Гульнара Сиргалина
Дошкольное детство – короткий , но важный период становления личности. Я считаю, что именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением , способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Мой опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний , если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Трудно переоценить вклад дидактической игры в развитие ребенка, в том числе и в формирование экологической культуры . Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Работая над интересной темой «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности », я даю возможность детям познавать мир природы через игру. В своей работе я использую методические разработки Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко, Д. В. Эльконина, Т. М. Бондаренко, Н. В. Коломиной.
Чтобы реализовать посредством дидактической игры задачи экологического образования , я провожу тщательный отбор и анализ игрового материала, придерживаясь определенных требований :
Игры подбираю с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования , которые решаются на данном возрастном этапе;
Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные знания и стимулировать к усвоению новых;
Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
Предпочтение отдаю тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования , но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка .
Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников , необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволяет прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
Считаю, что деятельность воспитателя невозможна без постановки целей и задач, определения средств и способов их решения, и прогнозирования результатов. Свою работу по экологическому развитию планирую по следующим направлениям : работа с детьми, с родителями и взаимодействие с педагогами.
Работая с детьми, я расширяю представления детей о живой природе, учу использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развиваю и совершенствую такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Для того чтобы грамотно построить работу с детьми, я должна знать уровень развития каждого ребенка. Для этого провожу диагностику, используя материалы М. А. Васильевой, Т. М. Бондаренко, Л. А. Венгера. Определив уровень развития каждого ребенка, ставлю цель, отбираю содержание, методы и приемы работы, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка. Диагностика проводится в начале и в конце года. В процессе проведения диагностики фиксируется уровень знаний каждого ребенка по темам «Живая природа» (животный и растительный мир) и «Неживая природа» по всем показателям. Сравнительный анализ, полученный при обследовании данных диагностики, позволяет сформировать представление о реальной динамике развития каждого ребенка и грамотно спланировать индивидуальную работу. Диагностика показала, в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний , как овладел познавательными и речевыми умениями, в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное) . Однако есть и такие дети, которые испытывают трудности в усвоении программного материала, слабо развиты познавательные и речевые навыки. Для этого мною проводится индивидуальная работа; дети привлекаются к активному участию в игровых действиях. В коллективных играх дети ярко проявляют себя как с хорошей, так и с плохой стороны, поэтому я использую совместные дидактические игры для диагностики.
Использование дидактических игр в работе предполагает создание педагогом необходимых условий, одно из них это изготовление различных игр. В группе мною создан «Уголок природы» , где размещены дидактические игры, которые решают различные цели и задачи в познании детей интересного мира природы; составлена картотека дидактических игр; собран необходимый материал для проведения опытов, наблюдений; подобраны литература, иллюстрации для предварительной работы, беседы предшествующие дидактической игре. В «Уголке природы» ребенок может просто отдохнуть, расслабиться, уравновесить свое эмоциональное состояние.
В данный момент работаю над изучением и изготовлением новой дидактической игры «Времена года» , разработанной петербургским логопедом Е. О. Астафьевой. Планирую использовать ее как на занятиях, так и в свободное время. Игра очень полезна и занимательна, может быть использована в различных вариантах.
Для более успешной работы с детьми мною разработан перспективный план взаимодействия с родителями. Опираясь на собственный опыт и на отобранный материал, были разработаны консультации : «История дидактической игры» , «Цели и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста », «Познавательные игры-занятия в работе по экологическому воспитанию », «Значение игры в жизни ребенка» . Была организована фотовыставка «Учимся, играя» ; собран интересный материал и представлен родителям в папке - передвижке по теме «По страницам экологического календаря » , «Фантазии природы» , «Уроки для родителей» . Родители приняли активное участие в мероприятии «Час экологической игры » во время проведения «Дня открытых дверей» , в КВНе «Что мы знаем о природе и ее охране?» , проведенной совместно с детьми старшего дошкольного возраста . С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду , мною было проведено анкетирование родителей. В данное время совместно с родителями идет работа над изготовлением альбома, где будет собран фотоматериал о природе, стихи и загадки, пословицы и поговорки.
Свою работу по экологическому воспитанию детей я осуществляю совместно с экологом , согласовывая содержание материала, тематику дидактических игр, информацию для родителей. Активно участвую в методической работе. Мною проведены консультации для педагогов : «Значение экологического воспитания в развитии личности ребенка», «Экологическое просвещение родителей» , «Развивающая среда для экологического образования » , «Работа с родителями в системе экологического образования », проведен практикум «Игра в экологическом образовании дошкольников » , заседание «круглого стола» : «Советы по экологическому воспитанию дошкольников » и проведена викторина по теме «В природе все взаимосвязано» .
Постоянно работаю над самообразованием . Изучаю новинки методической литературы Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» ,
А. Н. Давидчук «Обучение и игра» , Л. В. Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников » и др.
В дальнейшем планирую продолжить начатую работу по формированию осознания экологической ценности природы и ее единства с человеком. В условиях Севера, где из-за климатических особенностей ограничены возможности общения с природой в естественных условиях, все становится немного сложнее, поэтому необходимо искать интересные для детей способы решения проблем. Именно в дидактической игре ребенок может без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов справиться с любой задачей. Все происходит легко, естественно и с удовольствием.
ГОУ ТО «Суворовская начальная школа»
Самоанализ познавательного развлечения в подготовительной группе
Тема: «Мы знаем и любим природу»
Подготовила:
воспитатель ГОУ ТО
«Суворовская начальная школа»
Ященкова Г.В.
Тема мероприятия: «Мы знаем и любим природу»
Ответственная за мероприятие: воспитатель старшей группы Бордукова Татьяна Николаевна
Цель мероприятия: формирование экологической культуры у дошкольников.
Задачи мероприятия: обобщить и проверить знания детей о растительном и животном мире природы, правилах поведения в природе, явлениях, происходящих в жизни растений, животных весной, продолжать развивать умение самостоятельно, логически кратко, точно выражать свои мысли, воспитывать, бережное отношение к природе, желание принимать участие в ее охране и защите.
В своей работе основывалась на программу Веракса «От рождения до школы» с учетом современных требований.
Для проведения этого мероприятия в первую очередь были соблюдены все санитарно-гигиенические требования (влажная уборка, проветривание помещения, подбор соответствующего оборудования, освещения).
При подготовке мероприятия учитывала возрастные особенности детей, их творческие и умственные способности. Формой занятия я выбрала игру «Брейн- ринг», в ходе которой дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
Тип занятия – комплексный, что способствует решению поставленных задач.
Все этапы занятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме, целям и задачам занятия. Смена вида деятельности позволила предотвратить утомляемость. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами.
Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: цветные горошины, ТСО, 2 телефона, черный ящик, алоэ, медали для награждения.
а также следующие методы:
Словесные (это перцептивный аспект) : беседа, анализ выполненной работы, чтение стихотворений, называние примет, отгадывание загадок
Наглядные, т. к. дети воспринимают информацию больше на зрительный образ: показ птиц, оформление зала, выставка.
Контроля: фронтальная проверка правильности выполнения заданий знаний, умений и навыков
Стимулирования: медали, одобрение, похвала.
Использованные методы соответствуют изучаемому материалу и способам организации деятельности с учетом возрастных особенностей детей.
Анализируя деятельность детей на вечере развлечений, хочется отметить, что они проявляли познавательную и двигательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали свой жизненный опыт, имеющиеся знания, умения и навыки. Они были заинтересованы, внимательны, организованы в решении поставленных задач.
В свое занятие я внесла игровую мотивацию: цветные горошины, проблемную ситуацию узнать овощи и фрукты на вкус, назвать перелетных и зимующих птиц, лесные и комнатные растения
Для снятия утомляемости была проведена физкультминутка, которая несла и образовательную информацию и способствовала раскрытию творческих способностей детей.
Закончилось занятие рефлексией, позволяющей детям более ярко осмыслить содержание, усвоить информацию и подвести итог.
Длительность занятия составила 35 минут, что соответствует требованиям Сан Пина.
Анализируя проведенное занятие, можно сказать, что поставленные задачи были успешно реализованы. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны (оргмомент, само занятие, рефлексия) .
Название:
Самоанализ итогового занятия «Путешествие в страну чувств»
Номинация:
Детский сад, Аттестация педагогических работников ДОУ, занятия психолога, подготовительная к школе группа, 6-7 лет
Должность: педагог-психолог
Место работы: МБДОУ «Панаевский детский сад красная шапочка»
Месторасположение: ЯНАО, Ямальский р-он, с. Панаевск
Самоанализ открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну чувств».
Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие проводилось с детьми с подготовительной к школе группы.
На занятии присутствовало 5 детей: 3 девочки и 2 мальчика.
Цель: Цели: формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
— Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей;
Развивающие:
— развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям;
Воспитательные:
— воспитывать у детей навыки сотрудничества и культурного общения,
— формировать умения и навыки произвольных движений посредством психогимнастики.
При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания. Предварительно были проведены занятия, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами и какого их значение в жизни человека.
Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки.
В начале занятия как организационный момент использовала ритуал начала занятия «Комплименты», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой.
Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – письмо от Короля.
В качестве продуктивной деятельности детям было предложено задание «Рисование эмоций», где дети рисовали эмоции с помощью белых пальчиковых красок. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук, развитие творческого воображения, тактильных ощущений, умение дифференцировать выражения лиц окружающих. С заданием дети справились хорошо.
Выполнение следующего задания «Пройди через тоннель» способствовало развитию творческого воображения, тактильных ощущений, умения дифференцировать выражение лиц окружающих.
Подвижная игра «Капельки» также применялось для оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции.
Упражнение «Стена эмоций» способствовало у детей развитию понимания мимических выражений, адекватного реагирования на определенные жизненные ситуации. В качестве смены вида деятельности была проведена гимнастика «Деревья». А упражнение «Следы» развивало сенситивность и соотнесение тактильных ощущений.
Так же использовала приём социо-игровой технологии: в упражнении «Разрезные картинки» дети показали своё умение работать в микрогруппах. Данное упражнение было направлено на развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.
Итак, король освобожден и в честь этого дети устроили салют – это развивает сенситивность и соотнесение тактильных ощущений.
В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, как помогли Королю и все ли эмоции нам нужны.
В качестве ритуала окончания занятия использовала ритуал «Ты и я – друзья!», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.
На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы, охотно справлялись с заданиями. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.
САМОАНАЛИЗ
Я, Ахмылина Ольга Михайловна, работаю в ДОУ №55 с 2000 года. Имею высшее образование. Владею знаниями основ педагогики, методиками дошкольного образования. Стараюсь успешно реализовать на практике Программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Применяю в своей работе метод моделирования, игрового проблемного обучения, проектный метод. Постоянно повышаю свой профессиональный уровень через участие в работе педсоветов, провожу консультации для воспитателей и родителей, посещаю семинары, прошла краткосрочное обучение в Томском областном институте повышения квалификации работников образования по теме: «Детский сад в режиме развития», «Методическое сопровождение педагогов ДОО в условиях введения ФГОС ДО «.
В данный момент работаю на старшей группе. Содержание и постановку педагогических задач воспитательно-образовательного процесса по данной возрастной группе определяю согласно требованиям Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также на основе результатов диагностики детей, их индивидуально-психологических особенностей.
В своей работе использую разнообразные формы организации детей: интегрированные и комплексные тематические занятия. С целью повышения результативности образовательного процесса применяю такие методические приемы как наблюдения в уголке природы, целевые прогулки, рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы, коррекционные упражнения, дидактические игры, игровую мотивацию предстоящей деятельности детей, решение проблемных задач, экспериментально-опытническую деятельность. Тщательно провожу отбор педагогических средств обучения в соответствии с тематикой и программными задачами занятий. Подбираю разнообразный раздаточный материал, художественное слово, игровые приемы.
Свою работу выстраиваю в соответствии с перспективным и тематическим планированием учебно-воспитательного процесса. Осуществляю контроль максимально-допустимой нагрузки на детей с целью достижения баланса между разными видами деятельности детей. В рамках реализации здоровье сберегающих технологий провожу динамические паузы, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, коммуникативные игры, коррекционные упражнения для глаз, для профилактики нарушений осанки и стопы.
Координирую свою деятельность со сменным воспитателем по группе, а также со всеми специалистами ДОУ — логопедом, психологом, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания, с целью обеспечения полноценного развития ребенка, через использование в рамках единого тематического плана подвижных игр, физминуток. произведений художественного слова, музыкальных произведений, логоритмических упражнений и пальчиковых игр. Стараюсь создать комфортные условия для пребывания детей в группе.
С этой целью построила предметно-развивающую среду таким образом, чтобы обеспечить детям доступный выбор игр и игрушек по их интересам. Предметно-развивающая среда в группе подразделяется на различные зоны и уголки: зона конструктивно-художественного творчества, спортивный уголок, природный уголок, кукольный уголок, театральная зона, книжный уголок. В группе созданы условия для самостоятельной деятельности детей. Все это позволяет достигнуть положительной динамики усвоения знаний умений и навыков, согласно требованиям реализуемой программы.
Приоритетным направлением в работе выбрала формирование экологической культуры детей дошкольного возраста. Считаю очень важным воспитывать с дошкольного возраста человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
В ходе своей работы я составила перспективный план работы по экологическому воспитанию детей, разработала Программу по экологическому воспитанию дошкольников, цикл занятий.
Использую следующую литературу: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», В.М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду», З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом», Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми».
Занимаюсь систематизацией различного материала по экологическому воспитанию. В группе имеются картотеки, альбомы для рассматривания о природе, настольно-печатные игры экологического содержания, наборы открыток о природе, подборка конспектов занятий и развлечений по экологическому развитию.
Считаю, что учебно-воспитательный процесс осуществляется в том случае, когда система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребенка в семье. Поэтому я выступаю на родительских собраниях с сообщениями: «Пусть научится любить живую природу»; провожу консультации: «Аквариум — дома», «Наблюдаем вместе с детьми» (Виды наблюдений). Оформляю папки-передвижки: «Сохраним родную природу» (Это интересно!), «Времена года» и др.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств является проектная деятельность. Разработан проект по теме «На птичьем дворе», «Берегите воду» и др. Для создания условий эффективного решения задач для экологического воспитания постаралась создать в группе экологически развивающую среду, придерживаясь принципа экологизации, то есть все виды детской деятельности способствуют реализации функции экологического воспитания.
Особое место для экологического воспитания уделяю естественно уголку природы. В нем сосредоточены: комнатные растения, требующие разных способов ухода, материалы для ухода за растениями. Имеются схемы способов ухода и способов размножения растений. «Огород на подоконнике» для организации наблюдений за ростом растений и закреплению знаний о выращивании огородных культур (лук, петрушка, укроп, горох и др.) и ухода за ними. Календарь погоды со схемами, изображающими погодные явления, предназначен для ежедневной работы с детьми. В природном уголке дети с удовольствием ухаживают за растениями, собран различный природный материал. Активно использую труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек; зимой — очистка участка от снега, постройка городка из снега и ледяных фигур; весной — обработка кустарников, посадка цветов на клумбу.
Уголок экологического воспитания содержит дидактические игры о природе, картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы», книги об обитателях уголка природы, энциклопедии, природоохранительные и запрещающие знаки, экологические сказки и рассказы, составленные детьми, которые мы оформили в виде книжек, модель земли представлена в виде глобуса.
Для экспериментально-опытнической деятельности в группе имеются: емкости, материалы и предметы для экспериментирования. Например, для экспериментов со льдом, водой, снегом использую фильтры, краски, брызгалки, мыло, разного диаметра трубочки, пластмассовые стаканчики воронки, лейки, тонущие и плавающие предметы. Для игр-экспериментов с магнитами, стеклом, резиной предусмотрены: притягивающиеся и не притягивающиеся магнитом предметы, колечки, мячики, фигурки резиновых игрушек, увеличительные стекла. Для игр-экспериментов с бумагой изготовлены «вертушки», «печатки» из овощей, бумага разного качества. В уголке имеются образцы земли, глины, песка, гравия, гербарии растений, муляжи грибов, овощей, фруктов.
В математическом уголке в свободном доступе для детей имеются разнообразные дидактические игры: «Кто найдет больше отличий», «Путаница»; лабиринты типа «Найди путь к домику белки», представлены логические задачи.
В речевом уголке для детей оформлены схемы для составления рассказов о птицах, животных и объектах природы, подобраны иллюстрации с изображением времен года и животных, растений для описания, картины о природе и труде взрослых в природе, дидактические игры природоведческого характера
В уголке книги оформляю тематические подборки художественной литературы о природе и здоровье человека: стихи, загадки, приметы и пословицы, помещаю детские рисунки.
Очень эффективным в экологическом воспитании детей может быть уголок творчества. Регулярно оформляю выставки овощей, фруктов, осенних цветов, а также поделок из природного материала. Помещаю для рассматривания картины — пейзажи, натюрморты.
Постоянно в свободном доступе для детей раскраски с силуэтами животных, рыб, насекомых. Помещаю схемы изготовления поделок из бумаги в технике оригами, поделок из природного материала. Использую для работы также предметы декоративно-прикладного искусства: игрушки из глины, дерева, бересты, соломы и других природных материалов.
Физкультурный уголок также несет экологическую направленность: маски животных и растений — для имитации их движений и проведения подвижных игр, а наглядно-практический материал — информацию о здоровье, об организме человека, его потребностях, о гигиене, о способах предупреждения травматизма.
Использую сюжетно — ролевые игры в игровом уголке, которые направлены на закрепление знаний и навыков о природе. Например, при организации игр в «Зоопарк» или «Путешествие в пустыню» закрепляем знания о животных, условиях их жизни и особенностях питания. Специально-подобранные дидактические игры «Зоологическое лото» и «Ботаническое лото» направлены на развитие зрительной памяти, закрепление названий животных и растений. В уголке подобраны дидактические игры «Чей хвост». «Кто что кушает», «Чей домик», «Этажи леса», «Кому нужна вода».
В музыкальном уголке и уголке театрализованной деятельности подобраны песни природоведческого содержания, использую фонограммы голосов птиц, природных шумов. Оформлен альбом песен о природе с подбором иллюстраций. Здесь сосредоточены различные виды театра, а также подбор произведений для слушания о природе (времена года, голоса птиц и др.).
Разработаны и оформлены картотеки игр, загадок, народных примет, пословиц, поговорок о природе.
Одним из важнейших направлений работы нашего дошкольного учреждения является охрана и укрепление здоровья детей. В связи с этим здоровью детей уделяю большое внимание: провожу коррекционные упражнения, закаливающие процедуры, гимнастику после сна, уделяю внимание двигательным умениям — подвижные игры в группе и на прогулке, динамические паузы во время занятий, физминутки.
Для развития познавательной активности детей, развития их творческого воображения использую различные виды театрализованной деятельности. Дети охотно играют в настольный театр, игры импровизации. Центры творчества, которые у нас имеются, направлены на привитие интереса к различным видам деятельности, на развитие любознательности, как основу интеллектуального личностного развития. Эти уголки оснащены разнообразными конструкторами, настольными играми, природным и бросовым материалом, разными видами изобразительных средств.
Я воспитываю у детей бережное отношение к людям, бережное отношение к окружающему миру, бережное отношение к игрушкам, прививаю навыки культуры поведения.
Имею устойчивые результаты педагогической деятельности, что подтверждаю стабильной посещаемостью детей в группе, соблюдением требований санитарно-гигиенических норм, высокой познавательной активностью детей на занятиях и результатами диагностики.
This entry was posted on Суббота, Январь 4th, 2014 at 23:24 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.
Самоанализ открытого занятия по экологии
тема: «Живые синоптики»
Возраст обучающихся: 12-13 лет (5-6 класс)
Педагог: Капилова Юлия Викторовна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ИРМО «СЮН»
Занятие по экологии, тема «Живые синоптики» , раздел «Человек в гостях у природы», программа «В мир природы», автор Е.К.Серебренникова, п.д.о. МОУ ДОД ИРМО «СЮН»
Оборудование: компьютер, проектор, экран, термопистолеты
Тип занятия: изучение новых знаний и способов действий.
Форма занятия: интерактивная (дискуссионная)
В основу занятия положен коммуникативно-деятельный подход, построен урок с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся.
Используемая технология: развивающего обучения
Основной метод : частично-поисковая беседа.
Цель: Познакомиться с животными которые помогают человеку определять погоду
Задачи:
Воспитание любви к животным и растениям Прибайкалья
- Формирование знаний о значимости окружающей среды
- Формирование основ экологической культуры
Формирование умения работать индивидуально и в группе
– Формирование на конкретном учебном материале представлений о природе как системе, оказывающей влияние на человека
–Формирование обще учебных и интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления и процессы, устанавливать между ними связь)
– Выработать умение объяснять явления природы и технические процессы на основе имеющихся знаний
– Развитие творческой личности: логического мышления, памяти, речи, воображения, наблюдательности.
Структура занятия
Первый этап –организационный, где была осуществлена мотивация на получение новых знаний и на успешную индивидуальную и коллективную работу, настройка детей на тему занятия «Живые синоптики», постановка цели, повторение и изучение терминов используемых на занятии.
Далее идет плавный переход ко второму этапу – Проверка ранее изученного материала. На этом этапе задавались вопросы, на которые обучающиеся должны были дать ответы.
Ответив на вопросы 2 этапа мы выходим на изучение нового материала - III этап. И зучению новых знаний мне позволила форма проведения урока, с опорой на диалоговые приёмы в соответствии с возрастом учащихся. На данном этапе мною были чётко поставлены цели и задачи урока и определены результаты конечной деятельности.
Этот этап я условно разделила на 4 блока. (Какими способами животные определяют погоду, знаменитые биосиноптики, прогнозы животных, задание по поиску информации).
Дети учились индивидуально и коллективно анализировать полученную информацию, выделять главное. После каждого блока подводили итоги, делали выводы в соответствии с поставленными перед учащимися целями урока. На этом этапе я старалась воспитывать у детей активную жизненную позицию к экологическим проблемам в рамках изучаемой темы, воспитывать бережное отношение к миру природы.
В процессе изучения были установлены взаимосвязи с другими предметами: с физикой, биологией, изобразительным искусством.
В конце второго этапа давались задания для закрепления пройденного материала, было логически поразмышляв произвести соотношение между животным и прогнозом. Кроме того здесь же провелась подвижная игра «Паутина», на которой ребята не только повторили материал, но и физически отдохнули.
IV этап Практическая часть так же делится на пункты (ТБ на занятии и непосредственно сама практике). Этот этап подразумевал работу термопистолетом на стекле, поэтому необходимо соблюдать технику безопасности при работе с электроприборами, режущими инструментами, аэрозольными красками. Здесь обучающиеся получая творческое задание развиваются духовно, творчески, получают навыки работы с термопистолетом и аэрозольными красками.
В конце всего занятия на V этапе. Рефлексия – подведение итогов.
Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.
При подведении итога занятия дети осознали границы своих знаний, дали оценку своей деятельности на уроке.
Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. При проведении занятия я ориентировалась на принципы научности, доступности.
На мой взгляд, материал занятия оказался интересным для учащихся.
Итог: я считаю, что цель урока можно считать достигнутой.