Выходные данные сборника:
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПЕРЕЖИВШИХ ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ, И ОКАЗАВШИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Сараева Лариса Васильевна
воспитатель, Государственное казенное стационарное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр «Надежда» Забайкальского края, РФ, г. Чита
SOCIALLY-THE PEDAGOGICAL PROGRAM AS MEANS OF OVERCOMING OF INFRINGEMENTS IN PERSONAL PROGRESS OF THE MINORS WHO HAVE GONE THROUGH A DIFFICULT VITAL SITUATION, AND APPEARED IN CONDITIONS SOCIALLY-THE REHABILITATION CENTER
Sarajeva Larissa
educator, the State state stationary establishment « Socially-the rehabilitation center "Nadezhda" of Transbaikalian edge, Russia, Chita
АННОТАЦИЯ
В статье разграничены понятия «социальная реабилитация» и «педагогическая реабилитация», отражены цель, задачи, тематические блоки реабилитационной программы.
ADSTRACT
In article concepts «social rehabilitation» and « pedagogical rehabilitation» are differentiated, problems, thematic blocks of the rehabilitation program are reflected objective.
Ключевые слова: социальная реабилитация; педагогическая реабилитация; несовершеннолетний; трудная жизненная ситуация; социально-реабилитационный центр.
Keywords : social rehabilitation; pedagogical rehabilitation; the minor; a difficult vital situation; socially-the rehabilitation center.
«Семья» и «ребенок», казалось бы, это два взаимодополняющих понятия, которые не могут существовать обособленно друг от друга. Однако, не всегда семья может быть для ребенка источником тепла и защищенности.
«Конвенция о правах ребенка» гласит: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или который, в его собственных наилучших интересах, не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством» .
Одной из форм оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, остается устройство в социально-реабилитационные центры. Из практики работы в Государственном казенном стационарном учреждении социального обслуживания «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Надежда» Забайкальского края, можно заметить, что длительное влияние неблагоприятных условий не проходит бесследно для ребенка - наблюдаются отклонения как в поведении, так и в личностном развитии: слабые адаптационные способности, склонность к лживости, жестокости, агрессивности, у таких детей отсутствуют нормы морали и нравственности, утрачен интерес к жизни, к знаниям. Таким образом, ребенок как личность оказывается несформированной, а значит, является очень уязвимым и ранимым. Задачи, которые остро стоят перед социально-реабилитационном центром: активизация процессов индивидуального развития ребенка; возрождение ребенка в социальном плане; коррекция эмоционального состояния, личностных нарушений, негативных черт характера, выявление и развитие резервных возможностей несовершеннолетних; восстановление и формирование структуры личности ребенка. Рассматривая социально-педагогическую реабилитацию как процесс, необходимо сказать о комплексном влиянии всех специалистов центра на личность ребенка: социального педагога, социального работника, воспитателя, психолога, музыкального работника, инструктора по труду и физической культуре, администрации. Осуществляя комплексный подход к процессу реабилитации, важно постараться воспитать личность, способную ориентироваться в русле жизненных проблем, уметь их решать, хотя бы частично, а не иждивенцев. К сожалению, проблеме социально-педагогической реабилитации в современной литературе уделяется немного внимания. Прежде всего, это связано с тем, что вопрос о социально-педагогической реабилитации следует рассматривать, как стоящий на стыке нескольких наук: педагогики, психологии, социологии и медицины. Имеющиеся в научной литературе определения позволяют разграничить понятия «социальной» реабилитации и «педагогической». Социальная реабилитация связана с восстановлением статуса ребенка в обществе, педагогическая же реабилитация – представляет собой меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у ребенка уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личности. И все же, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, а из нее в социально-реабилитационный центр - это «другие» дети, требующие иного подхода и особого внимания к себе. Эту же мысль подтверждает известный педагог Я. Корчак, он сформулировал мысль о том, что дети, находящиеся в государственном учреждении - «это люди, но с иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств. Ребенок может быть исцелен не только любовью и терпением воспитателя, но и правильной организацией жизнедеятельности детей» .
Соколова Ж.К. говорит о негативном влиянии государственного учреждения на развитие младшего школьника. Она утверждает, что условия реабилитационного центра «нивелируют личностные особенности ребенка», формируют навыки безусловного послушания, отмечает неумение детьми организовать свой досуг, не смотря на сохранный личный потенциал ребенка. По-моему мнению, негативное влияние на ребенка оказывает не само учреждение, как таковое, со своим укладом жизни и методикой работы, а последствия пережитой ребенком трудной жизненной ситуации. Поэтому, педагогу, работающему с детьми, чье детство было «трудным», необходимо так организовать свою работу, чтобы ребенок осознал необходимость самосовершенствования, пусть даже с ненавязчивой помощью педагога. Практика работы в социально-реабилитационном центре показывает, что одним из способов достижения позитивных изменений в личности ребенка, является разработка и систематическая работа по реабилитационной программе. Именно работа по программе «Вместе весело шагать» явилась благоприятным условием для личностного развития детей, переживших трудную жизненную ситуацию, и оказавшихся в условиях учреждения. Система работы по данной программе строится на принципе комплексного подхода, учета индивидуальных особенностей, опоры на положительные черты личности ребенка.Педагогическая целесообразность программы заключается в предоставлении возможности детям получить знания и практический опыт в различных областях знаний и формировании у них компетенций, определенных тематическими блоками программы: «Культура поведения и азбука общения», «Личная гигиена и здоровье», «Человек, семья и семейные традиции»», «Мы в профессии играем», «Ты и закон», «Моя малая Родина», «ОБЖ». Тематическое разнообразие блоков программы позволяет пошагово восполнить пробелы в знаниях и способствовать постепенному привитию необходимых навыков. Успешная реализация данной программы позволит ликвидировать отставание детей в интеллектуальном, эмоциональном, нравственном и физическом развитии. В ходе реализации программы, ребенок формирует свою систему интересов, которые являются внутренними позитивными стимулами, побуждающими его к определенным действиям: сближают его со своими сверстниками, с другими людьми и обществом. Все составляющие данной программы важны, так как органично дополняют друг друга.
Цель данной программы будет реализовываться благодаря преодолению личностного дискомфорта в условиях реабилитационного центра, создания условий для формирования необходимых социальных изменений и навыков, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Цель программы:
Способствовать формированию всесторонне развитой личности ребёнка в процессе социально-педагогической реабилитации через различные формы и методы работы.
1. формирование нравственного потенциала личности воспитанника;
2. формирование навыков здорового образа жизни, бережного отношения к себе и окружающим;
3. формирование культурно-национальных ценностей семьи: кровное родство, домашний очаг, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды;
4. создание условий для уточнения и расширения представлений о профессиях, о важности труда в жизни человека. Формирование у детей трудовых навыков и умений, навыков самообслуживания
5. формирование правового мировоззрения и активной гражданской позиции.
6. формирование патриотизма и чувства сопричастности к истории своей Родины.
7. формирование навыков безопасного поведения в быту, а также в чрезвычайных и экстренных ситуациях.
Данная программа рассчитана на группу мальчиков от 6 до 12 лет с переменным составом. Работа по данной программе реализовывалась на протяжении трех лет, и показала положительную динамику в формировании духовно-нравственного потенциала личности воспитанника. Из опыта работы, могу заметить, что реализация данной программы позволяет развить у детей желание овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. Они охотно делятся впечатлениями от полученных знаний, принимают активное участие в викторинах, конкурсах, бережно относятся к продуктам своего труда, у них формируются навыки самообслуживания, санитарно-гигиенические нормы. Говоря о результатах работы по программе, очень сложно отразить этот результат в цифрах, потому что представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения с ним в процессе наблюдения и бесед. И тем не менее, не смотря на комплексный подход к процессу социально-педагогической реабилитации, могу с уверенностью утверждать, что правильно организованная работа педагога на группе является важным условием для преодоления нарушений развития, обусловленных сложной жизненной ситуацией, в которой пришлось пребывать ребенку, в силу жизненных обстоятельств. Эффективность социально-педагогической реабилитации во многом зависит от своевременного изъятия ребенка из трудной жизненной ситуации в условия государственного учреждения и правильности организованных мероприятий в рамках индивидуальной программы реабилитации.
Список литературы:
- Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования: Науч. издание. / Е.Б. Бреева. М.: Дашков и К0, 2004. - 212 с.
- Коркишенко О. Система учреждений социальной профилактики детской безнадзорности и преступности в дореволюционной России // Мое отечество. - 1999. - № 3. - С. 69-78.
- Королькова Е. Защищает всех детей Земли: Тема Мировая Конституция прав ребенка. 4 класс // www.ug.ru № 05 (10086) / 2006-02-07
- Корчак Я. Воспитание личности / Я. Корчак. М.: Просвещение, 1992. - 250 с.
- Организация Объединенных Наций. Конвенция о правах ребенка. Ст. 20, разд.1, 2010 г.
- Соколова Ж Время и дети. М.: Просвещение, 2010. - 278 с.
ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Обобщение опыта на тему:
Формирование коммуникативных навыков у детей в условиях социально-реабилитационного центра
Педагог-психолог
Методического отделения
Алексеева Т.А.
Обобщение опыта работы
по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Нестабильность социально-экономической и политической ситуации в стране, ухудшение условий жизни, падение нравственных устоев, социальная напряженность, нарушение структуры и функций семьи, - все эти факторы влияют на увеличение числа детей с отклоняющимся поведением, детей, оставшихся без попечения родителей, «социальных» сирот. Заложить основы целостной гармонично развитой личности - главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Одной из главных выходит на первый план проблема общения, его роль в формировании личности. Личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми. Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит через такие социальные институты, как семья, образование, культура и религия. Воздействие семьи оказывает преимущественное влияние на последующее участие ребенка в жизни общества. Именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни. Однако кризисные явления в семейной жизни современной России приводят к тому, что дети становятся жертвами социализации и попадают в социальные учреждения. Дети, прибывшие в приют, пережили на своем коротком веку немало потрясений: безразличие родителей и жестокое обращение, драки, издевательства. У детей не сформированы элементарные навыки культуры поведения. Разрушены, или искажены нормальные социальные связи, отсутствует потребность в познании, общении, игре. Таким образом, если ребенок не получает должного воспитания в семье, то ввести его в мир взрослого общества, научить жить по общим законам необходимо нам, педагогам и воспитателям.
Для оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в Белгородской области создана сеть социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, которая включает 14 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» был открыт в 1999 году в городе Белгороде, основные задачи деятельности Центра: профилактика безнадзорности несовершеннолетних, комплексная реабилитация семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, коррекция социально-педагогической реабилитации.
Я работаю педагогом-психологом в Областном социально-реабилитационном центре в группе младших школьников мальчиков. Направление моей коррекционной работы является развитие коммуникативных навыков общения.
Младший школьный возраст наиболее важный и трудный в формировании общения. Л.С. Выготский считал, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это своеобразная переходная ступень - ребенок уже не дошкольник и еще не школьник. По мнению Л.С. Выготского ребенок семи лет отличается, прежде всего, утратой детской непосредственности. Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность: в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничание, клоунада: ребенок строит из себя шута.
Выготский считал, что речь как средство общения приводит к тому, что приходится называть, связывать со словами наши внутренние состояния. Связь же со словами никогда не означает образование простой ассоциативной связи, а всегда означает обобщение.
В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит “я радуюсь”, “я огорчен”, “я сердит”, “я добрый”, т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Переживания приобретают смысл, благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.
В 7-летнем возрасте появляется обобщение единичного опыта общения, связанного с отношением, прежде всего со стороны взрослых. От качества, содержательного богатства этого опыта зависит динамика проживания ребенком кризиса семи лет.
По мнению Д.Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения - как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли он на себя роли? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения - важный признак готовности. Д.Б. Эльконин говорил: “Готовность ребенка к школьному обучению предполагает “вращивание” социального правила, однако специальной системы формирования внутренних правил в современной системе дошкольного воспитания не предусмотрено” .
Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка.
У детей, находящихся в социально-реабилитационных учреждениях, имеются трудности в общении как со взрослыми, так и с детьми, в развитии коммуникативных навыков. Большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной. У детей искажается процесс становления «Я-концепции». Возникновению агрессивных реакций способствуют дефекты в становлении самоидентичности: неустойчивость, спутанность, противоречивость и неопределенность «Я – концепции», что порождает постоянное переживание глубокого эмоционального дискомфорта. Дети часто испытывают дефицит социального признания собственной ценности со стороны окружающих, что затрудняет нормальное развитие их личности.
С этой целью мной было организовано исследование коммуникативной сферы общения младших школьников.
Изучение детей включало выявление следующих показателей: статусное положение, уровень благополучия взаимоотношений, социометрический статус, уровень развития коммуникативных навыков, коэффициент взаимности, критерии выбора партнеров для общения.
Исследование проводилось на базе областного реабилитационного центра. В исследовании приняло участие 7 детей младшего школьного возраста. Изучение детей включало выявление следующих показателей: статусное положение, уровень благополучия взаимоотношений, социометрический статус, уровень развития коммуникативных навыков, коэффициент взаимности, критерии выбора партнеров для общения. В соответствии с поставленными в работе целями я использовала группу методов. Наиболее целесообразным, мне показалось, использование следующих диагностические методов:
1. Беседа с воспитателями с использованием анкеты «Особенности общения и отношений ребенка со сверстниками» (по разработанным вопросам) с целью выявить причины трудностей в общении со сверстниками и подтвердить результаты, полученные в социометрическом эксперименте.
Анкета включает вопросы, подобранные на основе данных, изложенных в психологической научной литературе (Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина, 1990; А.А. Рояк, 1988) и затрагивает как личностные характеристики, приводящие к возникновению конфликтов, так и операциональные и мотивационные аспекты (приложение 1).
По результатам анкетирования были составлены краткие характеристики на исследуемую группу детей, испытывающих трудности в общении.
2. Метод наблюдения. Наблюдение, проводимое в естественных условиях без вмешательства в ситуацию, имела систематический, но выборочный характер. Я обращала внимание на действия, речевые высказывания и эмоциональные реакции детей, то есть те показатели, которые позволяют определить малообщительность или конфликтность в поведении детей, а также сформированность операциональных и мотивационных умений.
Фиксация результатов проводилась в процессе наблюдения. Я старалась быть максимально объективной, чтобы не исказить реальные события, характеризуя естественное поведение отдельных детей в совместной игровой деятельности.
Данные, полученные в ходе наблюдения анализировались в соответствии с критериями, предложенными Т.А. Репиной для изучения общения детей.
Были использованы так же следующие методики: Цветовой тест Люшера, методика «День рождения»
Результаты рисуночных тестов показали следующее, что детей имеют высокий уровень агрессии, средний уровень агрессии, низкий уровень агрессии.
Анализ результатов диагностик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других активный, ярко выраженный.
Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок может получить только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него возможность обрабатывать эти навыки в специально организованной для этого обстановке. Для этого с ребенком необходимо проводить коррекционную работу.
На втором этапе моего исследования проводилась психокоррекционная работа. Мною был разработан коррекционный цикл, включающий 30 занятий по общению. Цикл включал в себя четыре раздела: «Я взрослею, Я расту!», «Наша группа», «Мир общения», «Уверенность».
Первый раздел посвящен развитию самосознания ребят, осознанию себя в ходе взросления, возрастных изменений. Так же занятия направлены на развитие позитивного мышления, самопринятия и развитие навыков самоорганизации, самостоятельности.
Второй раздел содержит занятия на развитие групповой сплоченности, развитие навыков совместной деятельности, доброжелательных отношений.
«Мир общения» направлен на развитие компетентности, развитие эмоциональной сферы, умения ориентироваться на свое эмоциональное состояние.
Четвертый раздел содержит занятия, направленные на развитие чувства уверенности в себе, своих силах, самопринятия и самоуважения.
Для эффективности реабилитационной работы были использованы следующие коммуникативные игры: «Поменяйся местами», «Веселая сороконожка», «Лесные братья», « Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», « Коврик примирения», «Комплименты», «Найди пару», «Поделись со мной», «Пожелание», «Угадай, кто это», «Ласковое имя», «Возьмемся за руки, друзья», «Рисунок на спине», «Здороваемся без слов».
Следует отметить, что эффективность коррекции достигается чаще всего в процессе коллективных игр, в группе и с группой сверстников. Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок может получить только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него возможность отрабатывать эти навыки в специально организованной для этого обстановке. Группа - наиболее подходящая среда для проведения полноценной игры со сверстниками и взрослыми; игра в свою очередь приводит к нормализации социальных отношений, разрешению внешних конфликтов.
Все это создает благоприятный фон для решения внутренних конфликтов.
Третий этап – контрольный эксперимент. В него вошли – Цветовой тест Люшера, методика «День рождения» и анкетирование воспитателей.
Проанализировав полученные результаты и сравнив их с имеющимися данными первичной диагностики можно сделать выводы о наметившихся позитивных изменениях. Таким образом, произошло расширение круга общения у детей, улучшение статусного положения детей. Данные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной коррекционной работы, направленной на формирование коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
Алексеева Татьяна Анатольевна – педагог-психолог
ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних».
20. Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (предшкольного) возраста // Альманах ИКП РАО. - .№4. - Статья 8.
21. Морозов С.А., Морозова Т.Н. Мир за стеклянной стеной // Материнство. - 1997. - .№1.
22. МаксимоваА.А. Учим общаться детей 610 лет. - М.: Творческий центр, 2005.
23. Никольская О.С., БаенскаяЕ.Р., ЛиблингММ. Аутичный ребенок. - М.: Теревинф, 2000. - С. 40.
24. Никольская О. С. Проблемы обучения аутич-ных детей // Дефектология. - 1995. - .№2. - С. 8.
25. Никольская О.С., БаенскаяЕ.Р., ЛиблингММ. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: 1997.
26. Никольская О.С., БаенскаяЕ.Р., ЛиблингММ. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Таревинф, 2005.
27. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб., 1999. -С. 4, 90, 91, 57, 58, 93.
28. Психотерапия детей и подростков / Под ред. Филиппа Кендалла. - СПб.; М.: Питер, 2002.
29. ШипицинаЛ.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. - СПб., 1996. - С. 4-6.
30. Шоплер Е., МесибовГ. Диагностика и исследование аутизма. - Лондон: Пленум пресс, 1988.
Т.В. Кривулина, В.В. Сохранов
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
В статье раскрываются теоретико-практические предпосылки психолого-педагогической коррекции социализации детей в условиях реабилитационного центра.
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является психолого-педагогическая коррекция включения детей с ограниченными возможностями в активную деятельность на основе имеющихся у них возможностей. Эта проблема в настоящее время актуальна. Численность детей с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Если в 1995 году численность детей-инвалидов в России составляла 453,7 тыс. человек, то в 2006 году она возросла до 650 тыс. человек, что составляет 1,8% детского населения. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства.
Рост числа детей с ограниченными возможностями, необходимость теоретического обоснования и экспериментальной апробации условий педагогической и социально-психологической коррекции процесса их адаптации, наряду с недостаточной изученностью этих процессов в условиях образовательного учреждения, является важной проблемой, разрешение которой приведет к реализации возможностей и способностей личности ребенка, адаптирующейся к условиям социальной и биологической среды.
Одним из позитивных перемен, происходящих в нашей стране, является начавшееся переосмысление обществом своего отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями. Общество осознало, что у детей с ограниченными возможностями существуют специфические индивидуально-психологические особенности, которые накладывают отпечаток на качество их социализации.
Теоретико-методологическое обоснование разрабатываемая нами тема получила в работах Г. Зиммеля, Р. Парка, Э. Дюркгейма, И. Гофмана, Ж. Пиаже, М. Мид, З. Фрейда, Э. Гидденса, Н. Смелзера, А. Шюца.
Изучение проблемы детской инвалидности как предмета теоретических и практических исследований в России, несмотря на актуальность, началось сравнительно недавно. Научные исследования в этой области проводят специалисты разных научных направлений: социологии, психологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д.
Многогранность этой темы требует системного и личностно ориентированного подходов к решению проблемы детской инвалидности. Задачей ученых при этом является раскрытие социального содержания понятия «ребенок с ограниченными возможностями» и научное обоснова-
© Т.В. Кривулина, В.В. Сохранов, 2009
ние характера социальных связей и взаимоотношений с обществом, позволяющих найти оптимальные пути решения социальных проблем этой группы населения.
В работах М.С. Бедного, А.А. Баранова, Д.И. Зелинской и Л.И. Балевой дана структурная характеристика этой группы населения.
Вопросам социально-психологического аспекта социализации детей с ограниченными возможностями посвящены исследования Т. А. Добровольской и Н.Б. Шабалиной.
Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями были изучены Ю.Н. Мануйловой, Л.Н. Смирновой, Т.И. Черняевой, Д.В. Зайцевым, Е.Р Ярской-Смирновой, И.И. Лошаковой, П.В. Романовым.
Некоторые вопросы социального и трудового становления инвалидов были изучались отечественными учеными А.А. Дыскиным и Э.И. Танюхиной, Н.В. Куваевой, А.Н. Егоровым, А. Осадчих.
Основные направления социализации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями нашли свое отражение в работах Н.В. Шапкиной, Э.К. Наберушкиной, Я.А. Кравченко, К.К. Кузьмина, Г.В. Ляпидиевской, Т. Малеевой, С. Васина.
Вопросами адаптации, социализации, интеграции детей и подростков занимались Б.Н. Алмазов, ГА. Гусев, РА. Литвак, Г.М. Андреева, А.И. Ковалева, А.В. Мудрик, Н.Н. Малофеев, Т.В. Егорова и др.
Реабилитационная педагогика в образовательно-воспитательном контексте разрабатывалась
Н. Вайзманом, А.В. Гордеевой, Е.А. Горшковой, Р.В. Овчаровой и др.
Специфика развития личности подростка, имеющего физические нарушения, рассмотрена в трудах Л.С. Выготского, И.В. Беляковой, РМ. Боскис, РЕ. Левиной, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, О.Н. Усановой и др.
Проблемы педагогической коррекции раскрыты В.П. Кащенко, А.Д. Гонеевым, Ю.Ю. Черво и др.
Анализ выводов и результатов, полученных в проведенных исследованиях, позволяет сделать предположение о том, что главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заклю-
чается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.
Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.
Ребенок с ограниченными возможностями может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Обеспечению такого подхода к развитию личности данной категории детей способствует деятельность реабилитационных центров.
Одним из таких государственных учреждений социальной защиты населения является Пензенский Областной реабилитационный центр (ОРЦ) для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Основными направлениями работы ОРЦ по эффективной психолого-педагогической коррекции социализации детей и подростков с ограниченными возможностями являются: формирование навыков общения; гармонизация отношений ребенка в семье и со сверстниками; коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения; коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной; личностно-ориентированный акмеологический и аксиологический подходы к оценке ключевых семейных проблем ребенка, обучения, общения, сферы интересов, потребностей; разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и подростков.
Важным направлением социализации детей и подростков в ОРЦ является их реабилитация в связи с депривацией (образовательной, психологической, нравственной, социальной и др.).
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009
В реабилитационном центре диагностируются особенности личностного развития, строятся индивидуальные планы коррекции проявления имеющихся способностей, организуются коррекционные группы, подбираются задания, позволяющие в коллективной деятельности приобрести социально ценные знания и умения их применения в труде, общении, в личной жизни.
Одной из основных задач ОРЦ является обучение таких детей адекватному взаимоотношению с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает детям с ограниченными возможностями возможность активного участия в общественно полезной жизни.
Развитие адаптационных возможностей детей в реабилитационном центре включает в себя: процесс компенсации дефекта детей с ограниченными возможностями; психолого-медико-педа-гогическкую работу.
В ОРЦ, используя медико-психолого-педаго-гические средства, были выявлены условия, обеспечивающие качество и успешность социальной адаптации рассматриваемой категории детей. К числу этих условий следует отнести организацию творческой деятельности данной категории детей с целью реализации личностных и социально значимых потребностей. Участие школьников с ограниченными возможностями в разнообразных по содержанию мероприятиях способствует побуждению к творчеству, активности ребенка, свободе выбора в объектах деятельности, что является обязательным для социализации.
В задачи социального развития также входят: умственное развитие детей; формирование навыков правильного поведения; трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда; физ-воспитание; самообслуживание; бытовая ориентировка и социальная адаптация.
Работа специалистов Пензенского реабилитационного центра позволяет наполнить смыслом жизнь ребенка с ограниченными возможностями и его близких, научить навыкам общения со сверстниками, решить личностные проблемы,
поддержать в профессиональной реабилитации, т.е. интегрировать в социум.
Таким образом, важнейшим условием пси-холого-педагогической коррекции социализации детей является создание эффективной системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, направленной на достижение каждым учащимся максимально возможного уровня личностного развития, образования, профессиональной самореализации, социальной адаптации в обществе.
Библиографический список
1. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. - М., 1997.
2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994.
3. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений / Сост. Ф.Ф. Водо-ватов и др. - М., 2000.
4. Потапова О.Н. Основные социальные проблемы детей с ограниченными возможностями в регионе // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества: сб. научн. тр. под ред. ГВ. Дыльнова. - Саратов: Научная книга, 2007. Вып. 14. - С. 114-118.
5. Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях. - М., 1996.
6. МудрикА.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Академия, 2000.
7. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2001.
8. Тупаногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология. - 1994. - .№4. - С. 9.
9. Бабиева Л.Г. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности // Теория и практика обучения и воспитания. Вып. V - Владикавказ: СОГУ 2005.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009
У воспитанников, которые находят в социально-реабилитационном центре, существуют некоторые сложности, которые связаны с их социальной дезадаптацией. Мы можем выделить три основные группы факторов.
Первые относятся к факторам макросоциального уровня это недостатки социально-экономического и бытового характера. В микросоциальный фактор входят сложный эмоционально-психологический климат семей, который имеет неблагоприятное влияние на ребенка, игнорирование нужд ребенка, стрессы со стороны членов семьи, любые виды насилия. В совокупности эти факторы могут привести к деформации личности ребенка, а также различным психическим расстройствам и заболеваниям. Недостаточное общение с ребенком блокирует процессы социализации, нарушается социально-личностное развитие, особенно на первых ранних этапах развития. На микросоциум несовершеннолетнего может влиять референтная девиантная группа, служащая источником нарушений закона.
В личностный фактор входят такие показатели как низкая мотивация, неуспеваемость, негативное отношение к взрослым, к обществу, недоверие к окружающим. Для подростков, находящихся в условиях социально- реабилитационного центра, большое значение имеет проблемы власти, авторитарности, доминирования, которые могут проявиться в нарушениях сексуального характера, девиантным поведением, употребление психоактивных веществ и тому подобного. Их поведение характеризуется неуверенностью, неадекватной самооценкой, агрессией и применением деструктивных механизмов защиты, также характерны нарушения компонентов социальной компетентности. Вследствие дефицита общения с взрослыми, которые являются близкими людьми, возникает нарушения формирования образа социального Я, которое будет затруднять развитие правильного отношения как к самому себе, так и к окружающим людям. Нарушения самосознания может варьироваться от переживаний вседозволенности до ощущений ущербности. В совокупности все это влияет на взаимоотношениях с окружающими людьми, в отношениях со старшими подростки могут чувствовать свою ненужность, ощущать утрату как своей ценности, так ценности других людей. Из данной проблемы вытекает другая проблема, которой является недостаток образования. Выше перечисленное негативно отражается на формировании учебной деятельности, усугубляют уже имеющие трудности овладения учебным материалом, если таковые присутствуют, отсутствует мотивация к обучению как к основе познавательной активности, все это влияет на общий интеллектуальный уровень. Также депривация общения со старшими выражается в недостатке любви и ласки, а также недостатке эмоциональных связей, нарушениях в развитии сферы чувств, то есть подросток не понимает и не принимает чувств других людей, опирается только на свои чувства и желания.
Многие из детей, которые находятся в условиях социального реабилитационного центра, часто испытывают состояние беспомощности. Здесь на данное состояние необходимо смотреть с точки зрения человека, которому не удается справиться с трудностями самому, у которого не получается попросить помощи у других, следовательно получить ее тоже. Если конкретизировать это состояние, можно сказать что оно выражается в невозможности изменить отношения с родителями, старшими, например, с педагогами, а также с ровесниками, товарищами, возникают трудности принятия самостоятельных решений. Это происходит из-за разрыва с семьей, когда ребенок получает двойную травму, первая, которой являются условия, из-за которых он оказался в социально - реабилитационном центре, такие как, плохое обращение в семье, запущенность, насилие и тому подобное, ситуации угрозы своей жизни или жизни близких, а второе это осознание факта разрыва с семьей. Потерян источник глубоких эмоциональных связей, которые являются основой жизненных сил. Это очень тяжело переживается, подросток чувствует боль от утраченных отношений с близкими. Здесь вступают механизмы психологической защиты, основные из которых не являются конструктивными.
Отдельно можно выделить проблемы со здоровьем. Могут быть как психические, так и физические нарушения, которые нередко связанны с тяжелой наследственностью. Также много проблем психосоматического характера, занимающие одно из основных направлений в процессе реабилитации. Согласно исследованию проблем здоровья воспитанников учреждений социальной реабилитации, анализ заболеваний воспитанников показал, что основное количество заболеваний затрагивает опорно-двигательную систему, кровообращение, зрительный отдел, расстройства психического характера и поведения.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что существует множество проблем, которые глубоко взаимосвязаны и проистекают одна из другой, усугубляют друг друга, обостряя последствия вышеупомянутых нарушений во всех сферах жизни воспитанников.
Можно сказать, что перспективные направления решения проблем подростков, которые находятся в условиях социально-реабилитационного центра, должны носить комплексный характер, учитывая тяжесть и остроту психотравмирующих событий каждого конкретного воспитанника, при участии различных специалистов, не только специалистов по социальной работе, психологов и педагогов различных профилей, а также юристов и медиков.
Реадаптация воспитанников центра к функционированию в социуме включает проведение специальных занятий, проигрывание специальных ситуаций, профилактику, развитие навыков интересного и полезного проведения свободного времяпрепровождения, занятия спортом, приобретение новых умений.
Также одним из главных направлений реабилитационных мероприятий выступает формирование культурных отношений воспитанников друг с другом, со специалистами учреждения. Вместе с тем, необходимо оптимизировать процесс реабилитации с помощью компетентного, своевременного включения подростка в систему общественных отношений.
Семейные ценности - совокупность значимых представлений о действительности, который влияет на наше существование, деятельность, жизненные позиции, отношения. Ценностные ориентации оказывают большое влияние на жизнедеятельность каждого человека, на его представления о роли и характере семьи в его жизни. Они отражают наш внутренний эмоциональный мир. При этом семейные ценности являются не единственными, поэтому они необходимо встраиваются в иерархическую систему ценностей человека, занимая различное место в ней. На этом основании нами были рассмотрены различные классификации ценностей, которые в основном делают акцент базовые ценности, которые входят в ценностные ориентации каждого человека. Семейная система ценностей характеризуется огромным потенциалом воспитательного влияния на последующие поколения в его личностном развитии. Дать полную конкретизированную формулировку семейным ценностям довольно сложно, потому что это понятие определено субъективным восприятием действительности каждого отдельного человека.
Сущность семейных ценностей, их структура неоднозначно понимается в современной науке. Основой семейных ценностей является триединство супружества, родительства и родства. К супружеству можно отнести такие ценности как брак, отношения между супругами, ценности, связанные с различными половыми ролями в семье. Родительство характеризуется ценностью детей, многодетностью или малодетностью, а также воспитание и социализация детей в семье. К ценностям родства относятся ценности наличия родственников, взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.
Семья исполняет основную роль в процессе формирования морально-нравственных принципов ребенка. Она формирует личность или травмирует ее, только в семье, возможно, упрочнить или разрушить психику ее членов, способствовать создания образа я у личности. В зависимости от построений отношений в семье, какие преобладают ценности и интересы у старшего поколения, такие они будут и у младших ее членов.
Развитие ребенка вне семейных отношений, особенно на ранних этапах развития, негативный жизненный опыт не позволяют создать подростках благоприятный семейный образ, который отразил бы психологическое и эмоциональное благополучие. В настоящее время проблематика формирования семейных ценностей подростков очень актуальна, многообразия причин приводят к нарушениям в данной сфере и ведет к искаженным, деформированным семейным установкам и ценностям. Поэтому необходимо составить программу реабилитации подростков, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра, одним из шагов которой, будут мероприятия по интериоризации семейных ценностей воспитанников.
Разделы: Общепедагогические технологии
Конечной целью работы учреждений для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является социальная адаптация воспитанников в современных жизненных условиях, установление их психического равновесия и создание для них устойчивого эмоционального климата. По разработанным программам, высококвалифицированными специалистами осуществляются всесторонняя реабилитация, развитие и воспитание детей, по воле судьбы попавших в учреждение интернатного типа. Но тем не менее. при проведении более глубокого анализа работы, очевидным остаётся тот факт, что проблема сиротства здесь решается частично, поверхностно и практически не даёт желаемых результатов при подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Это говорит о том, что система интернатного сопровождения детей, нуждающихся в государственной защите, устарела. Абсолютно актуальным и предельно понятным стало то, что нужно изменять условия проживания и сопровождения таких детей. Наиболее эффективной является форма семейного воспитания, т.е. помещение ребёнка в приёмную семью, поскольку только семья может оказать на него то влияние, которое не заменят никакие искусственно созданные условия.
Администрация муниципального образования города Мегиона дала возможность нашему учреждению начать осуществление перехода к семейным формам сопровождения детей, для чего и была разработана эта программа. Но поскольку, помещение детей в семейную группу, это пока ещё инновация, и используется в России не во многих регионах, испытываются трудности в отсутствии нормативной базы, необходимой для обеспечения работы в данном направлении. Надеемся на то, что в ближайшее время на федеральном уровне будет разработан и принят ряд документов, обеспечивающий качественный и эффективный переход к воспитанию детей в семейных группах.
1.Паспорт программы:
1. Наименование программы:“Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите”.
2. Основания для разработки программы: изменение специфики работы учреждения в связи с изменением статуса учреждения.
Программа разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ “ Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (с изменениями от 10,25 ноября 2002 года, 10 января 2003 года).
- Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 года № 25 “Об утверждении рекомендаций, об организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (с изменениями от 23 января 2004 года).
- Федеральный Закон от 24 июня 1999 года 120–ФЗ “ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних” (с изменениями от 13 января 2001 года).
- Федеральный Закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ “ О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с изменениями т 8 февраля 1998 года, 7 августа 2000 года).
- Постановление Министерства Труда РФ от 30 января 1997 года №4 “ Об утверждении порядка приёма, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации”
- Конституция РФ.
- Конвенция о правах ребёнка.
3. Заказчик программы: администрация муниципального образования города Мегиона.
4. Основные разработчики программы: заместитель директора по воспитательной работе Ирина Анатольевна Келлер.
5. Цель программы: создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития различных форм их семейного жизнеустройства и проведения комплексных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений.
6. Задачи программы:
- обеспечить детям условия проживания, максимально приближенные к домашним.
- формировать у детей основные понятия об этикете, психологии семейных отношений и семейных ролях, осуществляя таким образом подготовку к будущей семейной жизни;
7. Сроки реализации программы: 2004 – 2009 года.
8. Перечень основных подпрограмм:
- программа коррекционно-логопедического обучения;
- программа психолого-социального становления ребёнка в изменённых социальных условиях посредством коррекции самовосприятия, самоотношения и отношения к окружающим “Самопознание”;
- программа психологической помощи младшим школьникам с эмоциональными нарушениями и отклонениями в поведении;
- программа психологической помощи подросткам с нарушениями эмоциональной сферы и отклонениями в поведении;
- примерная программа коррекционно - развивающих занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими проблемы в обучении, поведении и общении;
- программа психологического обеспечения семейных групп;
- программа профилактики приобщения и зависимости от ПАВ;
- программа тренинга для детей и взрослых, организующих семейную группу;
- программа работы социальных педагогов.
9. Перечень разделов программы:
- Социальная защита и воспитание детей
- Методическая работа.
- Взаимосвязь с учреждениями и предприятиям города.
- Предполагаемый результат.
- Приложения.
10.Исполнитель программы: администрация и педагогический состав МУСО “Наш дом”
11. Источник финансирования программы: бюджет муниципального образования города Мегиона
12.Система организации контроля за исполнением программы:
внутриучрежденческий контроль, контроль со стороны Департамента труда и социальной защиты населения, а также администрации муниципального образования города Мегиона.
13. Предполагаемый результат:
снижение уровня беспризорности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; успешная их социализация и интеграция в общество; полный переход в сопровождении и воспитании таких детей от учреждения интернатного типа к семейным группам.
2.Пояснительная записка:
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Наше учреждение было организовано решением администрации г.Мегиона в 1993 году как учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статус основания – детский дом. 23 марта 2004 года решением Главы муниципального образования детский дом был перепрофилирован в муниципальное учреждение социального обслуживания “Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей” За время существования нашего учреждения через него прошли 109 воспитанников. Из них: 46 выпускников. Шесть воспитанников возвращены к родителям, как временно помещённые; 7 детей возвращены к родителям, восстановленным в родительских правах; 10 – ушли под опеку и 4 воспитанника усыновлены. На 01.08. 2004 года в Центре воспитывается 36 детей в возрасте от 4 до 18 лет. Это дети, оставшиеся без родителей по причине их смерти, болезни, лишения родительских прав, нахождения в местах лишения свободы.
Структура МУСО состоит из управленческого аппарата, отделения социальной реабилитации со стационаром и оказанием социально-правовой помощи, где находятся дети, поступившие в детский дом несколько лет назад и не достигшие совершеннолетия, и семейных групп – открытых сравнительно недавно. . Готовится к открытию группа дневного пребывания для детей, проживающих в биологических семьях, но не имеющих нормальных жизненных условий. Это депривированные дети, страдающие отсутствием заботы, любви, ласки со стороны самых близких и родных людей. В семейных группах проживают дети младшего и среднего возрастов. У нас их две, по 6 воспитанников в каждой. Работают с детьми и одновременно проживают с ними в специально приобретённых муниципальным образованием города домах, семейные пары, прошедшие процедуру отбора в воспитатели семейной группы.
СВЯЗЬ МУСО “НАШ ДОМ” С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ Г. МЕГИОНА (Приложение 1)
В МУСОШ №7 обучается – 9 воспитанников – 25%;
В МОУ СОШ №6 – 6 воспитанников – 16,6%;
В СШ № 8 – 6 воспитанников – 16,6%;
Вечерняя школа- 4 воспитанника – 11%;
Профессиональный лицей- 4 воспитанника – 11%;
Нижневартовский социально-гуманитарный колледж- 1 воспитанник – 2,3%;
Музыкальная школа – 1 воспитанник – 2,3 %;
Учебно-производственный комбинат – 5 воспитанников- 13,8%.
Вышеприведённая информация может быть выражена в диаграмме “Занятость воспитанников в учебных заведениях” (Рисунок 1)
Из 46 выпускников, вышедших из стен нашего учреждения, почти все получили средне-специальное образование, за небольшим исключением. К сожалению, есть воспитанники, которые по определённым причинам не работают и не обучаются после окончания
средней школы (инвалидность, бродяжничество, безработица, УСН). Процент таких детей небольшой. Почти все они состоят на учете в службе занятости и получают пособие по безработице. Данная информация выражена в диаграмме (Рисунок 2)
Сопровождение воспитанников осуществляют 78 работников учреждения, 33 из которых –педагогический состав Центра.
Педагоги учреждения постоянно повышают уровень своей профессиональной компетентности посещая курсы повышения квалификации, обмениваясь опытом работы с учреждениями аналогичного профиля городов Нижневартовск, Лангепас, Мегион и др.
К 2005 году полностью все педагоги учреждения будут иметь профессиональную категорию, с наиболее высоким порядковым номером по сравнению с сегодняшним днём (поданы заявления на аттестацию: на высшую категорию – 3 человека; на первую – 5 человек; на вторую – 3 человека) Уровень профессиональной компетентности педагогов выражен в диаграммах (Рисунок 3 и рисунок 4)
Координатором педагогического процесса является заместитель директора по реабилитационно-воспитательной работе.
В учреждении непосредственно с детьми кроме педагогов-воспитателей и социальных работников работают: педагог-организатор, педагог дополнительного образования, физинструктор, 2 инструктора по труду, логопед, психолог, социальные педагоги, библиотекарь, дежурные по режиму.
Учреждение работает в режиме круглосуточного функционирования, поскольку основной контингент воспитанников проживает здесь постоянно. С 1993 года учреждение строит свою работу по типу семейного проживания разновозрастных групп, в которых объединяются дети по психофизиологической совместимости. Это семейно-воспитательные группы. В настоящее время на территории Центра в отдельных корпусах проживают 3 такие группы, по 7-10 воспитанников в каждой. Условия проживания максимально приближены к домашним.. Организовывают работу с детьми в этих группах 5 воспитателей. В каждой группе созданы условия для социальной адаптации ребёнка в повседневной жизни: есть гостиные, кухни, спальные комнаты, санузлы. Для социальной и психологической реабилитации детей в учреждении имеются: музыкальный зал, библиотека, функционирует досуговый клуб занятий по интересам, работает швейная мастерская и оборудуется столярная мастерская. Закуплено оборудование для открытия физ.кабинета в медицинском блоке.
На сегодняшний день материальная база учреждения способствует развитию воспитательного процесса и реабилитационной работы с детьми группы риска, проживающими как в Центре, так и за его пределами.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Конечной целью учреждений для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является социальная адаптация воспитанников в современных жизненных условиях, установление их психического равновесия и создание для них устойчивого эмоционального климата. По четко разработанным программам осуществляются всесторонняя реабилитация, развитие и воспитание детей, попавших по воле судьбы в учреждение интернатного типа.
С ними работают группы высококвалифицированных специалистов и педагогов, используются всевозможные методы и приёмы работы, разрабатываются и внедряются различные инновации для эффективного достижения поставленных целей и задач. Учреждение, подобное нашему, становится для воспитанников, находящихся в его стенах, основной и единственной моделью социального мира. Но тем не менее, при проведении более глубокого анализа остаётся очевидным тот факт, что проблема сиротства здесь решается частично, поверхностно и, практически, не даёт желаемых результатов при подготовке воспитанников к дальнейшей, самостоятельной жизни.
Отслеживая жизнедеятельность выпускников интернатных учреждений, мы убеждаемся в том, что у наших бывших подопечных
- не сформированы некоторые необходимые жизненно-важные навыки практического и материального порядка;
- есть существенные трудности в общении с окружающими;
- проявляются неумения противостоять асоциальным явлениям;
- имеются затруднения в построении собственной семьи и личной жизни;
- присутствует неумение дифференцировать роли мужа и жены в собственной семье;
- отсутствуют навыки взаимопомощи.
Отмеченные выше недостатки говорят о том, что система интернатного сопровождения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, устарела. Возникла необходимость внесения педагогических корректив в сопровождение детей группы риска.
Конвенция ООН о правах ребёнка декларирует”… ребёнок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения, или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством”. Наиболее эффективной эта помощь будет считаться при помещении ребёнка в приёмную семью.
Семья оказывает то влияние на ребёнка, которое не заменят никакие педагоги, никакие специально искусственно созданные условия.
Абсолютно актуальным и предельно понятным на данном этапе работы нашего учреждения стало то, что необходимо осуществлять плавный переход к системе семейного сопровождения детей, находящихся в Центре. В апреле 2004 года была открыта первая семейная группа для воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста.. Дети в количестве 6 человек воспитываются семейной парой, прошедшей тщательную процедуру отбора в воспитатели, и проживают в отдельном капитальном доме, приобретённом для этой цели муниципальным образованием города Мегиона. Приусадебный участок купленного дома составляет 1572 кв. метра, что дает возможность приобщать детей к сельскохозяйственному труду. За 6 месяцев существования этой семейной группы уже виден колоссальный социальный эффект в личностном становлении каждого ребенка. В сентябре 2004 года открыта вторая группа на тех же условиях
(закуплен еще один дом в том же месте). Здесь проживают воспитанники средней возрастной группы в количестве 7 человек. В перспективе покупка ещё одного дома. Таким образом конечной целью нашего учреждения является помещение воспитанников, находящихся в отделении социальной реабилитации со стационаром (т.е. бывших воспитанников детского дома) в семейные группы.
Семейные группы курируют и сопровождают социальная и психологическая службы
учреждения.
Все приобретённые для наших воспитанников дома расположены в одном месте, рядышком друг с другом. Поэтому созданная маленькая “детская деревенька” позволит детям беспрепятственно общаться, развивать общие интересы, поддерживать дружеские отношения, совместно проводить время при всём при том, что дети будут проживать в разных семьях.
Для достижения выше поставленных целей в МУСО “Наш дом” разработана программа
“ Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите”
3.КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.
23 апреля 2004 года детский дом “Наш дом” приобрёл новый статус муниципального учреждения социального обслуживания и стал “Центром помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей “Наш дом”. Отличительными чертами реорганизации учреждения были преемственность, укрепление позиций специалистов, усиление социальной значимости Центра уже как специализированного учреждения в системе социальной защиты. Потребовали пересмотра программы учреждения. Приоритетным направлением дальнейшей работы стало жизнеобеспечение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, по инновационным методам. Предпочтение было отдано воспитанию в семейных группах, поскольку наравне с огромным социальным эффектом в воспитании детей мы имеем и материальную выгоду. Переход на такую форму работы повлечет за собой изменение штатной структуры учреждения, что значительно сократит расход на одного ребёнка. Кроме детей, находящихся сегодня в Центре, администрация МУСО несёт ответственность и за детей, нуждающихся в государственной защите и проживающих в биологических семьях на территории посёлка Высокий. Специалисты учреждения уже приступили к изучению детей этой категории и в ближайшее время будет составлен банк данных, что значительно облегчит работу в этом направлении. Семейная группа – это одна из форм патронатного воспитания. В основе её деятельности лежит идея разделения ответственности за ребёнка между Администрацией Центра и воспитателями семейной группы. Администрация берёт на себя ответственность за решение социальных проблем, обеспечение потребности в образовании, медицинской и психологической помощи воспитанников. Воспитатели отвечают за жизнь, развитие и воспитание. Воспитателями в обязательном порядке являются семейные пары, работающие в Центре по трудовому договору (контракту). Организация жизнедеятельности детей в семейной группе основывается на совокупности принципов информированности, психологической поддержки, диалогичности в общении и взаимодействии, принципе сочетания свободы и ответственности. Помещение ребёнка в семейную группу – это инновация, как уже говорилось выше. Проблема на сегодняшний день заключается в обеспечении работы по данному направлению нормативной базой. Данный опыт уже используется в России во многих учреждениях для детей- сирот и детей, нуждающихся в государственной защите, но на условиях эксперимента. В своей работе мы широко используем опыт этих учреждений. При открытии семейных групп в МУСО были использованы ключевые и основополагающие моменты международного проекта “ТАСИС”, опыт работы Московского детского дома №19, Лангепаского Реабилитационного Центра. Огромную роль в формировании системы взглядов на новую форму сопровождения детей группы риска сыграли Католиковские чтения, ежегодно проводимые в Москве, а также курсы при Институте по Защите прав человека. Воспитание в семейных группах - наиболее эффективное и перспективное направление в работе с детьми, нуждающимися в помощи. Надеемся на то, что в ближайшее время на федеральном уровне будет разработан и принят ряд документов, позволяющий проводить работу в данном направлении более качественно и целенаправленно
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.
Создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития различных форм их семейного жизнеустройства и проведения комплексных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений
- обеспечить детей питанием, одеждой; создать нормальные условия проживания;
- оказать помощь в решении жилищных, финансовых и других социальных вопросов, касающихся жизнеобеспечения детей;
- создать условия для физического и духовного развития детей, стимулировать позитивные изменения в их личностном развитии;
- создать условия для успешного осуществления процессов самовыражения ребёнка и развития его способностей;
- формировать у детей основные понятия об этикете, психологии семейных отношений и семейных ролях, осуществляя, таким образом, подготовку к будущей семейной жизни;
- развивать у педагогов внутренние позитивные установки к детям группы риска с целью формирования единых подходов к воспитанию;
- осуществить поиск новых способов и приёмов работы по нейтрализации влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и его развитие;
- осуществить в учреждении постепенный переход от интернатных условий к семейным формам сопровождения детей, нуждающихся в государственной защите;
- формировать и закреплять навыки ведения собственного подсобного хозяйства.
Основные формы деятельности учреждения:
Муниципальное учреждение социального обслуживания “ Центр помощи детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей “Наш дом” рассматривает несколько основных форм деятельности:
- ребёнок временно находится в Центре до момента достижения совершеннолетия;
- ребёнок помещается в семейную группу;
- дети, проживающие в биологических семьях и нуждающиеся в государственной защите, временно помещаются в группу дневного пребывания;
- ребёнка оформляют под опеку, на усыновление или возвращают в кровную семью, если появляется такая возможность (при содействии органов опеки и попечительства)
Основные направления программы:
Социальная защита и воспитание детей.
Наиболее эффективной является семейная форма устройства детей, что является конечной целью нашего учреждения. Комплексная реабилитационная работа по каждому направлению реализации программы имеет 5 этапов.
1 ЭТАП . (личностно-ориентированный)
ЦЕЛЬ: первоначальное знакомство с детьми, прибывшими в “Центр помощи” и выбор направления деятельности относительно каждого ребёнка
Длится до полной адаптации прибывших детей в “Центре помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей”
Предполагает:
- создание атмосферы доверия, уважения со стороны педагогов и сотрудников Центра;
- безусловное принятие детей такими, как они есть;
- создание условий для устранения тревожности, озлобленности, недоверия со стороны детей;
- проведение доверительных бесед с целью сближения с детьми;
- стабилизацию эмоционального фона, способствующая полному раскрепощению прибывших детей через общение с воспитанниками Центра;
- установку на сознательное выполнение основных режимных моментов;
2 ЭТАП (основополагающий)
ЦЕЛЬ: формирование знаний и навыков социального взаимодействия и общежития.
Предполагает:
- изучение детьми своих прав и обязанностей;
- четкость, последовательность в работе и требовательность со стороны взрослых;
- закладка основ позитивного мировоззрения воспитанников;
- изучение понятий нравственности, справедливости;
- выработка первоначальных навыков общения с социумом;
- формирование представления о семейных ролях, приобщение к положительным традициям русской семьи, формирование понятия о благополучной семье.
Второй этап может считаться успешно завершённым только пи соблюдении всех условий первого. Это период “ близкого знакомства”, период трудностей, когда взрослый и ребёнок должны найти точки соприкосновения и воздействия друг на друга.
3 ЭТАП (самопознание).
ЦЕЛЬ: формирование навыков самоорганизации, саморегуляции и волевого
преодоления жизненных трудностей.
Предполагает:
- выработку умения самостоятельно принимать решения по любым вопросам;
- совершенствование навыков самообслуживания;
- выработку умения контролировать своё эмоциональное состояние, регулировать психические процессы в рамках возможного;
- познание жизни и самих себя путём участия в различных видах деятельности;
- развитие способности противостоять негативным проявлениям извне;
- формирование основных понятий об этике и психологии семейной жизни;
- погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нём многовариантности подходов к действительности.
Третий этап представляет собой период осознанных действий. Воспитанник берёт на себя все больше и больше самостоятельности.
4 ЭТАП (культурно-развивающий)
ЦЕЛЬ: формирование мотивации достижения и успеха.
Предполагает:
- развитие познавательных, эстетических и творческих способностей;
- создание условий для разнообразной деятельности (клубы, кружки, походы, спорт);
- включение ребёнка в разнообразие культурной жизни общества;
- оказание различных видов и форм поддержки детям в различных социально приемлемых увлечениях.
5 ЭТАП (заключительный)
ЦЕЛЬ: формирование социальной позиции личности, личностного и профессионального самоопределения.
Предполагает:
- ориентацию на закон, гражданские права и личную ответственность;
- выработку умения самостоятельного обеспечения себя за счет своего труда;
- конструктивный стиль общения и правовые формы защиты себя;
- саморуководство, необходимость выбора жизненного пути и персональную ответственность за него;
- оказание помощи в правильном выборе профессии:
- подготовку к будущей семейной жизни.
Это заключительный этап, на котором ребёнок не может получить должного развития, если он не получил его на предыдущих этапах.
Поэтапное осуществление работы с детьми зависит от контингента самих детей.
Дети, находящиеся в отделении социальной реабилитации со стационаром, уже пребывают в учреждении от 3-х до 8 лет (ранее был детский дом). Естественно, что первоначальные этапы они прошли и работу с ними нужно начинать с 4-го, 5-го этапов.
Дети, находящиеся в семейных группах, в зависимости от возраста, проходят все 5 этапов; для ребят, находящихся в группе дневного пребывания достаточно первых 2-х.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ЦЕЛЬ: ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ
В ЦЕНТРЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА, ЗАЩИТА И
ОХРАНА ПРАВ ДЕТЕЙ.
Направление “ Социальная защита и воспитание детей” предполагает развитие личности ребёнка до уровня достаточной адаптированности в социуме при полной защите прав и законных интересов этого ребёнка со стороны учреждения.
Эффективность воспитательной работы определяется чёткостью поставленных целей и задач, умением правильно выбрать методы и приёмы работы с каждым ребёнком, умением осуществлять индивидуальный подход к воспитанию, а также преемственностью в работе всех специалистов учреждения. В целях оказания помощи социально дезадаптированным воспитанникам в учреждении работает гибкая система воспитательной работы, позволяющая детям освоить и приобрести навыки самообслуживания, культуры поведения до полного уровня их сформированности.
Организационно-методическое руководство воспитательной работой в учреждении осуществляется руководителем учреждения, заместителем директора по воспитательно-реабилитационной работе и методистом. Ответственными за качество воспитания детей являются воспитатели групп. В начале учебного года каждый воспитатель составляет свой перспективный план работы по тому направлению деятельности, которое выбрал. А именно, чтобы всесторонне добиться поставленных целей в воспитательном и реабилитационном процессах, работа с детьми ведётся одновременно по таким направлениям: правовое воспитание, развитие социально-бытовых навыков, подготовка воспитанников к семейной жизни, основы безопасности жизнедеятельности и профилактика здорового образа жизни, правила хорошего тона, общение.
Примерная тематика занятий по вышеперечисленным направлениям расписана в Приложении 6 .
Количество занятий по каждому направлению, разнообразие методов и форм работы определяет сам воспитатель (но не более 2-х занятий в неделю по одному направлению)
Тема занятий ежегодно может повторяться, но значительно увеличивается объем информации и расширяется её диапазон в зависимости от этапов реализации программы.
Уровень воспитательной работы на каждом этапе можно проследить в таблице
“Уровень воспитательной работы на каждом этапе” (Приложение 2)
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ:
- Беседа (разговор, обмен мнениями).
- Анкетирование (заполнение опросного листа с целью получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет).
- Тренинг (занятие, упражнение служащие для совершенствования умений и навыков).
- Семейные посиделки (семейный вечер, дружеское собрание с чаепитием и играми)
- Экономические уроки (занятия, обучающие как сэкономить собственный бюджет).
- Моделирование проблемных ситуаций (занятия, предполагающие искусственное создание определённых проблем и пути их решения).
- Погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора (предоставление возможности ребёнку самостоятельно принять решение в определённой ситуации)
- Игра (тот или иной способ развлечения).
- Метод сотворчества (совместная работа над чем-то ребёнка и взрослого)
- Метод психологической адаптации.
- Праздничные массовые мероприятия.
- Вечера тихого чтения.
- Практикумы (практические занятия, проводимые для закрепления изученного материала, темы)
- Метод творческих возможностей. (предоставление ребёнку показать свои возможности и способности)
- Соревнование (форма деятельности, в которой участники стремятся превзойти друг друга).
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Цель: создание условий для успешного укрепления физического и социального здоровья детей. Оказание помощи в получении знаний о своих законных правах и умении защитить себя.
Задачи:
- создать среду для формирования нравственно-правовых знаний и соответствующего социально-нормативного поведения;
- организовать работу по профориентации детей; формировать и закреплять у воспитанников понятия “долг”, “право”, “ обязанность”, “ ответственность”;
- формировать детское правосознание;
- знакомить детей с основами права (семейное, уголовное, гражданское, жилищное, административное)
Ниже предлагается программное содержание деятельности социального педагога (Приложение 3)
ЗАЩИТА И ОХРАНА ПРАВ ДЕТЕЙ.
Цель: обеспечить полную социальную защищённость детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
МУСО “Наш дом” несёт ответственность за:
- восстановление жизненно-важных документов ребёнка;
- контроль поступления денежных средств на счета воспитанников учреждения;
- участие в решении вопросов по предоставлению жилья воспитанникам Центра;
- контроль состояния жилья детей, на которое имеются охранные документы;
- регистрацию детей по месту жительства, контроль своевременного получения паспортов, гражданства;
- оформление пенсий и доплат;
- оформление пенсий по инвалидности;
- ведение наследственных дел с оформлением документов;
- участие в судебных процессах в роли защитника прав ребёнка;
- оформление пакета документов в государственный банк данных о детях, нуждающихся в государственной защите;
- устройство выпускников на учебу и работу;
- оформление исковых заявлений на розыск родителей и удержание алиментов в пользу ребёнка;
- оказание помощи в решении бытовых проблем.
СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Цель: предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений и вредных привычек. Пропаганда здорового образа жизни.
Примерная тематика профилактических бесед (Приложение 4)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Цель: отследить динамику социогенеза личности каждого ребёнка. Определить причины его нарушения.
Подробное описание социально – педагогической диагностики на каждом этапе в Приложении 5
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
- ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ – соответствие педагогического влияния природе ребёнка;
- СОЦИОСООБРАЗНОСТИ – создание или компенсация приемлемых социальных условий для успешного развития и саморазвития ребёнка;
- АМБИВАЛЕНТНОСТИ - организация педагогического влияния, согласованного с изменчивыми средовыми и внутриличностными условиями;
- ПРИНЦИП ЛЮБВИ В ВОСПИТАНИИ – отказ от функциональных педагогических отношений и выстраивание глубинного, ценностного эмоционального взаимодействия;
- ПРИНЦИП ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ – активизация собственных внутренних усилий ребёнка на самосовершенствование, мобилизацию личностных ресурсов;
- СТИМУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УСПЕХОВ В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.