Всем известно, что Новый год - один из самых удивительных, долгожданных и запоминающихся праздников. Предновогодняя суета, украшение дома, подарки под ёлкой, веселый праздник в семейном кругу, новогодние каникулы все это не сравнится не с одним праздником. Именно в Новый год случаются чудеса. Актуальность. Мало кто из детей, в силу своего возраста, знает, откуда пошла традиция праздновать Новый год, почему наряжается ёлка и кто такие Дед Мороз и Снегурочка. В каждой семье готовятся к празднованию этого волшебного праздника. Совместно изготавливают ёлочные игрушки, украшения, подготавливают костюмы. Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о новогоднем празднике, его символах и традициях, создать условия для изучения и сохранения традиций празднования Нового года, что поможет удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Важное место в данном проекте занимает то, что дети и родители станут непосредственными участниками подготовки к Новому году и смогут окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений. Тип проекта: познавательнотворческий. Срок реализации проекта: краткосрочный (28.11.2018г. 26.12.2018г.) Участники проекта: воспитанники группы, их родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель. Проблемы: Недостаток знаний детей о Новогоднем празднике, его символах и традициях. Цель проекта: создание условий для формирования представлений о Новом годе как любимом веселом и добром семейном празднике; познакомить детей с историей Нового года, его особенностями и традициями. Повышение эффективности детско родительских отношений. Задачи проекта: 1.Обогащать знания детей по теме «Новый год». 2. Познакомить детей с историей возникновения праздника в России, с его традициями и обычаями. 3. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны, доброго отношения к своим близким и родным, окружающим детям, взрослым; 4.Учить детей умению рассуждать, делиться знаниями с другими детьми. 5. Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику; 6. Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику. Гипотеза: Реализация данного проекта поможет повысить знания детей о новогоднем празднике. Основные методы реализации проекта: – определение темы, постановка цели и задачи; – определение методов и приёмов работы; – подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала; – подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности; – подбор материала для творческого труда; – составление перспективного плана. Ожидаемые результаты реализации проекта: Закрепление знаний и представлений детей о Новом годе, его особенностях, традициях празднования. Расширение и активизация речевого запаса на основе углубления и обобщения представлений о празднике, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками на тему Нового года. Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительная, театрализованная, умственная, игровая, речевая). Активное участие детей и родителей в подготовке к Новому году. Мероприятия проекта: Содержание работы Сроки Результаты Номе р п/п I. Подготовительный этап Создание условий для формирования интереса к новогоднему празднику; 1. I неделя Составление плана совместных действий с детьми и родителями. Сбор информации по теме проекта, подбор художественного и литературного материала, подготовка необходимых презентаций. Подбор методической литературы и материалов для разработки занятий по теме проекта; Подбор игр по теме проекта. Работа с родителями: 2. Подбор материала по теме: «Что за праздник Новый год?». В выходные дни предложить родителям понаблюдать с детьми за подготовкой города к новогоднему празднику. Привлечение родителей к изготовлению детских новогодних костюмов к новогоднему утреннику. Привлечь родителей к Создание презентации «Что такое Новый год?». Оформление стенда для родителей «Что за праздник Новый год?». Знакомство с новогодними традициями. Участие детей в новогоднем утреннике. оформлению новогоднему празднику. группы к II. Формирующий этап. 1. Работа с детьми. II неделя Беседа «Что такое Новый «Символы Нового год?», года», НОД «Традиции нового года» (образовательная область «Познание»). Просмотр презентации «Что такое Новый год?». Д/и «Когда это бывает?», Д/и новогоднюю «Собери картинку». П/и «Снежная баба». Просмотр мультфильма «Как Новый год на свет появился». Рассматривание иллюстраций пение про Новый год, новогодних песен. Чтение художественных «Как я произведений: год», встречал Новый "Как ёжик, «В.Голявкин, и ослик медвежонок встречали Новый год" С. Козлов. 2. Работа с родителями: Подбор детской художественной литературы по теме «Новый год». Привлечение родителей к Конспект. Конспект. Презентация «Что такое Новый год?». Самостоятельная деятельность детей. Конспект. Участие в оформлении выставки художественной литературы для детей по теме: «Новый год». Участие конкурсе «Новогодняя игрушка для в участию в новогоднем конкурсе детского сада. елочки». Работа с детьми: III неделя 1. Беседа «Елочкакрасавица», «Елочные игрушки». Просмотр видеофильма «Елочные игрушки». НОД Аппликация «Украсим елочку» поздравительная открытка (образовательная область «Художественно эстетическое развитие»). Украшение елки в группе. «Сказка Д/и «Разложи по порядку». Чтение про новогодние игрушки» Ульева Е., елку» А.Мецгер, «Новогодние игрушки» В.Степанов. «Наряжаем Подбор материала для лепбука по теме проекта. Работа с родителями: Привлечь родителей к изготовлению новогодней газеты. Создание альбома новогодних открыток. Привлечь родителей к сбору новогодних открыток. Конспект. Конспект. Совместная деятельность детей. Беседа по содержанию произведений. Лепбук «Встречаем Новый год». Изготовление новогодней газеты «С Новым годом». Изготовление «Новогодние открытки». альбома 2. 1. Работа с детьми: Беседа «Кто такие Дед и Снегурочка», Мороз «Новогодние открытки». НОД Развитие речи IV неделя Конспект. Конспект. «Составление повествовательного рассказа «Как Дед Мороз искал дорогу в детский сад». Чтение художественной литературы: «Подарки от деда Мороза» Мягкова Н., «Как появилась Снегурочка» Ульева Е.. «Как появился карнавал», новогодний «Карнавал» Е.Ульева, «Праздничный хоровод» Е. ЗапорожецУсвицкая. Д/и «Собери снеговика», «Найди тень». «Новогодние (раскрашивание). Рассматривание картинки» альбома «Новогодние открытки». П/и «Дед Мороз». Самостоятельная художественная деятельность 2. Работа с родителями: Подбор материала по теме «Безопасный Новый год». Консультация для родителей «Безопасный Новый год». III. Итоговый этап. пятница Итоговое мероприятие: 1. Работа с детьми: Утренник карнавал». «Новогодний Конспект. 2. Работа с родителями: Подготовка к новогоднему утреннику. Участие «Новогодний карнавал». в утреннике
Тип проекта: среднесрочный (с 3.12. по 30.12.)
Целевая аудитория:
дети, родители, воспитатели.
Формы организации проекта:
дидактические и словесные игры;
Рассматривание иллюстраций;
беседы;
подвижные игры;
дыхательная гимнастика.Продукты
проекта
:
Выставка поделок «Сундучок Деда Мороза» .
Новогодний праздник «Новый год у ворот» .
Ожидаемый результат.
Дети:
Обогащение знаний детей о Новогоднем празднике;
Осознание детьми доброго, заботливого отношения людей друг к другу и настроения во время праздника – Новый год;
Получили новые знания о празднике Новый Год как об одном из русских народных праздников; расширили представления о возможностях создания украшений для интерьера и ёлки своими руками; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.
Педагоги:
Подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений;
Родители:
Проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта;
Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ д/с «Сказка» д. Сухоноска
Проект для детей средней группы
«Новый год у ворот»
Воспитатели: Пескова А. М.
Соболева А. Г.
2018 год
Актуальность и значимость.
Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков представляют прекрасные возможности в воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта основывается на формирование любви и привязанности к своей культуре, своему народу через рациональное использование общенародных праздников, основанных на музыкальном фольклоре, устном народном творчестве, традициях и обычаях.
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Мы встречаем Новый год»
Цель нашего проекта не только познакомить детей с традициями празднования нового года, но и подарить ребенку праздник и подарки, настоящее Новогоднее Волшебство!
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Проект ориентирован на детей дошкольного возраста и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника
Задачи проекта:
Разобрать понятие праздник – Новый год, выделить его характерные особенности, традиции.
Вызвать желание у детей и родителей участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление поделок).
Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику.
Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
Укрепить детско – родительские отношения. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Создать новогоднее настроение.
Тип проекта: среднесрочный (с 3.12. по 30.12.)
Целевая аудитория:
дети, родители, воспитатели.
Формы организации проекта:
познавательные занятия; эксперименты;
дидактические и словесные игры;
Рассматривание иллюстраций;
беседы;
подвижные игры;
дыхательная гимнастика.
Оборудование и материалы:
набор для детского художественного творчества.
иллюстрации о празднике Новый год;
ёлка, новогодние украшения;
подбор художественных произведений;
Формы работы с родителями:
Привлечение родителей к совместной деятельности и творчеству в группе:
создание предновогоднего настроения - украшение группы, украшение окон в группе, изготовление новогодних игрушек, снежинок в домашних условиях совместно с детьми.
участие родителей с детьми в групповой выставке «Сундучок Деда Мороза»
«Безопасный Новый год»
Папка – передвижка: «Новый год»
Информация в родительский уголок: «Устройте детям веселые зимние каникулы», «Новый год и дети», «Из истории празднования Нового года», «Игрушки – самоделки на ёлку»
Подготовка костюмов к новогоднему празднику.
Этапы реализации проекта
Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Работа с родителями |
1 этап. Подготовительный 3.12.. – 7.12. | 1. Определение темы проекта; 2. Формулирование цели и задач проекта; 3. Составление плана реализации основного этапа проекта; 4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта; | Информирование родителей о задачах и содержании проекта. Выставка совместных с детьми поделок «Сундучок Деда Мороза » |
2 этап – практический. (непосредственная деятельность по проекту 10.12. | 1. Рисование «Снегурочка» Ц: развивать у детей умение изображать Снегурочку в шубке. 2. Составление рассказа по картинкам «Вот уж скоро Новый год» Ц: Обобщить представления детей о празднике. 3. Решение проблемных ситуаций: «Все дороги в лесу и в поселке замело, как Дед Мороз приедет на праздник, как он доберется до нас..?» Ц: развивать детское мышление и фантазию. 4. Лепка из соленого теста «Новогодние игрушки» Ц: Познакомить детей с новым материалом, способствовать возникновению желания лепить игрушки для украшения группы. 5. Чтение стихотворений о ёлке . Сутеев «Ёлка. 6. Дых./и. «Подуй на снежинку» 7. Подвижные игры: «Льдинки, ветер и мороз», | Мастер – класс: «Игрушки – самоделки » |
11.12. | 1. Конструирование «Новогодние фонарики» Ц: Побуждать детей конструировать новогодние фонарики из бумаги. Развивать ловкость движений пальцев рук. Вызвать чувство радости от конечного результата. 2. Б еседа «Что такое Новый год» 3. Чтение худ. лит. «Снегурочка» И. Гурина 4. Просмотр мультфильма «Дед мороз и лето» 5.П/и «Снежки». | Оформление папки – передвижки: «Новый год». |
12.12. | 1. Беседа «Где живет Дед Мороз» 2 Аппликация «Гирлянда». 3. Чтение худ. лит. «Снеговик и его друзья» А. Мецгер 4. Просмотр мультфильма «Снеговик-почтовик» 5.Словесная игра «Отгадай и назови» 6. Строительные игры: строим дом Деда Мороза. 7. П/и «Времена года» | Подбор материалов для оформления группы к новому году. |
13.12. | 1. Рисование «Еловая ветка» 2. Просмотр мультфильма «Каникулы в простоквашино» 3. Заучивание стихов: на новогоднюю тематику: З. Александровой «Ёлочка» 4. П/и. «Снег кружится»,»
3.С/р. и. «Гости скоро к нам придут - срочно накрываем стол!» | Консультация «Готовимся к Новому году». |
14.12. | 1. Речевые игры: «Я начну, а вы заканчивайте». Ц: Продолжать учить подбирать качественные прилагательные. 2.Дых./и. «Подуй на снежок» 3.П/ и: «Два Мороза», «Мы снежинки, мы пушинки» 4. Чтение худ. лит. «Зимовье зверей» 5. С/р и. «Новогодний почтальон» 6. Наблюдение за снежинками Ц: Формировать у детей умение видеть красоту окружающей природы; знакомиться со свойствами снега.. | Информация: «Что подарить ребенку на новый год. И как это лучше сделать» |
17.12. | 1.Презентация «Где живет Дед Мороз?» 2. Игровая ситуация «новогодние пригласительные, открытки и подарки Деда Мороза» 3. Драматизация сказки «Рукавичка» 4. Чтение худ. лит. «Снежный хоровод» О. Корнеева 5. П/и. «Снежная карусель» 6. Украшение участка к новогоднему празднику. 7. Рассматривание знакомых и незнакомых книг в книжном уголке на новогоднюю тематику. | Консультации для родителей на родительском собрании на тему: «Безопасный Новый год» |
18.12. | 1.Конструирование из бумаги «Зимняя сказка» 2.Чтение худ. лит. Н.Носов «Как мы ходили за ёлкой» 3. Слов./и. «Что в мешке у Деда Мороза» 4. Подвижные игры: «Снежинки и ветер». 5. Просмотр мультфильма «Снегурочка» 6. Игровая ситуация «Семья готовится к празднику» 7.Разучивание песен и стихотворений на новогодний утренник. | Памятка: «Правила пожарной безопасности при украшении елки» |
19.12. | 1.Беседа «Почему на Новый год наряжают ёлку?» 2.П/и. «По снежному мостику» 3. Речевые игры: «Придумай слово». Цель: учить образовывать однокоренные слова. 4.Чтение худ. лит. «Снегурочка» 5. Лепка: «Шарики, хлопушки весёлые игрушки» 6. Проблемная ситуация «Кто из любимых сказочных героев придёт на праздник?» | Консультация: «Что подарить ребенку на новый год?». |
20.12. | 1. Лепка «Снеговик» 2.Чтение худ. лит. Л. Воронкова «Как ёлку наряжали» 3.Дых./и. «Снегопад» 4. Ситуативный разговор: «Все дороги в лесу и в городе замело, как Дед Мороз приедет на праздник» 5. Беседа «Откуда пришла Новогодняя ёлка» 6. Рассказывание по картине «Вот это снеговик». Повторение песен и стихотворений на новогодний утренник. | Стенгазета «Опасный огонек» Ц: помощь в подборе материала |
21.12. | 1. Театр «Новогоднее приключение зайчика» 2. Чтение худ. лит. «Помощники Деда Мороза О. Корнеева 3. П/и. «Снежиночки - пушиночки» 4. Речевые игры: «Поможем зиме» Цель: Продолжать учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным. 5. Отгадывание загадок. 6. Экскурсия к новогодней елке в парке. | Изготовление поделок на выставку: «Сундучок Деда Мороза» |
24.12. | 1. Беседа «Елочные украшения» 2. Заучивание стихов: И. Сурикова «Белый снег пушистый». Цель: Развивать у детей память, дикцию, интонационную выразительность. 3. Слов./и. «Скажи наоборот» 4. Д/и «Угадай, чего не стало на ёлке» 5. Дискотека «Новогодняя» (детские песни о празднике..) | Оформление выставки «Сундучок Деда Мороза» |
25.12. | 1.П/и. «Найди снегурочку» 2. Театрализованная игра «В гости ёлочка пришла» 3. Речевые игры: . «Придумай слово». Цель: учить образовывать однокоренные слова. 3. Чтение худ. литературы Л.Воронковой «Таня выбирает ёлку» 4. Коллективное изготовление приглашения на новогодний утренник. 5. Д/и «Составь фигуру». Украшение группы новогодними узорами» 6. Просмотр мультфильма «Тимошкина ёлка» | Информация: «Из истории празднования Нового года», |
26.12. | 1.Беседа «Когда наступает Новый год» 2. Чтение худ. лит. «Морозко» 3. Музыкальные этюды: «Снежинки» 4. Конструктивно-модельная деятельность «Вырастали ёлочки в лесу» - из геометрических фигур. 5. И/у «Концерт для кукол» Ц: упражнять в выразительном чтении новогодних стихотворений. 6.Рисование «Ёлка для лесных жителей» Ц:упражнять в умении рисовать ель красками с постепенно удлиняющимися ветками 7. Отгадывание загадок про зиму. | Информация: «Устройте детям веселые зимние каникулы», |
27.12. | 1. П/и. «Берегись заморожу!» 2. Драматизация сказки «Рукавичка» 3. Инструктаж по ОЖ детей. 4. И/у «Научи Незнайку» Ц: закреплять умение сгибать квадраты по диагонали, совмещая углы. 5. Подвижные игры: «На ёлку», р. н. игра «Снежная баба», «Мороз – красный нос». 6. Просмотр мультфильма «Когда зажигаются ёлки». 7. Повторение песен и стихотворений на новогодний утренник. | Информация: «Новый год и дети» |
28.12. | 1. Просмотр мультфильма «Сказка про Новый год» 2. Новогодний праздник «Новый год у ворот» 3.«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!». Ц: знакомство с празднованием Нового года, заучивание колядок. 3.Д/и «Составь фигуру». Украшение группы новогодними узорами» 4.Просмотр мультфильма «Невеселые петарды» (Смешарики) | Помощь в подготовки к новогоднему утреннику. |
3 этап. Заключительный. 29.12. | Выставка работ по проекту «Сундучок Деда Мороза» | Участие родителей в жизни детского сада. |
Продукты проекта :
Выставка поделок «Сундучок Деда Мороза» .
Новогодний праздник «Новый год у ворот» .
Ожидаемый результат.
Дети:
Обогащение знаний детей о Новогоднем празднике;
Осознание детьми доброго, заботливого отношения людей друг к другу и настроения во время праздника – Новый год;
Получили новые знания о празднике Новый Год как об одном из русских народных праздников; расширили представления о возможностях создания украшений для интерьера и ёлки своими руками; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.
Педагоги:
Подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений;
Родители:
Проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта;
Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Комплекс дыхательных упражнений.
- 1. «Подуем на снежинку».
Вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребёнок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за её движением по столу.
- 2. « Подуй на снежок»
Дети дуют на кусочки ваты через трубочки.
- 3. "Снегопад".
Оборудование: "снежки" из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Подвижные игры.
«СНЕЖКИ»
Цель: Развитие общей и мелкой моторики.
Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».
« СНЕЖНАЯ КАРУСЕЛЬ»
Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки,
После небольшого отдыха игра возобновляется.
«ПО СНЕЖНОМУ МОСТИКУ»
Цель:
развитие равновесия, обучение прыжкам.
Материал:
снежный вал.
Ход игры:
ребёнок поднимается на снежный вал и проходит по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивает с него и поднимается на вал ещё раз. Если ребёнок боится идти один, взрослый помогает ему.
«СНЕЖИНОЧКИ-ПУШИНОЧКИ»
Цель:
развитие умения действовать согласованно, внимательно слушать команды.
Ход игры:
играющие движутся вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.
Взрослый говорит:
Снежиночки – пушиночки
Устали на лету,
Кружиться перестали,
Присели отдохнуть!
Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, они возобновляют игру.
«НАЙДИ СНЕГУРОЧКУ!»
Цель:
развитие внимания, памяти.
Материал:
кукла «Снегурочка»
Ход игры: взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет её на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребёнок найдёт Снегурочку, он играет и танцует с ней.
«БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ!»
Цель:
развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры:
все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» - говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Беседа «Где живет Дед Мороз»
Загадка про Деда Мороза
У избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил.
Дети: Мороз.
Рассказ воспитателя:
Ребята а вы знаете где живет Дед Мороз?
Ответы детей: Да, нет, не знаем.
Попробуйте догадаться, в жарких странах может жить Дед Мороз?
Ответы детей:
А в море, океане может жить Дед Мороз?
Ответы детей:
А как вы думаете, где Деду Морозу будет хорошо, комфортно жить?
Ответы детей: скорей всего, где холодно.
Правильно ребята, Дед Мороз живет на севере в старинном русском городе, который называется Великий Устюг. Этот город расположился на реке Сухоне.
Дом Деда Мороза большой и построен из дерева, можно сказать, что и не дом вовсе, а настоящий терем. Этот дом волшебный, гостеприимный и уютный. В нем очень много комнат. Для подарков, которые присылают Деду Морозу с разных уголков страны, есть отдельная просторная комната. Есть комната специально для хранения нарядов Деда Мороза. А их у него очень много, есть и шубы, и летние кафтаны и лыжный костюм. Самая большая комната – это комната желаний. Когда гости заходят в эту комнату и под звук колокольчика загадывают желание. Обо всех желаниях Дед Мороз узнает, когда ложиться спать. У него есть кровать с большой и маленькой периной. Подушек на ней семь, ровно столько, сколько дней недели, на понедельник маленькая, а на воскресенье самая большая. Конечно, всем бы было интересно узнать, в какой именно комнате Дед Мороз хранит подарки для детей. Но этого никто не знает. Это тайна за семью печатями.
В конце декабря Дед Мороз покидает свой дом в Великом Устюге и направляется в Москву, чтобы зажечь первую новогоднюю елку.
В период новогодних и Рождественских праздников дед Мороз не сидит на месте. В Великом Устюге Дед Мороз любит устраивать приемы гостей и народные гуляния. Дед Мороз всех помнит и непременно принесет каждому подарок под елочку в новогоднюю ночь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рассказ об истории возникновения Нового года в России
Как хороша новогодняя елка!
Как нарядилась она – погляди!
Платье на елке зеленого цвета,
Яркие бусы блестят на груди
Елка у нас высока и стройна,
Вечером вся засверкает она
Блеском огней, и снежинок и звезд,
Словно павлина раскрывшийся хвост!
Елка в кармашки свои золотые.
Спрятала множество разных сластей
И протянула к нам ветки густые,
Словно хозяйка, встречает гостей.
Дерево лучше нигде не найдешь!
С елкой хорошей и праздник хорош!
О.Высотская
А все же, откуда появилась традиция отмечать праздник и наряжать елку? Новый год считается одним из самых любимых и веселых праздников. Мы ждем пушистого белого снега, нарядную и украшенную елку и Дедушку Мороза со Снегурочкой. Однако, не всегда наступление Нового года праздновали 1 января.
Наши далекие предки, восточные славяне, отмечали этот праздник весной – 1 марта, когда природа просыпается ото сна и оживает. А мы сейчас в этот период мы празднуем Масленицу.
После этого, период Нового года стали отмечать по православному церковному календарю – 1 сентября. В этот день царь задаривал своих слуг шубами, серебром и деньгами. В домах устраивались застолья – пекли пироги, блины, варили кисель.
1 января, праздновать Новый год в России начали в 1700 году – по указу царя Петра 1. Именно он приказал запускать в этот день фейерверки, стрелять из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни, а также украшать дом ветками можжевельника и сосны.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Почему на Новый год принято украшать ёлку?
Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю Петру 1 пришлось вводить силой. А если не находил дома елки, сурово наказывал хозяина.
Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками.
Обычай, наряжать под Новый год елку пришел к нам из Европы. Когда-то жители германских племен считали ель символом жизни и вечной молодости. Они были уверенны в том, что елка способна защитить дом от злых духов. Поэтому ее почитали, развешивали на ее ветках украшения и произносили заклинания. Все это происходило прямо в лесу. Затем елку стали устанавливали только в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии и т.д. Только позже елка появилась в домах простых людей.
Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы-елочки…
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Когда наступает Новый год.
Оказывается, новогодний праздник – самый древний из всех существующих праздников. При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года». А древние римляне придумали обычай дарить новогодние подарки и веселиться всю ночь напролет. Пожелание «С Новым годом, с новым счастьем!» - сохранившееся с древних времен магическое заклинание, чтобы призвать удачу, счастье, благополучие и отогнать беду.
В Древней Руси Новый год связывали с весной – началом зарождения нового урожая – и отмечали 1 марта. В ХIV веке Московский церковный собор постановил считать началом нового года 1 сентября согласно греческому календарю. И только в 1699 году царь Петр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом запретил отмечать Новый год 1 сентября и велел украшать двор, улицу, дом сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками. И чтоб это украшение стояло до 7 января.
В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет. Первым пустил ракету Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление нового года. А затем началось празднование по всей Москве.
Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
Организация: МДОУ Крутоярский детский сад
Населенный пункт: Рязанская область, п. Крутоярский
Тип проекта:
познавательно - творческий
Участники проекта:
дети средней группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта
краткосрочный (2 недели)
Цель проекта:
приобщение детей к русской национальной культуре через знакомство с новогодним праздником и его традициями.
Задачи проекта:
Дети:
- Знакомство детей с историей возникновения новогоднего праздника в России.
- Формирование у детей познавательного интереса к русским национальным традициям (встречать Новый год с елкой, Дедом Морозом, Снегурочкой, песнями)
- Развитие речевых навыков детей, желание заучивать стихотворения.
- Развитие фантазии и творческих способностей детей, через продуктивные виды деятельности.
- Воспитание интереса и уважения к народным традициям встречи Нового года, активно участвовать в подготовке к празднику.
- Создание праздничной и сказочной атмосферы, радостного настроения
Родители
:
Привлечение родителей к активному участию в жизни группы и подготовке к Новогоднему празднику
Педагоги:
Организация и создание предметно – игровой праздничной среды, проведение Новогоднего праздника
Проблема:
В преддверии Нового года, разговаривая с детьми, выяснилось, что они мало знают об этом празднике. Дети совершенно не знают историю происхождения этого праздника, его традиции и обычаи. Так возникла идея провести этот проект, чтобы дети могли стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, могли полностью окунуться в предновогоднюю атмосферу эмоций и впечатлений, а так же узнать народные традиции празднования Нового года.
Актуальность темы: Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети мало знают историю происхождения русских праздников, их традиции и обычаи. Родители не привлекают детей к изготовлению или выбору подарков, а дают уже всѐ готовое. А как детям узнать, сколько ждать Новый год, какие подарки дарить, как вести себя на празднике, чем один праздник отличается от другого? Наш проект поможет детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.
Ожидаемый результат
- Дети познакомятся с историей возникновения праздника и новогодними традициями русского народа
- У детей обогатиться словарный запас по теме, дети выучат стихи о празднике
- Дети научатся проявлять фантазию и творчество при создании новогодних поделок, рисунков.
Распределение деятельности по этапам проекта
Реализация проекта рассчитана на _2_ недели: с «15» _декабря_ по «28»
этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Деятельность родителей |
1.подготовительный |
Определение темы проекта. Формулировка цели и задач проекта. Составление плана мероприятий. Подбор бесед, физкультминуток, пальчиковых игр, разработка НОД. |
Участвуют в определении знаний по теме проекта |
Познакомить родителей с темой проекта. Вовлечь родителей в проектную деятельность. |
2.основной |
Проведение бесед, НОД, дидактических игр, пальчиковых гимнастик, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта; организация чтения художественной литературы, стихов. Разучивание песен, просмотр мультфильмов. Консультирование родителей «Новый год и дети» |
Участвуют в мероприятиях в рамках проекта |
Участвуют в подготовке к новогоднему празднику, украшению группы. |
3.заключительный |
Новогодний утренник. |
Участвуют в определении знаний о Новом годе на заключительном этапе; Участвуют в утреннике «В гости к елочке» |
Посещают выставку творческих работ детей, а так же новогодний утренник. |
План работы над проектом
День |
Утро |
Вечер |
1.день |
Беседа «Новогодние традиции». Цель: Знакомить детей с традициями встречи Нового года в России. Занятие по ФЭМП «Снеговик». Цель: Формирование элементарных математических представлений. |
Пальчиковая гимнастика «Елочка». Цель: развитие мелкой моторики пальцев и рук. |
2.день |
Дидактическая игра « Сделай снеговика» Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания. НОД Аппликация «Елочка в снегу» Цель: Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки. |
Просмотр мультфильма «Дед мороз и лето». Цель: доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями. |
3.день |
Чтение сказки «Мороз – красный нос». Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Учить внимательно слушать, выделять главную мысль. НОД по развитию речи: «Зима». Цель : Учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами. |
Подвижная игра «Зимние забавы». Цель: Учить детей повторять слова за воспитателем и выполнять действия согласно тексту. |
4.день |
Дидактическая игра «В лесу родилась елочка» Цель : уточнить и расширить словарь по теме. НОД по ФЦКМ «Новый год». Цель: Расширять представление об окружающем мире. |
Просмотр мультфильма «Тимошкина елка». Цель: Доставлять детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями. |
5.день |
Чтение стихотворений: «В лесу родилась елочка» Р. Кудашова; «Елка» К. Чуковского. Цель: Познакомить детей с творчеством. Учить внимательно слушать стихи, заучить стихотворения. НОД по рисованию «Поможем снеговику найти друзей». Цель: продолжать учить детей рисовать предмет, состоящий из нескольких кругов. Закрепить навыки рисования по контуру, не выходя из него. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорции. |
Работа в книжном уголке: отгадывание загадок о зиме. Цель: Учить детей слушать внимательно и отгадывать загадки. Украшение группы. |
День |
Утро |
Вечер |
1.день |
Беседа «Праздник – это весело». Цель: Продолжать знакомить с таким праздником, как Новый год; развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, активизировать словарь; воспитывать умение выслушивать рассказы сверстников. Занятие по ФЭМП на тему: «Путешествие к зимушке-зиме». Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия. |
Дидактическая игра «Сложи елочку». Цель : научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме. Разучивание песен: «Маленькая елочка», «Шел по лесу Дед Мороз». |
2.день |
Занятие по лепке на тему: «Снегурочка танцует».
Цель: Вызвать интерес к сказочному герою, стремление передать его в лепке. |
Просмотр мультфильма «Снегурочка». Цель: Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями. |
3.день |
Чтение сказки «Снегурочка». Цель: познакомить детей с новой сказкой. Учить внимательно слушать, выделять главную мысль. Консультация для родителей: «Новый год и дети». Пальчиковая игра «Снежок». Цель: Развитие мелкой моторики рук и пальцев. |
Подвижная игра: Здравствуй, зимушка-зима!». Цель: Учить выполнять действия согласно тексту. |
4.день |
Коллективная работа воспитателя и детей: «Новогодняя елка из ладошек». Цель:Приучать детей к самостоятельной подготовке материала для аппликации. Привить желание создавать поделки своими руками. Развитие чуства формы. Привитие умения работать с ножницами. Создание новогоднего настроения! Пальчиковая игра: «Прогулка». Цель: Развитие мелкой моторики рук и пальцев. |
Дидактическая игра: «Что на елке, а что (кто) под елкой? ». Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме. |
5.день |
Новогодний утренник. |
Программное обеспечение
- Н.Г. Зеленова «Мы живем в России» Москва 2007
- З.А.Ефанова «Комплексные занятия в средней группе» Волгоград 2012
- Д.Н.Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет» Москва 2013 год
- О.Н.Иванищихина, Е.А.Румянцева «Развитие связной речи детей» средняя группа Волгоград 2014 год.
Вид проекта: творческий
Сроки реализации: краткосрочный проект (3 недели).
Участники проекта:
Воспитатели
Родители
Актуальность: Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети мало знают историю происхождения русских праздников, их традиции и обычаи. А как детям узнать, сколько ждать Новый год, какие подарки дарить, как вести себя на празднике, чем один праздник отличается от другого? Проект поможет детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.
Цель проекта: формировать понятие «праздник», его характерные особенности и значение в жизни людей на примере Нового года.
Задачи проекта:
Разобрать понятие праздник - Новый год, выделить его характерные особенности: атрибутика, отношение и настроение людей, правила поведения, традиции.
Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление пособий, поделок, фотогазеты про Новый год).
Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику.
Предполагаемый результат:
Обогащение знаний детей о Новогоднем празднике
Осознание детьми доброго, заботливого отношения людей друг к другу и настроения во время праздника - Новый год
Активное участие детей и родителей в подготовке к Новому году
В группе встал вопрос, как узнать, сколько дней осталось до Нового года, что нам необходимо сделать. Так появился «Календарь ожидания Новогоднего праздника»
2 Реализация проекта «Новый год»
Подготовительный этап:
1. Определение темы проекта;
2. Формулирование цели и задач проекта;
3. Составление плана реализации основного этапа проекта;
4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта;
Основной этап: Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых
Тематические занятия и беседы «Что такое Новый год», «Правила поведения на празднике », «Какой подарок я хочу на Новый год», «Как украсить дом к Новому году», просмотр презентации «Скоро Новый год».
Дидактические игры «Кто, где живёт», «Укрась ёлку»
Описательные загадки про живую и неживую природу зимой (про зверей, сезонные явления, зимние осадки)
Словесные игры «Отгадай и назови», «Что в мешке у Деда Мороза », «Скажи наоборот»
Подвижные игры «Заморожу», «Замри» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери», «Семья», «Детский сад», «Магазин игрушек» Чтение художественной литературы. . Рассказы, сказки и загадки о зиме и новогоднем празднике.
Познавательные сказки о зимней природе.
Просмотр мультфильмов: «Снеговик-почтовик», «Снегурочка», «Сказка про Новый год», «Дед Мороз и лето», «Когда зажигаются ёлки». Книги для чтения, рассматривания и обсуждения: «Когда это бывает», «Что такое Новый год», «Снегурочка», «Зимовье зверей», стихи про Новый год
Художественно-эстетическое развитие.
Оригами «Снегурочка»
Открытка к Новому году
Варежка Деда Мороза
Пластилинография «Снежинка»
Коллективная работа «В новогоднем лесу»
Рисунки и аппликация на новогоднюю тематику Взаимодействие с семьей.
Конкурс «Новогодняя игрушка»
Украшение группы Завершающий этап Новогодний праздник «Новогодняя почта».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Тверская область Фировский район
Проект на тему «Мы встречаем Новый год»
для воспитанников средней группы
Актуальность и значимость.
Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков, представляют прекрасные возможности, в воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта основывается на формирование любви и привязанности к своей культуре, своему народу через рациональное использование общенародных праздников, основанных на музыкальном фольклоре, устном народном творчестве, традициях и обычаях.
Всем известно, что самый любимый праздник детей - это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней - все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Мы встречаем Новый год»
Цель нашего проекта не только познакомить детей с традициями празднования нового года, но и подарить ребенку праздник и подарки, настоящее Новогоднее Волшебство!
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Проект ориентирован на детей дошкольного возраста и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника
Объект исследования: Новый год - как источник радости.
Предмет исследования: Новогодние традиции нашей страны.
Тип проекта:
По составу участников - групповой (дети, родители, педагоги)
По целевой установке - информационный, творческий.
По срокам реализации - краткосрочный (неделя) .
Цель: Знакомить с традициями празднования Нового года в нашей стране.
Познакомить с традициями праздника Новый год: изготовление подарков, встреча гостей.
Развивать познавательные и сенсорные способности в процессе исследования различных материалов (ткань, бумага, фольга, пластилин, природный материал).
Учить самостоятельно создавать выразительные образы в рисовании, лепке, аппликации).
Развивать двигательные, ритмические способности и умения создавать выразительный образ в движении, танцах.
Стимулировать к общению на разные темы.
Развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
Создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.
Организация деятельности в рамках проекта.
Беседа «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год».
Провести интервьюирование детей: «Какой подарок хотели бы получить от Деда Мороза».
Подбор и просмотр видео мультфильмов на новогоднюю тематику.
Чтение и обсуждение сказок, песен, стихов, отгадывание загадок (новогодняя тематика);
Подбор и разучивание стихов к Новогоднему утреннику.
Подбор и рассматривание репродукций, фотографий, открыток;
Подбор раскрасок на новогоднюю тему;
Организация выставок детского творчества.
Итоговое мероприятие: новогодний праздник: «Новый год к нам пришёл»
Тематика занятий по ознакомлению дошкольников с традициями празднования Нового года.
. « Гости» Формирование целостной картины мира (познавательное развитие)
. «Вставайте в хоровод встречайте Новый год!» » Развитие речи, (речевое развитие)
. «В новогоднем лесу» Конструирование (познавательное развитие)
Художественно - эстетическое развитие
Чтение художественной литературы.
Чтение стихотворений о ёлке. Сутеев «Ёлка»,пер. М.Михалков «Два Мороза»,А.Ганзен «Ёлка», М.Дружинина «Дед Мороз», «Хлопушка», загадки о ёлке, снежинках, Усачёв «Дед Мороз в детском саду»
Мастерская Деда Мороза.
. «Бусы для ёлки» Аппликация
. «Деревья зимой» Рисование
. «Новогодние игрушки для ёлки» - поделки родителей на ёлку для нашегоучастка.
Слушание музыки, пение песенок.
Познавательно - коммуникативная деятельность.
Дидактические игры:
. «Какое время года?»
. «Чем украсим ёлку?»
. «Составь пазлы»
. «Собери фигурки»
. «Подари игрушки по цвету»
. «Что в мешке у Деда Мороза?»
. «На что похоже»
Словесные игры:
. «Подарки»
. «Назови четыре предмета»
. «Оживи картинку?»
. «Так бывает или нет»
. «Кто что умеет делать»
. «Скоро праздник Новый год?»
. «Почему бывает Новый год зимой?»
. «Пишем письмо Деду Морозу»
. «Какие подарки ждёте?»
Рассматривание картин, фото.
. «Праздник в детском саду»».
. «Как дети готовятся к Новому году»
. «Как я праздновал Новый год в семье»»
Игровые ситуации:
. «Украшаем нашу группу».
. «Праздник для игрушек».
Строительные игры: «Теремок для зверей», «Горки»
Физкультурно - оздоровительная деятельность
Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Варежка», «Заморожу», хоровод «Ёлочка».
Упражнения на дыхание: «Как воет волк», «Ветер, ветерок, ветрище».
Пальчиковые игры: «Зайчик», «Чьи ушки?», «Белка прыгает по ветке».
Мультфильмы:
«Ну погоди! », «Дед Мороз и серый волк» «Каникулы в Простоквашино», «Дед Мороз и лето», «Как Ёжик и Медвежонок Новый Год встречали».
Взаимодействие с родителями:
Подготовка костюмов к новогоднему празднику. Проведение новогоднего праздника «Новый год к нам пришёл».
Помощь в оформление группы к новому году.
Общение с детьми в группе на тему: «Как мы в семье встречаем Новый год» (подготовка презентаций)
Консультация: «Что подарить на новый год»
. «Безопасность детей во время новогодних праздников»
. «Новый год для детей. Как устроить праздник».
Литература:
1. Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. :Мозайка - Синтез, 2005.
2. Колдина Д. Н. Лепка и аппликация с детьми 6 - 7 лет: конспекты занятий. -М. :Мозайка - Синтез, 2012.
3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. - М. : «Просвещение», 1990.
4. Лиштван З. В. Конструирование. Пособие для воспитателя детского сада. - М. : «Просвещение», 1981.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. -М. :Карапуз-Дидактика, 2007.
6. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. - М. :ТЦ Сфера, 2013.
7. Ушакова У. М., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5 - 6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игр и упражнения. -М:.Вентана - Граф, 2010.