Первый год для младенца является очень важным. В это время организм адаптируется к окружающему миру, формируется нервная и иммунная системы. От того, как пройдет этот период, зависит дальнейшее психическое, эмоциональное, физическое и умственное развитие. После появления на свет, младенец начинает быстро расти, .
Заботливые родители интересуются тем, как должно проходить развитие ребенка по месяцам.
С каждым месяцем, родители замечают определенные изменения в физическом и психоэмоциональном состоянии своего малыша. Педиатры утверждают, что развитие ребенка проходит поэтапно.
После рождения, младенец адаптируется к новым условиям жизни. Привыкнув к внешней среде, он начинает изучать окружающий мир. У него совершенствуется работа органов чувств и нервной системы, моторика.
Ребенок стремительно набирает вес. Его тело становится длиннее с каждым месяцем. Молодым родителям полезно знать, как проходит развитие младенца по месяцам. Это поможет им вовремя и устранить их.
Основные этапы развития новорожденных и грудных детей:
- первый (длится 0-30 дней);
- второй (это период 2-4 месяцев);
- третий (4-6 месяцев);
- четвертый (длится с полугодовалого возраста до 8 месяцев);
- пятый (8-10 месяцев);
- шестой (10 месяцев – 1 год).
До месяца
Малышей до месяца называют новорожденными. На первом этапе развития детский организм приспосабливается к новым условиям жизни.
Ребенок адаптируется к внешней среде посредством таких врожденных рефлексов:
- сосательного (сосет предметы, оказавшиеся во рту);
- плавательного (если опустить ребенка в воду животом вниз, то он будет выполнять движения, напоминающие плавание);
- хватательного (если прикоснуться к ладошке малыша, он сожмет пальцы в кулак);
- поискового (при прикосновении к щеке младенец начинает искать грудь матери);
- шагательного (если поставить ребенка на ноги, он станет выполнять движения, похожие на ходьбу).
Для периода новорожденности характерно следующее:
- туловище находится в согнутом положении;
- большую часть времени (около 20 часов в сутки);
- мышцы тела находятся в состоянии гипертонуса.
Малыш реагирует на громкие звуки, яркий свет и прочие негативные внешние факторы . С крика начинается становление речи. Зрение месячного малыша развито плохо. Поэтому знакомство с внешним миром происходит через кожу. Первый опыт контакта ребенок получает, когда мать берет его на руки.
2 – 4 месяца
Этот этап развития педиатры называют «оживлением». У малыша наблюдается активизация работы органов чувств: улучшается зрение, обоняние, слух . Это позволяет начать познавать окружающий мир.
Продолжают совершенствоваться эмоциональные, психические, физические навыки. Малыш меньше спит, больше бодрствует, начинает интересоваться родными людьми, собой.
Ребенок долго способен рассматривать свои руки или . У него развивается трехмерное восприятие предметов. К концу этого этапа начинают угасать врожденные рефлексы: они трансформируются в осознанные действия. У ребенка появляется понимание подвижности мира. Это вызывает новые эмоции, стимулирует работу мозга.
4 – 6 месяцев
На этом этапе психологическое и физиологическое развитие проходит более интенсивно. Малыш начинает воспринимать мир практически так же, как взрослые. Это позволяет ему изучать окружающую среду более детально.Младенец уже умеет уверенно и поворачивать ее в разные стороны . У ребенка начинает развиваться мелкая моторика, мышление. Малыш может сам брать погремушку и подолгу с ней играть. Активизируется работа нервной системы.
Малыш уже отличает своих родителей от чужих людей. Но социальное развитие находится на низком уровне: незнакомые лица ребенка пугают. Грудничок продолжает осваивать эмоции: он может сердиться, грустить, смеяться.
6 – 8 месяцев
На этом этапе ребенок продолжает активно познавать мир. Совершенствуются умения, формируются новые навыки. Мышцы тела становятся более крепкими. Ребенок уже умеет долго сидеть с прямой спиной, вставать на ноги.
Он пытается делать первые шаги, начинает выражать просьбы. Легко и быстро ползает на четвереньках, может вставать на колени, переступать и стоять с поддержкой родителей.
Развивается мелкая моторика. Формируются и совершенствуются бытовые навыки: , есть из ложки (пока делают это с помощью родителей). Активно развивается интеллект. Дети начинают понимать последствия своих действий (если нажать на кнопку – раздастся писк, когда бросить погремушку – она упадет). Продолжается становление речи.
8 – 10 месяцев
На этом этапе продолжает развиваться крупная и мелкая моторика, мимика. Ребенок может самостоятельно сесть, активно пытается встать на ноги. У малыша формируются устойчивые связи (кушать – идти на кухню, гулять – на улицу).
Совершенствуется речь: . Дети много времени бодрствуют: могут подолгу рассматривать разные игрушки, кидать их.
К девяти месяцам они уже хорошо различают предметы. Развиваются поисковые навыки. Малыши могут залазить на возвышенность (диван, кресло, стул). В этом возрасте происходят определенные изменения в органах чувств. Активно развивается мыслительная деятельность. Из-за избытка количества новой информации, дети могут становиться раздражительными.
Ребенок начинает проявлять свой характер (сопротивляется одеванию, даже если раньше переносил эти процедуры спокойно). У малыша . Это способствует пополнению пассивного словарного запаса. Активно развивается мелкая моторика.
10 – 12 месяцев
На этом этапе продолжают совершенствоваться приобретенные навыки. Ребенок осознает причинно-следственные связи, учится делать выводы. Начинает играть осмысленно, совмещать различные предметы.
Малыши отличаются высокой степенью активности и повышенной эмоциональностью. Навыки движения развиты достаточно хорошо. Дети уже без помощи родителей встают на ноги, . Активно подражают движениям взрослых, копируют их мимику.
В этом возрасте малыши уже начинают осмысленно произносить односложные слова. Ребенок становится более самостоятельным. Он пытается сам надеть или снять одежду, пить из чашки, есть ложкой. Продолжает развиваться мышление.
Дети начинают осмысленно отвечать на вопросы, знают слова «нет», «да», «нельзя», могут утвердительно либо отрицательно махать головой. Груднички на данном этапе осваивают навыки вежливого общения. Они запоминают жесты «пока», «привет», охотно машут рукой. Малыши перенимают эмоциональное состояние родителей.
Каждый из этапов очень важен в становлении ребенка как личности. Поэтому к грудничкам следует относиться крайне внимательно, поддерживать их в стремлении расти и развиваться.
График правильного развития малыша по месяцам до года
Существует календарь развития новорожденных и грудных детей. Он имеет вид таблицы либо графика, описывающей те навыки, которыми овладевают малыши в определенном возрасте.
Подобная информация позволяет контролировать процесс становления ребенка. Доктора сравнивают фактические данные, полученные в ходе осмотра и обследования малыша, с эталонными, приведенными в календаре.
Таблица развития ребенка по месяцам до года приведена ниже.
Возраст в месяцах | Развитие грудничка | ||
двигательное | речевое | психическое | |
1 | делает попытки приподнимания головы, движения рук и ног хаотичны | тихо гулит | обращает внимание на игрушки, реагирует на внешние раздражающие факторы |
2 | лучше координирует движения, удерживает голову около минуты, пытается перевернуться набок | гулит, издает гласные звуки, прислушивается к своей «речи» | удерживает взгляд на движущемся предмете, узнает родителей по запаху, осознанно улыбается |
3 | держит голову около двух минут, пытается приподняться на локтях из позиции лежа на животе | гулит, начинает издавать согласные звуки | ищет источник звука (поворачивает голову в сторону возникновения шума); проявляет интерес к игрушкам; привлекает внимание родителей требовательным криком, плачем; изучает свои руки, тянет пальцы в рот; некоторые дети начинают смеяться |
4 | не отрывает взгляд от движущегося предмета, поворачивается набок, пытается садиться | начинает лепетать, появляются первые внятные слоги | может сам брать погремушку; отличает маму от других людей; реагирует на свое имя; различает голоса; играет с погремушками (пытается их ловить); появляются любимые игрушки; разглядывает свое отражение в зеркале; прислушивается к разным звукам |
5 | переворачивается в разные стороны, пытается ползать «по-пластунски», поднимается на локти из положения лежа на животе | лепечет, произносит слоги «ма», «ба», «па» | боится чужих людей, настораживается, когда слышит незнакомый голос, увлеченно рассматривает и ощупывает разные предметы |
6 | ползает «по-пластунски», перекладывает предметы из одной руки в другую, пытается встать на колени | играет с громкостью голоса, произносит простые слоги, выговаривает согласные «з», «ф», «с» | выражает эмоции (недовольство, радость), тянет руки ко всем интересующим его предметам, берет все в рот, просится на руки, знает особенности разных игрушек (пищалок, ) |
7 | ползает вперед, передвигается на четвереньках, сидит с опорой, может удерживать в каждой руке по игрушке | лепечет, выговаривает новые слоги («на», «та», «да») | различает интонацию речи, понимает слово «нет», узнает известные предметы, начинает подражать звукам, которые издают животные |
8 | самостоятельно сидит, пытается передвигаться у опоры, активно ползает | лепечет, пытается повторять речь взрослых, начинает выговаривать простые слова | начинает выражать настойчивость, удивление; хлопает в ладоши, машет ручкой; знает расположение комнат в той квартире, в которой живет; игры становятся более осмысленными; может выполнять простые просьбы родителей, показывает свои части тела |
9 | стоит и ходит с опорой, активно передвигается по квартире, может разворачиваться и ползти в обратную сторону, пытается встать на ноги | активно лепечет, слова произносит со смыслом | понимает простые просьбы взрослых, интересуется маленькими предметами, может мять и рвать бумагу, перелистывать страницы книги, стремится к активному общению с родителями, быстро запоминает названия новых предметов |
10 | пытается ходить, садиться из положения стоя, активно ползает по квартире | произносит простые слова | копирует мимику взрослых; различает родных и чужих; стремится общаться и играть с другими детьми; появляется привязанность к часто встречающимся людям; понимает смысл игрушек (может катать машинку, собирать пирамидку, строить башню, кидать мяч) |
11 | делает первые шаги, может пройти небольшое расстояние без опоры | выражает желания словами «на», «дай», четко произносит «мама», «папа», «баба», увеличивается активный словарный запас | сопротивляется, когда из рук забирают интересующий предмет; легко возбуждается, быстро переходит от смеха к плачу; в новом месте настораживается, пугается незнакомых людей |
12 | самостоятельно ходит, ложится, встает, приседает, поднимает игрушку, учится перешагивать через препятствия | много лепечет, осознанно выговаривает «баба», «папа», «мама» | понимает, что говорят взрослые; реагирует на запреты, просьбы; наблюдает и комментирует все происходящее вокруг; в игре появляется сюжет (укладывает или расчесывает куклу, возит в машине мячик) |
Сравнивая данные ребенка с теми, что указаны в таблице, родителям следует помнить, что все дети развиваются по-разному. Это зависит от того, в каких условиях они живут, как с ними занимаются. отстают в развитии от появившихся в срок малышей на 1-1,5 месяца.
Календарь развития новорожденных и грудничков следует воспринимать как информационное пособие с рекомендациями.
Как помочь ребенку развиваться правильно с самого рождения?
Развитие ребенка во многом зависит от родителей: от того, сколько времени они уделяют малышу, как занимаются с ним. Важно создавать благоприятные условия для становления малыша, помогать ему в освоении полезных навыков. следует с самого рождения.
- часто общаться с малышом, изменяя тембр голоса. В разговоре стоит называть имя ребенка. Петь младенцу колыбельные, рассказывать стишки;
- , . Это стимулирует физическое развитие, улучшает работу нервной системы;
- когда младенец научится держать голову, стоит начать ходить с ним по квартире, дотрагиваться рукой до вещей, произнося одновременно их названия. Это закладывает базу для правильного становления речи;
- развивать осязание. Например, прикасаться к животу, лицу, конечностям мягким перышком, помещать в ладошку небольшие предметы. Нужно регулярно обнимать и гладить малыша;
- над кроваткой повесить карусель. Включать классическую музыку (Чайковского, Штрауса, Моцарта). Это развивает слух и хорошо влияет на психику;
- повесить возле ребенка контрастные фотографии, яркие игрушки. Это будет благотворно влиять на развитие зрения. Каждые несколько дней предметы нужно менять для привлечения внимания;
- кормящей матери следует постепенно вводить в рацион разные продукты. Это будет способствовать развитию вкусовых ощущений у ребенка.
Нормы роста и веса мальчиков и девочек до 1 года
С момента рождения ребенок начинает стремительно расти и набирать вес. Важно, чтобы грудничков регулярно осматривал педиатр. Существуют определенные нормы параметров тела по возрасту.Но нужно учитывать, что на физическое состояние ребенка влияют такие факторы:
- срок появления на свет (вес и рост недоношенных детей меньше, чем у тех, что родились вовремя);
- половая принадлежность (мальчики рождаются крупнее девочек).
Нормы параметров тела детей до года по месяцам приведены в таблице.
Возраст в месяцах | Рост, см | Вес, кг | , см | Окружность грудной клетки, см | ||||
девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | |
0 | 49 | 50 | 3,2 | 3,3 | 33,9 | 34,5 | 33,9 | 35,0 |
1 | 54 | 55 | 4,2 | 4,4 | 36,5 | 37,3 | 36,0 | 36,3 |
2 | 57 | 58 | 5,1 | 5,5 | 38,3 | 39,1 | 38,1 | 39,0 |
3 | 60 | 61 | 5,8 | 6,3 | 39,5 | 40,5 | 40,0 | 41,3 |
4 | 62 | 64 | 6,4 | 7,0 | 40,6 | 41,6 | 41,8 | 42,8 |
5 | 64 | 66 | 6,9 | 7,5 | 41,5 | 42,6 | 43,0 | 44,3 |
6 | 66 | 68 | 7,3 | 8,0 | 42,2 | 43,3 | 44,3 | 45,4 |
7 | 68 | 70 | 7,7 | 8,3 | 42,8 | 44,0 | 45,0 | 46,4 |
8 | 69 | 71 | 8,0 | 8,7 | 43,4 | 44,5 | 46,0 | 47,2 |
9 | 70 | 72 | 8,3 | 9,0 | 43,8 | 45,0 | 46,7 | 47,9 |
10 | 72 | 73 | 8,5 | 9,2 | 44,2 | 45,4 | 47,3 | 48,3 |
11 | 73 | 75 | 8,8 | 9,4 | 44,6 | 45,8 | 47,7 | 48,7 |
12 | 74 | 76 | 9,0 | 9,7 | 44,9 | 46,1 | 47,7 | 49,0 |
Незначительные отклонения от нормы не должны сильно пугать родителей. Каждый ребенок индивидуален, на его рост и развитие влияет наследственный фактор. Большое значение имеет отношение и забота близких.
Причинами и задержки в росте могут быть:
- нерациональное, несбалансированное питание;
- недоедание;
- отсутствие режима;
- наличие патологий (врожденных и приобретенных);
- степень активности малыша.
Видео по теме
О развитии ребенка по месяцам до 1 года в видео:
Таким образом, развитие грудничков проходит поэтапно. С каждым месяцем наблюдаются определенные изменения в физическом и психическом состоянии малыша. Важно помочь ребенку развиваться правильно. Для этого родителям следует создавать определенные условия, уделять много внимания малышу, проводить обучающие занятия.
Каждая мама начинает внимательно наблюдать за его развитием. За первый год жизни малыш способен очень многому научиться и пройти много этапов в развитии. Но не все мамы знают, как именно ребенок должен развиваться. Ведь иногда это происходит быстрее, а иногда медленнее, и во втором случае необходимо обращаться к логопеду. Но чтобы можно было следить за правильным развитием ребёнка до года, нужно на основании информации в данной статье составить таблицу поведения и рефлексов малыша по месяцам (от 1 до 12). Цель данной статьи - показать еще неопытным мамам, как их малыш должен развиваться и чему учиться на протяжении первых, наиболее важных 12 месяцев его жизни.
Что такое календарь развития ребенка и для чего он нужен?
Календарь развития ребенка поможет вам следить за нормальным процессом роста малыша. Календарь составляется на основании данных по исследованиям ВОЗ, и поэтому имеет практически идеальные показатели.
С помощью него можно контролировать вес малыша, его развитие в эмоциональном и рефлекторном плане и т.д. Таблица развития подскажет вам, чего ожидать от малыша, какие игрушки ему предложить на определенном месяце жизни и т.д.
Знаете ли вы? Дети плачут с акцентом, поэтому специалисты могут определить по плачу национальность ребенка.
Календарь развития ребенка по месяцам до 1 года очень актуален в этот промежуток времени, так как малыш за первые 12 месяцев сможет научиться большому количеству рефлексов, движений, эмоций и т.д.
В первый год жизни ребенок научится большему, чем в последующие 10 лет жизни, поэтому его развитие лучше контролировать с помощью специальной таблицы, и в случае каких-то грубых несовпадений обращаться к логопеду.
Первый месяц в жизни младенца, наверное, самый сложный для мамы. Этот период часто называют адаптационным. В первые 30 дней своей жизни ребенок часто спит (около 70-75% всего времени). Бодрствование занимает всего 4-6 часов в сутки. В это время малыш концентрирует внимание на разноцветных игрушках и проявляет эмоциональный интерес к некоторым из них.
Логопеды отмечают, что новорожденные дети должны сразу наладить эмоциональный контакт с мамой. Поэтому во время кормления ребенка грудью не нужно торопиться, малыш должен ощутить теплоту и заботу мамы. Развитие ребенка в 1 месяц жизни происходит очень быстро, он пытается адаптироваться к окружающей среде, привыкнуть ко всем звукам, запахам и т.д.
Сразу после рождения у малыша должны быть следующие рефлексы (заложены природой на генетическом уровне):
- Плавательный (при ощущении большого количества воды малыш начинает двигать ручками).
- Поисковый (поиск маминой груди).
- Рефлекс ходьбы (если поставить ребенка в вертикальное положение и немного придерживать, он начнет двигать ножками, будто бы пытается идти).
- Хватательный (если прикоснуться к руке малыша, то он сожмет ее в кулачок).
- Сосательный (прикасания языка к предмету).
Данные рефлексы даны малышу с самого рождения, и выполняются они на подсознательном уровне. Однако в первые 30 дней жизни ребенок должен уметь поднимать голову, лежа на животе; узнавать запах и голос родной мамы; много спать и есть 4-5 раз в день. К концу первого месяца малыш начинает издавать некоторые звуки (агуканье, гуление и т.д.). Кроме того, месячный малыш постоянно плачет, если его что-то раздражает или если он ощущает дискомфорт. Например, если малыш услышит резкие звуки или у него заболит животик, то он может резко заплакать, и в этом случае это абсолютно естественно и нормально. Зачастую ребенок может на некоторое время сфокусироваться на лице мамы и немного успокоиться. Главное помнить, что в первый месяц жизни ребенка все его движения рефлекторны.
Вторые 30 дней жизни малыша называют периодом «оживления». В это время ребенок уже начинает реагировать на изменение эмоционального состояния взрослых. Он может отличить, когда мама улыбается, грустит или плачет.
Двухмесячный малыш уже меньше спит, но больше бодрствует, кроме того, иногда время бодрствования может припадать на ночь, когда родители спят. Дело в том, что на втором месяце жизни у малыша еще не выработан рефлекс режима сна, поэтому он может перепутать день и ночь. За второй месяц жизни ребёнок прибавляет в весе 700-800 грамм и 2-4 см в росте.
Важно! Если поведение вашего ребенка не будет соответствовать тому, что указанно у нас в статье, то не следует пугаться. Некоторые дети могут задерживаться в развитии, в таких случаях просто необходимо обратиться за консультацией к логопеду.
Активность ребенка повышается: он начинает переворачиваться с одной стороны на другую, махать ручками и ножками, издавать различные гласные звуки: «а», «у», «о». На втором месяце жизни ребенок ведет себя таким образом:
- Постоянно тащит в рот игрушки или собственные пальцы.
- Плачет и кричит, если у него заболит животик или если он захочет кушать.
- Эмоционально реагирует на разные предметы: хочет потрогать интересные, плачет при виде страшных и неинтересных, улыбается при виде приятных.
- Если мама с ребенком общается нежным и приятным голосом, то он отвечает улыбкой и движением ручек и ножек.
- Различает и реагирует на различные звуки: может заплакать, сморщить лоб, улыбнуться и т.д.
- Выражает радость при виде близких ему людей, более уверенно держит головку.
В эти 30 дней младенец уже начинает более уверенно держать голову, начинает опираться на лопатки и самостоятельно переворачиваться.
В этот период важно частенько класть его на животик, чтобы лишние газики могли уходить и не мучить малыша. Не давайте маленькому долго лежать на боку, так как это может привести к искривлению позвоночника.
К середине третьего месяца младенец уже более четко реагирует на различные цветные предметы и звуки. Более того, он сам пытается издавать не только гласные, но и согласные звуки.
Малыш может без помощи мамы высунуть соску изо рта, а потом самостоятельно ее засунуть. За эти 30 дней младенец должен прибавить в росте на 3-4 см и в весе на 800-900 граммов. Трехмесячный рёбенок должен уметь следующее:
- Трогать себя за личико (он старается изучить свои глазки, уши, рот и т.д.).
- Искать источник звукового сигнала поворотами головы.
- Повторять эмоции и мимику мамы или других родственников.
- Больше улыбаться, бодрствовать и играть с интересными ему вещами.
- Различать голос близких и посторонних ему людей.
- Более координировано двигать ножками и ручками.
- При недостатке внимания кричать и плакать.
- Держать головку в положении лежа на животе около 30-40 секунд.
- Больше спать ночами, и меньше в дневное время.
Четырехмесячный малыш уже более четко координирует свои движения, может без особых трудностей отличить голос мамы от другого человека, четко реагирует поворотом головы на любые источники звука.
В этом возрасте младенец может полностью опираться на свои ручки, когда лежит на животике. При виде погремушки начинает с ней активно играть, любые игрушки сначала старается потянуть в рот.
Четырехмесячный младенец спит 2-3 раза в день по 1-1.5 часа, а все остальное время бодрствует и продолжает изучать окружающую его среду.
Знаете ли вы? Малыши тянут игрушки и другие предметы в рот, так как в нем наиболее развиты нервные окончания.
Когда ребенку исполняется четыре месяца, он уже должен весить около 6-6.5 кг. Малыш просит кушать плачем, и не станет употреблять пищу насильно, без своего согласия. Четырехмесячный младенец должен:
- Самостоятельно переворачиваться с живота на спину, крутить головой, поддерживать себя на руках.
- Пытаться ползать при помощи рук и ног на кроватке.
- Пробовать поднимать свое туловище, пытаться сесть.
- Различать игрушки, у ребенка появляются любимые игрушки, при виде которых он начинает активно улыбаться (плачущего ребенка часто успокаивают его любимой игрушкой).
- Стараться поддерживать ручками грудь или бутылочку при кормлении.
- Внимательно наблюдать за движущимися объектами.
- Выполнять первые манипуляции с игрушками: бросать, стукать и т.д.
- Внимательно рассматривать свое зеркальное отражение.
- Пытаться издавать первые слоги «ма», «па» и т.д.
- Полностью различать чужих и своих, улыбаться маме, и кричать, если она его покидает.
- Реагировать при произношении его имени.
- Эмоционально реагировать и отличать на вкус различную пищу.
К этому времени ваш младенец уже сможет самостоятельно ползать на кроватке и переворачиваться с животика на спину. Более того, некоторые малыши в этом возрасте уже пытаются сесть на попку и даже ходить.
В пятимесячном возрасте мама должна помочь своему ребенку идти: его нужно поддерживать за ручки и спинку, и это очень важно, ведь если заранее не помогать малышу освоить походку, то в дальнейшем будет риск развития плоскостопия или ходьбы с «подпрыгиваниям».
Развитие ребенка в 5 месяцев уже позволяет ему более четко произносить определенные звуки. Мама должна пытаться научить своего младенца произносить некоторые простые слова.
К 5 месяцам малыш должен:
- Проявлять повышенную активность и интерес к ранее невиданным вещам.
- Играть со своими ручками и ножками (некоторые детки пытаются засунуть пальчики ног в рот).
- Хватать игрушки сразу обеими руками и крепко их держать.
- Подтягивать к себе игрушки, когда лежит на животике.
- Пытаться стянуть одетые на ноги носочки.
- Пытаться поддерживать свой вес на выпрямленных ручках.
- Внимательно слушать сказки, стихи, приятную и легкую музыку.
- Внимательно рассматривать все предметы, которые его окружают.
- Громко пищать, смеяться и произносить различные звуки.
- При виде незнакомцев может расплакаться или нахмуриться.
- Повторять за взрослыми простые движения, например, пытаться хлопать в ладошки и т.д.
Важно! Никогда не оставляйте своего ребенка на длительное время без присмотра даже в самых безопасных местах. Малыш в любое время может закашляться или срыгнуть, и это вызовет у него панику и крик.
В этом возрасте у некоторых деток уже начинают прорезаться зубки, поэтому появляется повышенное слюноотделение. Пятимесячному малышу уже необходим слюнявчик, так как он не всегда успевает проглатывать всю слюну. В этот период нужно начинать полноценное общение с младенцем. Если вы думаете, что он ничего еще не понимает, то вы глубоко ошибаетесь. Ведь те мамы, которые долго «сюсюкаются» со своим ребенком, могут больше года ожидать от него произнесения первого слова. Пятимесячному малышу нужно рассказывать некоторые простые и короткие истории, описывать окружающие его предметы и т.д. Он будет запоминать некоторые слова и в дальнейшем быстрее научится говорить.
К концу шестого месяца ребенку уже исполнится полгода, и он должен уметь самостоятельно сидеть (принять такое положение ему нужно помочь), перекладывать игрушки с одной руки в другую, реагировать на произношение своего имени, пытаться встать на четвереньки и ползти.
Если до сих пор младенец нормально развивался и его умения соответствовали вышеуказанным, то на данном этапе он должен уметь:
- С помощью мамы или папы садиться и держать ровную спинку (некоторые детки в этом возрасте могут самостоятельно садиться).
- Переворачиваться и ползать по кроватке, ставать на вытянутые ручки и пытаться дотянуться до игрушек.
- Более-менее уверенно стоять на полу, если ребенка поддерживают под мышки.
- Проводить различные манипуляции с игрушками и окружающими предметами (стучать, бросать, держать в руках и внимательно рассматривать).
- Если забрать у ребенка игрушку, которой он увлеченно играл, будет много крика и плача.
- Бросать игрушки в стороны, а потом активно их искать, поворачивая голову и рассматривая комнату.
- Пить из чашки или стакана, кушать с ложки жидкую пищу, различать на вкус напитки и еду, отдавать предпочтения той или иной пище.
- Эмоционально реагировать на разную музыку, на произношение своего имени и на лица посторонних людей.
- Улыбаться и громко смеяться при виде мамы, папы и других членов семьи.
- Менять выражение лица при виде незнакомых людей или при появлении громких и неприятных звуков.
- Требовать повышенного материнского внимания (ребенок будет часто плакать, если мама будет надолго оставлять его без присмотра).
- 6 месяцев - важный этап формирования родной речи. У ребенка на уровне подсознания закладываются различные произношения и звуки, он начинает произносить что-то вроде «м-м-а-м-м», «б-у-б-б-у-б-у» и т.д.
Знаете ли вы? Шестимесячные дети улыбаются в среднем около 200 раз.
Важно заметить, что если шестимесячный ребенок не реагирует на еду, звуки, игрушки, близких и чужых людей, то необходимо обратиться к логопеду за помощью. Кроме того, нерегулярный сон и тремор рук и ног также являются причиной посещения больницы.
В возрасте 7 месяцев у ребенка проявляется повышенная активность. Его развитие доходит до того момента, когда он уже может различать предметы (некоторые детки могут вам показать часы или картину, если вы попросите их об этом).
Малыш постоянно играет с игрушками, бросает их, бьют друг о друга, при этом проявляя некоторые эмоциональные впечатления (улыбается, смеется, что-то непонятное говорит и т.д.).
Семимесячные дети любят купаться вместе с игрушками, поэтому их нужно приучать к водным процедурам. Во время купания старайтесь рассказывать ребенку обо всех частях тела, а потом просите его показать ручку, ножку, ушко и т.д.
В этот период у детей активно прорезываются зубки, поэтому им в пищу необходимо добавлять измельченный творог и мясо, так как эти продукты богаты кальцием. Для роста мышц и нормальной работы сердца ребенку необходимы продукты, богатые калием.
Также не забывайте следить за чистотой детской комнаты и игрушек, так как ребенок постоянно пытается тащить всяческие предметы в рот.
Семимесячный младенец должен:
- Долго и часто произносить разные слова, например: «м-а-м-а», «б-а-б-а» и т.д.
- Без посторонней помощи сидеть с выпрямленной спиной, играть при этом игрушками или осматривать свою комнату.
- Держась за кровать или кресло, пытаться самостоятельно встать на ножки.
- Немного быстрее и энергичнее ползать.
- Во время кушанья проявлять высокую активность: постоянно менять положения, вертеть головой и т.д.
- Самостоятельно создавать различные звуки (стучать предметами, играть музыкальными игрушками и т.д., семимесячным малышам такие занятия очень нравятся).
- Во время кормления грудью младенец может немножко кусаться, так как у него прорезаются зубки и чешется десна.
- Пользоваться элементарными знаниями, которые приобрел в процессе семимесячного развития (ребенок знает, что если подуть в свисток, то появится звук, а если натянуть резинку, то она выстрелит);
- Понимать некоторые элементарные вещи и понятия, стараться их анализировать, понять и прислушаться к запрету родителей (реагирует на родительское «нет»).
- Продолжать изучать окружающие его предметы, пытаться дотянуться до них, пощупать и попробовать на вкус ранее не виданные предметы.
- Реагировать на свое имя и стараться привлечь внимание матери и других близких родственников.
Важно! Помните, что ребенок чувствует ваше настроение, и если вы чем-то огорчены, малыш также будет плакать.
Большинство малышей в таком возрасте уже должны отличать понятия «можно» и «нельзя», поэтому их следует приучать к дисциплине. Учите детей слушаться, иначе в дальнейшем они будут очень капризными.
Старайтесь много общаться с ребенком: читайте сказки, стихи, рассказывайте о предметах в комнате и т.д. Все это поспособствует тому, что ребенок быстрее сформирует правильную и нормальную родную речь.
В этом возрасте малыш уже может активно ползать и переворачиваться, поэтому нельзя его оставлять на высоте.
Восьмимесячный ребенок должен уметь определить по фотографии маму и папу, понимать некоторые слова и запреты на определенные действия. Он также пытается самостоятельно кушать и с интересом рассматривать и щупать новые игрушки.
На восьмом месяце ваш малыш:
- Пытается преодолевать любые препятствия, которые встречаются ему на пути.
- Пробует самостоятельно вставать при помощи опоры, ходить, садиться, ложиться и т.д.
- Еще немного рассеян, легко отвлекается от интересного занятия, если с ним начать говорить или резко включить какую-то музыку.
- Уже может играть в потешки с простыми движениями: «ку-ку», «ладушки» и т.д.
- Может собрать небольшую пирамидку из кубиков, развалить ее, потом обратно собрать в том же порядке.
- Реагирует на простые просьбы, совершает простые танцевальные движения.
- Показывает пальцем на те предметы, которые хочет потрогать или увидеть поближе.
- Часто и регулярно повторяет серию различных слогов.
- Четко определяет маму, папу и близких родственников, меняет эмоции при виде чужих людей.
- Любит постоянное общество близких людей, когда остается один, может заплакать.
- Умеет махать ручкой на прощание.
- Пугается резких звуков или неожиданных появлений взрослых.
Знаете ли вы? Дети так много спят из-за того, что их мозг расходует около 50% всех запасов глюкозы в организме.
В этом возрасте у крохи начинают формироваться отдельные участки головного мозга, отвечающие за мелкую моторику, речь, эмоции и рефлексы. Восьмимесячных младенцев нужно активно обучать ходьбе и правильной четкой речи.
В 9 месяцев ребенок все еще пытается освоить нормальные процессы ходьбы, пытается повторять за взрослыми некоторые движения и слоги, пробует самостоятельно пить из чашки.
Если развитие ребенка происходило нормально, то к этому возрасту он должен:
- Научиться понимать самую простую логику взаимосвязи предметов (меньший стаканчик ставить в более крупный, строить пирамидки и т.д.).
- Играть в комнате самостоятельно и не требовать постоянного присутствия мамы.
- Учиться некоторым вещам у других детей, повторять за ними различные действия и слова.
- Стараться выговаривать отдельные слоги и обрывки слов. Ребенок уже четко понимает, о каких вещах он говорит, только его речь на данном этапе еще начинает формироваться.
- Использовать для игры сразу несколько различных по структуре и массе предметов, пытаться их скомбинировать или сбалансировать.
- Пытаться вылезть на стул или диван, ходить более длительное время, держась при этом за опору.
- Указывать пальчиком на предмет, который его просят показать.
- Изучать новые игрушки и предметы, проявлять интерес к содержимому различных шкафов, ящиков и т.д..
- Понимать значение некоторых слов: «кушать», «иди сюда», «ложись» и т.д..
- Узнавать некоторых животных на картинках или фотографиях.
- Активно проявлять эмоции в виде плача, крика и т.д., если ребенок недоволен, то может вырываться с рук и дергать руками и ногами.
Развитие ребенка в 10 месяцев уже позволяет ему самостоятельно перелистывать страницы книги, более-менее четко проговаривать несколько основных слов, уверенно держать в руках игрушки и проявлять эмоции на разные ситуации.
К десятимесячному возрасту малыш может:
- Садиться из положения стоя, уверенно ходить при помощи опоры, быстро и активно ползать.
- Танцевать, хлопать в ладоши, пытаться повторять некоторые слова из песни.
- Прятать некоторые игрушки или предметы, закрывать и открывать дверцы шкафа.
- Пользоваться преимущественно одной рукой (именно в этом возрасте вы может узнать, будет ваш ребенок правшой или левшой).
- Повторять эмоции и мимику взрослых, выполнять несложные задачи с игрушками (катать машинку, толкать неваляшку, одевать куклу и т.д.).
- Постоянно перемещать предметы с места на место (младенец отдает предпочтения более мелким предметам, которые он может с легкостью поднять одной рукой).
- Произносить, хоть и не очень внятно, названия некоторых предметов, животных, частей тела и т.д.
- Различать фразы и словосочетания, смеяться над теми, которые кажутся ему забавными.
- Понять логику взаимодействия предметов (палочка толкнет мячик, кнопка на пульте включит телевизор и т.д.).
- Понять, для чего предназначены те или иные предметы (например, десятимесячный ребенок уже точно должен знать, что ложка, чашка и тарелка предназначены для употребления пищи).
Одиннадцатимесячный малыш в некотором смысле уже считается «взрослым». Он может отличать много предметов, самостоятельно передвигаться (ползком или ходьбой при помощи опоры), понимать много слов, манипулировать предметами и т.д. В 11 месяцев ребенок:
- Старается самостоятельно кушать ложкой из тарелки, надевать носочки или обувь и т.д.
- Очень эмоционально реагирует на новую яркую игрушку, новый звук или музыку, незнакомых людей.
- С пониманием реагирует на мимику и слова родителей (знает, когда мама ругается или говорит, что так делать нельзя).
- Понимает и любит похвалу.
- Выражает свои желания посредством разных способов.
- Умеет кивать головой с отрицательным или положительным характером.
- Пытается подражать звукам животных.
- Способен выполнить несколько простых просьб: «дай», «возьми», «отнеси», «положи» и т.д.
- Умеет самостоятельно строить башенки из 7-10 кубиков и более.
К началу двенадцатимесячного возраста малыш уже может различать однотипные игрушки. Он может напоить куколку или одеть ее. В этот период у ребенка начинает формироваться речь, и его в этом нужно поддерживать: рассказывать сказки или просто говорить с ребенком о животных или каких-то предметах.
Важно! До годовалого возраста ребенку для воспитания и присмотра нужна только мама! В этот период приглашать няню лучше не стоит.
В 11 месяцев малыша уже можно обучать вежливости. Он будет понимать понятие «спасибо» и то, в каких случаях его использовать. Ребенок уже может играть с другими детками, знакомиться с ними и учиться у них чему-то новому. Кроме того, в этом возрасте малыш начинает интересоваться более сложными предметами, поэтому не удивляйтесь, если он стащит у вас телефон или планшет.
Когда ребенок достигает почти годовалого возраста, он уже может ходить без помощи опоры и посторонних людей (иногда дети в таком возрасте еще не могут ходить, но тогда нужно обращаться за помощью к доктору).
В этом возрасте малыш уже понимает структуру многих вещей и часто говорит сам с собой (хотя многие не понимают его речи). Двенадцатимесячный малыш может самостоятельно покушать, покормить куклу и уложить ее спать, а также замучить кошку до «полусмерти». В 12 месяцев ребенок должен:
- Самостоятельно, без помощи мамы, стоять, сидеть и немного ходить.
- Преодолевать различные препятствия.
- Во время ходьбы приседать, чтобы поднять интересующий его предмет.
- Активно участвовать в процессах личной гигиены (мыть руки, чистить зубки и т.д.).
- Заявлять родителям, что определенная пища ему не нравится, а некоторая - нравиться.
- Носить игрушки не только в обеих руках, но и под мышками, и даже в зубах.
- Знать, как включить телевизор, или для чего нужен телефон (может сказать папе несколько слов по телефону).
- Понимать практически все, что ему говорят.
- Самостоятельно искать свои игрушки.
- Постоянно излагать свои желания: «дай», «хочу», «на» и т.д.
Когда вы берете первый раз на руки этот комочек счастья, вы испытываете просто неописуемый восторг. Дети от 0 до 1 года развиваются стремительней, чем в любом другом возрасте, именно поэтому первый год развития ребенка считается самым важным.
Уход за крохой
Уход за ребенком до 1 года обязательно включает в себя купание и остальные гигиенические процедуры. Многие родители начинают теряться перед купанием. Чтобы сделать ритуал приятным, необходимо придерживаться определенных правил:
- купать лучше всего не позже 22.00 часов перед вечерним кормлением;
- в помещении температура воздуха должна быть не ниже 24 градусов, а воды - около +36;
- в зависимости от возраста, в первый год жизни ребенка можно начинать купать в детской ванночке, постепенно переходя на взрослую ванну;
- проводить закаливание следует постепенно и только после того, как малыш достиг 7 месяцев.
Детки до года обычно носят памперсы, и чтобы защитить его нежную кожу от опрелостей, необходимо во время смены подгузников каждый раз очищать тщательно все складочки и ягодицы крохи, так как на них скапливаются ороговевшие клетки и потовые железы.
Мы растем
Рост и вес ребенка в первый год жизни меняется крайне стремительно. Педиатры имеют огромное количество вариантов оценки развития малыша, однако они все являются довольно относительными. При оценке по формулам принято считать, что в первые шесть месяцев своей жизни кроха должен каждый месяц прибавлять по 600-800 грамм, а начиная со второго полугодия - примерно 400 г в месяц. Принято считать, что к 5 месяцу вес малыша должен удвоиться по сравнению с весом при рождении, а к концу года - утроиться. Но отклонение в 10% в обе стороны является нормой. На ежемесячном осмотре педиатра интересует не только вес и рост, но также обхват груди и головы крохи - сопоставление данных параметров говорит о грамотном развитии малыша. До трех месяцев в среднем голова растет быстрее грудной клетки, но уже на 5-7 месяце грудь начинает расти быстрее. Хотя и в этом случае могут быть варианты: бывают абсолютно здоровые дети с головой больше грудной клетки.
Психологическое развитие
Психология ребенка первого года жизни стоит чуть ли не на первом месте. Следует выделить главные достижения в психологическом развитии, которые должен достигнуть ребенок до года:
- складываются две первые формы общения со взрослыми, происходит освоение манипулятивной деятельности с разными предметами;
- возникают первые социальные эмоции крохи, направленные на взрослых людей, происходит формирование потребностей в постоянном общении с ними, также появляется первое «предличностное» новообразование - активность;
- в области познания появляются представления о предмете, как о существующем в пространстве, постоянном предмете. Развитие памяти малыша позволяет ему расширить границы опыта, начиная его формировать. Ему становится интересно, что будет, если сделать то-то и то-то, появляется любопытство.
Учимся новому
Развитие ребенка до 1 года, особенно в первые 3 месяца, напоминает настоящий круговорот. В возрасте от 3 до 6 месяцев малыш достигает новых успехов в навыках и физическом развитии . Некоторые главные моменты включают:
- умение поддержки своего веса обеими руками, он уже может поднимать голову и грудь от пола;
- умеет переворачиваться задом наперед;
- сидеть с поддержкой родителей, а возможно и без нее;
- перекладывает из одной руки в другую игрушку, стучит ими;
- способен следить за объектами движения, определять насколько близко они расположены;
- наслаждаться звуком собственного голоса;
- поворачивать голову в сторону шума.
В возрасте от 6 до 9 месяцев у крохи происходят отличные достижения в зрении, слухе и мобильности . Они должны совпадать со следующими показателями:
- переворачивание задом наперед и спереди назад;
- самостоятельно сидеть, дотягиваться до лежащих рядом игрушек;
- умеет ползать;
- зрение почти на том же уровне, что и у взрослого;
- распознает простые фразы и слова;
- появляются индивидуальные вкусовые предпочтения.
В последние три месяца первого года жизни своего малыша вы можете увидеть следующие этапы его развития:
- слух и зрение, как у взрослого;
- передвижение с помощью мебели, также возможна самостоятельная ходьба;
- способность вставать без помощи родителей и предметов.
Воспитываем правильно
Воспитание детей до 1 года особенно важно, так как в это время формируются, как негативные, так и позитивные привычки. Так при условии надлежащего воспитания с первых дней жизни, можно приучить малыша быстро засыпать в определенное время без укачивания, играть не только с участием взрослых, но и самостоятельно, а также есть с аппетитом. В первые месяцы жизни для крохи становится потребностью общение со взрослыми . Поэтому родителям необходимо не только правильно и своевременно удовлетворять потребности ребенка (гулять, укладывать спать, вовремя кормить), но создавать оптимальные условия для бодрствования, а также специально заниматься с ним, воспитывая его. Появление потребности в общении является одной из самых важных особенностей данного возрастного периода. Такая потребность заставляет ребенка искать активно контакт с родителями. Это позволяет формировать начало эстетического и морального воспитания самых маленьких. Проявление любви и внимания, ласка, нежность, ласковое прикосновение и обращение - это все способно обогатить ребенка, и играет особенную роль в развитии его сопереживания, восприимчивости и эмоциональности. Поэтому родителям необходимо не только разговаривать с крохой, но и читать ему потешки, и петь песни, которые смогут вызвать первые его чувства.
После первых 6 месяцев характер общения родителей и ребенка должен перейти от эмоционального к эмоционально-деловому, при котором родители будут стимулировать кроху к совместным действиям. Родители должны развивать слуховое и зрительное восприятие, воспитывать интерес малыша к окружающему: игрушкам, животным, детям, другим взрослым, предметам, воспитывать эмоционально-позитивное отношение к ним.
Как вводить прикорм?
Питание детей до 1 года может быть весьма разнообразным, главное - соблюдать некоторые правила. Вводить первый прикорм можно, начиная с 4-4.5 месяцев жизни - овощное пюре из белых овощей (кабачка или картофеля) на овощном отваре с добавлением одной ложки чайной растительного масла (оливкового, кукурузного или подсолнечного). Начинать необходимо с одной чайной ложки и доводить до необходимого количества на протяжении 10 дней. Лучше всего давать прикорм перед кормлением грудью.
Второй прикорм можно вводить через месяц после первого - различные каши на половинном молоке (5%), другими словами - количество крупы должно составлять 5% от количества молока, разведенного в два раза водой. Принцип введения прикорма остается неизменным. Начинаем с 1 чайной ложки и за 10 дней увеличиваем до необходимого количества. В те дни, когда приучаете малыша к новому прикорму, после него следует докармливать обычной для него едой.
Прививку от туберкулеза делают на 3-7 сутки жизни еще в роддоме внутримышечно, в наружную поверхность левого плеча. На первом году жизни ее необходимо сделать только один раз.
Прививки от полиомиелита - их делают в 3, 4, 5 и 6 месяцев жизни малыша. Первые два раза - это внутримышечные инъекции инактивированной вакцины, третий раз - живая вакцина в каплях в рот.
Следующей прививкой является объединенная вакцина от столбняка, дифтерии и коклюша - делают ее внутримышечно в 3, 4, 5 и 6 месяцев.
Вакцина от гемофильной инфекции в первый год жизни крохи должна быть сделана три раза внутримышечно в 3, 4-5 и 6 месяцев его жизни. Эта вакцина была включена в национальный календарь прививок в 2011 году. Гемофильная палочка является одной из самых частых возбудителей острых респираторных заболеваний и отитов. Главная цель такой прививки - предотвратить самые тяжелые ее формы: менингит и пневмонию, которые у детей до года чаще всего заканчиваются смертью.
Объединенная вакцина от эпидемического паротита и кори . Ее делают внутримышечно в 12 месяцев.
Также в 12 месяцев внутримышечно вводят и вакцину от краснухи, этот вирус крайне опасен для плода, если мама с ним столкнулась впервые только во время беременности, то он может вызвать врожденные пороки развития малыша.
Витамины для детей
Витамины детям до 1 года необходимы, но не все. Для нормального развития иммунной системы малышу необходим витамин А , с его помощью кроха сможет легче перенести такие заболевания, как ветряная оспа и корь. По последним данным, витамин А напрямую связан с гормоном роста, поэтому нехватка его в детском организме способна стать причиной остановки роста. Витамин А укрепляет челюстные кости, и предотвращает развитие у малыша неправильного прикуса, а также повышает устойчивость десен к воспалениям и инфекциям. Уже давно известно благотворное влияние витамина А на зрение, молочные продукты, помидоры, тыква, шпинат и морковь крайне богаты на этот витамин. Важно то, что даже после прохождения тепловой обработки этот витамин сохраняется в продуктах. К основным признакам авитаминоза у малыша можно отнести шелушение и сухость кожного покрова, частые простудные заболевания, замедленный рост. Суточная норма потребления витамина А для детей до года равна 0.04 мг.
Также ребенку до года важно потреблять витамин В2 . Он отвечает за хорошее зрение, здоровую кожу, заряд энергии, а также обеспечивает полноценную работу нервной системы. При его нехватке малыш становится капризным «всегда без настроения» - так обычно говорят про такого ребенка. Кроме нервозности, у крохи может появиться расстройство желудочно-кишечного тракта - частые поносы, проблемы с кожей - кожная сыпь и сухость, может наблюдаться остановка в росте. Плохой аппетит крохи, зачастую принимаемый родителями за капризы, также может свидетельствовать о нехватке этого витамина. Большое количество витамина В 2 находится в рыбе, мясе, яичном белке, крупах (овсяной и гречневой), а также молочных продуктах (твороге, йогурте, молоке и сыре). Суточная норма витамина В2 для детей до года составляет 0.4 мг .
Плановый осмотр
Диспансеризация крайне важна для малыша в первый год его жизни. Плановый - крохи начинают проводить еще в роддоме, а продолжают уже после выписки его домой. В первый год жизни врачи тщательно следят за его весом, ростом, психологическим и физическим развитием, ведь именно в этот период проще всего увидеть возможные отклонения и справиться с ними. Ко всем перечисленным выше врачам, на 12 месяце жизни добавляется еще и ортопед, и стоматолог, наблюдающие за осанкой и прикусом крохи.
Осторожно с антибиотиками
По мнению врачей, антибиотики для лечения детских заболеваний в первые 12 месяцев их жизни необходимо принимать в исключительном случае, ведь они могут принести малышу непоправимый вред. По данным проведенных исследований, прием антибиотиков в первый год жизни значительно повышает вероятность развития у ребенка бронхиальной астмы, так что будьте крайне внимательны и осторожны с ними.
Все мамы отслеживают, как развивается ребенок по месяцам от рождения до года , проходя этапы физического и психического развития, но помните, что развитие ребенка до года индивидуально. Не нужно подгонять малыша под табличку развития, расхождение в месяц вполне допустимо.
Наталья Чалая — авторская таблица развития ребенка до 1 года по месяцам
В таблице я максимально подробно, исходя из принятых стандартов и имеющегося у меня опыта, расскажу, как развивается ребенок по месяцам. Табличку я разобью на 4 блока, по 3 месяца на блок.
Фото ребенка в 1 месяц
Развитие ребенка от рождения и до 3 месяца
Развитие ребенка в 1 месяц
- Большую часть первого месяца он проведет во сне, где-то 70% адаптируясь к жизни вне маминого животика и набирая массу.
- Набор веса составит 700 грамм- 1 кг, но это средние показатели. Видела деток, которые набирали и по 300-500 грамм. Это зависит от веса, с которым ваше сокровище родилось. Чем меньший вес, тем обычно больше его набор, и наоборот – крупные малыши набирают меньше.
- В первый месяц жизни малыш вытянется на 2-4 см. Смешная история приключилась относительно роста моей Анечки в роддоме. Её замерили и на бирочке написали 56 см. При первом замере в месяц оказалось, что её рост 46 см. Уменьшилась на 10 см, или так наши медики проводят замеры?
- Поскольку еще нет координации движений, и нервная система интенсивно формируется, во сне ваше счастье то спит спокойно, то беспорядочно взмахивает ручками и ножками. Не стоит думать, что это какой-то испуг, или излишняя нервозность. Советую первый месяц пеленать малыша, так он будет спать гораздо спокойнее.
- От резких звуков он моргает и вздрагивает всем телом, значит, слух развит. Страшнее, когда наоборот, нет на звуки никакой реакции.
- Спустя 3 недели после рождения можно проверить фиксацию взгляда. Поднесите к лицу карапуза ярко-синюю, красную погремушку и дождитесь, пока она привлечет его внимание, а затем медленно отводите в сторону. Пару секунд малыш уже может фиксировать свое внимание на чем-то интересном: игрушка, лицо мамы
- Ближе к 4 недели, можно заметить, что выложенный на животик кроха пытается поднять и даже пару секунд удерживать головку. Обратите внимание, не поворачивает ли ваш ребенок голову все время в одну сторону, это может быть признаком кривошеи, которую можно исправить массажем.
- Сжатые в кулачок во сне ладошки могут быть признаком повышенного тонуса, но не сами по себе, а в сочетании с другими факторами.
Развитие во 2 месяц
фото ребенка в 2 месяца- Хаотичных движений во сне все меньше, сонные ладошки постепенно из сжатых в кулачок распрямляются.
- Большую часть времени кроха все еще спит и ест. Грудное кормление забирает у мамы много сил, и чтобы быстро восстановить их
- Крепко хватает все, что случайно попадает в поле видимости: мамины волосы, цепочки, сережки. Лично мне принцесса так схватила за сережку, что надорвала до крови мочку уха, естественно все сережки и цепочки я мгновенно сняла.
- Услышав ваш голос, ищет источник звука.
- Может видеть уже на расстоянии 40-50 см., но пока что все видит в черно-белых цветах.
- На 6-7 неделе осознанно улыбается, когда вы берете его на руки, отвечает на обращенную к нему речь первыми попытками гуления. Возможно вы сможете различить такие звуки, как: а, о, у, э.
- На вашу улыбку отвечает улыбкой и заливистым смехом. У моей дочурки это случилось только на 3 месяце, так что повторюсь, все это условно. Все 2 месяца она просто спала и кушала.
- Если спал в комнате с закрытыми шторами, получив порцию яркого света, лежа в манеже, старается отворачивать головку. Подняв её из лежачего положения на животе способен около 10 секунд её удерживать. Такая же ситуация с удерживанием головки в положении малыша «столбиком». Однако не стоит торопить события искусственно, просто помните, что более частое выкладывание на живот способствует скорейшему укреплению мышц шейного отдела.
- Особо развитые малыши уже к концу второго месяца из положения лежа на боку, могут перевернуться на спину.
- Едва не забыла. Нельзя оценить точно, как развивается ребенок по месяцам, не отслеживая изменения в весе и росте. Прибавка в весе обычно 800 гр., но может достигать и 2 кг.
- Рост увеличится на 3 см.
Развитие в 3 месяц
фото ребенка в 3 месяца- Набор веса колеблется от 700гр.-1 кг, рост изменяется на 2, 5 см.
- Малышу уже нужны первые игрушки — мягкие тканевые кубики, чтобы хватать их и бросать. Может около 3 минут играть какой-то одной игрушкой. В вашем присутствии для игр сгодится небольшая неваляшка. Она вызовет восторг и смех при виде того как игрушка возвращается в исходное положение.
- Появляется бинокулярное зрения – способность воспринимать объект внимания одновременно двумя глазами сразу.
- Следующий этап развития малыша в 3 месяца это развитие конвергенции – умения фиксировать оба глаза на одной игрушке.
- Начинается этап разглядывания своих ручек.
- Малыш замечает, если вы убираете игрушку – ищет её глазами.
- На разную музыку разная реакция. Ритмичная музыка вызывает оживление, а классика вслушивание.
- Улыбки становятся осмысленными, меняется интонация смеха.
- Узнает лица родственников, выражает при их виде эмоции радости.
- Важный этап развития ребенка по месяцам то, что он начинает различать цвета. Одни специалисты утверждают, что на начальном этапе это только красный, а после него другие цвета. Последние исследования это опровергают, утверждая, что видит ребенок не только все цвета, но даже их оттенки.
Дальше наша табличка развитие ребёнка по месяцам до 1 года переходит к этапу 4-6 месяцев
Этот период развития ребенка по месяцам позволит отследить навыки, которые приобретает малыш, начиная от попыток переворотов, до появления первого лепета и зубов.
фото ребенка в 4 месяца
Развитие в 4 месяц
- Вырастает на 2, 5 см, а в весе набирает около 750 гр.
- 4 месячный ребенок четко различает «своих» и «чужих». Отдавая предпочтение маме. Может плакать. Если мама исчезает из поля зрения.
- Лежа на спине, большинство деток уже переворачиваются на живот. Моя принцесса поднимала ноги вверх, и словно колобок перекатывалась, используя ноги, как дополнительный центр тяжести.
- Беря ребенка на руки, вы заметите, что он не только уверенно держит голову, но и вертит ей в разные стороны, безошибочно определяя источник света и звука.
- Можно отследить появление первых эмоций: страха (замирание и следом плач), восторг, любопытство, гнев. Строит глазки и морщит лоб.
Прислушивается, если играет музыка, записанные на диктофон с маминым голосом сказки. - Хватательный рефлекс уменьшается, но еще достаточно сильный.
- Промежутки между периодами сна не просто разглядывает свои руки, но и пытается их координировать.
- Схватив игрушку, тянет её в рот. Так он поступает со всем, до чего способен дотянуться, исследуя новое на запах и вкус.
- Повышенное слюноотделение перед прорезыванием первых зубов.
- Наконец-то закончился период «газиков» и колик. Маме чтобы избежать истощения организма (особенно в зимний период) нужно вводить в свой рацион новые полезные продукты. (чтоб повысить гемоглобин), богатую на микроэлементы.
- Лежа на спине напрягая шею, ненадолго поднимает голову. Некоторые дети даже отрывают на пару секунд верхнюю часть спины от кровати, делая первые попытки сесть.
- Появляется «любимая» игрушка.
- Восторг выражает очень эмоционально, буквально всем телом.
- Если ребенка 4 месяцев поднести к зеркалу он начнет заигрывать со своим отражением.
- На этом этапе развития ребенка по месяцам важно, что к концу 4 месяца карапуз порадует вас первыми осмысленными звуками, которыми он вас обозначает: ма (мама), ба (бабушка), па (папа).
Развитие на 5 месяце
фото малыша в 5 месяцев
- Появляются периоды долгого бодрствования, когда малыш, развлекая сам себя «разговаривая», произнося: « Ба-ба-ба» или другие звуки.
- В весе набирает в среднем 700 гр., а вырастает на 2 см.
- Играет с близкими в прятки.
- Может сосать пальцы не только на руках, но и на ногах.
- Специально бросает игрушку, ожидая. Когда её поднимут, чтобы снова бросить.
- Слух становится очень острым, и даже ваше хождение на цыпочках он способен услышать.
- Различает интонации маминого голоса и уже иногда узнаёт своё имя.
- Бутылочку с молоком способен держать двумя ручками.
- Приобретает навык перекладывания предмета из одной руки в другую.
- Если в 4 месяца вначале все тянулось в рот, а потом исследовалось, то на 5 месяце развития малыша все наоборот.
- Всё чаще делает попытки сесть, вытягивая шею и руки вперед.
- Малыш в 5 месяцев начинает стоять на ногах с поддержкой.
- Видела деток, которые в 5 месяцев уже ползают.
Развитие в 6 месяцев
фото 6 месячного ребенка
- Прибавка в весе составляет 650 гр., в росте 2 см.
- Периоды бодрствования увеличиваются.
- На 6 месяце кроха вовсю пытается сидеть, свободно освоив перевороты со спины на живот, на бок и обратно.
- Способен уже перекладывать небольшие игрушки из одной ёмкости в другую.
- Именно в 6 месяцев большинство деток делают первые попытки ползания. Опираясь на вытянутые ручки, ножки начинают раскачиваться.
- Реагирует на своё имя и отзывается на него.
- Свои игры 6 месячный ребенок сопровождает непрерывным лепетом.
- Осваивает навыки подражания (особенно те, что вызывают восторг взрослых).
- Можно наблюдать, что дотянувшись до одной игрушки, карапуз перекладывает её в другую руку и тянется за новой.
- У лепета появляются интонации.
- Малыш осознает свой влияние на родителей, ему нравится быть в центре внимания.
- При постоянных играх его реакция может опережать само событие. Пример: « Едва вы подносите руку к нему и говорите: «Идет коза рогатая» он заранее начинает смеяться.
- Если вы укачиваете ребенка на руках, то принимая привычное положение, он станет сам себе петь: « А-а-а».
- У большинства прорезываются 2 нижних резца.
Моя авторская табличка про развитие ребёнка по месяцам до 1 года переходит к этапу 7-9 месяцев
Развитие на 7 месяце
фото ребенка в 7 месяцев- Подолгу может уже сидеть, а навыки ползания усовершенствуются.
- Прибавка в весе составляет 600 гр., а рост увеличивается на 2-3см.
- Некоторые детки, держась за манеж, начинают вставать, но садиться обратно сами еще не умеют.
- Видела малышей, которые даже в 7 месяцев делали первые шаги.
- Играет игрушками, изучая их: трясет, стучит ими об манеж, пытается соизмерять размеры.
- Злится если что-то не выходит.
- Если 7 месячному малышу предложить 2 игрушки одновременно видно, что он учится уже делать выбор.
- Описывая, как развивается 7 месячный ребенок стоит отметить, что у него вызывают больший интерес круглые предметы, малыш пытается найти, где их «углы». Осознает, что существуют игрушки, которые разбираются по принципу матрешек.
- Выразительной становится мимика и жестикуляция ребенка.
- Может показать пальчиком маму, папу, кошку, собаку, телевизор.
- Сам может нажимать кнопки музыкальных игрушек, чтобы послушать мелодию.
- Любит своё отражение, гладит его.
- Понимает не только интонации взрослых членов семьи, но и слово «нельзя».
- В речи появляются слова: «Дай-дай» в сопровождении жеста сжимания ладошка.
Развитие в 8 месяцев
фото ребенка в 8 месяцев- Поправляется карапуз на 500-550 гр., вырастает еще на 2 см.
- Активно ползает, исследуя все и всюду.
- Учится открывать крышки коробок. Любит все доставать и вынимать. Любит игры на вкладывание предметов, например, разные шарики в разные ведерки.
- Знает несложные игры: « Ладушки, по кочкам, коза рогатая, прятки.
- 8 месячный ребенок способен выполнить несложную просьбу мамы: «Дай руку, дай маме мишку».
- Машет пока-пока, отпускает воздушные поцелуи.
- Может подолгу наблюдать за другими детками, всем что движется.
- Уверенно и подолгу стоит у манежа, даже держась одной рукой.
- Любит иметь свои «взрослые» игрушки, и с удовольствием играют игрушечными мобильными телефонами.
- Хочу отметить, что навыки развития у каждого 8 месячного ребенка очень сильно отличаются. Одни малыши уже вовсю бегают, а их некоторые более упитанные и перекормленные сверстники только осилили уверенное сидение без обкладывания подушками. Поверьте мне, что если малыш эмоционально и интеллектуально не отстает в развитии, то уж ходить рано или поздно начнет 100%.
Развитие в 9 месяцев
фото ребенка 9 месяцев- Прибавка в весе у 9 месячного малыша будет около 500 гр., а рост увеличится на 1, 5 см.
- Способен не только одновременно поднимать руками 2 предмета, но и одновременно играть с ними.
- Ваш 9 месячный малыш, прежде всего первооткрыватель: стучит по кастрюлям, извлекая новые звуки, бутылочкой о стенки манежа. Стоя у манежа, танцует под ритмичную музыку. Всё издающее звуки привлекает его внимание.
- Хорошо развита мелкая моторика, это отслеживается в том, что крупные предметы он захватывает ладошкой, а мелкие пальчиками. В этом возрасте ему понравится сделанная вами
- Хлопает в ладоши, перелистывает книгу по страницам.
- Научился стоя у опоры не только стоять, но и приседать, прыгать.
- Ребенок 9 месяцев уже произносит много звуков, которые родители способны понимать наряду с яркой мимикой. Первое общение, когда карапуз протягивает пустую бутылочку со словами: «Дай-дай».
- Интенсивно развивается память. Он уже точно знает назначение некоторых предметов, а это большой скачек в том, как развивается ваш малыш по месяцам. Заполучив в руки чашку, он не рассматривает её, как раньше, а сразу подносит ко рту. Не обладай он памятью, каждый раз изучал бы предметы снова и снова.
- Если мамам что-то спрячет в его присутствии под одеяло, способен найти спрятанное.
- Быстро ползает. Мой старший сынок ползал не совсем обычным образом, он скорее перемещался на 5 точке, помогая себе отталкиваться одной ногой, а потом сразу пошел.
- Показывает глазки, ротик, ушки.
Заключительный этап развитие ребёнка в таблице по месяцам до 1 года (10-12 мес.)
Развитие в 10 месяцев
фото малыша в 10 месяцев
- Малыш в 10 месяцев ощущает себя «взрослым», и будет с удовольствием помогать маме.
- Быстро ползает.
- Ходит в ходунках, а некоторые детки уже и без них.
- Проявляется независимость в желании самому кушать ложкой, пить из чашки.
- Знает названия своих игрушек, может по просьбе принести их.
- Малыш в 10 месяцев понимает назначение многих предметов: пульта от телевизора, телефона.
- В весе добавляется 450 гр., в росте всего 1,5 см.
- Появляется страх незнакомых людей и мест.
- Любопытен, способен открывать дверцы шкафов и все из них вываливать.
- Любит игрушки, которые можно вкладывать.
Развитие в 11 месяцев
фото ребенка в 11 месяцев- Малыш 11 месяцев совершает первые неуклюжие шаги, постоянно балансирую, расставив ноги и приподнимая руки.
- Слово «нельзя» 11 месячный малыш знает прекрасно, но порою игнорирует его осознанно, стараясь занять в семье позицию центра вселенной.
- Способен поднимать очень мелкие предметы 2 пальчиками.
- Делает настойчивые попытки не только ходить самостоятельно, но и делать многое другое.
- Если держится за руки взрослых, или мебель, то перемещается быстро и уверенно.
- Может висеть около 1 минуты на кольцах.
- Умеет самостоятельно залезть на 2-3 ступеньку шведской лестницы.
- Машет головой в знак одобрения, или отрицания.
- Переход на одноразовый дневной сон.
- Прибавка в весе всего 400 гр., в росте полтора см.
Развитие в 12 месяцев
фото ребенка в 12 месяцев
- Годовалый малыш уверенно ходит, садится, встает (но есть совершенно здоровые детки, которые начинают уверенно ходить ближе только к 18 месяцам).
- Способен сам собрать несложную пирамиду, а буквально к 2 годам он уже будет её собирать, называя цвета и по размеру деталей.
- Диапазон игр увеличивается, это уже и катание машинок, укладывание кукол спать и катание колясок.
- Пытаются помогать по дому: заправляют кровать, складывают игрушки
- Появляется некоторая усидчивость и концентрация (любят, когда им читают)
- Отчетливо произносит слова: « Мама, папа, баба, деда, дай, пока».
- Пытается командовать, показывая пальчиком предмет, который он хочет получить, а когда хочет гулять, способен принести маме свои прогулочные башмаки и одежду.
- Отказывается, есть то, что не нравится, одевать что-либо.
- Очень негативно реагирует на мамино отсутствие
- Любит твердую пищу в виде печенья, хлеба.
Вот и закончилась наша таблица развития ребёнка по месяцам до 1 года. Прочтя всю таблицу про развитие малыша по месяцам от рождения до года осознаешь насколько все происходит очень быстро. Это сравнимо разве с тем, что парализованный взрослый человек с достаточно низким интеллектом всего за год своей жизни начнет не только полноценно двигаться, но и станет Нобелевским лаурятом по ядерной физике.