Евгения Полякова
Проект «Удивительные камни»
Паспорт проекта
Программное содержание :
1. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома
2. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах неживой природы (камнях , свойствами камней , их особенностями.
3. Учить детей проводить элементарную классификацию по размеру (большой, средний, маленький) ; поверхности (гладкая, ровная, шероховатая) ; температуре (теплый, холодный) ; весу (лёгкий, тяжелый, плавучести (тонет, не тонет в воде) .
4. Развить у детей умение пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов (оборудование : сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло);
5. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира.
6. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
7. Воспитывать аккуратность в работе с материалом, уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Актуальность проекта
Огромное значение наряду с игровой деятельностью на протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации играет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.
Важность метода экспериментирования заключается в том, что дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента, опытнической деятельности идет обогащение памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения; дети самостоятельно формулируют выводы.
Подобные знания являются осознанными и более прочными. Изучением потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании, занимались такие педагогические мыслители, как Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Берлайн Д. Е., Галимузова Л. Н., Князева О. Л. и др.
Вопросам операционно-техническим, подразумевающим наличие у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности, посвящены работы Князевой О. Л., Поддьякова Н. Н., Савинкова А. И.
Многими ведущими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. В настоящее время вопрос технологии организации этого процесса, особенно в младшем дошкольном возрасте, изучен недостаточно.
Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений моей работы в рамках программы является изучение особенностей детского экспериментирования с природным материалом и внедрения его в своей практической деятельности.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость развития познавательных способностей детей посредством экспериментирования с природным материалом и с другой – отсутствие технологий организации этого процесса с детьми младшего дошкольного возраста привели к выбору темы проекта .
Цель проекта :
познакомить детей и миром камней , различными по форме и текстуре; учить группировать по размеру, цвету, форме; способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Задачи проекта :
Провести цикл опытов, экспериментов, занятий и мероприятий по теме;
Провести мониторинг детей по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности»
Организовать фотовыставку опытов;
Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по «Организацией детского экспериментирования в домашних условиях» ;
Подготовить совместными усилиями детей и родителей «Уголок экспериментирования» ;
Провести заключительное мероприятие – занятие-экспериментирование «Письмо золотой рыбки» ;
Организовать мини-музей «Удивительные животные »
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Необходимые материалы : камни , различные по форме, цвету, размеру; орехи, емкости, вода.
Предполагаемый продукт проекта :
выставка творческих работ детей «Удивительные животные » ;
Список литературы :
1. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой : пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982.
2. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. / Сост. Зебзеева В. А. - Оренбург, 2003.
3. Как знакомить дошкольников с природой : Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Каменева, А. К, Матвеева, Л. М. Маневцева и др. Под. ред. П. Г. Саморуковой. - М., 1983.
4. Николаева С. Н. Формирование экологической культуры. Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 1996 - № 7-9.
5. Николаева Н. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 1999.
6. Николаева Н. Н. Общение с природой начинается с детства. - М., 1990.
7. Панько А. Е. Развитие познавательных процессов дошкольников. - Минск, 1984.
8. Ясвин В. А. Мир природы в мире игр. - М., 1998.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта ;
– подбор методической литературы для реализации проекта ;
работа с родителями (разработка) ;
Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе;
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
Основной этап-практический
– ознакомление детей с камнями (свойствами, характерными признаками) ;
Создание проблемной ситуации;
– проведение опытов, экспериментов;
проведение итогового занятия-экспериментирования;
ознакомление детей с художественными произведениями (сказки, пословицы, поговорки о камнях ) .
Заключительный этап
– создание мини-музея «Эти удивительные камни » ;
Создание поделок из камней «Удивительные животные » ;
Создание презентации для родителей к проведения родительского собрания
Создание фотовыставки опытов;
Анализ результатов проекта .
План работы :
Подготовительный этап
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта .
2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.) .
3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.
5. Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе.
Основной этап :
2-я половина дня :
1) Проблемная ситуация «Поросята хотят построить дом, чтобы спрятаться от волка. Из какого материала его лучше построить (песок, ветки, камень?»;
2) Развивающая игра «Умные камешки»
2-я половина дня :
1) Опыт «Камни . Тонет-не тонет» ; опыт на растворимость в воде песка и камня
2) Стихи, пословицы, поговорки о камнях
2-я половина дня :
1). Опыт «Определение формы, цвета, размера»
2). Занятие-экспериментирование «Письмо золотой рыбки» .
1-я половина дня :
1). Опыт «Определение характера поверхности»
2). Рассматривание камней через лупу
2-я половина дня :
1). Изготовление поделок из камня
2). Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»
Заключительный этап :
1-я половина дня :
1). Создание фотовыставки опытов
2-я половина дня :
1). Создание мини-музея «Эти удивительные камни »
2-я половина дня :
1). Организация выставки поделок из камней «Удивительные животные »
Ключевые понятия :Камни , шероховатый, гладкий, тяжелый, тонет
Методическое обеспечение проекта
Ориентировочный план занятия «Письмо золотой рыбки»
Анкета для родителей «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей»
Проект « Эти удивительные камни»
Образовательная область – познание.
Вид проекта – групповой, информационно-познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта – сентябрь 2014 г. - май 2015 г.
Участники проекта – дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта
Предметно – развивающая среда
Изготовление макета «Горы и вулкан».
Оформление выставки «Фотоматериалы «Эти удивительные камни».
Изготовление поделок из природного материала «Что из чего?».
Раскраски «Украшения».
Экскурсия в магазин «Мир камня».
Оформление альбома по итогам экскурсии «Мир камня».
Рассматривание коллекции камней.
Чтение художественной литературы
П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Почемучка»: «Что такое вулкан», «Что такое подземные богатства?», «Сказка про каменный уголь», «Что внутри шахты», «Откуда берется бензин?», «О чем шептались камешки?»
Просмотр мультфильмов
«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история», «Алеша Попович».
Составление картотеки игр по проекту «Эти удивительные камни».
3-й этап. Заключительный (подведение итогов)
Итоговое интегрированное занятие «Путешествие к Хозяйке медной горы».
Оформление в группе «Музея камня». Презентация музея.
Конспекты занятий (интеграция познавательной и продуктивной деятельности):
«Удивительные камни» (познавательное, нетрадиционное ИЗО);
«Камни. Как человек использует камни.» (познавательное, опыты);
«Кладовая гномов» (познавательное).
Опыты и практические задания:
«Вода и ветер камень точит»;
«Что у гор внутри»;
«Вулкан».
«Что для чего»
Конспект итогового интегрированного занятия «Путешествие к Хозяйке медной горы».
Исследовательская работа
«Путешествие в мир камня»
Выполнила ученица
1 «б» класса
МБОУ « Полевобикшикская СОШ »
Маркиданова Диана
Научный руководитель
Павлова Г.Р.
2009г
Путешествие в мир камня
Введение. Часто, придя, домой с прогулки, в моих карманах много разных камешков. Их можно найти где угодно: на улицах города, на берегу реки, озера, в ручейке и даже у бабушке в огороде. И мне стало интересно, откуда же они берутся? Они так непохожи друг на друга, но мы всех их называем одним словом – камень. Но, наверное, у каждого из них есть свое имя? Надо в этом обязательно разобраться.Цель и задачи:
Изучить камни, которые нас окружают.
Узнать как можно больше о камнях (что это такое, их названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле).
Бывают ли съедобные камни.
Познакомиться с некоторыми свойствами камня; устанавливать простейшие связи, делать выводы;
Собрать коллекцию камней.
Начать составлять описание горных пород и минералов коллекции.
Методика проведения исследования.
Просмотр литературы по данной теме;
Экскурсии по окрестностям и за его пределами;
Сбор коллекции камней (камень в природе, в строительстве, дома, в школе);
Составление описания коллекции;
Фотографирование интересных объектов;
Создание авторской презентации.
Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга , бывают ли съедобные камни, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?
На эти и другие вопросы я попыталась найти ответ в своей работе.
Основная часть
Камень
Если внимательно рассмотреть камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным - или в полосочку, из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что камешек состоит из разных минералов. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы - красивые «поделочные» , драгоценные камни (нефрит, агат, бирюза, гранат, алмаз, сапфир) - это тоже минералы и полудрагоценные камни.
1.2. История возникновения камня.
С чего же начинается история камня? Академик А. Е. Ферсман говорил, что история камня начинается с отдаленнейших эпох существования человека. А разве до появления человека камень не существовал на Земле? Существовал. И это подтверждает геология. Камню столько же лет, сколько нашей Земле. Он является составной частью Земли и особенно ее верхней части - земной коры. Камень неотделим от Земли и участвует в ее геологической истории.
Минералы появились на самой ранней стадии развития Земли как планеты. Они самые первые свидетели геологической истории Земли. Как писал Г. X. Андерсен, роман Земли интереснее всех романов: приходится читать по слоям, кремниевым пластам различных земных периодов.
Все горные породы в зависимости от условий образования подразделяются на три группы : первичные (изверженные), вторичные (осадочные) и видоизмененные (преобразованные или метаморфические).
Горные породы формируют рельеф земной поверхности. Камень является свидетелем изменений земной поверхности под действием не только внешних сил природы, но также и других, внутренних сил, скрытых в глубине Земли и проявляющихся временами в виде извержений вулканов и разрушительных землетрясений. В течение миллионов и миллиардов лет камень лежал на поверхности Земли неподвижно и вечно, образуя на фоне природного пейзажа древнейших эпох Земли как бы „постоянные местные предметы", возникающие на экране современного радиолокатора. В те времена камень своей истории не имел, вернее имел, но она была очень однообразна. Только с появлением человека, который стал выкапывать его из земли и использовать для своих нужд, началась новая история камня. Она была связана с его добычей, обработкой, применением и в ряде случаев даже с разрушением. Камень как бы проходил этапы рождения , жизни и разрушения...
У каждого камня есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Камень в горной породе – как человек в толпе: у него свое лицо, характер, одежда.
1.3. Разновидность камней.
Камень
один из самых долговечных строительных материалов, надо сказать что долговечность прежде всего зависит от вида камня. Сегодня известно около 3500 видов камней, однако только несколько десятков распространены на поверхности земли.
Приро́дный ка́мень
- натуральный строительный материал.
Натуральным камнем называют все горные породы, используемые в строительстве. К ним можно отнести мрамор , гранит , туф , сланец , песчаник , и звестняк и оникс .
Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень является украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов. В интерьере природный камень можно использовать в разных вариациях.
Чаще всего натуральные камни используют при облицовке зданий, как изнутри, так и снаружи. Для внутренней облицовки используют специальные мраморные или гранитные обои. Сочетание мозаичных рисунков и узорчатых структур придают внешнему виду красоту и богатство.
Также очень популярна облицовка фасадов природным камнем. Во-первых, это привлекательный внешний вид, а во-вторых, это очень экологичный и при этом очень прочный материал. Также природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу. Недостаток этого материала - относительная дороговизна.
Драгоценные и полудрагоценные камни - минералы , которые обладают красивым внешним видом (как правило, только после полировки или огранки) и при этом достаточно редки, а как следствие и дороги. Их широко используют для производства ювелирных изделий , собирают в коллекц иях , используют как банковские активы. Трудно отличимые на вид имитации большинства драгоценных камней изготавливаются искусственно, имитации или подделки многих драгоценных камней делались ещё во времена Древнего Рима (в наши дни такие синтетические камни и имитации самоцветов весьма популярны, так как стоят намного дешевле). В 1902 году французский химик М. А. Вернейль впервые получил и начал поставлять на мировой рынок синтетические рубины , а чуть позже синтетические сапфиры и синтетическую шпинель . Появление большого количества синтетических камней не снизило , а, наоборот, повысило значение и стоимость натуральных, природных самоцветов. Менее редкие минералы часто называют полудрагоценными.
Изучением драгоценных камней как минералов и поисками способов их точного распознавания от синтетических подделок занимается раздел мин ералогии , называемый гемм ология .
С развитием человеческого общества и освоением природы выявлялись все новые полезные свойства камня, ширилось его применение и усложнялась его история. Поэтому современная жизнь немыслима без камня.
1.4.Камни вокруг нас.
Галит.
Со многими минералами мы действительно имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день - с самым жизненно важным, незаменимым минералом № 1 - обыкновенной поваренной (каменной) солью, галитом. Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который геологи называют галит. Соль не только растворена в морской воде. Она встречается и в горах в виде кристаллов. Такая каменная соль и называется галит. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого «галлос» - морская соль. По цвету он преимущественно белый, бывает бесцветным. Иногда из-за примесей других минералов приобретает интенсивно синий или красный цвет.
Каменный уголь.
Этот камень я нашла во дворе у бабушки. Оказалось это жар-камень.
Этот горючий камень в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит.
С давних пор жар-камень в домашнем очаге для человека тепло в стужу сберегал. Горючей силой своей, он машины двигать научился. Огненное тепло жар-камня люди научились в электричество превращать. Жар-камень, свет-камень, а на вид скромный темный камень, нипочем ни скажешь, что в нем столько тепла и света прячется. Это конечно – каменный уголь.
Откуда же он взялся? Все началось много, много лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни и деревья погибали. И гиганты падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливается толстый слой слежавшихся растений. То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превращается в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердеет, каменеет и превращается в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливается, то постепенно превращается в черный каменный уголь, а потом в антрацит.
Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины , рыболовецкие сети, краски и лаки.
Вот такой он сильный, красивый и радужный, этот черный скромный камень, добытый из воздуха и света древними растениями. Разве ни чудо!.
Гранит.
Этот пестрый камень я нашла у дороги. В энциклопедии “Всемирная география” в руководстве для начинающего геолога я обнаружила своего незнакомца – это гранит.
Гранит! В самом этом слове слышится твердость и сила. А ведь название свое этот могучий камень получил от слова “зерно”. “Гранум” - так на древнем языке – латыни – звучат слова “зерно”, “зернышко”, “крупица”. От слова “гранум” и пошло название “гранит”.
Если вглядеться в отполированный гранит, то можно увидеть, что он весь словно составлен из каменных зерен. И они не только разные по цвету, они еще и разного вида. Гранит состоит в основном из трех камней – сверкающего кварца, темной слюды, цветастого полевого шпата. Больше всего в граните полевого шпата, он и придает ему цвет. Если шпат красноватый, то и гранит кажется нам красноватым, если шпат серый, то и гранит серый…
Гранит – это могучий строительный материал.
Мел.
На этот камень указала мне моя мама. Но ведь он совсем не похож на камень, удивилась я. С этим камнем каждый школьник знаком, мы пишем им на доске. Конечно же, это мел.
Жили когда-то в древнем море-океане маленькие существа-рачки, морские улитки и иной морской народец. Много ли их было в море-океане? А как в облаке капель. И у каждой капельки-улитки был свой собственный домик – раковинка. И весь океан этими живыми облаками был полон, как небо перед дождем.
И, правда, сыпался “дождь” из отживших свой срок ракушек на дно морское. Тысячи лет без перерыва продолжался ракушечный ливень. А вместе с ракушками опускались на дно скелеты разных морских существ, и панцири рачков, и обломки построек, которые делают мелкие морские жители. Все это перемешивается и слеживается под водой в самый настоящий камень – ракушечник. Прошло очень много лет, и там, где было морское дно, теперь суша. Ведь поверхность Земли все время в движении – поднимается, опускается, собирается в огромные складки…происходит это очень медленно. Много, много лет назад толстое ракушечное одеяло укрывало морское дно, а сегодня мы можем путешествовать по горам, которые сплошь состоят из белого камня – известняка.
На суше с этими морскими камнями-известняками за долгое время происходят разные изменения, и образуется наконец-то наш помощник мел.
Глина.
2. обращение к компьютеру,
3.наблюдение,
4.исследование образцов из коллекции.
^ План исследования был таким:
Изучить происхождение камней, выявить свойства камней при помощи опытов и экспериментов, их применение в повседневной жизни человека.
Узнать как можно пополнить коллекцию минералов.
Камень это природный материал и горная порода, использующийся во многих областях промышленности, в том числе в строительстве.
С чего же начинается история камня?
По мнению ученых камням столько же лет, сколько нашей планете. Камень является составной частью земли и он неотделим от Земли.
У каждого камня есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Сегодня известно около 3500 видов камней.
Природный камень - натуральный строительный материал. Люди его используют при облицовке зданий как изнутри, так и снаружи.
Драгоценные и полудрагоценные камни обладают красивым внешним видом, они достаточно редки и дороги. Их используют для производства ювелирных изделий , собирают в коллекциях , используют как банковские активы.
Со многими минералами мы имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день.
Минерал № 1 - обыкновенная поваренная (каменная) соль, галит. Белого цвета. Используется в повседневной жизни для готовки пищи.
Минерал № 2. Мел. Однородный, мягкий, рыхлый, хорошо пишет на доске.
Минерал № 3.Каменный уголь . Черного цвета, однородный, твердый.Используется в изготовлении пластмассовых игрушек, лекарств, лаки и краски, в получении тепла и энергии.
Также я собрала 20 видов камней из серии журнала «Энергия камней». Вот они какие красивые, посмотрите. Теперь я вам хочу показать какими свойствами обладают эти камни .
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Опыт № 2. Определение размера.
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Вывод : поверхность камня имеет разные рисунки: Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д..
Опыт № 4. Определение веса камня.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт № 5. Определение температуры.
Камни холодные. Кладем их на ладони, делаем вдох носом, а выдох через рот.
Вывод: камни холодные, но они быстро нагреваются.
Опыт № 6. Определение плотности (определяем при помощи губки)
Вывод: камни твердые, плотные.
Опыт № 7. Определение плавучести.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Проведя свое исследование, я установила, что :
Из камней, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
- известно около 3500 видов камней;
- процесс образования камней происходит глубоко в недрах Земли;
- единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;
- минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
- искать минералы для коллекции можно везде!
На основе полученных мной данных можно сделать вывод, что наша жизнь без камней была бы значительно сложнее, мир камней не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
Мне очень интересны камни. Я буду продолжать собирать коллекцию камней.
Название:
Номинация:
Детский сад, конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, подготовительная группа
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ № 84
Месторасположение: город Киров, Кировская область
Познавательный проект «Мир камней»
План реализации
Работа с детьми | Преобразование предметной среды | Работа с родителями |
1 этап. Предварительная работа | ||
|
|
|
2 этап. Практическая часть. | ||
1.Познавательно — речевая деятельность: Чтение художественной литературы; Рассматривание иллюстраций; Разгадывание загадок; Заучивание стихотворения Кудрявцевой «Алмазная гора»; Составление рассказов, где используются камни; Знакомство с драгоценными камнями; Беседа с детьми о профессии геолог; Беседа по книгам:
2)Продуктивная деятельность: Выполнение рисунков по теме; Выполнение опытов; Выращивание кристаллов соли; Изготовление построек из камней. 3)Игровая деятельность: Дидактические игры «Полезные ископаемые»; Сюжетно – ролевые игры; — Игра на обогащение словаря: «Вспомни сказку», «Подскажи словечко» и т.д. | 1)Изготовление коллекции камней: «Какие разные камни»; 2)Оформление информационного блока по теме «Камни в нашей жизни». | 1)Беседа с родителями «Камни в нашей жизни». 2)Встреча с папой Кирилла и Ксюши Топорковых. Рассказ Топоркова Ю. И. об использовании камней в его работе. |
3 этап. Результат проектной деятельности. | ||
1)Книга творческих работ «Мир камней» (работа детей и воспитателя подготовительной группы «Фантазеры» | 1)Занятие для родителей по теме «Мир камней». |
Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению камней.
Занятие по поисково – исследовательской деятельности
«Мир камней»
Задачи:
Познавательный аспект:
— обобщить и систематизировать знания о камнях; физических и химических свойствах;
— познакомить с перенасыщенностью соли и сахара;
— развивать умение при проведении самостоятельных учебных исследований выделять главные и второстепенные идеи;
— учить отражать информацию, полученную посредствам различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус и т.д.) пиктографическим путем (рисунок);
Развивающий аспект:
— развивать логическое мышление; умение делать выводы по результатам исследований;
— развивать умение излагать свое сообщение (доклад) кратко, точно;
— активизировать в речи детей слова и выражения: лупа, кристалл, лимонная кислота, размножение, испарение, лаборатория, опыты, растворение в воде, научные сотрудники;
— развивать мелкую моторику;
— развивать творческие способности детей;
Воспитательный аспект:
— формировать у детей упорство и настойчивость в достижении поставленной цели;
— воспитывать аккуратность;
— культуру общения;
Методы:
— игровые – игра «научная конференция»
— словесные – вопросы и ответы, рассказ, пояснения, объяснения, рассуждения.
— практические – проведение опытов, оформление книги, зарисовка.
— наглядные – рассматривание пиктограмм, наблюдение за опытами.
Предварительная работа :
Проведение и зарисовка опытов.
Чтение художественной литературы «Серебряное копытце», « Три поросенка»,
« О чем шепчутся камешки» и т.д.
Игры на обогащение словаря: «Вспомни сказку», «Подскажи словечко», «Так бывает или нет», д/и «Полезные ископаемые».
Беседа с детьми о профессии геолог.
Беседа о происхождении камней.
— чтение книги А. Членова «Геология в картинках».
Ход занятия:
Воспитатель:
— Доброе утро! Я рада всех приветствовать в исследовательской лаборатории подготовительной группе «Фантазеры». Я старший научный сотрудник, а это мой младшие научные сотрудники:
Представление ребят.
Сегодня каждый из них сделает сообщение по теме «Мир камней».
Дети занимают свои места.
Чтение стихотворения Кудрявцевой «Алмазная гора»
Намокли брюки и носки,
Заела мошкара…
Но не уйду я от реки,
Наверно до утра.
Я просто так сюда пришел,
Как прихожу семь лет
И вдруг я камешки нашел,
Что излучают свет!
Один как мамины глаза,
Прозрачно – голубой;
Как виноградная лоза,
Зелененький – другой.
А третий солнышка светлей,
А вдруг это алмаз?!
Я отнесу его в музей
Он в группе есть у нас.
Также интересный конспект по опытно-экспериментальной деятельности:
*Ребята, сколько различных камешков мы с вами находили во время прогулок, когда вы путешествовали вместе с родителями, и у нас с вами получилась целая коллекция камней. Сейчас мы расскажем, друг другу и нашим гостям все, что знаем о камнях, а все наши зарисовки опытов соберем и выпустим групповую книгу «Мир камней».
*По первому вопросу сделает сообщение Кирилл: «Откуда берутся камни?» (сообщение).
Молодей. Первая страница книги готова.
*Все камни разные. Наш сотрудник Мария рассмотрела очень много камней и сейчас с результатами своей работы нас познакомит.
Я рассмотрела много камней, вот какие выводы можно сделать о проделанной работе (выступление).
Молодец. 2страница нашей книги готова.
*Надежда сделает нам сообщение: «Какие по ценности бывают камни».
Спасибо.
*Когда мы с вами выходим на прогулку, солнце нагревает наши щеки, мы чувствуем тепло, когда солнца нет, и дует ветер, мы ощущаем холод. Интересно, могут камни чувствовать тепло и холод. Об этом нам расскажет Александра (выступление).
*У каждого из вас есть семья, мама, папа, а могут ли быть дети у камней? Поэтому вопросу сделает сообщение Виктория (сообщение).
Спасибо.
*От нашего научного сотрудника, я слышала, что некоторые камни способны шипеть.
Сейчас об этом сделает сообщение Евгения (выступление).
Спасибо.
*Наш научный сотрудник Роман, сделает сообщение, могут ли камни издавать звуки (сообщение).
Спасибо.
Ребята скажите, а могут ли камни растворяться в воде?
Экспериментальная деятельность в лаборатории.
Взять камни, залить водой и размешать. Каков результат опыта? Ответы детей.
У вас на тарелках насыпана соль и сахар. Возьмите лупы, и рассмотрите, из чего состоит соль и сахар.
Ответы детей.
Соль и сахар состоят из кристаллов. Сейчас мы с вами получим эти кристаллы.
Кристаллы соли и сахара залить водой. Они хорошо растворяются, но наступает момент, когда вода уже не может справиться с кристаллами, они в воде больше не растворяются и если оставить их на несколько дней вода испариться и снова образуются кристаллы соли и сахара. Проделав этот опыт, мы может сделать вывод, что некоторые камни в частности соль и сахар растворяются.
*А сейчас подведем итоги нашей работы.
*Мы прослушали много интересных сообщений, рассмотрели зарисовки опытов, в результате у нас получилась книга исследований «Мир камней». Книга будет находиться в нашей группе, и мы с удовольствием поделимся своими знаниями с ребятами из других групп.
*Работа в нашей лаборатории закончилась, я всех благодарю за работу.
Самиздатовская книга .
1 страница
«Откуда берутся камни».
Скалы от солнца нагреваются, а ночью остывают, они то расширяются, то сужаются.
Постепенно в скалах появляются трещины.
В трещины попадает вода, зимой она замерзает.
В результате отдельные куски откалываются и падают на землю.
2 страница
Алгоритм исследования камней
Если мы посмотрим на камни, то мы видим, что они разного цвета:
Красные, белые, коричневые и т.д.
Сравним по величине: камни бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие.
По форме камни отличаются друг от друга, они бывают круглые, овальные и т.д.
Если камень понюхать, то мы не ощутим никакого запаха.
Если камень поднесем к уху, то мы ничего не услышим.
В рот камни брать нельзя, так как они не съедобные.
Если мы камни потрогаем, то они могут быть как твердые, так и мягкие, а если мы их погладим, то можем ощутить, что камни бывают гладкие, шероховатые и т.д.
Какой же вывод можно сделать «Не найти в мире двух абсолютно похожих друг на друга камней».
3 страница
Все камни делятся на несколько групп:
— драгоценные – алмазы, золото, жемчуг и т.д.
— полудрагоценные – горный хрусталь, бирюза, янтарь и т.д.
И пустая порода, так называют их геологи.
Из золота делают женские украшения, детали к сложным приборам и машинам.
Из полудрагоценных камней делают также женские украшения, сувениры и небольшие скульптуры.
Пустая порода используется в повседневной жизни.
Например, гравий используется при ремонте и прокладке новых дорог.
4 страница
Камни не могут чувствовать тепло и холод, они не живые, но солнцем днем камни нагреваются, и если мы потрогаем камень в солнечный день, то ощутим тепло, а ночью камень холодный – он остыл.
Тоже произойдет, если камень опустить в горячую и холодную воду.
В горячей воде камень нагревается, в голодной – остывает.
5 страница
Камни не являются живыми существами. Это существа инертные (безжизненные).
Камни могут превращаться в другие материалы, разбиваться, но размножаться не могут.
6 страница
Если взять кусочек мела и капнуть на него лимонным соком, что же у нас произойдет.
Камень начнет шипеть и злиться, ему не нравиться лимонный сок.
Значит можно сделать вывод, что камни умеют шипеть.
7 страница
Если мы поднесем камень к уху, то ничего не услышим, но если бросим камень и он удариться обо, что – то твердое мы услышим звук.
В горах иногда слышится шум, когда начинаются сыпаться камни, и это явление называется – камнепад.
8 страница
Опыты с водой.
Если взять тазик бросить туда тяжелый камень, от воды полетят брызги, по воде пойдут круги, камень окажется на дне.
Все камни тяжелее воды: большие и маленькие, тяжелые и легкие, все они тонут в воде. А если на камень попадает вода, камень меняет цвет: он темнеет.
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни по теме «Уральские самоцветы»
Котова Ирина ВладимировнаВоспитатель МКДОУ « Детский сад № 7» п. Полдневой, Богдановичский район, Свердловская область.
Конспект образовательной деятельности в детском саду для детей старшей группы. Этот материал будет полезен педагогам, воспитателям. Технологическая карта оформляется в виде таблицы, колонки: 1 -этапы, 2 – содержание деятельности по каждому этапу, 3 – деятельность педагога по этапам, 4 – деятельность детей, тоже поэтапно. Строки – это этапы.
Возрастная группа: старшая
Тип НОД: познавательно-исследовательская деятельность
Форма организации: подгрупповая
Цель: Развитие интереса у детей к природным богатствам родного края - Уральским самоцветам.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с уральскими самоцветами – малахитом и яшмой.
Развивающие:
- развивать у ребенка стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую и продуктивную деятельность.
- стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за неё;
- укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками.
Учебно-методический комплект: Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014г.
Средства:
наглядные – шкатулка с ювелирными изделиями, коллекция «Уральские самоцветы»
мультимедийные - презентация «В гостях у Хозяйки медной горы»
литературные - «Страна малахита» В.Степанов, «Уральские камешки» Римма Дышаленко
Планируемые результаты:
- ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю;
- ребенок обладает начальными знаниями о богатствах недр Урала (камнях – самоцветах);
- ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности;
- ребенок способен выражать собственные мысли и чувства, включаться в обсуждение;
- ребенок способен делать выбор;
- ребенок способен анализировать свою деятельность.
Этапы:
1. Вхождение в тему.
Мотивация на совместную деятельность.
Содержание деятельности:
Внесение шкатулки с ювелирными изделиями из камней самоцветов.
- Ребята, как Вы думаете, что в этой шкатулке?
- Хотите посмотреть?
- А Вы знаете, что это за камни?
- А откуда эти камни? Почему вам трудно ответить на вопрос?
- Хотите узнать?
Чтение стихотворения
"Уральские горы"
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей. (В. Степанов)
Деятельность педагога:
Мотивирует детей на совместную деятельность.
Поощряет детей к высказыванию.
Чтение стихотворения.
Деятельность детей:
Выражают собственные мысли.
Рассматривают Ювелирные изделия.
Выражают свое мнение.
2. Проживание темы
- Нас приглашает в гости Хозяйка медной горы.
Показ презентации «В гостях у Хозяйки медной горы»
(рудник, горняк, инструменты, необработанный малахит, обработанный малахит, ювелирные изделия из малахита).
1 сл.
2 сл.
3 сл.
4 сл.
5 сл.
6 сл.
7 сл.
8 сл.
9 сл.
Сопровождение презентации
2 сл. С глубокой древности внимание человека привлекал малахит. На Руси этот самоцвет всегда считали символом исполнения желаний.... Малахит – это полудрагоценный камень самоцвет.
3 сл. Добывают самоцветы в специальных местах - на рудниках. На рудниках работают горняки. Горняками называют людей, работающих в горной промышленности. Это люди, которые добывают полезные ископаемые, например: руду или уголь, а также камни - самоцветы. На картинке Вы видите горняка.
4 сл. Основными инструментами горняка является кирка. Кирка это - длинный плоский молот с острым лезвием на конце.
5 сл. Это необработанный малахит. Вот такой камень добыл горняк. На нем ещё плохо видны узоры.
6 сл. Потом камни привозят в ювелирные мастерские или ювелирные заводы. Там камень шлифуют, чтобы он стал гладким, хорошо был виден его узор.
7 сл. Так выглядят обработанные камни. Малахит, является одним из самых красивых камней. ... Всевозможные переливы оттенков от светлого голубовато-зеленого до насыщенного темно-зеленого цвета присутствуют в этом камне....
8 сл. Давайте посмотрим на изделия из малахита. Это разные украшения: серьги, кольца, бусы.
9 сл. А также из малахита делают столы, вазы, сундучки.
Где добывают самоцветы?
- Кто добывает? Какие инструменты нужны для добычи?
- Что ещё делают из малахита?
Воспитатель показывает коллекцию Уральских самоцветов.
- Урал славится своими самоцветами на весь мир. Мы с вами познакомились уже с малахитом, попробуйте найти его в коллекции.
- Давайте познакомимся ещё с одним камнем самоцветом.
Воспитатель читает стихотворение.
"Уральские камешки"
Самоцветный камень красный,
Будто ломтик ветчины,
Это главный камень - яшма -
Сердце сказочной страны.
Красный яшмовый узор -
Красота Уральских гор,
Будто в чаше, в этой яшме
Воды чистые озер. (Римма Дышаленко)
- Ребята, какой камень в коллекции яшма?
Достают камень из коллекции.
Деятельность педагога:
Рассказывает по ходу презентации.
Задает вопросы, обсуждает с детьми.
Показ коллекции
Задает вопросы стимулирующие мышление.
Чтение стихотворения.
Деятельность детей:
Слушают, воспринимают наглядную информацию.
Выражают свое мнение.
Обсуждают с воспитателем.
Восприятие наглядной информации. Рассматривание камней.
Восприятие художественной литературы.
Выражают собственные мысли.
3. Динамическая пауза
Физ. минутка «Путешествие по горам»
Мы сейчас в поход пойдем
До большой горы дойдем (ходьба друг за другом)
За высокими горами (поднимаем руки вверх)
По камням речку перейдем (ходьба на носочках)
Если встретятся медведи, (ходьба вперевалку)
Мы медведей обойдем (ходьба назад)
Если встретятся пещеры,
Мы пещеры проползем (ходьба в полуприсяде)
Шаг за шагом, шаг за шагом
В детский садик попадем (ходьба друг за другом)
Деятельность педагога:
Показ действий по ходу стихотворения.
Деятельность детей:
Двигательная активность.
4. Изготовление изделий.
- Хотите попробовать самостоятельно сделать украшения для себя или своих мам и бабушек? Из какого материала это можно сделать?
Мы с вами можем изготовить различные камни из пластилина.
- Как Вы думаете, как это сделать?
- Какие цвета нужно смешать для малахита?
- А для яшмы?
- Вот заготовки (касты) для разных украшений (разной формы и цвета).
- Выбирайте, какой формы кольцо вы будете делать, с каким камнем?
Подбирайте пластилин для малахита или яшмы.
Деятельность педагога:
Мотивация детей на продуктивную деятельность.
Обсуждает с детьми.
Предоставляет возможность высказать свои мысли, поощряет.
Предоставляет детям выбор материалов.
Предоставляет возможность сотрудничества детей.
Деятельность детей:
Обсуждают, выражают свои мысли.
Выбирают необходимые материалы.
Изготавливают украшение.
Демонстрируют.
5. Открытость, ориентация на самостоятельную деятельность детей, в среде, в семье
- Какие украшения Вы сделали? С каким камнем?
- Вы довольны своей работой? Что было трудным?
- Кому покажите свое украшение? Вы можете научить других, делать такие украшения?
Я предлагаю вам создать коллекцию (выставку) изделий. Кого можно пригласить на выставку?
Интересно ли вам узнать о других камнях? Где можно узнать?
Мне было с вами очень интересно.
Деятельность педагога:
Активизирует обсуждение.
Деятельность детей:
Обсуждают, анализируют, делятся впечатлениями.