Жили-были мама и папа и были у них сыночек и доченька. Пока папа и мама работали не покладая рук, за детьми присматривала бабушка. Она рассказывала внукам сказки, пекла им пирожки и водила их на музыку. И жили все весело, хорошо и дружно. Знакомая сказка, правда? Настоящая идиллия. Так ли все складно в реальной жизни?
Трудно представить себе жизнь детей без участия в ней бабушек и дедушек. Наверное, во многом это связано с нашими традициями, потому как на Западе бабушки не так уж сильно влияют на воспитание детей. Напротив, современная заграничная бабушка – человек независимый и «отдельный». Выйдя на пенсию, она вместе с дедушкой, конечно, наконец получает шанс реализовать свои мечты и по-настоящему пожить для себя.
Конечно, и у нас случается, что бабушку почти невозможно уговорить посидеть с ребенком, и роль ее в разных семьях неодинаковая, однако чаще всего встречаются бабушки, абсолютно для нашей культуры традиционные...
«Дети до венца, внуки до конца»
Редкая мама долетает до кружков по танцам или спортивной секции. Что уж говорить о папах. В коридорах Дворцов культуры и других детских развлекательно-обучающих заведений ждут детей с занятий в основном бабушки. Так что самой распространенной в нашей повседневной реальности является бабушка самоотверженная и жертвенная. Как только у детей появляются семьи – бабушки уже ждут внуков и, как только эти ожидания оправдываются, они начинают бурную деятельность. И как бы молодые родители без этой деятельности обошлись! Ведь у них ни опыта, ни времени.
Как правило, с появлением ребенка мама оставляет работу, но ненадолго. И как только трудовые будни возобновляются, она, конечно же, предпочитает оставлять малыша с бабушкой, а не отдавать его в ясли или вручать заботам няни. Кто же, если не бабушка, даст ребенку столько заботы, ласки и нежности, кто будет внимательнее ухаживать за ним, предупреждая всевозможные его желания и капризы, кто не пожалеет времени и сил на то, чтобы приготовить его любимые блюда и прочитать любимые книжки? Но, как ни странно, именно с этого момента и начинаются конфликты и недоразумения.
Очень скоро маме начинает казаться, что бабушка «тянет одеяло на себя». Минимум запретов – и ребенок переходит на сторону бабушки! Маме же остается роль жандарма, который в короткие часы после работы пытается восстановить порядок и дисциплину. Правда, все это завтра же утром после ее ухода будет разрушено вновь. Что уж говорить о том, что бабушки гораздо менее строги, чем родители! Порой их воспитание молодые мамы и папы расценивают как антивоспитание! Как одно сплошное баловство, потворство капризам, торможение развития и становления его личности. Разногласия часто перерастают в противостояние, которое лучше всего характеризуется поговоркой «коса нашла на камень».
Благими намерениями...
Ситуации, когда с обеих сторон борьба ведется исключительно из добрых побуждений, – пожалуй, самые сложные. Мотивация и у родителей и у бабушек одна и та же – желание блага для ребенка. Мамы и папы хотят вырастить его умным, воспитанным и целеустремленным, одним словом – успешным. Их воспитательные идеи устремлены вперед, в будущее. К тому же для них ребенок – это еще и арена для удовлетворения амбиций. Очень важно и приятно осознавать, что их драгоценное чадо лучше всех читает, больше всех ест и выше всех прыгает. Бабушки же относятся к внукам гораздо лояльней. Их в большей степени волнуют проблемы сегодняшние. Заботы, настроение и здоровье ребенка сейчас, а не когда-нибудь, когда он вырастет, закончит университет и сделает блестящую карьеру. Для человека с жизненным опытом простые радости, которых не так много в жизни, и беспечность детства, которое никогда не повторится, неизмеримо ценнее любых долгосрочных – пусть и самых благих – целей.
Сталкиваясь в повседневной жизни, эти две модели поведения оказываются почти несовместимыми. Пока ребенок маленький – лет до трех – диалог бабушек с родителями еще складывается. Когда же карапуз становится старше, родители стараются приучить его к самостоятельности. Для бабушки же внук или внучка по-прежнему остаются крохами, которых надо кормить с ложечки, мыть им ручки и усаживать на горшок.
С теми или иными вариациями эта ситуация довольно характерна для тех семей, где бабушка принимает большое участие в воспитании детей. В итоге дети дезориентированы – пока родители на работе, они могут быть настоящими капризными «ляльками», а как только папа и мама переступают порог квартиры, им надо срочно преобразиться в вундеркиндов и акселератов?! Если же бабушка живет отдельно и дети провели у нее выходные, то в воскресенье вечером вместо своих не по возрасту взрослых и самостоятельных крошек вы найдете сорванцов и лентяев, в неограниченных количествах пожирающих сласти, разбрасывающих повсюду фантики, яблочные огрызки, которые собирает и выбрасывает умиленная бабушка... Как быть?
Обратная сторона попустительства
Пока дети малы, они, конечно же, привязаны к балующей их бабушке настолько, что родителям приходится их даже к ней ревновать. Однако, становясь старше, ребенок и сам ощущает необходимость в самостоятельности, у него появляются собственные амбиции, он хочет казаться взрослым. И вот тут-то бабушки, которые приучили внуков ко вседозволенности и всепрощению, рискуют потерять у них авторитет. Или же, что на самом деле гораздо хуже, ребенок может и впрямь «сесть на шею и свесить ножки», не проявляя к ней даже должного уважения. Это прежде всего удар для самих бабушек. Они вложили во внуков столько сил, времени и эмоций, что считают себя вправе ждать от них уважения, благодарности и сочувствия! Но, к сожалению, такую запущенную ситуацию выровнять не так просто. И казалось бы, удивительно, но несмотря на очевидную просчитываемость не самого приятного для бабушек развития событий, они из поколения в поколение продолжают безмерно баловать внуков.
Из чего только сделаны бабушки?
Почему же бабушки так балуют своих внуков? В чем причина их бесконечной преданности и самоотверженности? Как вариант, можно предположить, что они подсознательно сопротивляются взрослению внука. Пожилому человеку, особенно, если он вышел на пенсию и утратил привычный, сложившийся годами уклад жизни, важно не потерять чувство уверенности в себе, необходимости и значимости. Хотя бы для семьи. А как еще проявить себя, если не помогая растить внуков? К сожалению, проблемы со здоровьем у бабушек не редкость, но и это только усиливает их стремление взять на себя как можно больше нагрузки по воспитанию и уходу за малышом. Так они стараются доказать себе и окружающим, что они еще на многое способны. И потом, внуки для бабушек – это действительно отрада жизни, светлый лучик, праздник среди будней, которому не жаль отдать все на свете, чтобы только увидеть солнечную улыбку и услышать звонкий смех.
Мы же не так часто задумываемся о том, как и что чувствуют наши бабушки. Почему их забота иной раз переливается через край?.. Может быть, если бы мы не тратили столько усилий на борьбу со следствием – бабушкиной чрезмерной лояльностью, а попытались бы незаметно воздействовать на причину – бабушкино стремление быть необходимой и приносить пользу, было бы больше толка?
Бабушка, которой нет необходимости доказывать свою необходимость и влияние, которой незачем соревноваться с родителями в том, кто лучше ребенка оденет и накормит, не станет слишком его баловать. Все уравновесится и подросшие дети не станут садиться ей на шею.
Творчество любимчиков
А впрочем, как бы мы ни сопротивлялись бабушкиным принципам воспитания, именно они, как gоказалось, дают возможность развиться творческим способностям наших детей гораздо лучше, чем любые разумные и правильные родительские теории. Та вседозволенность, которая нам кажется вредной и расслабляющей, создает благоприятную среду для совершенно нестандартных идей и начинаний. Человек, привыкший к свободе действий, будет свободен и в мыслях, и в творчестве. Сотрудник Института психологии РАН Татьяна Тихомирова провела серию экспериментов в обычной начальной школе, которые полностью подтвердили, что у бабушкиных любимчиков творческое мышление развито гораздо лучше, чем у их сверстников, которые по тем или иным причинам лишены бабушкиной ласки. Даже пресловутый IQ у них оказался значительно выше. Дети, которых балуют наши мамы и папы, напрочь лишены стереотипов мышления. Например, дорисовывая по просьбе исследователя картинку, в которой заложен уже очевидный вариант завершения, они придумывают самые фантастические сюжеты. А дети, которых воспитывают только мама с папой, закончили рисунок совершенно стандартно. «Родители выражают через детей свои нереализованные мечты и желания. А бабушки внимательно прислушиваются к желаниям и мечтам самого ребенка», – говорит Татьяна Тихомирова. Дело тут, наверное, не столько в том, есть у ребенка тесный контакт с бабушкой или нет, сколько в том, что творчески развитым растет тот малыш, у которого близкие люди поддерживают склонность к смелым нестандартным решениям. В общем, это нам, родители, на заметку!
Назад, в детство
– Баба, я так соскучилась по тебе, – говорит моя пятилетняя дочь бабушке по телефону. Они увидятся через пару дней, в выходные. И пока я буду тратить свой уик-энд на скопившиеся за неделю взрослые домашние дела, дочь в полной мере сможет насладиться своим детством – у бабушки. Наконец-то они поиграют в свои заветные секретные игры, расскажут друг другу истории и сны, погуляют в парке, где можно будет делать что угодно. Наконец-то можно будет валяться утром в постели сколько захочется, разбрасывать игрушки и крошить на мелкие кусочки цветную бумагу по всей квартире. Можно будет рисовать красками, сидя за кухонным столом, глядя, как тут же рядом бабушка белыми от муки руками лепит пирожки, смотреть мультики хоть полдня и даже не доесть за обедом суп! А вечером, сладко засыпая, слушать сказки. Сказки, которые можно услышать только в детстве. Бабушкины сказки. Сказки со счастливым концом.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
воспитание семейный поколение
От типа семейного воспитания и превалирующего в данной семье вида родительского авторитета во многом зависит такой важный аспект семейного воспитания, как качество взаимоотношений, определяющих преемственность поколений в семье. Давно ушли в прошлое большие патриархальные семьи, возглавляемые старейшинами рода. От них зависела жизнь семьи, они правили, решали, наказывали и поощряли. Каждый член этого родового сообщества мог быть спокоен за свое будущее. Молодые пары рожали детей, которых обихаживали и воспитывали представители старшего поколения. А те, в свою очередь, могли не беспокоиться о своей старости, поскольку жили в большой семье с несколькими родовыми ветвями. Немощные старики находились под надзором выросших внуков. Не беремся обсуждать, хорошо это или плохо. Ясно одно: современная семья тяготеет к отделению от родителей и созданию своей автономной территории. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. М.: Просвещение, 1997.
Но поколения были, есть и будут в семейной биографии, и вопрос о взаимоотношениях в этой сложной структуре актуален по сей день. Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? На наш взгляд, огромная. Причем абсолютно независимо оттого, живут все вместе, одной семьей, или порознь. Здесь играют роль совсем другие аспекты.
Цель данной работы: раскрыть роль бабушек и дедушек в семейном воспитании
Объект данного теоретического исследования - влияние бабушек и дедушек на семейное воспитание
Предмет - роль этого влияния на ребёнка и внутрисемейные отношения в целом
воспитание семейный бабушкиный
1. Взаимоотношения поколений. Проблема отцов и детей
Старшее поколение -- носители и хранители семейных ценностей и традиций. Их отношение к ребенку абсолютно иное, нежели матери и отца. Этому способствует некая психологическая свобода, которой обладает старшее поколение. Ведь они занимались воспитанием своих детей в трудное время, поскольку приходилось разрываться между работой, домом и увлечениями молодости. Не всегда получая помощь от своих родителей, многие из них говорили: «Вот уж своим детям мы поможем с воспитанием их детей!» А опыт выращивания своих собственных детей дает им основания думать, что они лучше знают, как именно надо относиться к маленькому внуку или внучке.
Попробуем проследить роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Здесь важен, прежде всего, акцент, который возникает в семье, когда в ней рождается третье поколение. Ученые подметили, что конфликт, возникающий в семьях, где есть старшее поколение, затрагивает не бабушек и внуков. Он локализуется между старыми и молодыми родителями. В основе его лежат разные мотивы. Это может быть несогласие с педагогикой родителей, как со стороны старшего поколения, так и со стороны среднего. Это может быть элементарная ревность. Представители поколений соревнуются в любви к ребенку. Часто молодые родители ревнуют своего ребенка к своим родителям. Многие мамы, обсуждая эти взаимоотношения, жалуются, что ребенок, как им кажется, больше любит бабушку. Это выражается в том, что как только она приезжает в гости, внук или внучка не отходят от нее, ластятся к ней, весь день стараются провести с бабушкой или дедушкой или с ними обоими.
Как нам кажется, эти рассуждения, как и иные, касающиеся сферы воспитания, необходимо развернуть именно в сторону ребенка. Давайте попробуем понять его. Понять мотивы его поступков, истоки его отношения к миру. Маме в этом случае необходимо проанализировать свое отношение к ребенку. Задать себе главный родительский вопрос: «Все ли я сделала, чтобы ребенку было в доме комфортно?» И речь в данном случае идет не о том, что ребенок одет и накормлен. Главное не в этом. Главное -- понимание ребенка, принятие его тайн и детских озабоченностей.
Ребенок на интуитивном уровне понимает, что наличие бабушки в доме предопределяет гармонию отношений членов семьи. Почему приход бабушки вызывает бурные эмоции ребенка? Да потому, что у родителей для него лишь суббота или воскресенье. А бабушке все интересно в своей внучке или внуке. Она в силу мудрости и прожитых лет обладает большим спокойствием и терпением. Это позволяет выслушать ребенка, обсудить с ним его проблемы, обнять, приласкать, накормить вкусным пирожком и повести, наконец, в зоопарк.
Не хочется быть несправедливым по отношению к молодым родителям. Конечно, им, опять же в силу отсутствия той же мудрости и терпения, хочется сделать все быстро. Все успеть. Безусловно, они любят своего ребенка, но быстрый темп жизни как скорый поезд проносит их мимо его печалей и забот. К тому же не следует забывать одной важной вещи. Это для детей все бабушки и дедушки -- родные люди. Для молодой же семьи они приходятся свекром и свекровью или тещей и тестем. А это уже абсолютно иной уровень взаимоотношений. И человеческие страсти раздирают эти пары на части. Невестки обвиняют свекровей в том, что они настраивают детей против них, подрывают родительский авторитет. Свекрови же обижаются на то, что им не доверяют ребенка, что не учитывают их житейский опыт. Зачастую в основе этих конфликтов лежит элементарная ревность. К кому? Да к кому угодно -- к сыну, внуку, внучке, дочке, мужу. В таком случае ребенок нередко становится «членом военного союза» то одного рода, то другого. Известно, что на отношение бабушек и дедушек к своим внукам влияет ментальность того народа, того государства, в котором они выросли и в котором живут. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Просвещение, 2008
Европейцы и американцы, как правило, стараются не вмешиваться в процесс воспитания, предоставляя эту привилегию и ответственность молодым родителям. Тем более, что молодые уже достаточно длительный срок живут, как правило, вдали от своих родителей, «своим домом». Русская же ментальность абсолютно иная. Нередко у нас бабушка и дедушка поучают и заботятся не только о внуках и внучках, но и о сыновьях и дочках. Хотя, по сути, им, сорокалетним, наверное, хотелось бы почувствовать свободу. Во многом такие отношения определяет совместное проживание, в силу отсутствия средств на отдельную квартиру для молодой семьи. Но даже если бабушка живет отдельно, она частенько старается контролировать действия молодой семьи. Под этот контроль, конечно, попадает и такой важный аспект в жизни молодой семьи, как воспитание ребенка. А с другой стороны, молодые родители зачастую и рады «подкинуть» свое чадо в знакомые теплые объятья. Почему нет? Ведь это родные бабушка и дедушка. Они любят нас и наших детей и, соответственно, практически обязаны заботиться о своих внуках. Такие неоднозначные взаимоотношения в семьях, где живет несколько поколений, нередки.
Конечно, лучший вариант -- жить отдельно от родителей и встречаться с ними в дни праздников, календарных и семейных. При этом абсолютно не важно, вместе или раздельно живут эти три поколения. Отдельное проживание бабушек и дедушек отнюдь не уменьшает к ним любовь внуков при правильном воспитании со стороны родителей.
2. Особенности «бабушкиного» воспитания
Однако помогать родителям в воспитании внуков и воспитывать их самостоятельно - далеко не одно и то же. Как же меняется психология ребенка, а также бабушки с дедушкой, на плечи которых ложится полная ответственность за воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка? С позиции ребенка бабушка и дедушка воспринимаются как родители. Трудно определить возраст, с которого замещение родителей станет менее болезненным. Отношение и характер ребенка будут складываться из того, насколько старшее поколение готово к такому замещению. Все зависит от них самих. Если воспринимают ребенка как огромную ответственность - такое отношение может навредить. Ответственность должна быть такой же, как и у любого родителя. Каждый из нас несет ответственность за своих детей, но при этом не забывает и о своей личной жизни, личных интересах. Также должны вести себя и вторые родители: не тотальный контроль и желание сделать из ребенка человека, а любовь, забота и возможность для ребенка просто жить.
За годы работы в школе приходилось работать не только с родителями, но и с бабушками и дедушками. И конечно, отношение к воспитанию детей у всех разное. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос.2011.
Условно бабушек и дедушек можно разделить на пять типов.
“Тиран” - это авторитет, который заявляет безапелляционно: делай то, что я говорю, потому что я лучше знаю. Многие родители не хотят общаться с такими дедушками и бабушками и ограждают от них детей, поскольку такой натиск очень трудно выдержать. Тирания воспитывает в ребенке чрезмерное послушание и зависимость.
“Компьютер”- человек, который постоянно поучает, дает оценку всему. С таким человеком трудно общаться, особенно ребенку. Этот тип бабушки довлеет, напрягает, не исполняя прямой обязанности - учить быть компромиссным.
“Мученик” - это альтруист, для которого важнее всего служить ближнему. “Не обращайте на меня внимание, главное, чтобы у вас было все хорошо”- часто говорят такие бабушки и дедушки. У таких людей соответствующее поведение и с внуками, что имеет последствия в виде избалованности ребенка, которому позволяется все на свете.
“Приятель” - это человек, который потворствует в играх и шалостях, не признает никакой ответственности. “Я ничего не мог поделать. Это у вас такой ребенок”, - оправдываются такие дедушки и бабушки, когда родители обвиняют их в том, что не смотрели за ребенком, который “ходил на голове”. “Приятелям” скоро надоедают шалости растущего ребенка, а найти им альтернативу они не могут.
“Руководитель и проводник” - человек разумный, который знает все подводные камни, поэтому смело ведет ребенка по дороге жизни. Но в определенный момент, когда почувствует, что ребенок может сделать что-то сам, уйдет в сторону и даст возможность проявить себя. Человек мудро и здраво умеет балансировать методами воспитания, гармонизируя отношения с ребенком. Иначе говоря, такой человек остается гибким, что позволяет и внуку быть разным, тренироваться, пробуя себя в разных ролях. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004
Наверное, большинство мам и пап задавались вопросом: “А можно ли доверять стареющим родителям воспитание детей, не испортят ли они ребенка?”. Считаю, что нет проблемы отцов и детей, есть недостаток культуры общения в семье, неумение и нежелание понимать другого. Дело не в установках или шаблонах, что бабушки портят и балуют, а в умении услышать и принять друг друга. Для дедушек и бабушек - это умение принять своих детей и внуков и не реализовывать в них своих ожиданий. Для мам и пап - умение быть снисходительными и толерантными (терпимыми) по отношению к старости. Поэтому вопрос воспитания бабушками связан, прежде всего, с психологией старости - насколько человек стареет и как меняется его внутренний мир.
Вот три самые распространенные ситуации.
1. Бабушка занимается собой и не принимает участия в воспитании внуков. Когда дети просят посидеть с внуком хотя бы часок, у бабушки находятся неотложные дела. Возможно, что в свое время этой бабушке ее родители тоже не помогали в воспитании детей, поэтому она платит своим детям той же монетой. Но надо помнить, что такой порядок в семейной системе - это не навсегда и не на все поколения. Насколько родители сумеют сказать бабушке, что она им нужна, что она - неотъемлемая часть семьи, настолько у нее появится желание принимать участие в воспитании внуков, понимание того, что внуки- радость, а не повод для очередной ссоры.
2. Бабушка и дедушка - зло. Нередко встречаются семьи, в которых дети отстраняются от родителей, потому что в свое время натерпелись от них горя. Они уверены, что общение с бабушкой-выпивохой и дедушкой-тираном ничего хорошего ребенку не принесет. Как же поступить? Можно оградиться от частого общения с такой бабушкой, но уважение и умение принять ее со всеми слабостями и недостатками должно быть сформировано. Нужно сказать себе: “Да, мне как маме, это не нравится, но бабушка - часть моей личной истории, отвергая ее - мы отвергаем самих себя”. Прятать ребенка от родителей мужа и от него самого свойственно также разведенным женщинам. Таким методом они добиваются лишь того, что формируют у ребенка комплекс страуса, который прячет голову в трудной ситуации. Выход из конфликтной ситуации может быть разным: уступить, пойти на компромисс или сотрудничество, убежать от конфликта.
3. Бывает, что бабушки-дедушки пытаются заменить живых родителей. Не сложилась у дочери семейная жизнь с отцом ребенка, а тут подвернулся хороший человек. Бабушка предлагает: давай я заберу ребенка, а ты строй свою жизнь и не волнуйся. Тем самым бабушка перекладывает ответственность за воспитание ребенка на себя. Это ошибочная установка - у каждого должна быть своя ответственность.
3. Семейные ценности. Воспитательная роль бабушек и дедушек
Итак, самое главное - правильно построить взаимодействие между поколениями. Наличие в семье традиций, на которых выросло среднее поколение, лучше любых силовых желаний родителей «привяжет» к родительскому дому, к родительской пристани.
Семейные традиции -- это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи -- все это и создает аромат семьи, который выросшие дети уносят с собой, и он греет им сердце вдали от родного дома. В качестве традиций могут выступать обыденные, простые вещи -- воскресные чаепития у одной или другой мамы, празднование дней рождения членов семьи, с подготовкой представлений или украшений для дома. Когда за одним столом собирается несколько поколений семьи, дети четко понимают и усваивают семейные ценности.
Традиции -- лучший воспитатель ребенка. Поскольку они дают самое главное ребенку -- уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях, соберется, и будут все вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни.
Создание семейных традиций -- это работа. Их не надо много. Несколько самых интересных традиций можно смело ввести в повседневность вашей семьи. Ведь от этого во многом зависит отношение детей к своим родителям в будущем. Преемственность поколений -- это такая гарантия, что в минуты, когда родители будут нуждаться в помощи своих детей, они ее получат. «Возврат» родительских вложений обеспечивается не только созданием и поддержанием семейных традиций. Если в семье царит дух взаимоуважения, если взрослые почитают своих родителей и формируют у ребенка уважение к дедушкам и бабушкам, то более надежное «вложение» чувств трудно себе представить. Ну, а если ребенок растет в атмосфере неуважения к старшему поколению, то пусть родители себя не утешают тем, что уж к ним-то их кровиночка будет относиться иначе. Они, дескать, заслужили хорошее отношение. Здесь работает «закон обратной отдачи». Что вложил, то и получил!
В завершение разговора о воспитательной роли бабушек и дедушек, хочется еще раз отметить те позитивные действия по отношению к ним, которые могут демонстрировать представители среднего поколения -- мамы и папы. Они влияют на становление ребенка, поскольку позиция родителей по отношению к своим родителям формирует основной психологический скелет. Это сотрудничество, сотворчество в воспитании всех членов семьи. Взаимопонимание, взаимоподдержка, сформированные у ребенка с малых лет, безусловно, скажутся на качестве его взаимоотношений не только со старшим поколением, но и со сверстниками в дальнейшем. Толерантность по отношению к родителям мужа или жены тоже будет присутствовать. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос.2011.
Нельзя забывать о том, что ребенок не понимает сложностей семейных родовых взаимоотношений. Необходимо помнить о различиях в мировоззрении и психологической реакции на реалии современной жизни, которые демонстрирует старшее поколение, и относиться к этому уважительно и с пониманием.
Не секрет, что многие бабушки и дедушки балуют внуков, позволяют им гораздо больше, чем родители. Они не всегда демонстрируют высокие результаты воспитания. Но это члены семейного клана! И, соответственно, необходимо научиться спокойно решать возникающие конфликтные ситуации. Тем более что окриком, руганью или ворчанием ничего не изменить. Необходимо научиться культивировать в семье теплые отношения взаимной поддержки и заботы. Для этого надо сосредотачивать родительское внимание на желательном поведении ребенка. С бабушками и дедушками можно договориться, если, на взгляд родителей, те слишком вторгаются в автономию воспитания. В конце концов, это дети родителей, а не старшего поколения. Для них они -- внуки, а это уже «второй ряд». А старшему поколению тоже необходимо толерантно относиться к требованиям родителей, касающихся воспитания их детей! Главное в семейном воспитании -- это единство требований всех членов семьи. Требования должны быть разумными и отражать условия жизнедеятельности всей семьи, во всех ее поколениях. И молодой паре, и пожилым необходимо добиваться выполнения предъявляемых к ребенку требований, не покушаясь при этом на его честь и достоинство. Такая гармония пойдет ребенку только на пользу. Он научится любить и своих родителей, и своих бабушек и дедушек, и просто окружающих его людей. Такая любовь поможет ребенку адаптироваться в мире и сделает его жизнь вне семейного очага счастливой и достойной.
Заключение
Когда мы говорим о воспитании детей, то главную роль, естественно, отводим родителям - мамам и папам. Но ведь немаловажную роль в становлении и развитии личности играют и другие близкие родственники - бабушки и дедушки. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей существенно. Прежде всего, это помощь, которую оказывают бабушки и дедушки, забота о них, пока родители на работе; ухаживают за ними во время болезни. Тем самым в большой степени помогают снять напряжение и перегрузки родителей.
В наше время очень много семей, в которых оставшихся без попечения родителей детей воспитывают дедушки и бабушки, семей, где бабушки берут на себя воспитание внуков, когда родители работают с утра и до позднего вечера. Как же влияют наши родители на наших детей?
Многие мамы и папы считают, что наши родители не способны воспитывать внуков, что они только портят ребенка, позволяя ему вольности. По моему мнению, это стереотип, имеющий мало общего с действительностью. Ведь не случайно в народе говорят, что человек становится настоящим родителем только с появлением внуков. На фоне мудрости, житейского опыта, которые появляются с годами, мы начинаем принимать ребенка безусловно, не пытаясь реализовать через него свое понимание, каким должен быть сын или дочь. Чаще всего именно бабушки и дедушки дают уверенность в себе, адекватное принятие жизни.
Воспитание - это метод проб и ошибок, но в первую очередь - это знания, а также умение применить эти знания на практике. Не нужно специально воспитывать, нужно помогать расти и развиваться нашим детям. И получится самый удачный результат, если царит уважение, доверие, понимание двух поколений - старшего и младшего.
Список литературы
1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. М.: Просвещение, 1997.
2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Просвещение, 2008
3. Макаренко А.С. О воспитании - М.; Политиздат, 1990.
4. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М.: Издательский Дом «Моосфера», 2009
5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос.2011.
6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004
7. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. -- С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 2005.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Воспитательное воздействие семьи на ребенка. Воспитательные методы и приемы, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Роль наказаний в воспитании. Отношения между братьями и сестрами. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей.
реферат , добавлен 18.05.2010
Главный смысл семейной жизни - воспитание детей. Необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности. Семейная среда - первая культурная ниша для ребенка. Тактические линии в воспитании.
курсовая работа , добавлен 13.02.2012
Понятие "толерантность" в философском контексте. Формирование толерантности как педагогическая проблема. Специфика старшего дошкольного возраста. Организация педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию толерантности.
курсовая работа , добавлен 18.02.2011
Исторический опыт связи поколений, роли мужчины в быту и процессах воспитания. Методики диагностирования внутрисемейных отношений в условиях ГОУ для детей сирот и оставшихся без попечения родителей. Представления детей о семье, роли отца в их воспитании.
курсовая работа , добавлен 12.04.2012
Роль сторон, участвующих в воспитании подрастающего поколения согласно "Конвенции ООН о правах ребенка". Проблема формирования ценностно-смысловой компетентности детей. Значение семейных и школьных праздников в реализации творческого потенциала учеников.
реферат , добавлен 04.11.2010
Воспитание толерантности в современных концепциях воспитания ребенка. Нарушения речевой деятельности при общем недоразвитием речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста. Методы и условия воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.
дипломная работа , добавлен 07.04.2013
Воспитание культуры толерантности у детей младшего возраста. Формирование навыков толерантных отношений. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей. Принцип взаимозависимости и приобщение к культуре мира.
методичка , добавлен 19.12.2009
Анализ педагогических условий как одного из компонентов педагогической системы. Реализация духовно-нравственного развития и воспитания учеников. Способы формирования толерантности, терпимости и уважения первоклассников друг к другу, цели их воспитания.
доклад , добавлен 17.01.2015
Роль телевидения в воспитании дошкольника. Уровни родительского вмешательства в просмотр телепрограмм детьми. Роль домашнего компьютера в воспитании дошкольника. Звуковые средства в семейном воспитании. Веселые уроки для самых маленьких, азбука и счет.
реферат , добавлен 17.02.2010
Развитие и специфика теории семейного воспитания. Исследование П.Ф. Каптерева о содержании, формах и методах воспитания детей в семье. Характеристика и особенности принципов семейного воспитания. Создание первой энциклопедии по семейному воспитанию.
- Контрольная
работа
- по
курсу «Основы семейной
педагогики»
- на
тему:
- Роль
бабушек и дедушек
в воспитании современных
внуков
- Выполнила:
Рудинская Е.Д.
- Группа - 53
- Проверила
– Бодрова Е.В.
- Дата
- Оценка
- Подпись
- Санкт-Петербург
- 2012
г.
- Содержание
2. Участие бабушек и дедушек в воспитании детей в современной семье 5
3. Значение бабушек и дедушек в формировании представлений
о связи поколений 12
Список литературы 13
1.
К.Д. Ушинский о
роли бабушек и
дедушек в воспитании
внуков
Семья
-это не только родители и дети. Большую
или меньшую роль в ней часто
играют бабушки и дедушки, а иногда
и другие родственники. Независимо
от того, живут они вместе с семьей или
нет, их влияние на детей нельзя упускать
из виду.
К.Д.Ушинский
назвал бабушек и дедушек, вообще
пожилых людей, инстинктивно понимающих
и знающих по опыту тонкости воспитания,
«природными русскими
педагогами».
Как пишет известный современный
психолог А.В.Петровский, «бабушки и дедушки,
прабабушки и прадедушки, внуки и правнуки
-это исключительный атрибут человеческой
семьи, животные его лишены полностью».
Видимо, это и делает человеческую семью
по сути своей бессмертной: она возрождается
во внуках снова и снова, сохраняя некоторые
физические признаки, духовные особенности
своих далеких прародителей.
Бабушка
и дедушка (прародители) после родителей
- это самые родные для ребенка
люди. Их отношения к внукам имеют
эмоциональную основу, лишены расчета
и рассудочного начала, подлинно бескорыстные.
В
русском быту бабушка и дедушка
занимали положение "старших родителей".
В большинстве семей они пользовались
уважением, к их мнению прислушивались,
считали, что они, несмотря на физическую
слабость, являются хорошими помощниками.
"Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога
молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь,
добро стережешь", - говорит русская
пословица. У русских старики жили обычно
в семье младшего сына, помогая по мере
сил по хозяйству, и присматривая за детьми.
Бабушка начинала заботиться о ребенке
сразу же после его рождения, особенно
если в семье имелось много детей, а мать
постоянно была занята работой. Она нянчила
младенца: пеленала его, укачивала, пела
колыбельные песни, играла, напевая потягушки,
пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка
присматривала за подросшими внуками,
следила, чтобы они были накормлены, одеты,
здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала
им сказки, обучала девочек прясть, вышивать,
вязать, играть в куклы.
Дед
маленькими детьми занимался редко. Обычно
его роль заключалась в изготовлении игрушек:
лошадок, тележек, топориков, кукольной
посуды.
По
мере взросления детей на бабушку
и дедушку возлагалась обязанность
приобщения их к духовному миру взрослых.
Старики в традиционном обществе были
главными хранителями информации о прошлом,
носителями знаний и опыта. Считалось,
что они обладают мудростью, прозорливостью,
чувством справедливости и способностью
направить развитие детей в нужном семье
и обществу направлении. Бабушки и дедушки
передавали внукам свои знания прошлого,
мифы, предания, легенды, сказки, созданные
многими поколениями предков.
Бабушки
и дедушки
были первыми людьми, которые
учили детей молитвам, ходили с ними по
воскресениям и праздникам в церковь,
читали им, если были грамотны, евангелие,
жития святых, рассказывали о чудесах,
которые совершали святые угодники, обучали
духовным стихам, церковному пению, чтению
по псалтири. Одновременно с этим шла передача
и древних верований, истоки которых были
еще в языческой Руси. Они пересказывали
своим внукам мифы о сотворении мира и
человека, о матери-сырой земле, непобедимом
солнце, звездах и месяце, о нечистой -неведомой
силе, готовой испортить человеку жизнь.
Бабушки и дедушки обучали внуков разным
магическим приемам, позволяющим защититься
от лешего в лесу, водяного в озере, от
дьявола, бесов и колдунов.
Отношения
бабушек-дедушек
с маленькими и большими
внуками были близкими и теплыми. В то
время как родители проявляли к детям
строгость, старались им "не давать
много воли", наказывали детей за провинности,
бабушки-дедушки обычно были ласковы и
заботливы по отношению к внукам, закрывали
глаза на их шалости и проказы, прощали
мелкие проступки, утешали в горестях.
В дальнейшем даже взрослые внуки видели
в бабушке или дедушке поверенных своих
тайн и утешителей.
2.
Участие бабушек
и дедушек в
воспитании детей
в современной семье
Современная
семья меняется: все меньше и меньше
семей, где бабушки и дедушки
живут под одной крышей со своими
взрослыми детьми и их потомством.
Поэтому они редко систематически участвуют
в воспитании внуков. Как ни печально,
но это ведет к ослаблению эмоциональных
родственных связей между поколениями,
что обедняет воспитание детей. Это усугубляется
иногда тем, что не совсем гладко складываются
отношения между взрослыми поколениями
семьи: свекровью и невесткой, тещей и
зятем и пр., что осложняет жизнь детей,
которые не в состоянии понять, почему
самые близкие для них люди не ладят (а
иногда и враждуют). Видимо, бабушки и дедушки
должны проявлять мудрость в отношениях
со взрослыми детьми, а они, в свою очередь,
быть терпимее, заботливее к своим родителям.
Мир и хорошие взаимоотношения в семье
- наиболее живительная почва для развития
личности ребенка. Старшим поколениям
(прародителям и родителям) в семье надо
сделать все возможное, чтобы дети объединяли,
а не разъединяли.
Конечно,
бабушки и дедушки бывают разные,
но как счастливы внуки, когда
рядом с ними люди, для которых
они - безмерная и безграничная радость!
Вряд ли жизнь представит на склоне
лет более яркие переживания, чем эта последняя
любовь - внуки. К ним отношение несколько
иное, чем к детям. Смысл этого отношения
удивительно тонко «схвачен» пословицей
«Дети до венца, а внуки до конца». С детьми
всегда подспудно присутствовала мысль:
вырастут и уйдут, у них впереди своя жизнь.
С внуками иная психологическая ситуация:
они - на всю оставшуюся жизнь. Бабушки
и дедушки осознанно и неосознанно не
задумываются над тем, увидят ли внуков
взрослыми: кто знает, кому сколько отведено
прожить! Поэтому так естественно думать
о настоящем внуков (с детьми многое делалось
во имя будущего), дать им радость сейчас,
сию минуту. Отсюда и то, что часто называется
баловством. Хотя на самом деле это скорее
заинтересованность жизнью внуков, стремление
сделать их счастливыми сегодня, а не время
спустя. «Любая тенденция избаловать ребенка
окупается любовью, сказками и воспоминаниями,
другими способами стимулировать и разнообразить
жизнь малыша» - такова точка зрения о
бабушках и дедушках, высказанная Масару
Ибуки, автором концепции воспитания и
обучения детей раннего возраста.
Бабушки
и дедушки эмоционально связаны
с внуками, способны откликаться
на бесконечные детские просьбы
и вопросы, к которым так некогда
прислушаться вечно куда-то спешащим
и занятым личными проблемами
родителям. Бабушки и дедушки, как правило,
мудрее, великодушнее, чем родители. У
них, даже если они еще работают, находится
время и, главное, желание выслушать ребенка,
вникнуть в его переживания, разделить
его радости и беды, дать добрый совет.
Нежность и доброта бабушки и дедушки
уравновешивают возможную строгость родителей.
Частенько старшему поколению приходится
выступать в роли адвоката малыша, приводя
его родителям множество «смягчающих
вину обстоятельств». Обычно это удается,
потому что бабушки и дедушки лучше вникают
во внутреннее состояние ребенка. Интересно,
что и восприятие ребенка бабушкой (дедушкой)
и родителями несколько отличается, главным
образом тем, что у старшего поколения
глаз оказывается «добрее», чем у их взрослых
детей. В педагогическом исследовании
Х.А.Тагировой бабушкам (дедушкам), папе
и маме предложили составить мини-портрет
ребенка. Бабушки были ориентированы на
«хорошее» в ребенке, тогда как папа и
мама - на недостатки. Одно и то же событие
(мальчик разбил чашку, убирая посуду после
семейного завтрака) интерпретировалось
по-разному - бабушка: «Сашенька всегда
старается помочь», папа: «Неловкий, неуклюжий,
из рук все валится».
Прежде
всего следует сказать о помощи,
которую оказывают сегодня бабушки
и дедушки в уходе за детьми.
Они заботятся о них, пока родители на
работе, ухаживают за ними во время болезней,
сидят с ними, когда родители по вечерам
уходят в кино, театр или в гости, тем самым
в какой-то мере облегчая родителям их
труд, помогая им снять напряжение и перегрузки.
Бабушки и дедушки расширяют социальный
кругозор ребенка, который благодаря им
выходит из тесных семейных рамок и приобретает
непосредственный опыт общения со старшими
людьми.
Дедушки
и бабушки всегда отличались способностью
дать детям какую-то долю своего эмоционального
богатства, чего не успевают иногда сделать
родители ребенка или из-за недостатка
времени, или из-за своей незрелости. Говорят,
что между старыми людьми и детьми существует
какая-то "мистическая связь": сказка,
которую рассказывает дедушка, намного
интереснее, чем та же самая, рассказанная
отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни
ребенка и потому такое важное место, что
они ничего не требуют от него, не наказывают
его и не бранят, но постоянно делятся
с ним своим душевным богатством. Следовательно,
роль их в воспитании малыша бесспорно
важна и довольно значительна. Однако
не всегда она положительна.
Нередко
многие бабушки и дедушки портят
детей излишней снисходительностью,
чрезмерным вниманием, тем, что исполняют
каждое желание ребенка, задаривают
его подарками и чуть ли не покупают его
любовь, перетягивая на свою сторону. В
отношениях бабушек и дедушек со своими
внуками есть и другие "подводные рифы".
Дело в том, что они подрывают авторитет
родителей, когда разрешают ребенку делать
то, что они запретили. Случается, что бабушки
берут на себя роль матери, заслоняя собой
настоящую мать ребенка. Иногда бабушки
и дедушки требуют, чтобы все с ними делились,
хотят быть в курсе всех семейных дел,
все решать сами, во все вмешиваются и
т.п. Главная трудность здесь в том, что
они оказывают иногда решающее воздействие
на ребенка, однако ответственности за
него уже не несут, и когда в воспитании
что-то идет не так, они обвиняют в этом
родителей.
Личные
отношения прародителей (бабушек/дедушек)
и их детей и
внуков.
Воздействие
бабушек и дедушек на младших
членов семьи, их вклад в воспитательный
потенциал семьи трудно оценить
однозначно. Сложные и противоречивые
отношения связывают подчас родителей
и их взрослых детей и внуков.
Психологический климат в семье
и характер влияния на ребенка зависят
от качества этих взаимоотношений. Так,
например, одностороннее доминирование
в семье матери, а тем более бабушки по
материнской линии выступает как фактор,
увеличивающий вероятность невротических
нарушений у детей.
Приобретение
новой внутрисемейной роли (роли бабушки
или дедушки) сопровождается существенной
перестройкой сложившейся иерархии отношений,
поиском гармонии возникшей социальной
роли и уже имеющихся ролей (у женщин -
роли жены, мамы, свекрови или тещи), которые
часто противоречат друг другу: Освоение
прародительского статуса требует выработки
новой внутренней личностной позиции.
Оптимальная
готовность бабушек и дедушек
состоит в осознании своей
собственной особой роли. Прародители
понимают ценность внуков, появление которых
означает новый этап их жизненного пути,
повышает общественный престиж, удлиняет
жизненную перспективу, создает новые
источники удовлетворенности жизнью.
Наряду с оказанием некоторой помощи -
бытовой, материальной, бабушки и дедушки
выступают в роли связующего звена между
прошлым и настоящим семьи, передают традиции
и проверенные ценности, окружают внуков
поистине безусловной любовью. Незрелость,
неготовность прародителей выражается
в ром, что они вообще отказываются от
новой позиции, защищаются против нее
("ребенок ваш", "нам тоже никто
не помогал") либо, напротив, "с восторгом
и усердием" захватывают, узурпируют
родительскую роль, лишая ее молодых родителей.
А. С. Спиваковская
приводит примеры двух типов бабушек,
не нашедших удачного сочетания ролей:
"бабушка-жертва" и "бабушка-соперница".
"Бабушка-жертва"
воспринимает роль бабушки как
центральную для себя, взваливает
на свои плечи груз хозяйственно-бытовых
и воспитательных забот, отказавшись
от профессиональной деятельности,
ощутимо ограничив дружеские контакты
и досуг. Сделав заботы о семье, детях и
внуках смыслом своего существования,
пожертвовав другими сторонами личной
жизни, эта женщина периодически испытывает
противоречивые чувства, включающие недовольство
близкими, обиду за недостаточную благодарность
с их стороны, тоску и раздражение. Характерная
позиция внуков такой бабушки - любовь
к ней и вместе с тем зависимость, привычка
к опеке и контролю, трудности самоконтроля
и общения с другими детьми.
"Бабушка-соперница",
на первый взгляд, более рационально
совмещает свои разноплановые
обязанности, продолжает работать,
посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная
тенденция ее прародительства состоит
в соперничестве с дочерью или невесткой
в том, чтобы быть лучшей, более успешной
"матерью" внуку. В этом случае идет
поиск ошибок и промахов родителей ребенка,
а все успехи в воспитании приписываются
ею себе, хотя иногда и возникает чувство
вины и раскаяния за непримиримость по
отношению к собственным взрослым детям.
Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений
взрослых членов семьи и либо винят себя
за это, остро ощущая свою неполноценность,
либо прагматически используют противоречия
позиций взрослых.
По данным
американской исследовательницы П.
Робертсон, дополнительная роль бабушек
и дедушек в большинстве случаев
приносит глубокое удовлетворение людям
среднего возраста. Это деятельность по
воспитанию нового поколения, но свободная
от многих обязанностей и напряженных
конфликтов, характерных для детско-родительских
отношений. Автор выделяет такие типы
бабушек:
гармоничные
- сочетают высокие идеальные представления
о роли бабушки и реальную сильную вовлеченность
в жизнь внуков;
далекие
- имеют заниженные социальные и
личностные представления о социальной
роли бабушек и занимают обособленную
позицию по отношению к проблемам
внуков;
символические
- имеют высокий социально- нормативный
образ бабушки при неразвернутости реальных
взаимоотношений с внуками;
индивидуальные
- акцентированы личностные аспекты
поведения.
На основании
мнений самих бабушек и дедушек
ею сформулированы четыре функции прародителей
в семье, имеющие характер общей
важной идеи для самого прародителя и/или
других членов семьи.
1. Присутствие
- как символ стабильности, как
интегрирующий центр, как сдерживающий
фактор при угрозе распада
семьи.
2. Семейная
"национальная гвардия" - призваны
быть рядом в трудный момент, оказать
поддержку в кризисной ситуации.
3. Арбитры
- согласование семейных ценностей,
разрешение внутрисемейных конфликтов.
4. Сохранение
семейной истории - ощущение преемственности
и единства семьи.
В отечественной
психологии первое эмпирическое исследование
вклада бабушек в жизнь семьи детей и взаимоотношений
бабушек с внуками проведено общественным
центром "Геронтолог" (рук.О. В. Краснова).
В исследовании участвовали женщины, проживающие
в Москве и в небольших городах Московской
области, в возрасте от 40 до 85 лет, имеющие
внуков.
На основании
анализа полученных данных выделены
три основных типа бабушек: "формальная",
или "обычная"; "активная", или
"увлеченная"; "далекая", или
"отстраненная", "символическая".
"Обычные
бабушки" принимают участие в
уходе за внуками и в их воспитании, однако
под воспитанием они скорее подразумевают
помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление
обедов, кормление, гуляние, купание и
т.д.) и/или материальное обеспечение семьи.
Согласно проведенному опросу, каждая
вторая бабушка относится к типу "обычной".
Она вместе с внуками смотрит телевизионные
передачи, читает им, гуляет с ними, летом,
как правило, проводит время вместе (например,
на даче). В приготовлении уроков, в играх,
культурном просвещении внуков бабушки
этого типа участвуют незначительно. Они
поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют;
покупают мороженое, сладости, фрукты,
игрушки, вещи. При этом обычно делают
это "просто так" или "за хорошее
поведение", "за то, что она маленькая".
В качестве наказаний "в случаях плохого
поведения", непослушания предпочитают
не общаться с ними или поругать.
"Активные",
"увлеченные бабушки" имеют
высокую степень вовлеченности
в досуг и проблемы своих
внуков. Они заботятся о внуках,
балуют их, помогают делать уроки,
играют с ними, ходят в театры и на выставки.
Увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают
у внуков проявления доброты, сочувствия,
помощи; чувствительны к моментам, когда
внукам требуется поддержка, ободрение.
В качестве наказания за "вранье, лень,
грубость" ругают, запрещают смотреть
телевизор или ходить в гости, могут дать
подзатыльник или не общаться, т. е. они
проявляют большую активность в наказаниях
по сравнению с бабушками предыдущего
типа и считают, что имеют на это право.
"Далекие",
"отстраненные бабушки" затрачивают
на внуков гораздо меньше времени. В высказываниях
отстраненных бабушек очень часто встречаются
противоречия. Такая бабушка, например,
считает, что ее главная роль в семье -
воспитание внуков, но под воспитанием
она подразумевает только чтение и прогулки
на свежем воздухе; или, утверждая, что
у нее есть обязанности по отношению к
внуку, видится с ним один-два раза в году,
когда телефонные разговоры, воспоминания
- единственный вид совместной деятельности.
Трудности,
связанные с влиянием
на детей бабушек и дедушек
Трудности,
связанные с влиянием на детей
бабушек и дедушек, конечно, в каждой
семье бывают разными. Для молодых и старых
сегодня, идеальной представляется модель
"близкие отношения на известном расстоянии":
молодая семья живет отдельно, но ходит
в гости и пользуется услугами старых
родителей, в свою очередь, молодые помогают
старикам пережить болезни и одиночество.
Однако
в любом случае совместное сосуществование
поколений является школой личной зрелости,
иногда суровой и трагической, а
иногда - приносящей радость, обогащающей
взаимоотношения людей. Люди здесь учатся
взаимопониманию, взаимной терпимости,
уважению и любви. И та семья, которой удалось
преодолеть все трудности отношений со
старшим поколением, дает детям много
ценного для их общественного, эмоционального,
нравственного и психического развития.
Бабушки
разговаривают с
внуками на "языке
младенцев"
, во всем потакают, неумеренно
нежат, неоднозначно относятся к закаливанию
- и еще много других спорных вопросов
в воспитании, которые могут накалить
отношения между родителями и бабушками-дедушками.
В этих спорах о ребенке и его интересах
иногда забывают. Поведение бабушек можно
объяснять различными причинами, как сложившейся
социальной ситуацией (родители продолжают
играть значительную роль в жизни своих
взрослых детей), проблемами физиологического
характера (климактерический период),
устоявшимися взглядами на воспитание
детей, а также привыканием к роли свекрови-тещи
и бабушки. Но, порой, к разрешению конфликтов
они не приближают ни на шаг.
Помочь
в воспитании могут правила, которых
строго придерживаются папа и мама.
Если сами родители знают, как они
хотят воспитать своего ребенка,
то легче ожидать исполнения этих
требований от других. Например, в ситуации
с неумеренными ласками (равно как и
с наказаниями) меру должны определять
родители. До года можно ласкать и целовать
абсолютно все в теле малыша и маме, и папе,
и другим любвеобильным родственникам.
После 2-х лет ласки должны приближаться
все ближе к социально приемлемому стереотипу.
То, что
позволено маме и папе, не всегда
должно позволяться бабушкам и дедушкам
или дядям и тетям. В ситуации,
когда бабушка живет вместе с
внуками, однозначным решением всех
проблем может быть разъезд. Если
разъехаться нельзя, значит надо сделать
всего три шага, которые приведут к положительным
результатам в общении трех сторон. Всего
три, но до конца и каждый из них должен
быть искренним:
1.
Принять, что каждый
из взрослых имеет
право иметь свою
собственную точку
зрения
на то, как воспитывать ребенка
и что ему разрешать, а что запрещать. И
считать естественным, что каждый имеет
право относиться к ребенку в соответствии
со своими воззрениями.
2.
Признать на семейном
совете
, что противоречия в своих мнениях
при ребенке недопустимы! Далее выработать
или найти те правила, с которыми каждый
из членов семьи полностью согласен или
согласен терпеть.
3.
Принять домашний
закон
, что когда вся семья вместе, то
действуют правила из пункта 2. Когда кто-то
из членов семьи остается с ребенком, то
действуют его правила и, если в это время
пришел тот, кто с этим не согласен, то
он спокойно это терпит. Если ребенок бывает
у бабушки, живущей отдельно, а бабушка
жалуется на то, что внук не выполняет
ее требования, то необходимо помнить,
что каждая сторона сама распутывает все
последствия своего воспитания. Если бабушка
балует и все позволяет, то на все бабушкины
жалобы "вот это делает, а это не делает"
можно ответить, что на своей территории
каждый сам себе хозяин. Ни одна бабушка,
даже со средствами Рокфеллера и терпением
ангела долго не выдержит вседозволенности
и начнет устанавливать рамки. И тогда
ребенку захочется к предсказуемым родителям.
Ребенок станет спокойнее и к тому же у
него появится возможность научиться
варьировать свое поведение, а не только
манипулировать другими, когда нет взаимного
согласия.
3. Значение бабушек
и дедушек в
формировании представлений
о связи поколений
Несомненно,
что в вопросах воспитания бабушки
и дедушки бывают мудрее в силу
того, что у них есть опыт общения
с малышами, уже заметнее стали педагогические
достижения и промахи в отношении собственных
детей. С внуками они по существу в третий
раз, но уже на ином уровне, открывают окружающий
мир: в начале жизни они сами «входили»
в него, потом «вводили» своих детей, наконец
- внуков.
И
каждый раз, «путешествуя» по третьему
кругу своей жизни, бабушки и дедушки рассказывают
внукам о себе, о своих родителях, создавая
связи между поколениями.
С
бабушек и дедушек начинается
«историческое» образование внуков.
Бабушки и дедушки приобщают
внуков к истории своей семьи, но через
эту призму высвечивается история народа.
Дети усваивают отдельные детали, единичные
образы. Незатейливые рассказы бабушки
и дедушки, их взгляд и отношение к тем
или иным событиям - все это подспудно
подводит ребенка к пониманию того, что
в жизни народа происходят перемены. Дети
начинают осознавать, что каждое новое
поколение живет в иных условиях, чем предыдущее,
думает и выглядит иначе. Приходит понимание,
что люди, события, вещи имеют свое прошлое,
настоящее, будущее. Формируются первые
представления о связи между поколениями.
Вот
бабушка рассказывает, как маленькой
девочкой в День Победы потерялась
на Красной площади, как по дороге
в школу упала и разбила
чернильницу-непроливайку, каким вкусным
казался школьный бублик, который давали
на завтрак... Ребенок впитывает детали
(война была тяжелой не только для солдат,
все радовались Победе), единичные образы.
Но на их основе складывается более обобщенный
исторический образ: как люди жили раньше,
как трудились, как отдыхали, как воспитывали
детей. В семье используются и другие источники
исторических знаний, хранителями которых
чаще всего бывают бабушки и дедушки: семейные
реликвии, сказки, песни, поговорки и пословицы,
загадки, детские игры и игрушки. Все эти
средства формирования у детей первоначальных
исторических представлений отвечают
образному характеру детского познания
окружающего мира, окрашены личностным
отношением.
Современные
бабушки и дедушки в подавляющем
большинстве своем - грамотные и
культурные люди. Они способны не просто
нянчить внучат, но и оказывать на них
нравственное влияние, расширять их кругозор,
делать их жизнь более надежной, защищенной
и устойчивой. А внуки для бабушки и дедушки
- своего рода эмоциональный тыл, в котором
старшее поколение особенно нуждается
в связи с тем, что заканчивается трудовая
деятельность, впереди заслуженный отдых
на пенсии, а это связано с ломкой привычных
жизненных устоев. Однако, видимо, не следует
полностью «растворяться» в жизни взрослых
детей, внуков: слепая жертвенная любовь
никого не сделает счастливым.
Анализ
подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений
разных поколений в семье показывает,
что она скорее поставлена, сформулирована,
чем исследована и решена. Связь
между поколениями, преемственность
опыта имеют важнейшее значение,
хотя и не всегда осознаются самими членами
семьи, детьми и внуками.
- Список
литературы:
- Т.А. Куликова
Семейная педагогика и домашнее воспитание,
М., 1999 г.
и т.д.................
Давление у подростка.
Давление скачет из-за того, что рост физиологический не соответствует росту внутренних органов. Обратитесь к врачу - он назначит терапию, направленную на укрепление сосудов, витаминотерапию, умеренную физическую нагрузку.
Детство без бабушки - это все равно, что зима без снега или Новый год без елки. Так случилось, что у нас с сестрой было сразу три бабушки. У каждой из бабушек была своя роль. Одна вязала носки и пекла пирожки, обожала нас и все прощала. Вторая бабушка (папина тетя) учила английскому языку и жизненной мудрости. А третья, молодая и модная бабушка, дарила красивые платья и рассказывала веселые истории своей молодости. У нас с сестрой было самое счастливое детство, за что спасибо не только бабушкам, но и родителям, сумевшим найти правильное соотношение «бабушкиного баловства» и «родительской строгости».
Повзрослев, я осознала, что такая гармония достигается, увы, далеко не у всех. Существует несколько «типичных» сценариев развития отношений между тремя поколениями.
Сценарий 1. Гиперзаботливая бабушка
«Гиперзаботливая» бабушка, точно знающая, что такое хорошо, и что такое плохо, нередко стремится взять на себя роль родителей.
В таких семьях молодые родители ожидают от бабушек одновременно безграничной помощи и «невмешательства» в дела семьи. Ошибки, вызывающие дальнейшие конфликты, исходят от обоих поколений. Старики берут на себя излишнюю ответственность, отталкивают родителей, соревнуются с ними за любовь внуков. Молодые родители не расставляют все точки над i, ведут как бы двойную игру, то есть пользуются услугами своих родителей, однако вместо благодарности испытывают к ним чувство обиды за «неправильное воспитание» их детей.
Бабушки делают детство детством
Бывают случаи, когда молодая мама что-то делает в воспитании ребенка вопреки своей матери, назло ей. Иногда бабушка (будь то родная мать или свекровь) сознательно принижает роль матери в глазах малыша, который становится заложником скрытой борьбы. В таких нездоровых отношениях ключевую роль играют ревность и соперничество за любовь ребенка.
Самое неприятное, что дети очень быстро и ловко начинают чувствовать такую ситуацию и извлекать из нее выгоду. Одна моя приятельница рассказывала о подобном раскладе в семье. Как только ее дочку призывали к дисциплине дома, она взывала к «доброй» бабушке и просила ее забрать к себе. То же касалось «излишних» подарков. Все что мама не позволяла купить – бабушка с удовольствием приобретала для ребенка.
Сценарий второй. Отстраненная бабушка
В некоторых семьях бабушки (и дедушки) почти не играют роли в воспитании детей. Иногда такое случается по причине дальних расстояний. Бывает, что свекровь недолюбливает невестку и не желает общаться с детьми сына.
Моя подруга, живущая в США, жаловалась мне на свою маму: «Вместо того, чтобы сидеть с моим ребенком, она с утра до вечера работает, а по ночам еще ведет свой блог». Мама моей подруги –любящая бабушка, однако обстоятельства ее жизни не позволяют ей уйти с работы и заниматься внуками.
Сценарий третий. «Современная бабушка»
Моя мама – образец такой современной бабушки. Она молодая, работающая женщина, со своими интересами и личным временем. Моя девочка любит бывать в гостях у бабушки. И не только потому, что та всегда подарит красивое платьице или куколку, а потому что с бабушкой интересно общаться. Как педагог, она может найти подход к детям. И детям с ней никогда не бывает скучно.
«Современная бабушка» возьмет ребенка с собой в поход или на выставку в музей вместо того, чтобы целыми днями варить супы и компоты.
Бабушке, живущей полноценной жизнью, всего хватает. Она не стремится занять «родительскую» нишу в жизни детей, ее устраивает роль любимой и уважаемой бабушки, уважаемой за ее образ жизни, а не за то «что все отдала» внукам.
Сценарий 4. Компромисс
Представим ситуацию, что отношения между поколениями дружественные, и малыш не реже чем раз в неделю посещает своих любимых бабушку с дедушкой. Однако приходя домой после очередной порции «бабушкиной заботы» и «дедушкиного баловства», он становится неуправляемым. Ребенку трудно справиться с ситуацией. Все, что было можно в гостях – вдруг стало нельзя дома. Как объяснить малышу кто прав, не подвергая сомнениям авторитет старшего поколения?
Если бабушки любят детей с присущей их годам мудростью и не пытаются заменить родителей, все три поколения делаются счастливыми
Пример моей сестры в этом смысле примечателен. Когда ее старшему сыну исполнилось два года, она вышла на работу, а малыш проводил дни у одной из бабушек. И вот моя сестра решила, что пока ребенок находится в гостях – правила диктуют бабушки, они сами решают, чем кормить мальчика, что одевать на прогулку, в котором часу укладывать спать. Когда малыш приходит домой – начинается игра по правилам мамы и папы. Как только ребенок осознает подобную расстановку сил и принимает ее, ему становится легче. Психологи убеждены, что столкнувшись с подобным в раннем детстве, детям гораздо легче принимать и новые порядки в дальнейших жизненных ситуациях.
Бабушки и дедушки как хранители традиций
Психологи утверждают, что дети, воспитанные бабушками, более успешны, отзывчивы и эмоциональны. Они лучше знают, что такое мораль, счастье, дружба.
Бабушки и дедушки не только рассказывают сказки, они живая история семьи. «Говорят, что между пожилыми людьми и детьми существует какая-то «мистическая связь»: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом» - утверждает Елена Казанцева http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-43036/
Будучи маленькой девочкой, я обожала слушать рассказы своих бабушек об их военной молодости. Две из моих бабушек служили на трудфронте. Мне нравилось слушать об их детстве 20-х годов.
Порой кажется, что их практический опыт устарел – они медлительны и не владеют новейшими технологиями. Иногда их высказывания кажутся смешными или наивными. Однако именно бабушки учат уважению к старшим, уважению к прошлому, прошлому семьи, культуры, страны.
Советы, рекомендации, критика, наставления по уходу за малышом — в этом нет равных нашим мамам и свекровям. А уж — тема извечно животрепещущая. ? Для полноценного развития ребёнку необходимо общаться с родственниками разных поколений. Роль бабушки в воспитании внуков важна, но должна быть дозированной.
От чего зависит роль бабушки в воспитании внуков
Участие бабушек в жизни внуков — в российской традиции из глубины веков. Психологи уверяют: роль бабушек напрямую связана с отношением родителей ребёнка к старшему поколению. Малышу безразлично, что его любимая бабушка — одновременно придирчивая свекровь или нелюбимая тёща. Молодые должны учитывать возрастные особенности психики пожилых людей и быть уважительными к ним и к этим неизбежным обстоятельствам. Чтобы проводить единую «политику» воспитания ребёнка, необходимо создавать и поддерживать ровные доброжелательные отношения со старшими членами семьи.
Часто конфликты по разным вопросам между поколениями возникают при проживании бок о бок на одной территории. Вот почему специалист по семейному консультированию, психолог М.Е. Литвак категоричен: обзаводиться детьми следует, когда будущие родители располагают собственным жильём, достаточным заработком и приобрели профессию. Хозяйка дома, предоставившая новоиспечённой семье крышу и финансирование, считает себя вправе диктовать условия и навязывать личное мнение.
Устаревшие взгляды пожилых родителей на развитие детей часто вызывают между родственниками раздоры. Различные подходы к воспитанию и противоречащие друг другу методы дезориентируют ребёнка. Он не может жить в ситуации несогласованных требований — окружающий мир для маленького человека должен быть един и предсказуем. Иначе малыш чувствует себя тревожно, дискомфортно. Взрослые получают бумеранг обратно — объект воспитательных экспериментов начинает подстраиваться и манипулировать членами семьи. Другой негативный момент: в подсознании ребёнка закладывается комплекс вины в результате ощущения себя источником внутрисемейных конфликтов. Нестабильное окружение формирует неустойчивую психику.
«Правильные» бабушки и дедушки
Роль бабушек-дедушек в воспитании крайне важна, она — в безоговорочном принятии ребёнка, в любви к внуку безо всяких условий, оценок и осуждения, просто за то, что он существует. Знаки безусловного принятия — радость от встречи, теплые слова, ласковые взгляды, нежные прикосновения — нужны ребенку как пища для растущего организма. Во время такого общения удовлетворяется одна из базовых «человеческих» потребностей — потребность в любви, нужности другому. А это — непременное условие нормального развития психики. При правильном распределении ролей (главная ответственность лежит на маме ), ребенок получает ещё одного-двоих любящих людей. Бабуля и дедуля дают «полезную» для психического развития любовь.
Мамины обязанности, хроническая усталость, боязнь избаловать малыша часто сдерживают естественные проявления эмоциональной привязанности к ребёнку. Вот тут как раз самое место бабушкам-дедушкам, не обременённым родительской ответственностью. Большинство пожилых людей эмоционально уравновешены и жалостливы. Они не торопятся по неотложным делам, поэтому полностью погружаются в общение с маленьким человечком. Старшие члены семьи часто с головой уходят в детские проблемы, включаются в игры, разрешают больше, чем когда-то собственным детям. Бабушка и дед обычно добрее, мудрее пап и мам, меньше требуют и много позволяют. Они знают много историй, рассказывают о своём детстве, умеют утешать — ну как их не любить!
Дети, воспитанные «правильными» бабушками-дедушками, интеллектуально более развитые, чуткие, ответственные.
Общение внуков со старшими родственниками — дело обоюдовыгодное: улучшается психологическое самочувствие самих прародителей. Они избавляются от чувства невостребованности, получают удовольствие от контактов с подрастающим поколением, убеждаются в собственной значимости.
Воспитание внуков бабушками, или Бабушки бывают разные
Бывает, что любящая бабушка ведёт себя не вполне адекватно, не прислушивается к просьбам родителей. Она балует внуков, потакает прихотям, задаривает подарками. Причина обычно кроется в неудовлетворённых потребностях пожилой женщины в самоуважении и уважении другими. Бабушкино упрямство и «своеволие» в вопросах воспитания подчастую связано с недостаточным вниманием со стороны повзрослевших детей. Забота о внуке становится «светом в окошке», ведь именно в этом деле она может проявить компетентность, почувствовать собственную значимость. Молодым родителям следует больше общаться со старшими, подчеркивать, как они ценят опыт и мнение свекрови или тёщи.
Гиперактивная бабушка
Встречаются бабушки, чересчур активно вмешивающиеся в воспитательный процесс. Они стремятся играть роль матери, забывая, что внук — не их ребенок. Чаще всего так ведут себя люди, не реализовавшие личные возможности в течение жизни и стремящиеся самоутвердиться за счет неопытного, «слабого». Опасная позиция: слабый может продемонстрировать силу, и тогда воинствующая сторона останется ни с чем.
Главнокомандующий-бабушка неустанной энергией, граничащей с агрессией, способна нанести серьёзные повреждения семейному кораблю даже из другого города:
- Распоряжаясь всем и всеми, бабушка снижает авторитет родителей, ребёнок перестаёт их уважать. Детско-родительские отношения привязанности страдают.
- Конфликты на почве «кто лучше знает, как надо» неизбежны.
- Стопроцентно «бабушкино» воспитание приводит к трудностям в адаптации в коллективе, неумению общаться со сверстниками.
Такие воспитательницы — часто начальники на работе. Бывает, что женщины с неудовлетворенным вовремя материнским инстинктом компенсируют вину за то, что в молодости «недодали» собственным деткам.
Что делать:
- сесть за стол переговоров о распределении обязанностей, времени и круга дел,
- не провоцировать свекровь или тещу бросать работу (если она ещё трудится),
- попробовать дистанцироваться от неё, уменьшить участие в воспитании,
- постараться энергичное желание и благие намерения перенаправить в другое русло: не кормить-одевать-заниматься, а играть-читать-гулять.
- никогда не выяснять отношения при детях.
Бабушка — не вторая мама, не сможет её полностью заменить. Временное «замещение» матери и убежище в бабушкином доме уместно при домашних конфликтах, когда родители постоянно скандалят, шумно разводятся и т. д.