Коткова Галина Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №57
Кировского района Санкт -Петербурга
«Чего один не сделает, сделаем вместе»
В. Маяковский
Актуальность .
Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа.
Развитие у детей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования. Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Поэтому оно дело жизненно важное, общественно необходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе. Оно — творческое, потому что планируется, готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.
Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно - прикладного искусства в эстетической деятельности.
В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Коллективная форма организации дает возможность каждому ребѐнку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд) .
Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о совместной работе и еѐ содержании. Вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.
Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища..
На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).
Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:
творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.
Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.
Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.
Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.
Основные формы совместной деятельности детей :
«совместно - индивидуальная», «совместно - последовательная» и «совместно - взаимодействующая».
а) «Совместно - индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.
Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.
Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой - требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.
б) «Совместно - последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.
в) «Совместно - взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.
Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа. Коллективная изобразительная деятельность детей может быть органично связана со всеми сторонами жизни детей, и особенно с другими художественно-творческими деятельностями (с разными видами игр, музыкальной, художественной, коммуникативной).
Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму организации коллективной работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. На занятиях педагог использует разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа. При выполнении коллективных работ по изобразительной деятельности педагог активно использует игровые методы и приемы. В основе каждого лежит специально разработанный игровой сюжет.
Планирование этапов работы по коллективной деятельности .
Подготовительный этап
Углубить собственные знания детей по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности, (рассматривание репродукций, иллюстраций, экскурсии, беседы)
Основной этап. Этап выполнения работы.
Планирование и оценка коллективной работы.
Цель: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создание в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия, формированию у них умений творчески работать в коллективе.
Заключительный этап. Взаимодействие детей с завершенной работой.
Выполненную детьми композицию лучше всего оставить в групповой комнате. Он станет объектом самых разных дискуссий, игр, стимулирует рождение творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции.
Задачи развития коллективной деятельности детей, выработанные на основе программы «от рождения до школы».
Вторая младшая группа
Учить, создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликациях.
Средняя группа
Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
Подводить детей к оценке созданных товарищами работ. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.
Старшая группа
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное). Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату.
Примерное тематическое планирование занятий
Средняя группа
Вид |
Название |
Кол-во |
|
Октябрь |
Рисование на ткани |
«Ковёр из осенних листьев» |
|
Рисование |
|||
Ноябрь |
Лепка сюжетная |
«Поможем Курочке найти цыплят» |
|
Художественный труд |
«Медвежата» |
||
Декабрь |
Рисование с элементами |
«Разноцветное одеяло» |
|
Аппликация |
«Новогодняя елка» |
||
Январь |
Лепка сюжетная |
«Лепим Снеговиков» |
|
Рисование |
«Зимний лес» |
||
Февраль |
Лепка сюжетная |
«Поздравим Пап» |
|
Декоративное рисование |
«Флажки для праздника» |
||
Март |
Рисование |
«Цветы для Мам» |
|
Рисование с нетрадиционной техникой |
«Ближе к солнышку хотим!» |
||
Апрель |
Лепка сюжетная |
«Неваляшки танцуют» |
|
Рисование |
«День рождение Мухи - Цокотухи» |
Старшая группа
Вид |
Название |
Кол-во |
|
Октябрь |
Рисование с элементами |
«Цветы» |
|
Рисование на ткани |
«Клумба из осенних цветов» |
||
Рисование |
|||
Рисование и аппликация |
«Богатства осени» |
||
Ноябрь |
Аппликация |
«Разноцветный полет» |
|
Рисование и |
«Лягушка - путешественница» |
||
Рисование пластилином |
«Ветер по морю гуляет...» |
||
Лепка |
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» |
||
Декабрь |
Рисование и |
«Зима |
|
Аппликация обрывная |
«Зимний день» |
||
Рисование |
|||
Рисование |
|||
Январь |
Рисование |
«Помогаем птицам» |
|
Рисование |
«Мир животных» |
||
Рисование |
Создаем «Красную книгу природы» |
||
Февраль |
Рисование |
«Скатерть» |
|
Рисование (орнамент) |
«Салфетка» |
||
Рисование |
«Чудо-дерево» |
||
Рисование декоративное |
«Сервиз для Федоры» |
||
Март |
Аппликация объемная |
«Сирень» |
|
Рисование |
«Птичий двор» |
||
Рисование |
« Под грибом» |
||
Рисование по парам |
«У лукоморья дуб зелёный» |
||
Апрель |
Рисование |
«Космос» |
|
«Космос» |
|||
Рисование по парам |
« Поиграем, Шурале!» (по произведению Г.Тукая) |
||
Рисование |
«Расцвели красивые цветы» |
Подготовительная группа
Вид |
Название |
Кол-во |
|
Октябрь |
Аппликация |
«Букет цветов» |
|
Рисование |
«Красавица-Осень» |
||
Аппликация |
«Настроение осени» |
||
Рисование |
«Настроение осени» |
||
Ноябрь |
Лепка сюжетная |
«Братья наши меньшие» |
|
Рисование и |
«На дне морском» |
||
Лепка сюжетная |
«Морское дно» |
||
Лепка сюжетная |
«Рыбки играют, рыбки сверкают» |
||
Декабрь |
Лепка сюжетная |
«Белое море и Северный Ледовитый океан» |
|
Рисование и |
«Ой как весело зимой!» |
||
Рисование по парам |
«Карнавальный хоровод» |
||
Рисование |
«Книга о зиме» |
||
Январь |
Рисование |
«Жар-птица» |
|
Рисование и ручной труд |
«Детки в клетке» |
||
Рисование с элементами аппликации |
«Цирк» |
||
Февраль |
Рисование (Дымковская роспись) |
«Магазин игрушек» |
|
Рисование (Гжельская роспись) |
«Узоры на стекле» |
||
Рисование (Городецкая роспись) |
«Ой вы кони, мои кони…» |
||
Рисование декоративное |
«Узорчатый платок» |
||
Март |
Аппликация объёмная |
«Подарок маме» |
|
Аппликация |
«Цветочный мир» |
||
Рисование и Аппликация. |
«На балу у Золушки».
|
||
(Дамы и кавалеры) |
|||
Апрель |
Аппликация |
«Удивительный мир жарких стран» |
|
«Обезьянки» |
|||
Рисование (2 группы) |
«Парк Победы» |
||
Рисование |
«Мой город родной» |
Литература
- Грибовская А. А. “ Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий”. Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с.
- Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». - «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. - 128с.
- Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». - «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. - 96с.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова, Смагина Т.В.“ Рисование с детьми дошкольного возраста. Москва, ТЦ Сфера, 2004-128с.
- «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. - 192 с.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
- КомароваТ.С. Дети в мире творчества. М.:1995.
- «Нравственно - эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. - М.: Просвещение, 1989. - 79 с.
- Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. - 2005. -№2. - С. 60.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во- первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.
Особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются творческие работы всех детей группы. Такие работы называются коллективными. Коллективная форма не снижает значение деятельности каждого ребенка, не оставляет без внимания его собственные усилия и от качества работы каждого воспитанника зависит общий результат: ведь чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, интереснее будет общая композиция. И самое главное то, что дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности
Коллективное художественное творчество формирует у детей коммуникативные способности, то есть способности общаться друг с другом, а также способствуют более свободному общению ребенка со взрослыми.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, зал, выполнить поздравительную композицию для родителей, ко дню рождения ребёнка и т. д.
При организации коллективной деятельности выделяют 3 этапа:
- подготовительный этап, позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной творческой деятельности (экскурсии, беседы, рассматривание репродукций и т. д.)
- основной этап - этап выполнения работы, который включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель –предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать в ходе коллективного изобразительного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формирований у них умений работать в коллективе
- заключительный - это период взаимодействия детей с уже завершенной работой.
Коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Сказочный город» : на первом занятии создаётся город (из втулок и картона) , на втором занятии - улитки, которые будут жить в этом городе (из ракушек и пластилина) , в конце занятия собирается композиция. На третьем занятии дополняем город по своему желанию (деревьями, цветами и т.д.)
Для успешной совместной творческой деятельности, должны быть созданы доброжелательные, доверительные, партнерские отношения между самими детьми, а так же между педагогом и детьми. Только так можно создать неповторимые, незабываемые коллективные творческие работы.
Марина Краснова
Методика организации коллективных видов деятельности
Одной из форм проведения занятий в детском саду являются коллективные работы , итогом которых становятся общие картины, панно, композиции.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется
нравственно - эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :
Договариваться о совместной работе, ее содержании;
Обсуждать интересные варианты замыслов и принимать
наилучшие решения,
Работать вместе,уступать друг другу, помогать, подсказывать, учиться критиковать и вырабатывать навыки
делового сотрудничества;
Планировать свою работу, определять ее последовательность,
Оценивать, быть внимательным, радоваться успехам своим и товарищей при создании коллективных работ .
Все коллективные работы должны иметь целевое назначение.
Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать
картину, сделать украшение к празднику, украсить группу,
коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения
ребенка, декорации к играм, спектаклям, книжку в подарок,
проиллюстрировать сказки, стихотворения, кадры из мульт-
фильмов. При этом оценивается не только общий результат,
но и вклад каждого ребенка в коллективную работу .
В организации коллективных видов деятельности выделены
три основные формы.
1. Совместно- индивидуальная.
Дети работают индивидуально по единому замыслу и только на завершающем этапе деятельность становится
частью общей композиции. Работа организуется так , что
композиция коллективной работы продумывается заранее, выбирается цвет, размер, расположение; выбирается материал и техника для фона и деталей;
продумывается процесс выполнения коллективной
композиции, монтаж.
Расположение элементов на фоне может быть свободным, на одной линии, организованное расположение и мозаика.
2. Совместно -последовательная.
Работа одного ребенка взаимосвязана с предыдущим и
последующим ребенком. Дети работают индивидуально
над элементом, а потом следует последовательная работа
связанная со сборкой.
3. Совместно - взаимодействующая.
Коллективный вид деятельности ведется одновременно
всеми детьми, согласовывая все действия на каждом
этапе. Дети делятся на группы, у которых будут разные
задачи по выполнению коллективной работы (фон,герои
деревья, дома, цветы, животные) .
На занятиях по коллективным видам деятельности используются разные виды искусства : изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по- своему, понимать творческие задачи; учиться искать пути в творчестве, создании своего образа.
Регулярно используя на занятиях коллективную форму работы , можно получить красивую художественную
работу, положительный, эмоциональный настрой детей, воспитателей и желание работать в коллективе .
Оксана Добродон
Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города , можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них.
Я не хочу видеть детей эгоистами!
Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа .
Цели коллективных занятий :
Формировать умения и навыки работать вместе , строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов;
Развивать творческие способности, фантазию, воображение;
Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи :
Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
Учить создавать коллективные работы .
Коллективные занятия – в подготовительной группе я предлагаю проводить во второй половине дня, когда они уже отдохнули и полны новых сил и желания вновь общаться друг с другом. Продолжительность занятия – 25-30 минут, в соответствии с программой.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :
- работать вместе , уступать друг другу, помогать, подсказывать;
Договариваться о совместной работе , ее содержании;
Планировать свою работу , определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы .
Подводя итог, выполненной работе , мы проводим обсуждение творческой работы с детьми . Это помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Коллективная работа в детском саду – это результат совместной работы детей и взрослых . Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. Наши работы постоянно радуют и детей и родителей на выставке возле группы и в раздевалке. Каждый из детей с гордостью показывает как свою часть работы с подробным описанием процесса создания той или иной детали, так и части работы , которые выполнены друзьями из группы. Я считаю, что такой вид работы является мотивацией детского творчества , ведь после завершения работы ребята продолжают оставаться за столами, объединяются в группы и выполняют работу уже на свою тему .
Публикации по теме:
Сегодня я познакомлю вас сразу с тремя населенными «ситцевыми» пунктами: Снежинкино, Крошкино и Зайчиково. Эти деревеньки- подарок ребят.
Воспитатель Баранникова Г. И. В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Ниткография - это одна.
В детском саду планируются коллективные работы по аппликации, они предполагают участие нескольких детей. В создании сюжетной аппликации.
Дети в моей группе очень любят заниматься творчеством. Одно из любимых занятий - коллективная аппликация. Всем известно, что коллективная.
Вот и наступило самое волшебное время года! Когда все вокруг превращается в сказку. Преображается город, украшают квартиры и детские.
В детском саду проводится много занятий на развитие творческих способностей детей. Одним из видов творческих работ, является создание коллективной.
Не успел начаться новый год, а мы с ребятами уже сделали несколько коллективных работ. Коллективные работы мы, в основном, делаем во второй.
Ольга Демина
Коллективное творчество дошкольников
ВСЕ в тысячу раз интересней
Когда мы все делаем вместе…
Развитие у детей - одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мир, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе .
Как организовать коллективную деятельность детей ? Чтобы взаимодействие дошкольников в процессе творческой деятельности приносило радость от совместного содействия?
Выделяю три основные формы совместной деятельности детей :
«совместно – индивидуальная» , «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая» .
а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.
Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива .
Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.
б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.
в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.
На занятиях во II младшей группе использую, все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми.
Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка. Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству создала перспективный план, отобрала темы, материалы, продумала формы организации.
Работая на 2 младшей группе, детского сада я большое значение уделяю коллективному творчеству детей . В этом возрасте можно говорить о возникающей способности детей к совместной деятельности. В нашей группе работа по коллективной деятельности детей проводиться как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы. Я распределяю работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам, создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.
В центре изобразительного творчества оборудовала место для размещения коллективных работ . Созданную коллективную работу , мы оставляем на некоторое время в группе, это обращает ребенка к готовой работе, он может дополнить ее, побеседовать со сверстниками о содержание рисунка. И это вызывает желание создавать новые коллективные композиции .
Во время коллективного выполнения работы интересно наблюдать, как дети находят выход из сложившихся ситуаций, одни исправляют огрехи партнера (подклеивают, другие договариваются делать то,что у них лучше получается, а у кого-то портится настроение и пропадает интерес к работе. В такие моменты я стараюсь вовремя заметить напряженность и найти правильные приемы для изменения сложившейся ситуации. Наряду с этим с ребятами стараемся поддержать друг друга : «Мы не волшебники, мы только учимся»
На занятиях использую разные виды искусства : изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу.
Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве , создания своего образа.
Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.
Для родителей организуются совместные занятия с детьми, в которых родители совместно со своими детьми создают работы. В таких занятиях ребенок чувствует родительскую поддержку и ребенок горд тем, что может чему-то научить их. Также предлагаю домашние задания, в которых родитель – ребенок изготавливают заготовки для будущей совместной работы, а на праздничном мероприятии создаем одну большую коллективную работу . И это вызывает у всех море радости и восторга.
Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Для такой работы дети объединяются по двое и дети сами решают, с кем в паре будут работать. Ведь детям надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, а каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. Для работы детей в паре практикую использование карточек-схем. Приведу пример : «Сейчас я вам дам карточки, которые помогут вам по очереди быть волшебниками и их помощниками. Вы будете работать по двое».
С помощью бесед, игровых тренингов, моделирований ситуаций, чтения художественных произведений, показа мультфильмов и дидактических, подвижных, релаксационных игр воспитывала у детей доброжелательные взаимоотношения, учила сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.
В процессе выполнения коллективной работы осуществляется нравственно- эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :
Работать вместе, уступать дуг другу, помогать, подсказывать;
Договариваться о совместной работе, ее содержании
Планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы
Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества сближает детей . У них развивается навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.