Экология жизни. Дети: Отклонения в произношении часто вызывают насмешки со стороны других детей, приводят к снижению самооценки, нежеланию...
Красивая и внятная речь является важным элементом успешной социализации ребенка. Отклонения в произношении часто вызывают насмешки со стороны других детей, приводят к снижению самооценки, нежеланию общаться с окружающими.
Приблизительно к таким же последствиям приводит заикание у детей , причины и лечение которого чаще всего определяют невролог и логопед.
Заикание – это болезнь или отклонение?
Изменение ритма, плавности и темпа речи называют заиканием. К этому состоянию приводит судорога мускулов, участвующих в произношении слов. Впервые появляется заикание у детей дошкольного возраста приблизительно в 2–3 года. В этот период происходит активное развитие речи, любые отклонения дают о себе знать.
У девочек лучше развита эмоциональная устойчивость, поэтому такое нарушение речи встречается у них в 4 раза реже, чем у мальчиков.
Очень важно как можно раньше выявить начинающееся отклонение и начать лечение, пока не произошло его фиксации.
Классификация
Заикание делят на 3 формы:
- органическую;
- функциональную;
- смешанную.
Дефекты, возникшие при развитии мозга, приводят к органической форме .
Травмы, нейроинфекции нарушают функции , вызывают задержку психического развития. Такие дети заикаются постоянно, причина – артикуляционные судороги.
Если присоединяются невротические реакции, то форма становится смешанной .
Только консультация невролога поможет ответить на вопрос, можно ли вылечить заикание у ребенка.
Функциональная форма появляется у детей с особенностями нервной системы, склонным к неврозам, психически ранимым. Часто бывает после психотравмирующей ситуации. Для них характерны судороги дыхательных и голосовых мышц. Дети с таким типом заикания стремятся преодолеть недуг, иногда чрезмерно. Увеличенная речевая нагрузка оказывает отрицательное действие.
По степени тяжести разделяют на 3 формы: легкую, среднюю и тяжелую.
На ее определение влияет степень социализации – при легком типе заикания практически незаметны, а при тяжелом общение сильно затруднено.
Течение болезни может быть:
- постоянным, когда симптомы не уменьшаются и беспокоят все время;
- волнообразным: периоды ухудшения и улучшения чередуют друг друга;
- рецидивирующее: симптомы в период ремиссии практически исчезают и вновь обостряются под влиянием стресса.
Почему заикание появляется?
Точные причины заикания у детей 3 лет и старше установить тяжело. Обычно имеют место предрасполагающие и провоцирующие факторы.
Причинами заикания могут быть:
- Родовая травма.
- Воздействие токсических веществ в период беременности: курение, алкоголь, профессиональные вредности.
- Наследственная предрасположенность.
- Травмы головы.
- Болезни органов речи.
Провоцирующие факторы:
- Социальные причины: недостаток внимания родителей, синдром дефицита внимания, излишняя строгость, перегрузка речью, смена места жительства или детского сада, подражание заикающемуся члену семьи.
- Психологические: испуг, ревность и обида, стрессы, эмоциональное напряжение, детские страхи, переучивание с левши на правшу.
Сочетание предрасполагающих и провоцирующих факторов отвечает на вопрос, почему дети заикаются.
Симптомы
Проявления патологии зависят от причины, степени тяжести:
1. Речевые судороги, которые могут быть клонические, тонические и смешанные. В первом варианте они проявляются повторением первой буквы (к-к-кошка), во втором – появлением паузы в слове (к…ошка).
2. Изменение дыхания: дети дышат поверхностно, без участия диафрагмы. Постепенно она слабеет, и дефект закрепляется.
3. Нарушение интонации: речь монотонная, невыразительная.
4. Психосоматические реакции: энурез, потливость, покраснение лица, фобии, нервные тики, резкая смена настроения, гиперактивность.
Способы лечения
Качественная диагностика и обследование определят, как вылечить заикание у детей.
Психоневролог установит психологические проблемы, возможные травмирующие ситуации.
Обследование мозга, изучение анамнеза позволят выявить органические причины патологии, на которые можно повлиять медикаментозно.
Как лечить заикание у ребенка 5 лет не отличается от методов, применимых для младших школьников. Используется дыхательная гимнастика , которая тренирует диафрагму и дыхательную мускулатуру.
Существуют специальные компьютерные программы для лечения . Суть заключается в воспроизведении речи с задержкой, которая произносится в микрофон. Дети пытаются подстроиться под собственный голос, происходит синхронизация и заикание устраняется.
Лекарства от заикания у детей относятся к группе ноотропов, успокоительных, которые приводят в уравновешенное состояние нервную систему. Иногда достаточно травяных успокоительных чаев, отваров.
Как помочь: советы родителям
Родители должны знать, как вылечить ребенка от заикания и что нужно сделать, чтобы помочь ему:
- не нужно перебивать и подгонять во время разговора;
- многократное повторение слова, на котором он запнулся, может только ухудшить состояние;
- разговаривать нужно размеренно, спокойным голосом, избегать громких выкриков, резких движений;
- в семье нужно создать спокойную обстановку;
- одновременно с вышеперечисленным не должно быть привилегий заикающемуся из-за его состояния;
- на время лечения нужно отказаться от посещения кружков и секций, массовых мероприятий;
- полезно соблюдать режим дня;
- телевизор, компьютерные игры следует максимально ограничить, особенно перед сном;
- маленьких детей не следует загружать новыми сказками и книжками, читать лучше давно знакомые и небольшие по объему;
- полезны занятия пением и музыкой, причем необязательно это должны быть уроки с учителем, достаточно просто иногда петь вместе знакомые песенки;
- за каждый самый небольшой успех нужно хвалить, меньше критиковать;
- не стоит акцентировать внимание на патологии, разговаривать в присутствии малыша о его заикании.
Лечение заикания длительное, важно не пытаться ускорить процесс, давить на дошкольника, чтобы успеть вылечиться к школе. У некоторых оно постепенно проходит после преодоления юношеского возраста. опубликовано
Нашла статью в интернете, может кому будет полезная!!!
Курс малыша
или методика коррекции заикания у детей в возрасте 4-7 лет.
Данной теме я посвятил более 20 лет исследований, сознательного изучения различных «клиник», методик, советов «опытных» логопедов, а так же «народных целителей». Личный опыт лечения у логопедов, даже в условиях больничного стационара, позволили, как говориться, на себе испытать многие существующие официальные методы «лечения».
Накопленный опыт позволил систематизировать основные принципы, а так же выявить ошибки, которые усугубляют положение.
С детским заиканием я столкнулся опять, когда стал запинаться мой сын после перехода из коммерческого детсада в «обычный», иногда я сам был к нему строг и не проявлял сдержанности….
Сын запинался примерно полтора года. Первый год я и жена не знали, что делать и запинки усиливались. По своему опыту, надежды на логопедов у меня не было, но в детском саду нам предложили консультацию у логопеда, который был прикреплён к данному детсаду. Сын отлично повторил все слова за логопедом, но в обычной ситуации спазмы не прекращались. Зимой (в сентябре в школу) я решил применить данную методику, которую я разрабатывал изначально для взрослых- постепенно речь улучшалась, спазмы стали не такими сильными, запинки становились всё реже и перед школой мы имели небольшие запинки, которые не мешали отвечать на уроках, разговаривать по телефону. Затем их не стало вообще…
Причины возникновения дефекта речи разные, но имеет смысл общая тенденция: в детстве у некоторых детей развитие мозга (мышления) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Вы, наверное, замечали необычайную сообразительность Вашего малыша, его мышление «не по годам».
Сложные по смыслу предложения ребёнок ещё не может чётко произнести недостаточно развитым речевым аппаратом малыша - возникают запинки или неразборчивая речь.
Ребенок акцентирует на этом внимание, переживает, на этой почве возникает НЕВРОЗ.
Так же причиной могут являться детские травмы (ушибы, ожоги и т.п), причины психологического характера: строгое воспитание родителей, бывает даже с применением физической силы, «нападки» более старших детей и т.п.
Возникающее ВОЛНЕНИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЧУВСТВО СТРАХА - это симптомы НЕВРОЗА, который нарушает баланс речи. Заикание- это НЕВРОЗ и мы, точнее Вы – родители, сами вылечите малыша с помощью следующих принципов.
Анализ, осмысление, личный опыт выздоровления самого себя и сына привели к отбору главных из них:
В начале расскажу одну историю. Однажды, мне было лет 10, мой школьный друг рассказал, что давно (!), когда ему было 5 лет, он тоже сильно заикался как я. «Как же тебя вылечили?»- спросил я (наедине с ним я разговаривал лучше, чем обычно). На что он ответил: «Меня вылечила моя мама. Ей логопед сказал, что главное в лечении- две недели НИКАКОГО ВОЛНЕНИЯ». «Но, как же все больницы, занятия у логопедов, на которые потрачено много времени и сил?.. Неужели так просто!?»- недоверчиво подумал я. Наверное, это был очень опытный логопед, который не встретился мне и моим родителям…
Только спустя много лет, пройдя «тяжелый» путь на пути самопознания, когда мне было за 30, я понял- это была правда, он БЫЛ ПРАВ! Пускай не две недели, а за 4-6 месяцев, пускай даже год, значительно сократить запинки возможно. Полностью избавиться от заикания у ребёнка возможно за 1,5-2 года. Существенное улучшение речи может произойти и раньше, при условии соблюдения нижеперечисленных принципов. Упустите момент - придётся «лечить» 5-10 и более лет.
Принцип 1. Как ни странно, родители должны начать с себя. Вероятность того, что именно Вы являетесь причиной данной проблемы, очень высока! Часто внешние факторы, например, проблемы на работе или другие жизненные ситуации, переносятся на семейные отношения. Возможные семейные ссоры, сопровождающие их крики, оскорбления, даже если они напрямую не относятся к ребёнку, могут являться причиной заикания. Тем более, если Вы строго обращаетесь с самим ребёнком, то сбой речи- это прямая причина вашего общения!
Не отчаивайтесь, всё можно поправить! Надо остановиться и подумать, что пошло не так? Посмотрите на себя как бы со стороны, разве здоровье ребёнка не является вашей целью? ЛЮБОВЬ и ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ - главный принцип семейных отношений и лечения заикания! Дайте себе слово, изменить АТМОСФЕРУ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, и ради восстановления речи ребёнка, настройте себя в течении полугода (лучше год) - никаких ссор, скандалов, грубых слов, дёрганий ребёнка! РОВНОЕ и СПОКОЙНОЕ поведение чтобы не произошло: разбитая чашка, сломанная игрушка, испачканная одежда и т.п.- не выведут вас «из себя»!!! (одежду можно постирать, игрушку отремонтировать и т.д. – нет безвыходных ситуаций!)
(Сделаю небольшое отступление: не следуют обвинять супруга или супругу в «плохом» поведении, так как такое поведение может быть обусловлено строгим воспитанием его (её) родителей и далее по цепочке. Наши родители-дети сложного послевоенного времени, а бабушки и дедушки испытали на себе тяжёлые времена голода и войны… Это сказывается на поведении, эмоциональном характере. Следует просто разъяснить ситуацию и попросит полгода «спокойствия» ради ребёнка. Молитва и вера успокоят горячее сердце!)
Перейдём к похожему принципу.
Принцип 2. Ограждайте ребенка от других факторов испуга (страха): громкая музыка, «современные» мультфильмы, ТВ фильмы жанров «боевик» или «фильм ужасов», даже шуточные «страшные рассказы» (например, про тёмную комнату...), и так далее и тому подобное. Ребёнок может проецировать события виртуального мира на реальную жизнь и реально бояться.
В деревне незачем ребенку показывать бойню, а если муж охотник/рыбак, попросите его тушки разделывать не в присутствии ребёнка… Помните, что дети более впечатлительны, чем Вы и эти суровые картины бытия пока ему знать рано. Но, если так случилось и ребёнок видел, как разделывали «его любимую рыбку», то можно объяснить, что рыба/животные даны нам Создателем для питания.
По физиологии нашего организма, при наличия факторов опасности, организм мобилизует жизненные силы для целей выживания в конкретной ситуации: меняется гормональный состав крови, учащается дыхание, сжимаются мышцы для рывка…!? Если на лице у человека более ста мышц, как вы думаете, их напряжение как повлияет на речь? Наверное, не в лучшую сторону. А дыхательные, межрёберные мышцы тоже напрягаются, как бы «сжимается» весь организм… Равномерное, свободное дыхание меняется на учащённое или наоборот замедленное и напряжённое. Речь отодвинута организмом на второй план, не до нее, надо спасаться… Вот что происходит при испуге.
Мы разобрали внешние факторы испуга, следующую похожую тему- внутренние факторы испуга, «внутренние страхи» я выделю в отдельный принцип, так как над ней следует тщательно поработать.
Принцип 3. Выявлять и объяснять ребёнку внутренне «страхи».
«Внутренние страхи»- фобии, осознанные и неосознанные, имеются и у взрослых. Кто-то до ужаса боится ос, шмелей, пчёл- всего того, что жужжит и может больно укусить. Кто-то боится мышей.., хотя они вряд ли укусят… и так далее.
Их много, у каждого свои: остаться одному в комнате, ездить в лифте, страх темного помещения и прочее ….
Несколько раз ко мне обращались с вопросом «боязни собак» у ребёнка. Признаюсь, я и сам боялся, поэтому остановлюсь подробней как можно «разобрать», «разложить» данный страх. А «предупреждён- значит вооружён»! Разобранный «по полочкам» страх – уже совсем не страшен).
«Большая собака с огромной пастью – мне казалась чем-то ужасным… «Мне бы такую пасть.., я бы точно набросился и искусал обидчиков..»- думал я, проецируя свою агрессию на невинное животное. Так думает и Ваш ребёнок. Как снизить агрессию у ребёнка, мы рассмотрели выше и ещё рассмотрим в дальнейшем.
Как разобрать данный страх? Пусть ребёнок ответит на следующие вопросы Вам, а главное себе:
Видел ли он когда-нибудь, чтобы собака набросилась на человека и искусала его? (я надеюсь, ответ будет «нет»)
Раньше эта собака, была милым пушистым щенком, сейчас она выросла, но осталась такой же доброй, как была раньше. Зачем ей сейчас на кого-то набрасываться?
Я думаю, что ответив на эти вопросы, ребёнок перестанет панически бояться первой встречной собаки. Доброе отношение к миру- возвращается ответной добротой!
Жизненные ситуации бывают разные, и если ребёнок видел агрессию собаки, то это тоже постарайтесь объяснить, например: собака была «на работе», сторожила дом, базу и т.п.
Если эти доводы окажутся недостаточными, то разберите несколько способов защиты от собак (7-8 достаточно), например: взять палку и отогнать, топнуть ногой и громко крикнуть и т.п. Пусть ребёнок подберёт или изготовит палку и поставит у себя в углу комнаты или во дворе частного дома. Пусть он знает, что способ решения любой проблемы он может найти сам или вместе с Вами родителями.
Следующий страх: застрять в лифте. Покажите, где находится кнопка вызова помощи лифтёров. Объясните, что их надо подождать… Если есть мобильны телефон, то звони родителям… И так далее.
Если ребёнок переживает, что Земля круглая и люди могут упасть в космос- то объясните про силу притяжения… и так далее))
Общайтесь с ребёнком, узнавайте его «страхи», вместе разбирайте их. Это будет служить дополнительным доказательством того, что вы любите малыша и заботитесь о нём. Ваша поддержка очень важна малышу, это придаст уверенности: Вы за него, а не против, ВАС ДВОЕ –ВЫ СИЛА!
Принцип 4. Лечение ЛЮБОВЬЮ и доказательство этой любви. Это важный принцип, который я хочу осветить отдельно.
Может кто-то возразит, что это банально и так понятно, что все силы и средства вкладываются в детей…: продукты, одежда, коммуналка, секции, кружки, няни и так далее… Это понятно ВАМ ВЗРОСЛЫМ. Ребёнок интуитивно это тоже понимает и даже, если не будет секций, кружков и Макдональдцев, он всёравно будет Вас в ответ любить. НО… ребёнок помнит так же и обиды… У Вас напряжённый день, много разных событий и вы уже забыли о конфликте.., а ребёнок помнит! Возможно, неделю назад Вы на него накричали…и т.п.
Что делать? Поговорите с ребёнком и объясните, что Вы и папа (мама) очень его любите! Вы заботитесь о нём! Вам не безразличны его проблемы и что он может обращаться к вам по любым вопросам. Всё, что Вы можете- Вы сделаете! Этот прямой разговор отбросит возможные сомнения у ребёнка.
Дополнительным доказательством любви может быть самостоятельная покупка в магазине: игрушки, одежды, обуви и т.п. Пусть это будет подарок на День Рождения: Вы разрешаете ребёнку САМОМУ сделать ВЫБОР. Этим Вы подтвердите, что УВАЖАЕТЕ ЕГО МНЕНИЕ, видите в нём личность, любите его. (Помню, как в магазине мой сын выбрал «ужасные», несочетаемые по расцветке зелёно-красные кроссовки… Сколько сил мне стоило промолчать! Но, ребёнок был счастлив! Это поднимет самооценку ребёнка.
Теперь о практических действиях
Принцип 5. ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ- контроль наличия воздуха/дыхания.
Что делать, если ребёнок запнулся, пытается повторить слово и не может. Видно как спазм охватывает всё тело, начинаются судороги, качание головой, моргание ресницами, закатываются глаза…
Остановите ребёнка и объясните технику речи: «ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ, ВНАЧАЛЕ СДЕЛАЙ ВДОХ, ЗАТЕМ НА ВЫДОХЕ ГОВОРИ одно, два слова»… Скажите, что для звуков нужен поток воздуха, так говорят все люди!
Заметьте, что во время запинки или спазма дыхание остановлено, иногда ребенок пытается произнести слово на вдохе (!)
Я несколько раз в день объяснял и на своём примере показывал своем сыну, как надо говорить: «Сначала перед словом сделай ВДОХ, затем начинаем ВЫДОХ (воздух пошёл пока без звуков 1-2 секунды) и произносим ОДНО или ДВА слова! И всё снова: Вдох, на Выдохе произносим 2а следующих слова и так далее».
Я был настроен повторять это полгода или столько, сколько необходимо, но результат наступил гораздо раньше.
Поэтому, ещё раз: перед любым словом делаем ВДОХ -это даст необходимый поток воздуха и гарантирует нам произношение слова! Это закон, аксиома лечения!
Далее начинаем выдох 1 секунду, пока без слов (подтверждения наличия потока воздуха), затем произносим 1-2 слова. И всё заново…
Заметьте, что ребёнок готов пересказать, например, половину понравившегося фильма на одном выдохе- не получится, как следствие запинки, переходящие в спазм.
Почему мы должны объяснять про одно или два слова, ведь сами произносим четыре или шесть, а кто-то больше? Это ориентир, который даст понимание, что слов надо произносить мало, столько, сколько получиться свободно произнести без запинки, на сколько хватит воздуха. Но на начальном этапе сильных запинок это должно быть именно ОДНО слово, затем через несколько дней ДВА слова – смотрите по ситуации. Затем ТРИ слова и т.д., до нормальных 4-5 слов через N месяцев!
Обратите внимание, что во время пения нет никаких запинок, так как отчётливо фиксируется вдох, и на медленном выдохе произносим слова песни. Поддерживайте ребёнка в пении, разучите вместе песню- всё это укрепляет дыхательные мышцы и голосовые связки.
Речь будет постепенно улучшаться, пусть это будет 1-2% в неделю. Сложно измерить эти проценты, но думаю, вы меня понимаете. Настройте себя на продолжительную работу, тогда более скорый результат вас порадует.
Принцип 6. Объясните ребенку, что: " надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО! Быстро говорить не нужно, тебя не поймут".
Ваш смышленый малыш уже в раннем возрасте составляет сложные предложения. Разговаривайте с ним медленно САМИ, тем самым показывая размеренную, неторопливую речь. 10-20 слов в минуту – достаточный темп, понятный собеседнику.
Некоторые люди успевают сказать на одном выдохе очень много слов или даже несколько предложений- это очень быстрый темп. Если кто-то из ваших родственников или знакомых: супруг(га), братья, сестры ребёнка, бабушки - все те, с кем общается ребенок, разговариваю быстро, то поговорите с ними и на своем примере объясните требуемый темп – ТЕМП ДЕТСКОЙ РЕЧИ.
Начните анализ с себя, как Вы говорите?
Так же обратите внимание, что ребенок говорит громко. Это дает лишнее напряжение речевому аппарату. Объясните ребенку, что надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО и НЕГРОМКО. Пусть на первом этапе это будет ШЁПОТ. Поговорите с ним шёпотом, постепенно увеличивая звук до приемлемого уровня. Делайте это не в форме строгого наставления, а в форме игры, интересного рассказа.
Принцип 7. ОСАНКА и РАССЛАБЛЕНИЕ.
Следите за осанкой ребенка, никакой сутулости, поднимайте подбородок, расправляйте плечи! Сутулость – есть причина снижение объема легких, опускание диафрагмы, усложнение работы межрёберных дыхательных мышц, напряжение мышц живота. Правильное положение головы- это ровное положение или чуть вверх подбородок. При наклоне головы вниз нижней челюсть не может свободно двигаться, чтобы открыть рот для произнесения слова. Нижняя челюсть должна опускаться при естественной силе тяжести.
Правильная осанка – это прямой позвоночник. Вес верхней части тела должен опирается на столб позвоночника. Если это не так, то вся нагрузка (20-30 кг! у детей, до 40 кг у взрослых) приходится на межрёберные дыхательные мышцы и диафрагму (главную дыхательную мышцу). Она находится под нагрузкой, не будет нормально функционировать. Отсюда снижение глубины дыхания, недостаточный напор воздуха при выдохе.
Правильная осанка способствует улучшению кислородного обмена, который нормализует работу мозга!
Лечебный массаж спино-воротниковой зоны поможет исправить осанку, снять мышечные напряжения, что улучшит речь. Пройдите 4-5 сеансов у массажиста, наблюдайте изменения. Если помог массаж, то дополнительно пройдите 4-5 сеансов (1 сеанс через день или реже: 1 раз в неделю)
Полезен так же аккуратный массаж головы: роднички ещё не окостенели, поэтому просто погладьте ребёнка по головке ладошкой.
Принцип 8. НЕ СПЕШИТЕ при разговоре и в обычных делах!
Бывает так: Вам утром на работу, поэтому спешите в детский садик… Спешка – это враг. Спешка (имеется ввиду быстрый шаг, быстрые движения) сбивает дыхание, в целом меняется гормональный состав крови. Точный расчёт времени пути до назначенного места поможет Вам спланировать время выхода из дома, а значит и время подъёма ребёнка. Добавьте время на собственные сборы и дополнительное время на выход из дома, на дорогу до остановки транспорта или парковки автомобиля. Добавьте время захода в садик. Общее расчётное время точно подскажет время подъёма и своё, и ребёнка!
Старайтесь медленный темп поддерживать не только в разговоре, но и в других действиях, например, ходьбе. Неторопливый шаг успокаивает. Ходите медленно как в садик, так и после садика. Не спешите на прогулках, во время «похода» по магазинам- в любых других случаях.
Хорошее упражнение, которое успокаивает и исправляет осанку- неспешная ходьба, при которой вы вместе с ребёнком смотрите на верхушки деревьев (вверх). (Внимание: при переходе улицы соблюдайте осторожность!)
Принцип 9. Поведение воспитателей в детскому саду или нянь!
Мы уже говорили, что нельзя кричать на ребенка, тем более, физически наказывать. Если какую-то шалость не можете простить малышу, то лучше «проказника» поставьте в угол. ОН И ТАК ПОЙМЕТ НАКАЗАНИЕ.
Обращайте внимание, чтобы этого не делали воспитатели в детском саду или няни. До 50% случаев невроза у ребёнка– это их поведение, так как собственные проблемы «срывают» на детях..
Объясните всем сдерживать эмоции в отношении ребенка, ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ! С «кричащим» воспитателем детского сада можно лично поговорить или прибегнуть к помощи заведующей.
Воспитательный процесс детям необходим, но старайтесь сдерживать эмоции! Ровное поведение и требовательность!
Принцип 10. ХОРОШИЕ СЛОВА.
Детский возраст- это возраст открытий и поиска..
К сожалению, открытия происходят не только в хорошем, но и в плохом: ребёнок может повторять плохие ругательные слова, услышанные на улице или по телевизору. В эмоциональном плане (голос совести), может происходить торможение в произношении данных слов, возникают запинки, которые передаются и на обычные слова. «Сознание» тормозит действие «Физического тела». Грубость чужда «устройству» человека!
Объясните ребёнку, что эти слова нельзя повторять, кто их не повторяет, тот не запинается!
Принцип 11. Самооценка, воспитание уверенности!
Не только ребёнок, но и взрослый человек не уверен в себе, когда он один… Если ребёнка наказывают родители, по его мнению не заслуженно (например, «красиво» разрисовал обои и т.п.), то ребёнок думает: «В других сложных ситуациях они не заступятся за меня.., я один на один с этим сложным миром..» Поэтому если вы «ПОТЕРЯЛИ МАЛЫША», то «НАЙДИТЕ ЕГО». Станьте его другом, защитником- ВЫ ВМЕСТЕ, ВЫ СИЛА!!!
Поднимайте самооценку ребёнку! Хвалите ребёнка за хорошие поступки… Самооценка поднимет уверенность, уверенность положительно повлияет на речь. Будьте уверены Сами в себе как пример для ребёнка.
Мы перечисляли способы: совместный разбор «страхов», откровенный разговор, доверие в покупках и самостоятельный выбор. Это всё поможет усилить чувство защищённости. Если вы ВМЕСТЕ, то сможете решить любую проблему, и эту проблему запинок!
Делайте вместе добрые дела- это хороший воспитательный процесс, положительные эмоции, чувство полезности семье и обществу.
Поддерживайте ребёнка и старайтесь не обращать внимания на мелкие запинки, главное постепенное улучшение речи!
Иногда родители предъявляют очень высокие требования к речи малыша, «судят по себе»- снизьте вашу планку притязаний, звуки постепенно исправятся. У вас будет длительный школьный период на постановки «правильной» речи и звуков, так же ребёнок будет учиться у сверстников.
Принцип 12. Продукты, улучшающие речь.
Все проверенно на себе:
Льняное масло. Ложку с хлебом, или намазать на хлеб. Продаётся в аптеке и супермаркетах.
- рыбий жир . Некоторые дети его любят. Продаётся по-разному, бывает в капсулах. Если ребёнок ни в какую его не принимает, то предложите морскую рыбу. Желательно жирные сорта морских рыб: морской окунь, скумбрия, сельдь, другие и, конечно, палтус. В любом виде: холодного копчения –самый вкусный, в отварном виде, жареном – как любите Вы и ваш ребёнок. Эти продукты содержат необходимый строительный материал нервных клеток и клеток мозга- жиры Омега 3 (незаменимые жирные кислоты или «витамин F»)
Творог отдельно или с молоком и сахаром для вкуса.
Кисломолочные продукты (йогурт, сметана, другие) содержат большое количество кальция и фосфора, которые тоже является строительным материалом не только нервных, но и всех других клеток.
Квашенная капуста с луком и растительным маслом в виде салата.
Не усердствуйте с продуктами, пусть это будет один-два раза в неделю- достаточно.
Помогает клеткам мозга и кислород- поэтому, ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветриваем помещение.
На гиперактивность ребёнка влияет сахар, снижаем гиперактивность, поэтому прячем конфетницу – 1-2 конфеты в день достаточно! Сладкая газировка- чем реже, тем лучше!
-
Создайте атмосферу доброты и тепла. Знайте, заикание - это НЕВРОЗ. Найдите причину невроза, необходимо понять волнения, тревоги, страхи ребенка. Проанализируйте всех, кто общается с ребенком: себя, папу, если есть братья, сестры, бабушки, дедушки и т.д. Ответьте на вопросы: кто доминирует над ребенком, кто «подавляет» психику, одним словом кого/чего он боится. Задайте ему прямой вопрос: чего ты боишься? Обязательно найдите ответ и объясните ребенку, что этого бояться не следует.
Теперь о логопедах.
Сразу отмечу, что к «лечению» детей у логопедов надо подходить осторожно.
Хороший подход, когда логопед - воспитатель в детском саду, так сказать, «тайный» врач, и все лечение это в основном дыхательная гимнастика и игра.
Вредный подход - когда ребенка ведут в больницу(!), к врачу(!), лечить «заикание»(!). Возникает дополнительный стресс, еще сильнее закрепляется данный комплекс. Поэтому, если Вы решили проконсультироваться с логопедом, то максимально завуалируйте эту встречу: например, можно сказать, что «давай пойдем в аптеку за витаминкой» (угостите малыша аскорбинкой или гематогеном). Или скажите, что тетя (дядя) просто поговорит с тобой. Так же следите, чтобы логопед Вам ничего не рассказывал «с глазу на глаз» в присутствии ребёнка, так как ребенок всё услышит и заметит.
ЗАДАЧА – НЕ АКЦЕНТИРОВАТЬ (не заострять) ВНИМАНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ.
Вы должны почувствовать, насколько профессионален логопед, какие советы Вам подходят.
Помните, что важно не только факт занятия у логопеда, а само поведение в обыденной жизни: например, логопед просит расслабиться и успокоиться, а до занятий или после занятий спешите на автобус или маршрутку. Или когда занимаетесь - говорите медленно, а что-то случилось - повышаете голос, ускоряете темп речи- это не правильно!
Бывает, даже детям прописывают «успокоительные» таблетки (!). Внимательно изучите состав таблеток, и если они не на травах, будьте осторожны!
Организм быстро в этом возрасте развивается и речь должна постепенно восстановится!
Специальные упражнения логопеда, например, «зарядка» языка, вращения губами и языком, «помощь рукой» и тому подобное – на мой взгляд, малышу ВРЕДНЫ! Они могут наоборот акцентировать внимание ребенка на проблеме, «загнать» ее в глубь сознания.
Ни в коем случае не говорите ребенку слова «заикание», говорите, если требуют обстоятельства, «запинки». Поверьте, он это страшное слово уже слышал не раз. Но, Вам он поверит больше!
Вселяйте ребенку уверенность. Например, расскажите, что когда он играл, то ни разу не запнулся, но надо еще тише и медленнее говорить.
Сейчас главные задачи - КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ, точнее РЕЧИ НА ВЫДОХЕ; ОТСУТСТВИЕ СПЕШКИ В РЕЧИ и других действиях, ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА; УСТРАНИТЬ ВСЕ ПРИЧИНЫ ПОДАВЛЕНИЯ РЕБЁНКА – крики, наказания, даже повышения голоса.
Главное, чтобы хорошей речи было больше, чем плохой и речь с развитием организма восстановится!
Здоровья Вам и Вашим детям!
Прошу написать Ваш опыт применения методики на мою почту: [email protected]
С уважением, Сергей Гордов
Р.S. Статистика такова: до 15-20% детей в возрасте до 7 лет сталкиваются с проблемой запинок (заикания). Основная часть из них избавляется от заикания при создании определенных условий, перечисленных выше. Остается 1 -3 % детей, которые побеждают эту проблему в юношестве или зрелом возрасте. На мой взгляд, у этой части детей просто не были созданы условия, не помогли вовремя.
Бывает так: в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, ваш двух-трехлетний карапуз начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу кашу!». На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми, мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. И все-таки, поддаваться панике не надо. Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» (физиологическими итерациями) даже проработавшие не один год логопеды. И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.
Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.
Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Обычно мамы начинают паниковать, ожидая худшего – заикания. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.
Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.
- При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.
- Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.
3.Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка. Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).
Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры. Посетите логопеда и психоневролога. И тот и другой помогут с диагностикой, то есть выявят заикание (иногда его называют логоневрозом). Психоневролог пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени. При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:
- Консультируемся и занимаемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия. Уточните, есть ли у психолога сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по этим направлениями психокоррекции.
- Занимаемся с логопедом. Логопед в игровой форме учит малыша приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.
- Проводим курс расслабляющего массажа.
- Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.
При коррекции заикания делаем так:
- Посещаем и выполняем все рекомендации психоневролога.
- Занимаемся с логопедом регулярно и систематически. Заикание имеет неприятную особенность возвращаться, особенно на фоне стресса. Так, устранив заикание до школы, нужно быть особенно внимательными, когда малыш пойдет в 1 класс. Школьная адаптация и нервно-эмоциональное напряжение, с этим связанное, может спровоцировать нарушение речи.
- Проводим курс расслабляющего массажа, причем не один.
- Занимаемся с психологом.
Советы родителям на каждый день.
Следует пересмотреть свое поведение в отношении воспитания малыша: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.
- Следите, как — быстро или медленно — вы говорите с ребенком и как громко: если запинки появились, то говорить нужно тише и медленнее.
- Убедите себя: запинки не приговор, а симптом более глубокой проблемы, обычно психолого-педагогического порядка. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас, буквально интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так»; нервное напряжение растет.
- Особо серьезные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры до 15-20 минут в день.
- Перед сном включайте тихую инструментальную музыку, обработку классики для детей. Такие музыкальные композиции оказывают хороший психотерапевтический эффект.
- Если ваш малыш стал запинаться из-за интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай малыш месяц-другой ничем не занимается, бьет баклуши, ничего не делает.
- Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на своеобразии его речи. Вот почему лучше не требовать от него повторить слово верно и вообще давать какую-либо оценку высказываниям. В случае, если ребенок во время беседы начал сильно запинаться, просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается. Обычно при использовании этих приемов запинок нет.
- При общении с ребенком с запинками дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах, ни подсказывать слово, не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания.
Если запинки в речи малыша проявляются нечасто, никак не влияют на качество общения, не напрягают самого ребенка – то кроме консультации у логопеда ничего делать не нужно. При правильном психолого-педагогическом подходе все это проходит само собой.
Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что делать, если ребенок начал заикаться. Как известно, подобному состоянию должны предшествовать какие-то причины. Именно в этом мы и попробуем разобраться, а также выясним, как себя вести, что делать в сложившейся ситуации.
Виды недуга
Для большинства родителей заикания представляет собой единую форму заболевания. Однако, они не знают, что существуют различные формы данного недуга.
Основываясь на причине заболевания, различают такие виды заикания:
- невротический — является следствием внешних факторов, в частности психологических травм;
- неврозоподобный — развивается независимо от факторов внешней среды, чаще всего является следствием поражения участков головного мозга или возникает на фоне генетической предрасположенности.
По типу течение болезни различают такие формы:
- постоянная — сохраняется на всю жизнь;
- рецидивирующая — проходит, но может заново проявляться;
- волнообразная — полностью не проходит, симптомы то обостряются, то стихают.
Основываясь на том, как проявляется речь, различают:
- тонический тип — характерно растягивания некоторых звуков и создание при этом паузы в словах, которая происходит из-за напряжения мышц языка и рта, например, «м….машина»;
- клонический тип — наблюдаются прерывистое движение дыхательных органов судорожного характера, что приводит к повтору слогов, как правило первых, например, «те-те- телевизор»;
- Смешанный тип — характерно объединение двух вышеизложенных вариантов, например, «с…со-со-собака».
Стадии заикания
- Начальная стадия заболевания — характерно повторение союзов или первых слов предложений. Малыш не замечает отклонений в своей речи.
- На втором этапе ребенок старается больше времени молчать, потому что заикание все чаще встречается в его разговоре. Слова, имеющие много слогов, не поддаются малышу, особенно при быстром темпе речи.
- Третья стадия характеризуется закреплением судорог в работе мышц. Малыш начинает обращать внимание на то, что его произношение слов значительно отличается от других детей. Ярко прослеживается трудности с произношением. Все чаще слова ребенка заменяются жестикуляцией.
- На четвертой стадии ребенок сильно заикается, характерно обостренное восприятие карапузом отличий в своей речи от остальных детей. Малыш начинает внутренне готовиться к приближающемуся заиканию, со страхом его ожидает. На данном этапе приступ при заикании наблюдается не только в период повышенной эмоциональности.
Причины
Если ребенок стал заикаться, такому состоянию предшествовало какое-то событие, недуг возникает под влиянием определенных факторов, как внешних, так и внутренних.
- Патологии во внутриутробном развитии, травмы во время родов;
- Заболевания инфекционного характера, например, тиф, коклюш или корь .
- Патологии неинфекционного типа, например, рахит.
- Мозговая инфекция, черепно-мозговые травмы.
- Патологии эндокринной системы.
- Оперативное вмешательство по иссечению аденоидов или гланд.
- Заболевания лор-органов.
- Вялопротекающие болезни внутренних органов.
- Врожденная патология составляющих речевого аппарата.
- Недостаток физической развитости малыша.
- Повышенная требовательность родителей к карапузу или наоборот избалованность.
- Присутствие постоянных ссор и скандалов в семье ребенка, которому только 2 года часто может стать причиной развития недуга.
- Повышенная привязанность малыша к маме.
- Отсутствие контакта с родителями.
- Переучивание левши на правшу.
- Отсутствие дневного распорядка.
- Нагрузки интеллектуального характера, которые не соответствует возрасту ребенка. Такое часто наблюдается у детей 3 лет и старше, когда родители стараются вложить им в голову, как можно больше информации, хотят научить считать и читать.
- Генетическая предрасположенность.
- Позднее развитие речи.
- Нарушения в работе органов ЦНС.
- Ускоренный темп речи.
- Психологическая травма, сильный стресс или испуг .
Признаки
Известны случаи, когда после сильного стресса или явного испуга ребенок замыкается в себе, . Спустя какое-то время малыш, скорее всего, начнет говорить, но достаточно часто этот процесс сопровождается заиканием. Необходимо знать, что при своевременном обращении к специалисту, можно успеть избежать заикания.
Кроме данного случая к основным признакам также относят:
- появление в речи малыша гласных звуков в начале некоторых слов;
- малыш замолкает в середине произносимой фразы или даже слова;
- ребенок повторяет слова или целые фразы в начале своего разговора;
- малышу трудно начинать говорить.
К дополнительным симптомам относятся:
- повышенная нервозность, напряженность;
- хорошо развита мимика, иногда наблюдаются нервные тики ;
- сложности во время общения;
- агрессивность;
- замкнутость;
- отсутствие полноценного сна;
- , плаксивость;
- возникновения фобий разного характера.
Заикание в большинстве случаев провоцируют развитие логофобии, которая заключается в боязни общения с другими людьми. Ребенок боится того, что будет неправильно воспринят окружающими из-за проблем в произношении слов.
Диагностика
- Специалист проводит первичный осмотр ребенка, выявляют видимые проблемы.
- Тест на звукопроизношение.
- Определение лексико-грамматического содержания речи ребенка.
- Проверка фонематического слуха.
При подозрениях на неврологические патологии будут назначаться:
- Электроэнцефалограмма;
- МРТ головного мозга;
- реоэнцефалография;
- ЭхоЭГ.
Когда нужно к врачу
Существует ряд признаков, свидетельствующих о необходимости безотлагательной консультации с доктором.
- Наблюдается систематическая устойчивость повторов слов и даже целых фраз.
- Ребенок начал чаще дублировать слоги в словах.
- Появилось удлинение слов.
- Ребенку тяжело воспроизводить речь.
- Когда малыш говорит, у него сильно напрягаются мышцы лица, а также происходит стеснение артикуляционной мускулатуры.
- Во время разговора ребенок меняет интонацию своей речи.
- Малыш часто молчит , старается не разговаривать.
Особенности ухода
- Эмоциональное спокойствие:
- необходимо ограничить доступ к телевизионным программам, которые не соответствуют возрасту ребенка, а также перенагружают его нервную систему;
- недопустим просмотр телевизора перед сном, также необходимо ограничивать времяпровождение перед экраном;
- ограничить доступ к новомодным гаджетам или минимизировать их влияние;
- никогда не рассказывайте ребенку страшные сказки перед сном;
- ограничить общение со сверстниками и родственниками, при необходимости, на время прекратить посещение детского сада.
- Особенности речевого произношения:
- станьте примером для ребенка, разговаривайте четко и неторопливо;
- умышленно замедляйте свое произношение, чтобы малыш попытался за вами повторять;
- не говорите при ребенке по слогам, особенно, если у него клонический тип заикания;
- пусть малыш общается с детками, которые уже хорошо владеют речью;
- следите за тем, чтоб карапуз, как можно меньше разговаривал, отвлекайте его играми, предложите помочь по кухне;
- рассказывайте малышу увлекательные истории, сейчас важно, чтоб ребенок больше слушал, а не говорил.
- Особенности физического развития:
- гимнастика;
- спортивные игры на воздухе;
- плавание;
- физическими упражнениями;
- проведение массажа;
- займитесь развитием мелкой моторики: настольные игры, лепка из пластилина , игры с песком, рисование.
- Пение: занятия по вокалу развивает чувство ритма и обучает правильному дыханию. К тому же, в песне, по сути, каждое слово является продолжением предыдущего, практически без остановки голоса. Все усилия ребенка направлены на правильное воспроизведение мелодии, также ритма, он не задумывается над произношением слов, что помогает излечиться от заикания, если причиной была психосоматика.
Методы лечения
Ребенку окажут помощь такие специалисты:
- Психотерапевт — поможет разобраться с причиной заикания и начнет борьбу с ней.
- Невролог — пропишет успокоительные препараты, которые помогут укрепить нервную систему ребенка.
- Логопед — покажет упражнения для корректировки темпа и ритма речи, научит дыхательной гимнастике.
На пути к выздоровлению могут использовать такие методы лечения:
- медикаментозный способ приема препаратов;
- традиционный – прохождение физиопроцедур, дыхательной гимнастики, массажа воротниковой зоны и лицевых мышц, ЛФК;
- нетрадиционный – народная медицина, иглоукалывание;
- мультимендийные комплексы на электронных носителях;
- авторские – методики разработанные психологами, дефектологами или психиатрами.
Игры для лечения:
- надувание воздушных шариках или мыльных пузырей способствует обучению правильного дыхания;
- показывайте ребенку, как можно имитировать шелест листьев, шум ветра, звук поезда.
Массаж
Процедура является эффективным способом улучшения состояния заикающегося ребенка. Вы можете записаться к специалисту. Самостоятельно проводить данные упражнения не рекомендуется, родители могут по неопытности травмировать мышцы гортани ребенка. Кроме того, желательно записываться не к обычному массажисту, а именно к человеку, который специализируется на лечении нарушений речи.
Правила проведения процедуры:
- у массажиста обязательно должны быть теплые руки;
- присутствие спокойной музыки, позволяющей ребенку расслабиться;
- медленный темп движений;
- создание комфортного окружения для ребенка.
Этапность проведения процедуры:
- зона шеи;
- плечи (верхняя область);
- мимическая мускулатура;
- область вокруг губ;
- гортань.
Главная цель, преследуемая массажистом — расслабить напряженные мышцы, находящиеся в постоянном тонусе у заикающегося малыша. Курс лечения состоит из 12 сеансов. Иногда может назначаться повторный курс спустя две недели после предыдущего.
При патологиях нервной системы с целью повышения эффективности массажа и коррекционных упражнений логопеда могут назначать медикаментозную терапию.
Народные средства
Врачи могут назначать препараты народной медицины, в частности травы успокающего действия. Малышу помогут:
- пустырник;
- сок крапивы;
- валериана;
- ягоды калины;
- травяной сбор мяты, ромашки, крапивы и валерианы;
- гусиная лапчатка;
- сбор вереска и хмеля;
- ополаскивать горло отваром душистой розы и белого ясенца;
Главное, чтоб родители понимали, что средства народной медицины являются вспомогательной терапией, а не основной.
Что нельзя делать
- Высмеивать ребенка, подшучивать над ним.
- Задавать малышу много вопросов.
- Просить, чтобы он заново начал рассказывать свое предложение.
- Смотреть на карапуза с презрением и раздражением.
- Помогать завершить слово или фразу.
- Останавливать, когда ребенок пытается что-то сказать.
- Просить, чтобы малыш начал говорить помедленнее.
- Вместо ребенка подбирать слова.
- Просить совершить глубокий вдох.
Прогнозы
Попав на прием к врачу, вы не сможете получить точный ответ на вопрос о прогнозах лечения заикания. Результаты терапии будут зависеть от многих факторов, в том числе и от формы недуга, возраста пациента, индивидуальных особенностей его организма.
Если рассматривать прогнозы обобщенно, то может наблюдаться следующее:
- своевременно проведенное лечение значительно повышает шансы на полное выздоровление;
- если присутствует патология аппарата речи врожденного характера, то шансов на благоприятный исход практически нет;
- дыхательные судороги значительно быстрее поддаются терапии, чем тонические;
- лечение, начатое в 5 лет, бывает эффективнее, чем начатое в более позднем возрасте.
- под влиянием внешних психологических факторов может наблюдаться рецидив заболевания после полного выздоровления.
Профилактические меры
- Не допускайте ссор в семье. В доме должен быть покой и уют.
- Не показывайте ребенку фильмы и передачи со страшным содержанием.
- Не рассказывайте на ночь страшилки.
- Не давайте смотреть телевизор перед сном, даже если показывают мультфильмы, особенно это касается детей до 4 лет.
- Если у ребенка присутствует фобия, не стоит ее обострять. Например, если малыш боится оставаться в темноте, нельзя его закрывать в темном помещении, нужно оставить включенным свет.
- Не проявлять к ребенку завышенные требования, но и не сильно его баловать.
- Оберегайте карапуза от травм психологического характера.
- Соблюдайте режим бодрствования и сна.
- Читайте книги, занимайтесь развивающими играми .
- Ежедневно бывайте на прогулке, не меньше двух часов.
- Не допускайте ссор и конфликтов в семье.
Теперь вам известен ответ на вопрос «почему ребенок заикается?». Важно соблюдать все рекомендации и предписания специалистов для восстановления нормальной функции речевого аппарата. Главная задача родителей, сохранять полное спокойствие и не волноваться раньше времени. Достаточно часто подобное состояние является обратимым и поддается лечению.
Лечение заикания у детей, самого распространенного нарушения речи, эффективно проводится с применением специально разработанных методик и на сегодняшний день имеет благоприятный прогноз.
Что делать, если ребенок начал заикаться, что такое заикание у детей, причины и лечение логоневроза - об этом и многом другом читайте в этой статье.
Логоневроз у детей — что это такое
Заикание или, по медицинской терминологии, логоневроз - это дефект речевой сферы, обусловленный отклонением в работе центральной нервной системы. Речь при заикании становится неровной, скачкообразной, сопровождается судорожными заминками и многократными повторениями отдельных звуков.
При логоневрозе у детей наблюдаются следующие симптомы:
- прерывистая речь с пролонгацией звуков и слогов (м-м-м-машина, ма-ма-машина), либо с вынужденными паузами (м….ашина);
- тревога, беспокойство, напряженность перед речью;
- безотчетные движения, например, частое моргание, гримасы на лице, как попытка преодолеть заикание;
- прерывистое дыхание со слишком глубоким вдохом либо учащенное от волнения.
Слаженная работа органов речевого аппарата, дыхательной системы и голоса дает сбой и нарушается плавность речи.
Как понять, что ребенок заикается? Натянутость на лице, сбивчивое дыхание, напряженный голос и стресс от общения. Если напряжения нет, а есть просто запинки в речи из-за желания озвучить все и сразу, то волноваться не стоит.
Причины возникновения логоневроза у детей
Почему ребенок заикается? Причинами этого могут быть:
- эмоциональные и информационные перегрузки;
- перенесенные болезни и осложнения после них;
- подражание заикающимся близким;
- врожденная слабость органов артикуляции;
- наследственность;
- травмы при родах;
- тяжелые инфекционные заболевания;
- органические нарушения в работе головного мозга.
Если чересчур эмоциональный, робкий, впечатлительный ребенок начал заикаться в 2 или 3 года, причиной мог стать сильный испуг.
Причинами заикания у детей 3, 4, 5 лет, когда активно идут процессы становления речи, пополнения словарного запаса, могут быть информационные перегрузки. Лечение в таких случаях обязательно предусматривает организацию щадящего режима дня с продолжительным пребыванием на свежем воздухе, достаточным временем сна, отсутствием стрессов и исключением взаимодействия с компьютерной техникой.
Иногда ребенок может заикаться, подражая кому-то из близких, особенно, когда процесс «говорения» в самом разгаре.
Болезни с осложнениями существенно снижают иммунитет ребенка, делают его чересчур чувствительным к проявлениям внешнего мира и могут спровоцировать нарушение речи. Вялые артикуляционные мышцы, ленивый язык отнюдь не способствуют плавному течению речи и тоже могут быть причиной логоневроза.
Случаи заикания вследствие органических изменений головного мозга считаются сложными и требуют глубокого и длительного лечения.
Виды и типы заикания у детей
Если спазм артикуляционных органов происходит на фоне волнения, эмоционального напряжения, а в отсутствие стресса этого нет, то это невротический вид логоневроза. Если ребенок заикается постоянно, независимо от внешних условий, из-за нарушений физического и психического развития, то имеет место неврозоподобный вид патологии.
По характеру проявления заикание подразделяется на типы:
- тонический, когда из-за спазма речевых мышц возникает затяжная пауза, звуки даются с трудом, напрягается лицо, нарушается дыхание;
- клонический, когда звуки, слоги повторяются неоднократно;
- смешанный, когда есть признаки и тонического, и клонического типов.
Чтобы завуалировать дефект, ребенок улыбается, кашляет, зевает. Или сжимает кулачки, притопывает ногой, чтобы как-то преодолеть проблему. Как помочь маленькому человеку? Как избавить ребенка от заикания? Прежде чем приступать к лечению, имеет смысл поговорить о психологических корнях проблемы.
Психосоматика логоневроза у детей
Психологи утверждают, что методы воспитания ребенка в семье могут оказать влияние на появление проблем с речью. Они связаны с типами детской психологии:
- Истерический. Это тот тип, когда ребенку все можно. Его балуют, исполняют любое его желание. Трудные времена наступают, когда надо “выходить в свет”, например, в детский сад и быть, как все. Стресс может спровоцировать заикание.
- Неврастенический. В этом случае ребенка подавляют из-за несоответствия идеалам, которых водрузили на пьедестал родители. Пренебрежение, нежелание считаться с его мнением, унижение достоинства — такое психологическое давление может стать причиной логоневроза.
- Психастенический. Гиперопека родителей, полная подконтрольность им делает ребенка неуверенным в себе и робким. Общение со сверстниками дается ему с трудом. Такой ребенок может начать заикаться.
В группе риска впечатлительные и слишком ранимые дети, нерешительные и несмелые.
Чтобы уберечь беззащитного маленького человека от беды, имеет смысл не баловать ребенка, считаться с его мнением, создавать условия для общения со сверстниками, разрешать познавать окружающий мир без гиперконтроля с родительской стороны. Такая любовь к своему ребенку сделает из него свободного человека.
Как лечить заикание у ребенка: специалисты и методы
Ребенок стал заикаться в 3-4 года, заикается в 6-7 лет. Что делать? Можно ли вылечить заикание и как? Кто лечит заикание у детей? Давайте по порядку.
Что делать, если ребенок заикается? При комплексном подходе заикание успешно поддается коррекции! Для этого необходимо пройти обследование, чтобы определить причину и своевременно начать лечение.
- Логопед устранит нарушения в работе артикуляционного аппарата, научит правильному произношению звуков, откорректирует плавность и правильность речи.
- Психолог выявит причину заболевания, поможет в преодолении страха, беспокойства, волнения, научит правильному отношению к стрессовым ситуациям.
- Невролог назначит соответствующую терапию для нормализации работы нервной системы.
Современные методики лечения заболевания включают в себя коррекционные и лечебно-оздоровительные мероприятия.
Стабилизация эмоционального состояния и приведение в равновесие нервной системы - главные моменты при невротическом заикании. Таблетки и лекарства в виде успокоительных травяных сборов, гипноз, массаж, а также дыхательная гимнастика и упражнения от заикания, согласованные с логопедом, которые вам предстоит регулярно выполнять в домашних условиях, - все это реальная помощь вашему ребенку.
В случае неврозоподобного заикания назначается терапия нарушений головного мозга, которая направлена на восстановление психических процессов. Применение транквилизаторов и спазмолитиков, работа с психотерапевтом и логопедом - таков комплекс лечения.
Лечебно-оздоровительные мероприятия, которые могут обеспечить ребенку родители - это:
- прогулки на свежем воздухе, экскурсии на природе, игры, спортивные развлечения;
- полноценный сон;
- здоровое питание;
- создание хорошего настроения, чему способствуют доброжелательное отношение друг к другу, благоустройство территории и помещения, где находится ребенок;
- физические упражнения и ритмические танцы под музыку.
Лечение заикания в домашних условиях включает в себя ласковое и внимательное отношение к малышу. Если ваш ребенок заикается, вот несколько добрых советов:
- Разговаривайте с малышом медленно, не торопитесь, выговаривайте каждое слово.
- Говорите спокойно, с улыбкой, доброжелательно.
- Резкие движения и слова, окрики и одергивания, недопустимы.
- Если вы возьмете малыша за руку, присядете, чтобы быть “на равных” и посмотрите ему в глаза, у него точно получится рассказать вам без запинки все, о чем не терпится рассказать. Еще бы! Он будет чувствовать вашу поддержку!
- Устраивайте уютные домашние чтения, и пусть герои сказок будут добрыми и смелыми.
- Учите ребенка ответственности, самостоятельности, приучайте его к труду.
Очень важное для положительной динамики значение имеют беседы с детьми, которые помогают сформировать правильное отношение к себе, поверить в собственные силы, учат ставить цели и идти к ним.
Лечение заикания у подростков
Дети подросткового возраста тоже подвержены этому заболеванию. Гормональные изменения в организме, неустойчивая психика, переоценка ценностей делают организм уязвимым. Логоневроз может усугубить присущие этому возрасту психологические проблемы и стать причиной комплексов.
Чтобы вылечить заикание у подростка, надо также создать единую команду из врачей-специалистов, родителей и самого взрослеющего человека, чтобы сообща преодолеть это речевое нарушение.
Избавиться самостоятельно от заикания подростку могут помочь в качестве дополнительных мер следующие рекомендации:
- Пойте. Во время пения заикаться не получится. Постарайтесь делать это с удовольствием.
- Занимайтесь творчеством. Ограничьте занятия, требующие активной умственной деятельности. Полезны также медитация, йога, путешествия.
- Ведите дневник. Это даст вам возможность размышлять, выражать письменно, а не вслух, свои мысли в спокойной обстановке. Мысленный монолог без заикания поможет в преодолении речевого нарушения.
- Освойте дыхательную гимнастику, научитесь дышать плавно и размеренно. Это поможет вашей речи стать такой же.
Дерзайте, найдите в себе силы справиться с проблемой, это выполнимо.
Наши дети независимо от возраста нам дороги. Заикание — это проблема. Но она решаема и преодолима. Терпение, вера в успех, а главное, безграничная любовь к своему ребенку способны творить чудеса!