми и малообщительными. Родителям необходимо помнить, что дети 2-3-х лет играют возле друг друга, но не вместе. Сюжетная игра у таких детей еще не развита, поэтому не стоит нервничать, если кроха не взаимодействует с другими сверстниками.
О том, что привыкание проходит успешно, можно сделать выводы по тому, как малыш с каждым днем все охотнее откликается на просьбы воспитателя, взаимодействует с ним, следует режимным моментам.
Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду отмечается снижением познавательной активности или ее полнейшим отсутствием. Бывает, что ребенок не интересуется игрушками, не решается ними играть. Многие дети предпочитают посидеть в сторонке, для того чтобы сориентироваться.
В ходе успешной адаптации кроха постепенно осваивает пространство группы, а вылазки к игрушкам становятся наиболее частыми и смелыми. Ребенок начинает задавать вопросы воспитателю познавательного плана. Впервые дни адаптации ребенок под влиянием новых условий пребывания способен на короткое время утратить навыки самообслуживания. Успешная адаптация определяется тем, что малыш не только использует все свои домашние навыки, но и учится чему-то новому в садике.
У отдельных детей оскудевает словарный запас или малыш использует простые слова, а также предложения. Родителям не стоит волноваться. Речь крохи обогатится и восстановится, когда адаптация завершится.
Одни дети превращаются в заторможенных, а другие в неуправляемо активных. Это напрямую зависит от темперамента крохи. Меняется также и домашняя активность. Признаком успешной адаптации выступает восстановление прежней активности дома, а потом и в саду.
Оставляя кроху в саду на послеобеденный сон, надо быть готовым, что впервые дни сон будет плохой. Дети во время сна иногда вскакивают, а, уснув, просыпаются с плачем. Также и дома может наблюдаться беспокойный сон, который к моменту завершения адаптации обязательно нормализуется.
В первое время у малыша 2-3-х лет отмечается пониженный аппетит. Это связывают с непривычной пищей (на вкус и вид), и со стрессовыми реакциями — ребенку просто не хочется кушать. Хорошим признаком адаптации будет восстановление аппетита, даже если ребенок не все съедает, что предложено на тарелке, но он уже самостоятельно начинает есть.
Адаптация ребенка к саду и болезни нередко начинаются с первыми посещениями дошкольного учреждения. Причиной тому стресс, снижающий иммунитет и сопротивляемость детского организма к инфекциям. Одни дети начинают болеть в первую неделю, другие спустя месяц после посещения садика. Нередко случается, что причиной простуд и хронических ОРЗ является психологический фактор. Одним из известных механизмов психологической защиты является бегство в болезнь. Но это не означает, что малыш специально заболевает, чтобы остаться дома, он это делает неосознанно. Организм с легкостью подчиняется такой скрытой тенденции: демонстрируя удивительную слабость, отказываясь противостоять простуде.
Зачастую, добившись эмоционального равновесия, преодолеваются склонности к болезням. Однако большинство мам ожидает, что негативные моменты в поведении, а также реагировании исчезнут впервые же дни, поэтому расстраиваются и сердятся, если этого не происходит.
Адаптация ребенка к саду осуществляется к концу 4-й недели, однако бывает, что она затягивается на 4 месяца.
В период адаптации к детскому саду кроха настолько ранима, что для детской поводом выступает все. Нередки случаи проявления депрессивных реакций, заторможенности эмоций. Первые дни в саду проходят без положительных эмоций, кроха очень расстроена расставанием с мамой, а также с привычной средой. Если малыш и улыбается, то зачастую это реакция на яркий стимул или новизну (необычная игра, яркая игрушка).
Отрыв от матери для ребенка это стрессовая ситуация. Ребенок воспринимает детский сад, как новую ужасную обстановку с незнакомыми детьми, которым нет дела до него. Чтобы в новых обстоятельствах продержаться, ему следует вести себя по-другому и не так, как дома. Однако не зная новой формы поведения и от того страдая, малыш боится сделать что-то не так. Детский страх поддерживает стресс – отрыв от матери.
Адаптация мальчиков 3-5-лет к детскому саду проходит более тяжело, чем у девочек. В этот период мальчики болезненно реагируют на разлуку с матерью, поскольку очень сильно привязаны к ней.
Кризис трех лет, наслаивающийся на период адаптации ребенка к детскому саду, зачастую осложняет ее прохождение. Одна часть детей — легко проходит адаптацию к саду, и негативные моменты у них исчезают на 3-й неделе, другие же сложнее, и адаптация затягивается до 2-х месяцев. Если малыш не адаптирован по истечении 3-х месяцев, то такая адаптация относится к тяжелой и нуждается в помощи специалиста-психолога.
Особенно трудно приходиться тем малышам, которым не рассказывали о предстоящем посещении дошкольного учреждения и для них это неожиданность. Родители могут помочь своей крохе быстрее адаптироваться к новым условиям. Комплекс мер включает создание дома бережной обстановки, щадящей нервную систему ребенка.
— в присутствии малыша следует отзываться всегда положительно о воспитателях и самом саде, даже если что-то не нравится. Ребенку придется ходить в этот сад, а уважая воспитателей это делать легче;
— разговаривая о саде с крохой, необходимо рассказать еще кому-нибудь в его присутствии, о том, в какой замечательный теперь сад ходит малыш, и какие хорошие воспитатели там работают;
— в выходные дни необходимо соблюдать четкий режим дня ребенка. Чуть дольше можно позволить ему поспать, но не нужно давать отсыпаться очень долго. В период адаптации не следует перегружать малыша, ведь у него жизненные изменения, и ему ни к чему напряжение нервной системы.
В адаптационный период ребенка к саду родителям необходимо набраться терпения. Отрицательные эмоции непременно сменятся положительными, свидетельствующими об окончании данного периода. Некоторые малыши будут еще долго плакать при расставании, но это не свидетельствует о плохой адаптации. Если малыш успокаивается после ухода мамы спустя некоторое время, то привыкание идет хорошо.
Как адаптировать ребенка к саду
Родителям необходимо готовить кроху заранее к посещению сада: за несколько месяцев до этого события. Подготовка включает прочтение сказочных историй о посещении сада, игры «в детский сад», прогулки возле садика, рассказы малышу, о скором посещении этого заведения и приобретении новых друзей для совместных игр.
Если родители имели возможность познакомить ребенка заранее с воспитателями, то крохе будет легче психологически. Особенно, важно, чтобы в этот момент присутствовала мама, а ребенок походил по группе, пообщался с воспитателями.
Адаптировать ребенка к саду получится легче, если он будет физически здоровым, без хронических заболеваний и без предрасположенности к простудам. Поскольку период привыкания отмечается напряженностью, то все силы организма направляются на приспособление, и если организм не будет тратить силы на борьбу с болезнями, то это послужит хорошим стартом.
Адаптация пройдет успешно, если кроха будет иметь навыки самостоятельности в следующих моментах: частичное одевание, пользование горшком, самостоятельное принятие пищи. Если малыш все это умеет, то он не потратит силы на срочное обучение этому и будет пользоваться сложившимися навыками.
Легче привыкнуть тем малышам, чей режим приближен к садовскому режиму. За месяц до поступления в сад родителям следует привести режим ребенка к садовскому. Для этого следует заранее уточнить расписание дня дошкольного учреждения, а для легкого подъема утром, следует укладывать малыша спать не позднее 20:30.
Трудно приходится тем малышам в период привыкания, у которых не будут соблюдены несколько или одно из этих вышеперечисленных условий.
Необходимо, чтобы дома кроху окружала спокойная атмосфера. Чаще следует малыша обнимать, говорить ласковые слова, гладить по голове, отмечать его улучшение в поведении, успехи, а также больше хвалить, поскольку ему нужна поддержка родителей. Родителям следует проявлять терпимость к капризам, которые возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимая ребенка, можно ему помочь успокоиться и быстро переключиться на другую деятельность.
Согласовав с воспитателем, следует дать малышу в сад небольшую мягкую игрушку. Зачастую малыши нуждаются в игрушке, как заместителе мамы. Ребенку будет гораздо спокойнее, когда он прижмет что-то мягкое, являющееся частичкой дома.
Придумав родителям свою сказку о маленьком зайчике, который впервые пошел в садик, и как ему было немного страшно и неуютно, но потом появились друзья, и стало весело, позволит крохе увереннее шагать в дошкольное учреждение. Психологи советуют проиграть эту сказку с игрушками. Ключевым моментом в сказке, а также в игре выступает возвращение мамы за малышом, поэтому пока этот момент не настанет — нельзя прерывать повествование. Все это затевается с тем, чтобы кроха поняла: мама обязательно вернется.
Подмечено, что больше всего ребенок и родитель расстраиваются вместе при расставании. Как правильно организовать утро, чтобы и у мамы, и у крохи день прошел удачно, а главное спокойно?
Совет психологов: спокойная мама — спокойный малыш. Ребенку передается неуверенность мамы, и он расстраивается еще больше. И в саду, и дома необходимо разговаривать с малышом уверенно и спокойно. Следует проявлять доброжелательную настойчивость утром при пробуждении, потом при одевании, а в дошкольном учреждении при раздевании. Разговаривать с малышом нужно не громким, но твердым и уверенным голосом. Зачастую при пробуждении хорошим помощником является та самая любимая игрушка, которую малыш берет с собой в сад. Видя, что мишка «очень сильно хочет в сад», ребенок заразится хорошим настроением и его уверенностью.
Психологи советуют отводить малыша тому взрослому, с которым легче ему расстаться. Давно подметили, что ребенок может с одним из родителей расстаться достаточно спокойно, а с другим тяжело, продолжая страдать после его ухода. Важно обозначить и сказать ребенку, когда его заберут: после обеда, после прогулки, или как он поспит.
Крохе легче знать, что мама за ним придет после какого-то режимного момента, чем каждую минуту ждать ее. Родителям нельзя задерживаться, а следует выполнять свои обещания. Необходимо придумать свой ритуал прощания: поцеловать, сказать «пока», помахать рукой. После этого сразу следует уходить: не оборачиваясь и уверенно. Чем дольше взрослые проявляют нерешительность, тем сильнее переживает малыш. Нередко взрослые совершают серьезные ошибки, затрудняющие адаптацию.
Родителям нельзя делать следующее в период адаптации:
— нельзя сердиться или наказывать малыша за плач дома или при расставании после упоминания о необходимости идти в дошкольное учреждение. Малыш имеет право на такую реакцию, а вот строгое напоминание об обещании ребенка не плакать является не эффективным. Малыши этого возраста не умеют еще «держать свое слово». Лучше сказать крохе о своей любви и что обязательно заберете его;
— стоит избегать разговоров с другими членами семьи о слезах ребенка в его присутствии. Дети на душевном тонком уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и этим еще больше усиливают свою тревогу;
— нельзя пугать садом, поскольку это место, таким образом, никогда не станет любимым;
— нельзя отрицательно отзываться о саде и воспитателях при крохе;
— нельзя обманывать, обещая, что скоро заберете, а малыш ждет полдня, теряя доверие к близкому человеку.
Родители также нуждаются в психологической помощи, поскольку поступление в сад – это испытание не только для детей, а и для родителей, испытывающих сильное волнение. Родителям необходимо быть уверенными в необходимости посещения детского сада, тогда малыш, видя уверенность мамы, адаптируется быстрее. Следует поверить, что ребенок на самом деле совсем не слабое создание и его адаптационная система выдержит, и он справиться. Гораздо хуже, если ребенок совсем не плачет и зажат стрессом. Плач выступает помощником нервной системы, не давая ей перегружаться. Поэтому не стоит бояться детского плача и сердиться на малыша. В тяжелых случаях можно воспользоваться помощью детского психолога, который расскажет родителям, как проходит адаптация, и уверит, что в саду работают действительно внимательные люди.
Зачастую родителям очень нужно знать, что их малыш быстро и легко успокаивается после их ухода, и эту информацию дает психолог и воспитатели, которые наблюдают за детьми в процессе адаптации. Взрослым также следует заручиться поддержкой от других родителей, чьи малыши посещают детский сад. Поддерживая друг друга, важно отмечать и радоваться успехам малышей, а также самих себя.